СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планета чистого слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения мероприятия по формированию навыков речевого поведения. Может быть использовано как на уроках русского языка, так и на классных часах.

Просмотр содержимого документа
«Планета чистого слова»

Творческая мастерская «Планета чистого слова».


Подготовительные мероприятия:

  1. Организация выставки детских работ по теме «Чистое слово» (это могут быть рисунки, стихи, лозунги и слоганы).

  2. Подготовка мини-агитбригады.

  3. Подготовка кабинетов-мастерских (для основной части работы будут необходимы 4 кабинета с необходимым оборудованием – см. Приложение).

  4. Оборудование: музыкальное сопровождение, магнитная доска, медиапроектор, презентация к занятию, видеозапись «Ералаш» вып.1, два «почтовых ящика» для игры (можно сделать из картона).


Плакаты и слоганы (могут быть использованы как оформление кабинета):

    1. Легко ты можешь сделать это: избавь от сквернословия планету!

    2. Яркий тренд сезона – грамотная речь!

    3. Секрет идеального общения – грамотность и вежливость.

    4. Раскрась мир добрыми словами!

    5. Ударим чистым словом по разгильдяйству и безответственности!

    6. Не грузись словесным мусором!

    7. Определи свой словесный статус!

    8. В словах сила!


Ход мероприятия.

(слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги, родители! (на занятие могут быть приглашены учителя, родители)

В нашем городе несколько лет назад начал свою жизнь проект «Чистое слово», целью которого является пропаганда правильной, красивой речи, борьба со словесным мусором. Ученики нашей школы принимали самое активное участие в мероприятиях этой акции и не раз были в числе призёров и победителей! И наш класс не остался в стороне от этой проблемы! Без сомнения, освещение проблемы чистой, культурной речи - это не разовое дело, поэтому мы говорим об этом часто, основательно, по-разному. И на этом занятии готовы продемонстрировать свои знания, умения и навыки!

(слайд 2)

1. Вступительное слово учителя: Русская культура – великая культура: мы говорим на языке Пушкина и Чехова, любуемся картинами Шишкина и Репина, восхищаемся музыкой Чайковского и Римского-Корсакова… Действительно, искусство с помощью разных средств воздействия, разных форм общения помогает представить, раскрыть, осознать проблему. Сегодня и мы попробуем представить свой взгляд на проблему «чистого слова», используя слова, язык цвета и красок, жестов и мимики… (слайд 3)

Цель занятия: выразить своё отношение к проблеме правильной, красивой, чистой речи.

Задачи: (слайд 4)

- формировать умения общаться различными средствами;

- продемонстрировать творческие способности при создании различных медиапродуктов;

- посредством выпущенных продуктов привлечь внимание других к данной проблеме.

Итак, мы начинаем! МУЗЫКА, ВЫХОДЯТ 4 УЧЕНИКА.


  1. Мини-агитбригада: (участвуют 4 человека)

Стихи: 1 уч. Если скажут слово «родина», (слайд 5)

Сразу в памяти встаёт

Мягкий голос милой мамы,

Что нам песенки поёт!


2 уч. Нет приятней слов, ласкающих

наше сердце, чувства, ум.

Нет приятней слов, желающих

Счастья, мира, светлых дум!


3 уч. А кому-то, может, вспомниться

Век литературы золотой:

Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев,

Что язык прославили родной!


4 уч. Или просто: здравствуйте, спасибо,

Извините и благодарю…

Слов различных в мире много,

Но лишь чистые я вам дарю! (слайд 6)


Слоганы: 1 уч. Ударим чистым словом по разгильдяйству и безответственности? (слайд 7)

Все: да! (поднимают плакат «В словах сила!»)


2 уч. Секрет идеального общения – это грамотность и вежливость.

Вы со мной согласны?

Все: да! ( поднимают плакат «Яркий тренд сезона – грамотная речь!»)


3 уч. Всем ребятам знать пора эти добрые слова! Ну-ка все наперебой! (обращается к классу: Коля, Саша, Лера, Ксюша, Слава, Люба и Антон…) Молодцы! (Ребята говорят: добрый день, позвольте спросить, подскажите, пожалуйста, будьте любезны, не стоит беспокоиться, с радостью вам помогу, разрешите подойти и т.п.)


4. А теперь без промедленья, как таблицу умноженья! Россыпь слов, приятных слуху! (обращается к классу) Ребята говорят: пожалуйста, извините, спасибо, благодарю, доброго здоровья и т.п.

Все выступающие: Легко ты можешь сделать это: избавь от сквернословия планету! (берутся за руки) (слайд 8)


МУЗЫКА


3. Учитель: Перед тем, как выполнять основную работу, нужно сделать и разминку! Поиграем! Не грузись словесным мусором! (слайд 9)

А что это значит?

1 уч. Это значит: не используй в своей речи некультурных, жаргонных, неправильных слов! Не засоряй свою речь!

Учитель: Давайте объясним правила игры!

2 уч. Участвуют две команды, игроки должны выйти, отделить правильные, добрые слова от слов, которые загрязняют нашу речь (слова написаны на листках и находятся на магнитной доске).

3 уч. Важные, добрые слова отправляйте своим близким, друзьям и просто хорошим людям сюда! (показывает почтовый ящик)

4 уч. А словесный мусор выбрасывайте в корзину! Пусть о них забудут все!

Учитель: Задание понятно?

1 уч. Делимся на команды! (по 5 человек, назвать кто именно)

2 уч. Итак, марш! (уч-ся соревнуются)

Учитель: Итак, проверим! В почтовом ящике – яркие, добрые, чистые слова! А что в корзине? Конечно, темные, неприятные слова, которые не должны быть в нашей речи! (уч-ся-ведущие показывают)

Молодцы! Все сделали правильный выбор!

3 уч. Ребята, кто не участвовал в игре, помогите, назовите чистые, добрые слова! Пополните наш почтовый ящик! (ребята с места называют)


Раскрась мир добрыми словами! (слайд 10)


МУЗЫКА, все садятся по местам. (слайд 11)

Учитель: О правильности и грамотности речи, о бессмысленности употребления жаргонных слов сказано много и по-разному! Давайте вспомним первый выпуск Ералаша! (просмотр видеофрагмента)


Ученик 1: Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.

Слово друг - любитель игр, а слово враг – любитель драк.

Повстречались, стали рядом, и пошел у них скандал,

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

Ну, а слово друг – играть; и поссорились опять.

Ученик 2: Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

День и ночь, война и мир будут спорить что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

Ссориться не надо нам, не придется и словам.


Учитель: И правда! Слово ведь можно назвать отражением человека! Следующая игра – определи свой статус! (слайд)

любознательность неряшливость

сообразительность торопливость

старательность небрежность

аккуратность грубость

внимательность ложь (слайд)


Задание: дайте словесный портрет человека, не следящего за своей речью. Вы согласны с такой характеристикой?


Учитель: Молодцы! Вы настоящие словознайки! Теперь нам предстоит важное дело – работа на «Планете чистого слова» в творческих мастерских! Конечно же, мы готовились к этому занятию. Предварительно класс поделился на 4 группы по желанию и интересам. Каждая группа получила предварительное задание (прописано на листках-инструкциях). Обсудим план работы: вы расходитесь по 4 мастерским: «Журналисты-всезнайки», «Компьютерные гении», «Мастера-живописцы», «Творцы живого слова». Первая группа создаёт макет газеты «Чистое слово», вторая – компьютерную презентацию «Царство добрых слов», третья – макет листовки «В словах сила!» и четвёртая – живой плакат «Проблема культуры речи». (слайд 12)


Группы работаю в течение 20 минут. (Планы работы мастерских см. в Приложении.)

Для заполнения паузы для присутствующих наблюдателей – просмотр видеофрагментов, составление синквейнов.

Результаты работы.

Учитель: Презентуйте свои работы, расскажите о них! (повторить слайд 12).

Первыми представят свой проект…


1 мастерская «Журналисты-всезнайки» (показывают газету, рассказывают о рубриках, о том, что они хотели рассказать, на что обратить внимание, где найдет отражение работа).

А сейчас предоставляем слово…

2 мастерская «Компьютерные гении» (аналогичная презентация).

Пришла очередь…

3 мастерская «Мастера-живописцы».

И наконец, …

4 мастерская «Творцы живого слова».


Учитель: Молодцы!!! А сейчас мы проявим интеллектуальное творчество - составим синквейн ! Напоминаю правила: правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;  вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;  третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;  четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;   пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например: Друзья

Верные, надёжные.

Помогут, спасут, подскажут.

Никогда не подведут товарища.

Опора.

Ваша задание слово СЛОВО! (Ребята представляют свои синквейны.)



Заключительное слово учителя. (слайд 13)

Итак, подошло к концу наше занятие. Жизнь на «Планете чистого слова» прекрасна и удивительна! Сегодня мы продемонстрировали умение составлять компьютерные презентации, собирать и оформлять публицистический материал, рисовать, составлять слоганы, публично выступать! И, конечно, общаться! Созданными нашими руками продуктами могут воспользоваться не только ученики и преподаватели нашей школы, но и других школ, и все жители города! Выбранные формы работы учат умению сотрудничать в группе, доказывать свое мнение, принимать решение, презентовать свои работы! Эти качества вам пригодятся, в успешной учебе, в общении со сверстниками и старшими, бес сомнения, и во взрослой жизни!


























Приложение

Инструкция по работе творческой мастерской «Журналисты-всезнайки».

Домашнее задание.

  1. Написать заметки по проблеме чистого слова.

  2. Подготовить интервью по проблеме.

  3. Подготовить репортаж по проблеме.

  4. Подобрать иллюстрации, фотографии.

  5. Придумать заголовки.

Работа в мастерской.

  1. На листе ватмана создать макет газеты: расположить материалы, придумать заголовки, подобрать высказывания и т.п.

  2. Продумать презентацию газеты: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём материалы, какие наиболее удачны, где можно использовать продукт).


Инструкция по работе творческой мастерской «Компьютерные гении».

Домашнее задание.


  1. Подготовить макеты слайдов.

  2. Подобрать тексты для слайдов.

  3. Подобрать рисунки, фотографии.

  4. Составить слоганы.

Работа в мастерской.

  1. Составить презентацию 4-5 слайдов.

  2. Расположить собранный материал: рисунки, стихи, лозунги, высказывания и т.п.

  3. Продумать презентацию проекта: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём материалы, какие наиболее удачны, где можно использовать продукт).


Инструкция по работе творческой мастерской «Мастера-живописцы».

Домашнее задание.

  1. Подобрать слоганы.

  2. Придумать иллюстрации.

  3. Обдумать макет листовки (размещение материала).

Работа в мастерской.

  1. Нарисовать листовку: выбрать рисунок, слоган, расположить материал.

  2. Продумать презентацию листовки: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём материалы, какие наиболее удачны, где можно использовать продукт).


Инструкция по работе творческой мастерской «Творцы живого слова» (создание живого плаката).

Домашнее задание.

  1. Продумать идею плаката.

  2. Подобрать лозунги.

  3. Отрепетировать позы, жесты, мимику.


Работа в мастерской.

  1. Обсудить сценарий «живого плаката».

  2. Выбрать действующих лиц.

  3. Отрепетировать технику исполнения.

  4. Продумать презентацию плаката: выбрать представителей, составить текст выступления (о чём плакат, где можно использовать продукт).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!