СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока к элективному курсу по теме: "Статическое электричество в природе, технике и в жизни человека"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана-конспекта урока кэлективному курсу по физике для 10-12 классов.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока к элективному курсу по теме: "Статическое электричество в природе, технике и в жизни человека"»

Государственное казённое общеобразовательное учрежден Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Рок Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат»,

СП при ФКУ ИК-1в г.Зверево.



ая-на-Дону санаторная школа-интернат»,

СП при ФКУ ИК-1в г.Зверево.





План-конспект урока

по элективному курсу: «Физика в нашей жизни»

Тема:

«Статическое электричество в природе, технике и в жизни человека»

Класс: 11кл.



Элективного



:

Разработала: Романченко В. Л.

учитель физики и географии

І квалификационная категория









2023-2024 уч. год

иРо


Пояснительная записка

Урок проводится в рамках изучения раздела «Электростатика», как урок углубления, расширения и закрепления знаний по темам: «Два рода зарядов», «Электризация тел», «Строение атома».

Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений.Тип урока:

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о статическом электричестве и отработать умения применять предметные знания в условиях решения экспериментальных задач.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для развития умения выполнять экспериментальные исследования согласно алгоритму.

-повторить теоретические и практические знания, полученные при изучении раздела «Электростатика».

- познакомить учащихся с историей зарождения учения об электричестве.

Развивающие:

-обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

-обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми объектами.

-обеспечить условия для овладения обучающимися алгоритмом решения исследовательских задач.

Воспитательные:

-воспитывать коммуникативные навыки работы в группах.

-воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, аккуратность, культуру мышления.

-в ходе занятия вовлекать учащихся в активную практическую, исследовательскую деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникаций в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные: -

-формирование познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электрических явлениях;

-умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные:

-знать понятия: электрический заряд, электризация, статическое электричество, электрическое поле, строение атома и т.д.

-уметь использовать физическое оборудование для получения необходимой информации.

-уметь делать выводы на основе эксперимента и грамотно выражать свои мыслин

Основные технологии: технология сотрудничества, проблемного диалога.

Межпредметные связи: астрономия, биология, география.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: две бумажные полоски от тетрадного листа шириной 1 см, пластмассовая ручка, тетрадь, гильзы из фольги, стеклянные и эбонитовые палочки, шелк, мех.

Используемая литература:

-Учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, «Просвещение» 20-е издание 2020 г.

-Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2019 г.

-Физическая энциклопедический словарь. А.М. Прохоров, Москва, «Советская энциклопедия, 1984 г.

-Книга: В. Рюмина «Занимательная электротехника»

- http://wikipedia.org

-Образовательные ресурсы Интернета.http://www.alleng.ru/edu/phys.htm




План урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учающихся

Формируемые личностные УУД

Формируемые личностные УУД руемые личностные УУД

I. Организационный момент

Цель: Психологический настрой учащихся на учебную деятельность.Организационный момент

Цель :психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Обеспечивает благоприятный настрой. Произносит вступительное слово учителя.

Настраиваются на работу. Слушают. Обсуждают

Формируют мотивацию к обучению

.ФФормируют мотивацию к обучению


II. Целеполагание и мотивация

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

Предлагает организовать деятельность согласно предложенному материалу


Учащиеся выдвигают гипотезы. Обсуждают


Формируют познавательный интерес,

убежденность в возможности познания природы


III. Операционно-содержательный этап.

Цель : обеспечение восприятия, осмысления ь эапаель этапа: о Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления беспечение восприятия, осмысл

Предлагает организовать деятельность согласно предложенному материалу.

Учащиеся отвечают на мои вопросы.

Учащиеся высказывают свое мнение

Оценивают личную значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения


1V. Операционно-практический этап.

Цель : обеспечение практической значимости.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Корректирует действия учащихся


Учащиеся обсуждают свои действия, делают выводы.

-Самостоятельно приобретают новые знания и практические умения;

-формируют ценностное отношение друг к другу, учителю


V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Предлагает ответить на вопросы

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала

Проводят самооценку; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

VI.Домашнее задание

Формулирует задание, проводит инструктаж

Слушают учителя, записывают

Формируют мотивацию, саморегуляцию.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин).

II. Целеполагание и мотивация (4 мин).

Вступительное слово учителя.

Слова «электричесто», «электрический ток» знакомы сейчас каждому. В наших домах,на транспорте, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве используют электрический ток. Изучая физику в младших классах вы уже знакомились с этими понятиями и физическими законами, которые с ними связаны при изучении темы «Электростатика». Сегодня на уроке мы углубим и расширим знания по этой теме.

III. Операционно-содержательный этап (25 мин).

Учитель: Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"- что значит "солнечный камень". Отсюда и произошло само слово «электричество».

Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый древнегреческий   философ Фалес Милетский (624-547гг. до нашей эры).Вот как об этом рассказывает легенда.

Сообщение учащегося по теме. (Легенда об открытии электризации по книге В. Рюмина «Занимательная электротехника»).

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. Когда к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты  шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.Электрон (греч.)- янтарь.

Учитель: Первые научные представления об электричестве были изложены придворным врачом английской королевы Елизаветы Уильямом Гильбертом (1544–1603 г.г.), который доказал, что способностью натертого янтаря обладают стекло, сургуч, сера и притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комочки земли и воду.


Первую электрическую машину в 1650 году построил немецкий ученый Отто Герике. Сначала он изготовил из серы большой шар. Натирая рукой шар, Герике наблюдал притяжение к нему легких предметов. Для большего удобства ученый установил шар на оси в особом станке. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. Наблюдая притяжение легких тел к наэлектризованному шару, он заметил, что пушинки и кусочки бумаги, коснувшись шара, отскакивали от него. Герике удалось даже заставить пушинку, коснувшуюся шара, плавать над электризованным шаром в воздухе.

Французский физик Шарль Дюфе в 1730 г. изучил взаимодействие наэлектризованных тел. Он впервые заметил, что натертые шелком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются. Дюфе объяснил это явление тем, что существуют два рода электричества – «стеклянное» и «смоляное». Американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1747 году изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» назвал отрицательным.

Вопрос классу: Давайте вспомним какие заряды существуют в природе? (положительный «+» на стеклянной палочке, потёртой о шёлк, отрицательный «-» на эбонитовой палочке, потёртой о мех)

В таблице № 1: указаны виды зарядов, возникающих у тел при их электризации трением.


Положительные заряды

Отрицательные заряды

Шерсть, мех

Янтарь, смолы, сургуч, воск, сера, резина, пластмассы

Стекло, горный хрусталь, драгоценные камни

Шелк, бумага


Вопрос классу: Как взаимодействуют заряды и тела между собой? ( одноимённо заряженные- отталкиваются, а разноимённо- притягиваются).

Учитель:Убедимся в этом при помощи экспериментов.

1V. Операционно-практический этап.


И Порядок действий

Приложение. Фотографии

11.

Приготовить необходимые для эксперимента приборы и материалы: две бумажные полоски от тетрадного листа шириной 1 см, пластмассовая ручка, тетрадь, плексигласовая линейка, гильзы из фольги, шелк, мех.



12.

1. Положите одну бумажную полоску на тетрадь и проведите по ней несколько раз пластмассовой ручкой. Затем в одну руку возьмите полоску, а в другую – ручку и сближайте их. Бумажная полоска начнёт изгибаться в сторону ручки, т.е. между ними возникнет притяжение (кулоновское).

2.Теперь положите две бумажные полоски на тетрадь и проведите по ним ручкой несколько раз. Возьмите полоски в разные руки и сближайте их. Полоски будут изгибаться в противоположные стороны, т.е. между ними будут возникать к силы отталкивания (кулоновские).

43.

444 444322323332323332

Электризация ручки о лист бумаги. Ручка притягивает мелкие листочки бумаги на столе, так как возникают силы притяжения.

Ф

44.









444

Электризация линейки о лист бумаги. Линейка притягивает мелкие листочки бумаги на столе, так как возникают силы притяжения.

15.

Подвесьте на штативе две гильзы из фольги. Гильзы должны висеть на одном уровне. Зарядите одну из них. Другую начинайте приближать. В первый момент они притянутся, прикоснутся и резко оттолкнуться друг от друга. Между гильзами поместите линейку, имеющую тот же знак заряда – гильзы разойдутся на больший угол.


16.

Электризация стеклянной палочеки (ручки) и ее действие на такую же стеклянную палочку (ручку). 



III. Операционно-содержательный этап (продолжение).

1.Статические явления в технике.

Учитель: В ходе урока мы наблюдали образование статических зарядов на различных телах.

Вопрос классу: А где в жизни встречаются подобные явления? (в технике и природе, в жизни).

Учитель:Давайте рассмотрим примеры образования статических зарядов в технике.

1.Устройство лазерного принтера основано на статических явлениях . Когда принтер получает задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска , которая прилипает только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.


2.На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом, процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.


3 .Во время полёта из-за трения о воздух электризуются самолёты. Поэтому после посадки нельзя сразу же к самолёту приставлять металлический трап: может возникнуть электрическая искра и, как следствие, пожар. Сначала самолёт разряжают: опускают с него на землю металлический трос, соединённый с корпусом самолёта, и электрические заряды уходят в землю.













2 .Статические явления в живой природе.

Учитель: Интересные случаи статического электричества давно наблюдают в природе. 1.Первыми объектами, электрических явлений в живой природе, были рыбы. Жители Южной Америки подметили, что некоторые рыбы способны наносить парализующие удары. Такими способностями обладают электрические угри, нильский электрический сом, скаты. Еще древние римляне знали, как электрические скаты добывают себе пищу: они не гоняются за добычей, не сидят в засаде, но у крабов или осьминогов, оказавшихся рядом со спокойно плывущими в воде скатами, начинаются конвульсии, и они гибнут от электрического разряда. Почти слепой электрический угорь ориентируется и распознает предметы, испуская слабые разряды – примерно один в минуту, - создающие на короткое время электрическое поле вокруг всего его тела. Электрический угорь из Амазонии – пресноводная рыба из Южной Америки. В отличие от своих мелких сородичей он достигает 2,5 м в длину, причем четыре пятых тела приходится на электрические органы. Это одно из немногих животных , убивающих током.

2 . Удивительными электрическими свойствами обладает клюв утконоса, обитателя австралийских рек. Клюв утконоса помогает животному находить корм, плавая под водой с закрытыми глазами, ушами и ноздрями. Широкий кожистый клюв этого необычного млекопитающего покрыт тысячами крошечных пор с рецепторами, они воспринимают слабые электрические поля, создаваемые мышечными сокращениями их жертвы. Водя своим чувствительным клювом по дну, утконос удовлетворяет ненасытный аппетит: ежедневно он съедает почти столько пищи, сколько весит сам.

3.Статические явления в не живой природе.

Учитель: Наша планета полна загадок и необычных явлений. Издавна люди интересовались таким специфическим свечением, которое получило название «Огни Святого Эльма». Оно возникает на шпилях зданий и разнообразных заостренных предметах во время снеговых бурь, гроз и торнадо.

В средние века люди не находили научного объяснения этому явлению и считали такой огонек знамением от Высших Сил. Однако сегодня физики доступно объясняют этот удивительный процесс. Оказывается, когда приближается гроза, то на земле накапливается огромное количество электричества. Учитывая, что воздух заряжен положительными частицами, а земля – отрицательными, то в средних слоях атмосферы при соприкосновении частиц возникает электрический разряд. Огни Святого Эльма представляют собой яркие кратковременные вспышки, искры или бело-голубые огоньки, похожие на факел. Их возникновение сопровождается специфическими звуковыми эффектами: шипением, потрескиванием.

4. Полярное сияние ( лат. Aurora), – это электрическое свечение ионосферы Земли. Солнечное излучение представляет собой потоки протонов и электронов. Они, достигая атмосферы, вторгаются в ее верхний разряженный слой и соударяются с содержащимся в нем кислородом и азотом, возбуждая их. Сообщенный молекулам электрический разряд выбрасывается энергией, которая и становится светом.

Цвет полярного свечения зависит от того, молекулы какого вещества возбуждены больше: кислород придает желтый и зеленый цвета, а азот – красный и фиолетовый. Данное природное явление характерно только для поясов Земли, расположенных близ северного и южного магнитных полюсов. Высотность явления – 80-1000 километров над поверхностью Земли. Полярное сияние ошибочно носит название северного, ведь оно характерно не только для северного полушария, но и для южного полярное сияние является одним из самых красивых явлений природы.

4.Действие статического электричества на человека.

Учитель: Не только в природе и технике встречается статическое электричество, но так же и в повседновной жизни человека.

1.При ходьбе по шерстяному ковру, лежащему на полу, голыми ногами шерстяной ковер будет накапливать отрицательный заряд, а тело человека положительный. При этом ток будет очень мал. Из-за малого тока мы либо не ощутим разряд совсем, либо почувствуем его только слегка.

2. Когда мы снимаем с себя синтетическую одежду, то можем  услышать легкий треск, напоминающий разряды. Целый день одежда терлась о наше тело – электризовалась, при этом электризовалось и наше тело. Тело получило заряд одного знака, одежда – другого. При разъединении мы слышим  характерный треск и ощущаем некоторое покалывание. В темноте можно даже увидеть крошечные молнии.

Учёные определили, что статическое электричество оказывает вредное воздействие на организм человека не только при контакте с зарядом, но и за счет действия электрического поля, возникающего вокруг заряженных поверхностей. Систематическое воздействие электрических зарядов на человека вызывает головную боль, раздражительность, боли в области сердца, заболевание дыхательных путей.

Вопрос классу: Какими способами можно уменьшить вред от действия статического электричества? (приводят разные примеры).

Учитель: Предлагает учащимся самостоятельно заполнить таблицу № 2 и провести взаимопроверку

.

Вред от статического электричества

Способы устранения воздействия

1.

2.

1

2..

V. Итог урока. Рефлексия (5 мин).

Учитель: В завершении нашего урока проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока.

Вопросы классу:

Что больше всего понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Какое ваше настроение в конце урока? (выбирают ответ)

-удивлён,

-безразличен,

-радостно восхищён,

-встревожен,

-раздражён,

-спокоен.

VI. Домашнее задание (2 мин). Повторить основные понятия, определения и законы. Изучить инструкцию, выданную учителем к проведению практической работы.















http://fiz.1september.ru/2002/19/no19_1.htm







/611