РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Исследовательская и проектная деятельность»
с использованием оборудования центра «Точка роста»
ХИМИЯ 11 класс
предмет, класс
на 2022 – 2023 учебный год
срок реализации
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю __3 часа_; всего за год __ 102 часа__
УЧИТЕЛЬ (ФИО)__ Денейкина Алла Михайловна__
КАТЕГОРИЯ __ Высшая квалификационная категория_
С.Дивное 2022-2023 г.
Пояснительная записка
Название программы «Исследовательская и проектная деятельность».
Профиль программы: естественнонаучная направленность
Актуальность программы: формирование эколого-химической культуры обучающихся, навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Закладываются основы ответственного отношения к природе; приобретаются знания, умения, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды,
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся мотивированы на создание исследовательских проектов и защиту их на конференциях разного уровня.
Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков в проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Сформировать дополнительные знания в области общей, аналитической и физической
химии, общей и химической экологии, представление об экологических проблемах Российской Федерации, Московской области, г. о. Мытищи.
2.Сформировать навыки и умения научно-исследовательской деятельности.
3.Сформировать исследовательские умения и навыки: работы с литературой, постановки эксперимента и обработки результатов, оформления исследовательской работы, написании тезисов.
4.Сформировать устойчивый мотив выбора будущей профессии.
5.Развивать творческое мышление, содействовать общему развитию личности, развивать способность к самообразованию и саморазвитию.
6.Способствовать формированию профессиональной направленности личности, способности к самообучению и саморазвитию.
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной программы позволяет создать условия:
для расширения содержания школьного химического образования на углублённом уровне;
для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
для осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
для обеспечения самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов;
Особенности содержания программы
Программа учебно-исследовательского комплекса включает теоретические и практические занятия в области химии и экологии для учащихся 10-11 классов, результат – формирование устойчивых мотивов, пропедевтический этап освоения профессии.
Программа включает в себя три основных аспекта: теоретический, практический и индивидуально-исследовательский, которые изучаются параллельно. Таким образом, постоянно осуществляется соотношение общефилософского, предметного и частного уровней рассмотрения проблемы. При этом приоритет отдается частному уровню, индивидуально-исследовательскому аспекту, в то время как содержание теоретического и практического курса строятся исходя из его запросов и потребностей. Данные курсы, а также рассматриваемые в них основные тематические блоки стационарны для каждого года обучения. Усложняется лишь их содержание. Таким образом, создана возможность построения изучаемого материала
поступательной логике. Такой подход согласуется с философским принципом спирального развития, в то время каждый учебный год представлен как целостный курс, который отличается самостоятельностью и логической завершенностью и заканчивается решением какой-либо частной проблемы, масштаб и глубина рассмотрения которой зависят от возраста учащихся и степени их обученности.
Стоит отметить преемственность тем исследовательских работ. Учащиеся в течение всего времени обучения продолжают работу над одной темой, расширяя ее, рассматривая с разных сторон. Такой подход, на наш взгляд, станет основным фактором сохранения преемственности как вертикальной, так и горизонтальной (метапредметной), поскольку всестороннее изучение проблемы требует обращения к разным дисциплинам школьной и внешкольной программы.
Таким образом, учебно- и научно-исследовательская работа учащихся потенциально способна реализовать единую линию развития, на которую «нанизываются» личностные и профессиональные качества. Следовательно, предлагаемая программа способна стать связующим звеном между общим и специальным (школьными, послешкольным) образованием. Результаты исследовательской деятельности учащихся, на наш взгляд, способны в будущем стать основным критерием отбора абитуриентов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета химии
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:
осознавать свою гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, ответственность перед Родиной, гордость за неё;
осознанно формировать и отстаивать свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;
формировать своё мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
непрерывно развивать в себе готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формировать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
формировать экологическое мышление, приобрести опыт эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных результатов
выявлять и формулировать учебную проблему;
определять цели деятельности и составлять её план, контролировать и корректировать деятельность;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Познавательные
осуществлять поиск различных алгоритмов решения практических задач, применять различные методы познания;
осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований безопасности;
строить логические рассуждения, формулировать умозаключения на основе выявленных причинно-следственных связей;
создавать модели изучаемых объектов, выделять в них существенные характеристики, преобразовывать модели;
преобразовывать информацию из одного вида в другой; выбирать удобную форму фиксации и представления информации;
владеть методами познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
владеть методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата;
прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
прогнозировать свойства веществ на основе их строения;
использовать полученные знания в быту;
понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе;
планировать и осуществлять учебные химические эксперименты.
Планируемые воспитательные результаты
Направления | Характеристики (показатели) |
Гражданское | Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). |
Патриотическое | Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. |
Духовно-нравственное | Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения). Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре. Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры. |
Эстетическое | Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. |
Физическое | Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде). Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны. Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду. Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства. Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. |
Экологическое | Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду. Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. |
Познавательное | Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений. Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки. Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления. Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире. Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
Тематическое планирование
| Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования | |
1. Методы научного познания | | | | | |
1-2 | Общее представление исследовательской деятельности | Презентация. | Знать методы научного познания. Понимать взаимосвязь методов научного позна- ния. | 2 | самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; прогнозировать свойства веществ на основе их строения; использовать полученные знания в быту; понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе; планировать и осуществлять учебные химические эксперименты. | Текст-лекция |
3-4 | История великих откры тий и | изобретений. Развитие | | исследовательской | | | деятельности. | Презентация. | Знать методы научного познания. Понимать взаимосвязь методов научного позна- ния. | 2 | самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; прогнозировать свойства веществ на основе их строения; использовать полученные знания в быту; понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе; планировать и осуществлять учебные химические эксперименты. | Текст-лекция |
5-6 | Роль | ученых-исследователей | в | развитии | общества, | всеобщей | культуры | и | в | научно-техническом прогрессе | | | | Презентация. | Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования | 2 | понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе; планировать и осуществлять учебные химические эксперименты. | Текст-лекция |
7-8 | Структура исследовательской работы | | Презентация. | Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования | 2 | самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; | Текст-лекция |
9-10 | Основные | | элементы | исследовательской работы | | этапы ее выполнения. | Презентация. | Уметь реализовывать план экспериментальной проверки гипотезы, интерпретировать результаты экспериментального исследования | 2 | самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; | Текст-лекция |
11-12 | Понятия | тема | | Исследования «актуальность | проблемы», | «цели», «задачи», «объекты и | методы исследования». | Презентация. | Уметь интерпретировать результаты экспериментально го исследования, формули ровать выводы | 2 | прогнозировать свойства веществ на основе их строения; использовать полученные знания в быту; понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе; | Текст-лекция |
13-14 | Теоритические основы исследовательской работы | | | в | области | химии | и | химической экологии | Презентация. | Уметь экспериментально доказывать элементный coстав исследуемого вещества на основании качественных реакций | 2 | самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; прогнозировать свойства веществ на основе их строения; | Текст-лекция |
15-16 | химического анализа | Презентация. | Уметь реализовывать план экспериментальной проверки гипотезы, интерпретировать результаты экспериментального исследования | 2 | самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; прогнозировать свойства веществ на основе их строения; | Текст-лекция |
17 | Количественный и качественный анализ | Презентация. | Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования | 2 | Уметь экспериментально доказывать элементный coстав исследуемого вещества на основании качественных реакций | Текст-лекция |
18. | Химическое познание и его методы. Экспери мент — ведущий метод научного познания окружающего мира | Лабораторный опыт «Экспериментальная проверка гипотезы. Определение содержания карбоната кальция в различных объектах» | Знать методы научного познания. Понимать взаимосвязь методов научного позна- ния. Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования | 1 | Уметь формулировать гипо тезу, разрабатывать план её экспериментальной проверки. Уметь интерпретировать результаты экспериментально го исследования, формули ровать выводы | Лабораторные весы, нагрева- тельная плитка |
19. | Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах | Практическое занятие «Определение качествен ного состава органического вещества» | Уметь различать теорети- ческие и эксперименталь- ные методы исследования. Уметь реализовывать план экспериментальной проверки гипотезы, интерпретировать результаты экспериментального исследования | 1 | Уметь экспериментально доказывать элементный coстав исследуемого вещества на основании качественных реакций | Датчик темпера- туры термопар- ный, спиртовка |
2. Органическая химия | | | | | |
20. | Получение этилена и изучение его свойств | Лабораторный опыт «Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия» | Знать свойства этилена. Выявлять учебную про- блему, предлагать её воз можное объяснение, про верять выдвинутое пред- положение эксперимен- тально | 1 | Уметь получать этилен деги- дратацией этанола, экспе- риментально доказывать принадлежность этилена к непредельным соединениям | Датчик pH, спир- товка |
21. | Получение ацетилена и изучение его свойств | Лабораторный опыт «Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия» | Знать свойства ацетилена | 1 | Уметь получать ацетилен карбидным способом, экс- периментально доказывать принадлежность ацетилена к непредельным соединени ям | Датчик pH |
22. | Исследование физических свойства спиртов | Опыт «Сравнение температуры кипения одно- атомных спиртов». Опыт «Сравнение темпе ратур кипения изоме- ров». Опыт «Изучение испаре- ния органических ве- ществ» | Знать физические свой- ства предельных одноа- томных спиртов. Уметь выявлять и объяснять зависимость спиртов от их химическо- го строения | 1 | Научиться определять тем пературы кипения спиртов, принадлежащих к одному гомологическому ряду. Объяснять зависимость температуры кипения спиртов от числа атомов углерода в молекуле, от строения углеродного скелета для изоме- ров. Объяснять изменение тем- пературы при испарении спирта, эфира и жидкого алкана | Датчики темпе- ратуры (термо- резисторньій и термопарный), баня комбини- рованная лабо- раторная |
23. | Получение альде- гидов | Лабораторный опыт «Тепловой эффект реакции окисления этанола» | Знать способы получения альдегидов | 1 | Научиться определять те- пловой эффект реакции окисление этанола кисло- родом воздуха | Прибор для окисления спир- та над медным катализатором, высокотемпера- турный датчик (термопара) |
23. | Химические свойства фенола | Лабораторный опыт «Влияние нитрогрупп на кислотные свойства фе нола» | Знать химические свой- ства фенола. Уметь срав- нивать кислотные свой- ства спиртов, фенолов и ИХ ПРОИЗВОДНЫХ | 1 | Научиться эксперименталь- но сравнивать кислотные свойства веществ и объяс нять наблюдаемые разли чия | Датчик pH |
п/п | Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования |
24 | Физические свой- ства карбоновых кислот | Лабораторный опыт «Сравнение температур плавления цис- и транс- изомеров». Лабораторный опыт «Определение температу ры плавления стеариновой и пальмитиновой кислот» | Знать физические свой- ства карбоновых кислот. Объяснять зависимость температур плавления карбоновых кислот от их химического строения | 1 | Научиться экспериментально сравнивать температуры плавления карбоновых кислот и объяснять наблюдаемые различия. Определить температуры плавления сте- ариновой и пальмитиновой КИСЛОТ установить, МОЖНО ли использовать данный показатель (температуру плавления) для идентификации | Датчик темпера- туры (терморе- зисторный) |
25-26 | Химические свойства карбоновых кислот | Лабораторный опыт «Определение электро проводности и pH растворы уксусной КИСЛОТЫ» . Лабораторный опыт «Из- учение силы однооснов- ных карбоновых кислот» | Знать химические свойства карбоновых кислот. Объяснять зависимость кислотных свойств карбо- НОВЫХ КИСЛОТ ОТ ИХ ХИМИческого строения | 2 | Интерпретировать результа ты измерений pH и электро- проводности растворов, делать выводы о силе иссле- дуемых электролитов, в частности о силе карбоновых кислот. | Датчик pH, дат- чик электропро- водности |
27 28 29 | Отдельные пред- ставители карбо- НОВЫХ КИСЛОТ | Лабораторный опыт «Распознавание раство- ров органических кис- ЛОТ› | Знать свойства отдельных представителей карбоновых кислот. Объяснять зависимость их свойств от химического строения | 3 | Измерить pH выданных pac- творов органических кислот, на основании полученньіх результатов идентифи- цировать бензойную, салициловую и щавелевую | Датчик pH |
30 31 32 | Свойства слож- ных эфиров | Лабораторный опыт «Ще- лочной гидролиз этилацетата» | Знать свойства сложных эфиров. Объяснять на- правленность реакций гидролиза сложных эфиров в кислой и щелочной сре дах | 3 | Получить экспериментальные данные о зависимости pH раствора щелочи от времени в процессе гидролиза сложного эфира. Объяснить полученные результаты | Датчик pH |
33 34 35 | Свойства предельных аминов | Лабораторный опыт «Сравнение основных свойств аммиака и мети- ламина» | Знать свойства предель- ных аминов. Уметь срав- нивать свойства аминов со свойствами аммиака | 3 | Изучить основные свойства предельных аминов. Уметь объяснять результаты изме- рения pH растворов аммиа- ка и предельных аминов | Датчик pH |
36 37 38 | Свойства ароматических аминов | Лабораторный опыт «Из- учение основных свойств анилина» | Знать свойства ароматических аминов. Уметь сравнивать свойства аро- матических и предельных аминов со свойствами аммиака | 3 | Изучить основные свойства анилина. Уметь объяснять результаты измерения pH растворов солей аммония, предельных и ароматических аминов | Датчик pH |
39 40 41 | Свойства амино- кислот | Лабораторный опыт «Определение среды растворов аминокислот». Лабораторный опыт «Кислотные свойства аминокислот» | Знать свойства аминокис- лот. Уметь объяснять за- висимость свойств ами- нокислот от их строения | 3 | Экспериментально определить pH растворов аминокислот. Исследовать взаимодействие сz-аминокислот с соединениями меди и цинка. На основании полученных экспериментальных данных установить зависи- мости КИСЛОТНО-ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ аминокислот от химического строения | Датчик pH, дат чик электропро- водности |
42 43 44 | Исследование свойств пластмасс | Лабораторный опыт «Определение температур размягчения полимеров» | Знать состав, строение и свойства синтетических полимеров | 3 | Научиться эксперименталь- но определять количествен- ные характеристики поли- меров, характеризующих их эксплуатационные свойства, в частности температуры размягчения | Датчик темпера- туры (термопар ный) |
| Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования |
45 46 47 | Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ | Экспериментальное определение порядков скорости химической реакции | Знать зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ | 3 | Уметь получать кинетиче- ские данные и интерпрети- ровать их для определения порядков скорости реакции | Магнитная ме- шалка |
48 49 50 | Зависимость скорости реакции от температуры | Экспериментальное опре- деление температурного коэффициента скорости реакции (коэффициента Вант-Гоффа) и энергии активации | Знать зависимость скоро сти реакции от температуры. Уметь применять эмпирическое правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса для определения скорости химической реакции при различной температуре | 3 | Уметь получать кинетиче- ские данные и интерпрети- ровать их для расчёта коэф- фициента Вант-Гоффа и энергии активации | Терморезисторный датчик температуры, магнитная мешалка, баня комбини- рованная лабо- раторная |
51 52 53 | Растворение как физико-химический процесс | Лабораторный опыт «Те- пловой эффект растворе- ния веществ в воде» | Знать, какие процессы протекают при растворе- нии веществ. Уметь объяснять тепло- вые эффекты, сопрово- ждающие растворение веществ | 3 | Уметь экспериментально определить тепловой эффект растворения неорга- нических веществ: серной кислоты, гидроксида натрия и нитрата аммония | Терморезисторный датчик тем- пературы |
54 55 56 | Растворы, растворимость | Лабораторный опыт «Из- учение зависимости рас- творимости вещества от температуры» | Уметь использовать поня- тие «растворимость» для определения насыщенных и ненасыщенных растворов. Уметь объяснять влияние различных факторов на растворимость веществ | 3 | Уметь экспериментально определять зависимость растворимости неорганических веществ от температуры | Терморезисторный датчик тем- пературы, элек- троплитка из комплекта ком- бинированной лабораторной бани |
57 58 | Фотоколориметрическое определение концен- трации растворенного вещества | Экспериментальное определение концентрации ионов меди в выданном растворе | Повторить и обобщить знания о растворах, их со- става, молярной концен- трации растворённого ве- щества | 2 | Уметь определять концен- трацию окрашенных ионов фотоколориметрическим методом | Датчики оптиче- ской плотности 525 им и 470 им, спектрофотометр, весы лабо- раторные, бюретка, автоматическая микропипетка переменного объёма на 100 — 1000 мкл |
59 60 61 | Кристаллогидра- ты | Лабораторный опыт «Определение теплового эффекта образования кристаллогидратов из безводных солей» | Знать свойства кристал- логидратов, особенности их образования | 3 | Научиться определять те- пловой эффект реакции об- разования кристаллогидра- тов из безводных солей | Терморезистор- ный датчик тем- пературы, маг- нитная мешалка, лабораторные весы |
62 63 | Процесс электролитической диссоциации | Лабораторный опыт «За- висимость электропро- водности раствора от растворителя» | Уметь объяснять физико- химические основы про- цессов, протекающих при диссоциации электролитов | 2 | Определить изменение электропроводности при растворении газообразного хлороводорода в различных растворителях, интер- претировать полученные результаты | Датчик электро- проводности |
64 65 | Степень электро- литической диссоциации. Сильные и слабые электро- литы | Лабораторный опыт «Сильные и слабые элек- тролитьі» | Развить представления о степени электролитической диссоциации. Повторить и обобщить знания о сильных и слабых электролитах | 2 | На основании эксперимен- тального измерения элек- тропроводности растворов определить, являются ли выданные вещества сильными или слабыми электролитами | Датчик электро- проводности |
| Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования |
66 67 | Ионное произведение воды. Водородный показатель раствора pH | Лабораторный опыт «За- висимость концентраций ионов водорода от степе- ни разбавления сильного и слабого электролита» | Знать понятие «ионное произведение воды». Уметь объяснЯть влИяние различных факторов на водородный показатель раствора | 2 | Уметь сравнивать и объяс- нять зависимость pH рас- твора от концентрации сла- бой и сильной кислот | Датчик pH |
68 69 | Кондуктометричес кое и потенциометричес кое титрование | Экспериментальное опре- деление концентрации ионов меди в выданном растворе | Повторить и обобщить знания об электролитах, электролитической дис- социации, реакциях ион- ного обмена, водородном показателе | 2 | Уметь определять концен- трацию слабых кислот в окрашенных растворах ме- тодами кондуктометрического и потенциометричения | Датчик pH, датчик электропро- водности, маг- нитная мешалка, бюретка, авто- матическая ми- кропипетка пе- ременного объ ёма на 100—1000 мкл |
70 71 72 | Кондуктометрический метод определения концентрации вещества | Лабораторный опыт «Прямое кондуктометрическое определение кон- центрации соли в растворе» | Повторить и обобщить знания о физико-химиче- ских основах процессов, протекающих при диссо- циации электролитов | 3 | Применить метод прямой кондуктометрии для опре- деления концентрации хло- рида натрия в водном рас творе | Датчик электро- ПРОВОДНОСТИ |
73 74 | Коллоидные рас- творы | Лабораторный опыт «Оп- тические свойства колло- идньіх растворов» Теоретическое введение | Знать понятие «коллоид- ные растворы». Знать свойства коллоидных растворов. Уметь сравни- вать свойства коллоид- ных и истинных раство- ров, коллоидных раство- ров и грубодисперсных систем | 3 | Исследовать оптические свойства коллоидных рас- творов. Уметь объяснять на- блюдаемое светорассеива- ние, эффект Фарадея—Тин- даля | Турбидиметр (датчик оптиче- ской мутности) |
74 75 76 | Коагуляция. Koa- гулирующее действие электроли- тов. | Лабораторный опыт «Коагулирующее действие различных ионов» | Знать понятие «коагуля- ция». Повторить и обобщить знания о дисперсных си- стемах, коллоидных рас- творах, их агрегативной устойчивости. | 3 | Изучить коагулирующее действие различных ионов на гидрозоль гидроксида железа (III) | Турбидиметр (датчик оптиче- ской мутности), электрическая плитка (из ком- плекта лабора- торной бани), бюретки |
77 78 79 | Окислительно- восстановительные реакции | Лабораторный опыт «Из менение pH в ходе окис- лительно-восстановитель- ных реакций» | Повторить и обобщить зна- ния об окислительно-вос- становительных реакциях, важнейших окислителях и восстановителях. Уметь предсказывать состав про дуктов окислительно-вос- становительных реакций | 3 | На основании анализа из- менения pH установить на- правленность протекания изучаемых окислительно- восстановительных процес- COB | Датчик pH |
80 81 82 | Химические источники тока. Аккумуляторы | Лабораторный опыт «Работа свинцового аккумулятора» | Знать принципы работы химических источников тока. Уметь объяснять процессы, протекающие при зарядке и разрядке аккумуляторов | 3 | Изучить процесс работы свинцового аккумулятора, понимать, какие реакции протекают при его зарядке и разрядке | Датчик напряже- ния, источник питания лабора- торный |
83 84 | Галогеноводороды. Соли галогеноводородньіх кислот | Лабораторный опыт «Сравнительное определение растворимости га- логенидов серебра» | Повторить и обобщить знания о галогеноводо- родах, о солях галогено- водородных кислот | 3 | Провести кондуктометриче- ские измерения и на основа- нии полученных данных срав- нить растворимость хлорида, бромида и йодида серебра | Датчик электро- проводности, магнитная ме- шалка |
85 86 | Серная кислота и её соли | Лабораторный опыт «Взаимодействие гидро- ксида бария с серной кислотой› | Повторить и обобщить знания о свойствах сер- ной кислоты, её солях | 2 | Исследовать особенности протекания реакции нейтра- лизации между растворами серной кислоты и раствора- ми гидроксида бария | Датчик электро- проводности магнитная ме- шалка, бюретка |
87 88 | Коагуляция. Koa- гулирующее действие электролитов | Лабораторный опыт «Ко агулирующее действие различных ионов» | Знать понятие «коагуля- ция». Повторить и обобщить знания о дисперсных си- стемах, коллоидных рас- творах, их агрегативной УСТОЙЧИ ВОСТИ | 2 | Изучить коагулирующее действие различных ионов на гидрозоль гидроксида железа (III) | Турбидиметр (датчик оптиче- ской мутности), электрическая плитка (из ком- плекта лабора- торной бани), бюретки |
89 91 | Окислительно- восстановительные реакции | Лабораторный опыт «Из менение pH в ходе окис- лительно-восстановительных реакций» | Повторить и обобщить зна- ния об окислительно-вос- становительных реакциях, важнейших окислителях и восстановителях. Уметь предсказывать состав про- дуктов окислительно-вос- становительных реакций | 2 | На основании анализа из- менения pH установить на- правленность протекания изучаемых окислительно- восстановительных процес- COB | Датчик pH |
92 93 | Химические источники тока. Аккумуляторы | Лабораторный опыт «Ра- бота свинцового аккуму- лятора» | Знать принципы работы химических источников тока. Уметь объяснять процессы, протекающие при зарядке и разрядке аккумуляторов | 2 | Изучить процесс работы свинцового аккумулятора, понимать, какие реакции протекают при его зарядке и разрядке | Датчик напряже- НИЯ, ИСТОЧ НИК питания лабора- торный |
94 95 | Галогеноводороды. Соли галоге новодородньіх кислот | Лабораторный опыт «Сравнительное определение растворимости га- логенидов серебра» | Повторить и обобщить знания о галогеноводо- родах, о солях галогено- водородных кислот | 2 | Провести кондуктометриче- ские измерения и на основа- нии полученных данных срав- нить растворимость хлорида, бромида и йодида серебра | Датчик электро- проводности, магнитная ме- шалка |
96 97 | Серная кислота и её соли | Лабораторный опыт «Взаимодействие гидро- ксида бария с серной КИСЛОТОЙ› | Повторить и обобщить знания о свойствах сер- ной кислоты, её солях | 2 | Исследовать особенности протекания реакции нейтра- лизации между растворами серной кислоты и раствора- ми гидроксида бария | Датчик электро- проводности магнитная ме- шалка, бюретка |
98 99 | Железо, его свой- ства | Лабораторный опыт «Окисление железа во влажном воздухе» | Повторить и обобщить знания о свойствах желе- за | 2 | Исследовать процесс элек- трохимической коррозии железа на воздухе | Датчик давления, датчик кислорода |
100 101 | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистя- щие средства | Лабораторный опыт «Ис- следование растворов хозяйственного и туалет- ного мыла, синтетических моющих средств» | Повторить и обобщить знания о свойствах по- верхностноактивных ве- ществ (ПAB). Уметь объ- яснять моющее действие ПAB | 2 | На основании анализа pe- зультатов измерения pH растворов различных мою- щих средств сделать вывод об их эксплуатационных свойствах | Датчик pH |
Список использованной литературы
Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Часть 1. -М. Высшая школа. 1982. -301с
Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Часть 1 и 2. -М.: Высшая школа, 1982. - 301с и 304с.
Ф.Г. Жаровський, А.Т. Пилипенко, І.В. П'ятницький. Аналитическая химия. -Киев: Высшая школа, 1982. -544с.
Васильев В.И. Аналитическая химия. . В. 2 ч. - М.: Высшая школа, 1989. -640 с.
Алексеев В.Н. Количественный анализ. - М.: Химия, 1972. - 504 с.
Практикум по аналитической химии /Под ред. В.Д. Пономарева, Jl. И. Ивановой. - М: Высшая школа, 1983. - 288 с.
Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. - М.: Химия, 1989. - 447 с.
Коренман И.М. Методы количественного химического анализа. - М. Химия, І989. - 124 с.
Айвазов Б.В. Введение в хроматографию. - М.: Высшая школа, - 1983 -237с.
Физико-химические методы анализа /Под ред. В.Б.Алесковского. -М. Химия, 1988. -376с. Алексашин, Ю.В. Общая химия: Учебное пособие / Ю.В. Алексашин, И.Е. Шпак. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 c.
Алексашин, Ю.В. Общая химия: Учебное пособие / Ю.В. Алексашин, Н.Е. Шпак. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 c.
Аликина, И.Б. Общая и неорганическая химия. лабораторный практикум. Учебное пособие для вузов / И.Б. Аликина, С.С. Бабкина, Л.Н. Белова и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник / Н.С. Ахметов. - СПб. Лань, 2014.
- 752 c.
Бабкина, С.С. Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум: Учебное пособие для бакалавров и специалистов / С.С. Бабкина, Р.И. Росин, Л.Д. Томина. - М.: Юрайт, 2012.
c.
Бабков, А.В. Общая, неорганическая и органическая химия: Учебное пособие / А.В. Бабков. - Ереван: МИА, 2015. - 568 c.
Балашова, О.М. Общая химия: Учебное пособие / О.М. Балашова, В.Г. Лобанова. - М.:
МИСиС, 2013. - 73 c.
Барагузина, В.В. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие / В.В. Барагузина, И.В. Богомолова, Е.В. Федоренко. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 272 c.
Гаршин, А. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях: Учебное пособие / А. Гаршин. - СПб. Питер, 2013. - 288 c.
Гаршин, А.П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реациях: Учебное пособие / А.П. Гаршин. - СПб. Питер, 2013. - 288 c.
Глинка, Н.Л. Общая химия: Учебник для академического бакалавриата / Н.Л. Глинка. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 729 c.
Глинка, Н.Л. Общая химия: Учебное пособие / Н.Л. Глинка. - М.: КноРус, 2012. - 752 c.
Акимова, Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника: Учебник для студентов техн. направл. и специал. Вузов / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин.- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 343 с.
Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 176 c.
Бродский, А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов / А.К. Бродский. - М.: Изд. Центр «Академия», 2016. - 256 с.
Воронков, Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов / Н.А. Воронков. - М.: Агар, 2016. – 424 с.
Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016. - 336 c.
В содержание
25