Предмет, тип урока: Окружающий мир. Ознакомление с новым материалом.
Тема: « Планеты Солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года».
Продолжительность: 1 урок - 40 минут
Класс: 4.
Цель урока: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы.
Задачи:
Сформировать представление о планетах солнечной системы, сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.
Развивать познавательный интерес, умение применять в работе, ранее полученные знания.
Воспитывать самостоятельность.
Технологии: Выполнена презентация « Планеты Солнечной системы» в программе Microsoft Power Point; использованы фрагменты из обучающей программы «Мир природы»; использованы фрагменты из презентации «Астрономия малышам».
Аннотация: Урок стоит вторым в разделе « Земля и человечество». На уроке использованы разнообразные методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Минимальные требования к аппаратным ресурсам: компьютер, мультимедийный проектор
Минимальные требования к программным ресурсам: Flash-проигрыватель
Практическая реализация: Урок может быть использован во внеклассной работе.
Х
од урока.
Организационный момент:
Учитель:
Сегодня мы отправимся в путешествие к какой-то звезде. Отгадайте что это за звезда?
Голубой платок.
Алый клубок
По платку катается.
Людям улыбается. ( Солнце)

Повторение изученного:
Учитель:
Но на борт нашего корабля можно сесть, только после игры « Ответь правильно»
Детям предлагается игровое поле. Дети заполняют по строчкам. Верное высказывание (+), неверное(-)
Солнце – это раскалённая звезда.
Человек, который изучает звёзды – это астронавт.
Солнце похоже на шар.
4) В космосе есть только звёзды.
5) На солнце можно смотреть через бинокль.
6
) Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов км.
7) Солнце движется вокруг Земли.
8) Температура на поверхности Солнца 6000 градусов.
9) Величина солнца размером с апельсин
В конце игры сверяют ответы с изображением на экране.
Работа над изучением нового материала (презентация):
Учитель:
Солнце и планеты, которые находятся рядом с ним, называются Солнечной системой.
Солнце – звезда - преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце - светило они обожают!
Много планет вокруг Солнца летает
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету, мы сядем скорей
Помчимся от Солнца света быстрей!
Отправимся в полет, и познакомимся с планетами Солнечной системы. Есть ли там жизнь?
Может Меркурий порадует нас
И приведёт друзей целый класс?
Ученик:
Меркурий – ближайшая к Солнцу
планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной.
С другой – страшный холод и мёртвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Д
а нет атмосферы – вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет – все бы были убиты!
Учитель:
Меркурий назван в честь римского бога- покровителя торговли. У него есть жезл, волшебные сандалии, сума. Меркурий – самая ближайшая планета к Солнцу. Это самая быстрая планета, она обращается вокруг солнца за 88 дней. Найдите в атласе эту планету
Ч
то же, дружок, в жизни много дорог!
Летим на Венеру, хоть путь наш далёк!
Ученик:
Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект –
Причиной тому парниковый эффект,
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнце не видно сквозь облака,
Жизнь невозможна! Но может пока?
Учитель:
Названа эта планета в честь римской богини (Венера, значит любовь), богини садов, плодородия, весны…Атмосфера у Венеры состоит из углекислого газа и серной кислоты. Найдите эту планету. Летим дальше.
М
ерцает по курсу ракеты Земля!
На ней мы живём.
И, как видно, не зря!
Ученик:
Планета Земля – родимый наш дом.
Но много ли мы знаем о нём?
Загадки её постоянно решаем,
Но многого так до конца и не знаем,
И что там внутри? Принимаем на веру –
Не видно ядра. Летим в атмосферу.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И огненным звёздным дождём выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от излучений.
Учитель:
Почему Землю называют « Голубая планета»? ( На Земле много воды)
Ещё Земля имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.
Что её можно сказать о планете Земля?

У неё есть естественный спутник – Луна. Ученик:
Луна ведь не просто на небе сияет,
Она всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Её же пейзажи, поверьте ужасны,
В лунных морях нет ни капли воды,
Всюду видны разрушенья следы.
Кратеры, цирки - огромные ямы,
Оспины на бледном личике дамы!
И атмосферы она не имеет.
Жизни там нет! Все об этом жалеют!
Учитель:
16 июля 1969 года на космическом корабле «Аполлон-11» первая лунная экспедиция. Первыми людьми на Луне стали американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Найдите планету Земля и её спутник.
Лунатиков нет на Луне. Очень жаль!
М
чится ракета в безбрежную даль.
К Марсу теперь свой направим полёт –
Вдруг с марсианами нам повезёт!
Ученик:
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих пугает его грозный вид.
Имя он носит в честь бога войны.
Фобос и Деймос Марсу верны.
Эти названия у всех на устах
Они означают «Ужас» и «Страх».
Спутники эти родные его –
Камни большие, и только всего!
В здешних морях нет ни капли воды,
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода,
Лёд этот, видно, совсем, не простой.
Нет в нём воды, говорят, лёд сухой.
Каналы на Марсе – пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нём не нашли мы пока.
Учитель:
Найдите эту планету. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют планетами земной группы или каменными планетами. У них похожее строение.
Д
альше и дальше летим мы от Солнца
Юпитер нас встретит светом в оконце?
Ученик:
Юпитер – царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит –
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдёт!
Уж очень он тяжёл
И медленно плывёт.
А на груди его
Есть красное пятно
Откуда появилось?
Пока не решено!
А если б мы с тобой
Вдруг оказались там,
То весил бы ты там
Полсотни килограмм!
А наступить ногой
Там просто невозможно
Ведь жидкая планета
И утонуть в ней можно!
Учитель:
Названа планета в честь главного римского бога – Юпитера. Напишите её название.
Может с Сатурном нам повезёт?
Ау! Где вы, люди? Летим мы вперёд!
Ученик:
Т
ам в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн – молодец.
Назван он так в честь бога судьбы.
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима
Жизни там нет, там кромешная тьма!
Кольца Сатурна – загадка природы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров притом.
А ширина у кольца – боже мой!
Может катиться мой шарик земной!
Учитель:
Напишите название этой планеты на своих листах. Это были планеты – гиганты.
На них тоже нет жизни.
Опять неудача – и снова в полёт!
К холодным мирам наш летит звездолёт.
Ученик:
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь..
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне – колотун!
Без атмосферы, по всему,
Ж
ить невозможно никому!
У
читель:
Эти планеты названы тоже в честь римских богов: Нептун – бог моря; Уран – бог неба, прародитель всех богов. Плутон – повелитель царства мертвых. Плутон в 2002 году объявлен звездой. На этих планетах температура ниже – 230 0.
Найдите эти планеты. Их называют газовыми планетами из-за их состава.
Физкультминутка
Планеты у солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их в хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон!
Практическая работа:
Учитель:
Мы познакомились с планетами Солнечной системы. Сколько их?
Ученики:
Их 8 и звездоподобная планета Плутон
Учитель:
Они разных размеров, имеют форму шара. Они не излучают свет, а только его отражают. У них есть спутники. Давайте, проверим, как вы запомнили название и расположение планет, начиная от Солнца
Учитель:
А сейчас вернёмся на планету Земля, и разберёмся в двух вопросах: Почему бывает день и ночь? Почему сменяются времена года?
( Вставка видеосюжета из программы « Мир природы»)
После просмотра.
Учитель:
Давайте сделаем вывод
Ученики:
Смена дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси; смена времён года – вращение Земли вокруг Солнца.
Работа в рабочей тетради:
Выполнение задания № 4, используя сведения из учебника.
№ 6
Итог урока:
Назовите планеты Солнечной системы.
Домашнее задание: Прочитать (стр. 9- 13); Проверь себя (стр. 14); Задание №1(стр. 15 ).