СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планеты Солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока направлена на формирование представления о планетах солнечной системы. Воспитывает самостоятельность изучения нового материала, предполагает разные формы деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Планеты Солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года.»

Предмет, тип урока: Окружающий мир. Ознакомление с новым материалом.

Тема: « Планеты Солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года».

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Класс: 4.

Цель урока: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Задачи:

  1. Сформировать представление о планетах солнечной системы, сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

  2. Развивать познавательный интерес, умение применять в работе, ранее полученные знания.

  3. Воспитывать самостоятельность.


Технологии: Выполнена презентация « Планеты Солнечной системы» в программе Microsoft Power Point; использованы фрагменты из обучающей программы «Мир природы»; использованы фрагменты из презентации «Астрономия малышам».

Аннотация: Урок стоит вторым в разделе « Земля и человечество». На уроке использованы разнообразные методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Минимальные требования к аппаратным ресурсам: компьютер, мультимедийный проектор

Минимальные требования к программным ресурсам: Flash-проигрыватель

Практическая реализация: Урок может быть использован во внеклассной работе.

Ход урока.

Организационный момент:

Учитель:

Сегодня мы отправимся в путешествие к какой-то звезде. Отгадайте что это за звезда?

Голубой платок.

Алый клубок

По платку катается.

Людям улыбается. ( Солнце)


Повторение изученного:

Учитель:

Но на борт нашего корабля можно сесть, только после игры « Ответь правильно»

Детям предлагается игровое поле. Дети заполняют по строчкам. Верное высказывание (+), неверное(-)

  1. Солнце – это раскалённая звезда.

  2. Человек, который изучает звёзды – это астронавт.

  3. Солнце похоже на шар.

4) В космосе есть только звёзды.

5) На солнце можно смотреть через бинокль.

6) Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов км.

7) Солнце движется вокруг Земли.

8) Температура на поверхности Солнца 6000 градусов.

9) Величина солнца размером с апельсин

В конце игры сверяют ответы с изображением на экране.


Работа над изучением нового материала (презентация):

Учитель:

Солнце и планеты, которые находятся рядом с ним, называются Солнечной системой.

Солнце – звезда - преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце - светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летает

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка в ракету, мы сядем скорей

Помчимся от Солнца света быстрей!

Отправимся в полет, и познакомимся с планетами Солнечной системы. Есть ли там жизнь?

Может Меркурий порадует нас

И приведёт друзей целый класс?

Ученик:

Меркурий – ближайшая к Солнцу

планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной.

С другой – страшный холод и мёртвый покой.

В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы – вот наказанье!

Поверхность избили метеориты,

И жизни там нет – все бы были убиты!


Учитель:

Меркурий назван в честь римского бога- покровителя торговли. У него есть жезл, волшебные сандалии, сума. Меркурий – самая ближайшая планета к Солнцу. Это самая быстрая планета, она обращается вокруг солнца за 88 дней. Найдите в атласе эту планету

Что же, дружок, в жизни много дорог!

Летим на Венеру, хоть путь наш далёк!

Ученик:

Венера прекрасна! За тонкой вуалью

Богиню любви различите едва ли!

Закрыта она пеленой облаков.

А что же под ними? Климат каков?

Климат имеет огромный дефект –

Причиной тому парниковый эффект,

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно! Жарища без меры!

Солнце не видно сквозь облака,

Жизнь невозможна! Но может пока?

Учитель:

Названа эта планета в честь римской богини (Венера, значит любовь), богини садов, плодородия, весны…Атмосфера у Венеры состоит из углекислого газа и серной кислоты. Найдите эту планету. Летим дальше.

Мерцает по курсу ракеты Земля!

На ней мы живём.

И, как видно, не зря!


Ученик:

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли мы знаем о нём?

Загадки её постоянно решаем,

Но многого так до конца и не знаем,

И что там внутри? Принимаем на веру –

Не видно ядра. Летим в атмосферу.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И огненным звёздным дождём выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от излучений.

Учитель:

Почему Землю называют « Голубая планета»? ( На Земле много воды)

Ещё Земля имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

Что её можно сказать о планете Земля?



У неё есть естественный спутник – Луна. Ученик:

Луна ведь не просто на небе сияет,

Она всей водой на Земле управляет.

Приливы, отливы морей ей подвластны,

Её же пейзажи, поверьте ужасны,

В лунных морях нет ни капли воды,

Всюду видны разрушенья следы.

Кратеры, цирки - огромные ямы,

Оспины на бледном личике дамы!

И атмосферы она не имеет.

Жизни там нет! Все об этом жалеют!

Учитель:

16 июля 1969 года на космическом корабле «Аполлон-11» первая лунная экспедиция. Первыми людьми на Луне стали американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Найдите планету Земля и её спутник.

Лунатиков нет на Луне. Очень жаль!

Мчится ракета в безбрежную даль.

К Марсу теперь свой направим полёт –

Вдруг с марсианами нам повезёт!

Ученик:

Марс красноватый на Землю глядит,

Многих пугает его грозный вид.

Имя он носит в честь бога войны.

Фобос и Деймос Марсу верны.

Эти названия у всех на устах

Они означают «Ужас» и «Страх».

Спутники эти родные его –

Камни большие, и только всего!

В здешних морях нет ни капли воды,

Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда,

Только из них не струится вода,

Лёд этот, видно, совсем, не простой.

Нет в нём воды, говорят, лёд сухой.

Каналы на Марсе – пропасти, рвы.

Если упасть, не сносить головы!

Климат на Марсе засушлив, суров.

Трудно дышать, хоть зови докторов!

Слишком его атмосфера легка.

Жизни на нём не нашли мы пока.

Учитель:

Найдите эту планету. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют планетами земной группы или каменными планетами. У них похожее строение.

Дальше и дальше летим мы от Солнца

Юпитер нас встретит светом в оконце?

Ученик:

Юпитер – царь планет!

В тельняшке облаков

Вращаться не спешит –

Уж нрав его таков!

Двенадцать на Земле,

А здесь лишь год пройдёт!

Уж очень он тяжёл

И медленно плывёт.

А на груди его

Есть красное пятно

Откуда появилось?

Пока не решено!

А если б мы с тобой

Вдруг оказались там,

То весил бы ты там

Полсотни килограмм!

А наступить ногой

Там просто невозможно

Ведь жидкая планета

И утонуть в ней можно!

Учитель:

Названа планета в честь главного римского бога – Юпитера. Напишите её название.

Может с Сатурном нам повезёт?

Ау! Где вы, люди? Летим мы вперёд!

Ученик:

Там в ожерелье жемчужных колец

Тускло мерцает Сатурн – молодец.

Назван он так в честь бога судьбы.

Только не слышит людской он мольбы.

Нет атмосферы и вечно зима

Жизни там нет, там кромешная тьма!

Кольца Сатурна – загадка природы.

А это кусочки, покрытые льдом,

И всевозможных размеров притом.

А ширина у кольца – боже мой!

Может катиться мой шарик земной!



Учитель:

Напишите название этой планеты на своих листах. Это были планеты – гиганты.

На них тоже нет жизни.

Опять неудача – и снова в полёт!

К холодным мирам наш летит звездолёт.

Ученик:

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары.

Вечные зима и ночь..

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

На Плутоне – колотун!

Без атмосферы, по всему,

Жить невозможно никому!

Учитель:


Эти планеты названы тоже в честь римских богов: Нептун – бог моря; Уран – бог неба, прародитель всех богов. Плутон – повелитель царства мертвых. Плутон в 2002 году объявлен звездой. На этих планетах температура ниже – 230 0.

Найдите эти планеты. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

Физкультминутка

Планеты у солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их в хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!

Практическая работа:

Учитель:

Мы познакомились с планетами Солнечной системы. Сколько их?

Ученики:

Их 8 и звездоподобная планета Плутон

Учитель:

Они разных размеров, имеют форму шара. Они не излучают свет, а только его отражают. У них есть спутники. Давайте, проверим, как вы запомнили название и расположение планет, начиная от Солнца

Учитель:

А сейчас вернёмся на планету Земля, и разберёмся в двух вопросах: Почему бывает день и ночь? Почему сменяются времена года?

( Вставка видеосюжета из программы « Мир природы»)

После просмотра.

Учитель:

Давайте сделаем вывод

Ученики:

Смена дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси; смена времён года – вращение Земли вокруг Солнца.

Работа в рабочей тетради:

Выполнение задания № 4, используя сведения из учебника.

№ 6

Итог урока:

Назовите планеты Солнечной системы.

Домашнее задание: Прочитать (стр. 9- 13); Проверь себя (стр. 14); Задание №1(стр. 15 ).