СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План выступления к презентации "Активные методы обучения".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План выступления к презентации "Активные методы обучения".

Просмотр содержимого документа
«План выступления к презентации "Активные методы обучения".»

Байбурина Л.Н.

Технология модерации. Использование активных методов обучения на занятиях физической культурой.

Именно технология позволяет, конечно, при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих педагогов. Образно говоря, технология – это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Впервые мысль о технологизации процесса обучения высказал Ян Амос Коменский еще 400 лет назад. Он призывал, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, чтобы всё чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, им была сформирована важнейшая идея технологии обучения – получение гарантированного результата.

Слайд 1
Модерация - технология интерактивного обучения

Слайд 2
Что такое модерация? Moderare  – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Модерация– это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Слайд 3
Цели модерации:

  1. эффективное управление классом в процессе урока

  2. максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс

  3. поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока

  4. гарантированное достижение целей урока.

Слайд 4
Плюсы модерации для ученика.

1.активная позиция в образовательном процессе

2.уверенность в себе, целеустремленность

3.самостоятельность в выработке и принятии решений

4.готовность нести ответственность за свои действия

Слайд 5
Плюсы модерации для учителя

1.возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы.

2. гармонично сочетать передачу новой информации и её самостоятельную активную осмысленную переработку учащимися

3. полностью учитывать психофизиологические особенности школьников, обеспечивая комфортное обучение

4. уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая достижение целей урока.

Слайд 6
Принципы модерации:

  1. структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

  2. систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

  3. комплексность (содержание каждой части урока, и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

  4. прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Слайд 7
Фазы (этапы) модерации:

  1. инициация (начало урока, знакомство);

  2. вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

  3. формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

  4. интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

  5. проработка содержания темы (групповая работа обучающихся );

  6. подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

  7. эмоциональная разрядка (разминки).

Слайд 8
Ключевые процессы модерации

ИКВММРАО:

  1. эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

  2.  (коммуникация) упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса;

В зависимости от индивидуальных способностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок,образов, другая часть понимает учителя лучше при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на – зубок» -потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим. Поэтому, например, использование при обсуждении материалов наглядных пособий, мультмедиакомпонентов позволит активно включится в обсуждение темы урока визуалам. Выразительная речь, музыкальное оформление презентаций обеспечит вовлеченность в образовательный процесс аудиалов. Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами, использовать язык тела поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.

(визуализация) обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

  1. мотивация всех участников образовательного процесса.Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку. Однажды пес вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали. Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация. Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал.

Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием.

Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

  1. мониторинг образовательного процессаСмена напряженной работы веселыми разминками в процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики при планировании урока, необходимо уделить время формулированию критериев мониторинга образовательного процесса.

Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.

Задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье.



  1. рефлексия педагога и обучающихся.Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития. Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

  2. анализ деятельности участников и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.



















Слайд 9,10

Сравнительные особенности традиционного и современного уроков

Особенности

Традиционный

«знаниевый»

Современный

«способностный»


Цель

формирование знаний, умений и навыков

развитие личности


Характеристика

школа «памяти»

школа «развития»


Преобладающий тип и характер взаимоотношений

субъект - объектный

субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай, как я!»

«Не навреди!»

Характер и стиль взаимодействия

авторитарность,

монологичность

Демократичность, диалогичность


Формы организации

фронтальные,

индивидуальные

групповые,коллективные


Способы усвоения

заучивание,

действия по алгоритму

поисковая деятельность, рефлексия

Функции учителя

носитель информации,

пропагандист знаний,

хранитель норм

организатор сотрудничества,

консультант

Позиция ученика

отсутствие интереса и мотива к личностному росту

активность,наличие мотивов и интереса

Методы обучения

иллюстративно-объяснительные

проблемные,поисковые,исследовательские

Ведущий тип деятельности

репродуктивный,

воспроизводящий

продуктивный, творческий

Формула обучения

знания – репродуктивная деятельность

проблемная деятельность – рефлексия знаний









Вывод:Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять.

«Умение работать в команде» - такие слова можно встретить, пожалуй, в каждом втором резюме. К примеру, успешное продвижение продукта компании зависит от усилий всего отдела маркетинга.И именно использование технологии модерации позволяет детям научиться работать в команде.

Слайд11.

Активные методы обучения.

Методы, стимулирующие познавательную деятельность.

Дискуссионные методы -Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Игровой метод. Этот метод постоянно используется на уроках физической культуры. «Ролевая игра», «Игра –соревнование» - эстафеты.

Сенситивный тренинг - тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства.Тренингсенситивный - вид групповых методов обучения, основанный на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

 Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.



Заключение.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.

Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!