СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование химия "Точка роста" исследовательская и проектная деятельность

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование химия "Точка роста" исследовательская и проектная деятельность»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Исследовательская и проектная деятельность»


с использованием оборудования центра «Точка роста»


ХИМИЯ 11 класс

предмет, класс


на 2022 – 2023 учебный год

срок реализации





КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю __3 часа_; всего за год __ 102 часа__

УЧИТЕЛЬ (ФИО)__ Денейкина Алла Михайловна__

КАТЕГОРИЯ __ Высшая квалификационная категория_






С.Дивное 2022-2023 г.

Пояснительная записка


Название программы «Исследовательская и проектная деятельность».


Профиль программы: естественнонаучная направленность


Актуальность программы: формирование эколого-химической культуры обучающихся, навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Закладываются основы ответственного отношения к природе; приобретаются знания, умения, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды,


Новизна программы заключается в том, что обучающиеся мотивированы на создание исследовательских проектов и защиту их на конференциях разного уровня.

Цель программы формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков в проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Сформировать дополнительные знания в области общей, аналитической и физической


химии, общей и химической экологии, представление об экологических проблемах Российской Федерации, Московской области, г. о. Мытищи.

2.Сформировать навыки и умения научно-исследовательской деятельности.


3.Сформировать исследовательские умения и навыки: работы с литературой, постановки эксперимента и обработки результатов, оформления исследовательской работы, написании тезисов.


4.Сформировать устойчивый мотив выбора будущей профессии.


5.Развивать творческое мышление, содействовать общему развитию личности, развивать способность к самообразованию и саморазвитию.


6.Способствовать формированию профессиональной направленности личности, способности к самообучению и саморазвитию.

Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной программы позволяет создать условия:

  • для расширения содержания школьного химического образования на углублённом уровне;

  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  • для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • для осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;

  • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

  • для обеспечения самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов;


Особенности содержания программы


Программа учебно-исследовательского комплекса включает теоретические и практические занятия в области химии и экологии для учащихся 10-11 классов, результат – формирование устойчивых мотивов, пропедевтический этап освоения профессии.


Программа включает в себя три основных аспекта: теоретический, практический и индивидуально-исследовательский, которые изучаются параллельно. Таким образом, постоянно осуществляется соотношение общефилософского, предметного и частного уровней рассмотрения проблемы. При этом приоритет отдается частному уровню, индивидуально-исследовательскому аспекту, в то время как содержание теоретического и практического курса строятся исходя из его запросов и потребностей. Данные курсы, а также рассматриваемые в них основные тематические блоки стационарны для каждого года обучения. Усложняется лишь их содержание. Таким образом, создана возможность построения изучаемого материала


  • поступательной логике. Такой подход согласуется с философским принципом спирального развития, в то время каждый учебный год представлен как целостный курс, который отличается самостоятельностью и логической завершенностью и заканчивается решением какой-либо частной проблемы, масштаб и глубина рассмотрения которой зависят от возраста учащихся и степени их обученности.


Стоит отметить преемственность тем исследовательских работ. Учащиеся в течение всего времени обучения продолжают работу над одной темой, расширяя ее, рассматривая с разных сторон. Такой подход, на наш взгляд, станет основным фактором сохранения преемственности как вертикальной, так и горизонтальной (метапредметной), поскольку всестороннее изучение проблемы требует обращения к разным дисциплинам школьной и внешкольной программы.


Таким образом, учебно- и научно-исследовательская работа учащихся потенциально способна реализовать единую линию развития, на которую «нанизываются» личностные и профессиональные качества. Следовательно, предлагаемая программа способна стать связующим звеном между общим и специальным (школьными, послешкольным) образованием. Результаты исследовательской деятельности учащихся, на наш взгляд, способны в будущем стать основным критерием отбора абитуриентов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета химии

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:

  • осознавать свою гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, ответственность перед Родиной, гордость за неё;

  • осознанно формировать и отстаивать свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;

  • формировать своё мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

  • непрерывно развивать в себе готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формировать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осуществлять осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

  • формировать экологическое мышление, приобрести опыт эколого-направленной деятельности.


Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных результатов

  • выявлять и формулировать учебную проблему;

  • определять цели деятельности и составлять её план, контролировать и корректировать деятельность;

  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

  • Познавательные

  • осуществлять поиск различных алгоритмов решения практических задач, применять различные методы познания;

  • осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований безопасности;

  • строить логические рассуждения, формулировать умозаключения на основе выявленных причинно-следственных связей;

  • создавать модели изучаемых объектов, выделять в них существенные характеристики, преобразовывать модели;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой; выбирать удобную форму фиксации и представления информации;

  • владеть методами познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;

  • выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;

  • владеть методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

  • описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата;

  • прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

  • прогнозировать свойства веществ на основе их строения;

  • использовать полученные знания в быту;

  • понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе;

  • планировать и осуществлять учебные химические эксперименты.

Планируемые воспитательные результаты

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе.

Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем.

Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности.

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России.

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).

Патриотическое

Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России.

Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности.

Духовно-нравственное

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения).

Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека.

Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.

Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России.

Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.

Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре.

Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры.

Эстетическое

Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре.

Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей.

Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Физическое

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей.

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.

Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде).

Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.

Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям.

Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны.

Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду.

Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства.

Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда.

Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.

Экологическое

Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду.

Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды.

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве.

Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.

Познавательное

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений.

Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки.

Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления.

Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире.

Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Тематическое планирование



Тема


Содержание


Целевая установка урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Использование оборудования


1. Методы научного познания







1-2

Общее представление исследовательской деятельности

Презентация.

Знать методы научного

познания.

Понимать взаимосвязь методов научного позна- ния.


2

самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

прогнозировать свойства веществ на основе их строения;

использовать полученные знания в быту;

понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе;

планировать и осуществлять учебные химические эксперименты.


Текст-лекция

3-4

История великих откры

тий и

изобретений. Развитие


исследовательской



деятельности.

Презентация.

Знать методы научного

познания.

Понимать взаимосвязь методов научного позна- ния.


2

самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

прогнозировать свойства веществ на основе их строения;

использовать полученные знания в быту;

понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе;

планировать и осуществлять учебные химические эксперименты.



Текст-лекция

5-6

Роль

ученых-исследователей

в

развитии

общества,

всеобщей

культуры

и

в

научно-техническом прогрессе




Презентация.

Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования

2

понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе;

планировать и осуществлять учебные химические эксперименты.


Текст-лекция

7-8

Структура исследовательской работы


Презентация.

Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования

2

самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;


Текст-лекция

9-10

Основные



элементы

исследовательской работы


этапы ее выполнения.

Презентация.

Уметь реализовывать план экспериментальной проверки гипотезы, интерпретировать результаты экспериментального исследования

2

самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;


Текст-лекция

11-12

Понятия

тема


Исследования «актуальность

проблемы»,

«цели», «задачи», «объекты и

методы исследования».

Презентация.

Уметь интерпретировать результаты экспериментально го исследования, формули ровать выводы

2

прогнозировать свойства веществ на основе их строения;

использовать полученные знания в быту;

понимать и объяснять роль химических процессов, протекающих в природе;


Текст-лекция

13-14

Теоритические основы исследовательской работы



в

области

химии

и

химической экологии

Презентация.

Уметь экспериментально доказывать элементный coстав исследуемого вещества на основании качественных реакций

2

самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

прогнозировать свойства веществ на основе их строения;


Текст-лекция

15-16

Теоритические основы

химического анализа

Презентация.

Уметь реализовывать план экспериментальной проверки гипотезы, интерпретировать результаты экспериментального исследования

2

самостоятельно формировать систему собственных знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;

прогнозировать свойства веществ на основе их строения;


Текст-лекция

17

Количественный и качественный анализ

Презентация.

Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования

2

Уметь экспериментально доказывать элементный coстав исследуемого вещества на основании качественных реакций

Текст-лекция

18.

Химическое познание и его методы. Экспери мент — ведущий метод научного познания окружающего мира

Лабораторный опыт

«Экспериментальная проверка гипотезы. Определение содержания карбоната кальция в различных объектах»

Знать методы научного

познания.

Понимать взаимосвязь методов научного позна- ния.

Уметь различать теоретические и экспериментальные методы исследования

1

Уметь формулировать гипо тезу, разрабатывать план её экспериментальной проверки.

Уметь интерпретировать результаты экспериментально го исследования, формули ровать выводы

Лабораторные весы, нагрева- тельная плитка

19.

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах

Практическое занятие

«Определение качествен ного состава органического вещества»

Уметь различать теорети- ческие и эксперименталь- ные методы исследования.

Уметь реализовывать план экспериментальной проверки гипотезы, интерпретировать результаты экспериментального исследования

1

Уметь экспериментально доказывать элементный coстав исследуемого вещества на основании качественных реакций

Датчик темпера- туры термопар- ный, спиртовка

2. Органическая химия






20.

Получение этилена и изучение его свойств

Лабораторный опыт

«Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия»

Знать свойства этилена. Выявлять учебную про- блему, предлагать её воз можное объяснение, про верять выдвинутое пред- положение эксперимен- тально

1

Уметь получать этилен деги- дратацией этанола, экспе- риментально доказывать принадлежность этилена к непредельным соединениям

Датчик pH, спир- товка

21.

Получение ацетилена и изучение его свойств

Лабораторный опыт

«Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия»

Знать свойства ацетилена

1

Уметь получать ацетилен карбидным способом, экс- периментально доказывать принадлежность ацетилена к непредельным соединени ям

Датчик pH

22.

Исследование физических свойства спиртов

Опыт «Сравнение температуры кипения одно- атомных спиртов».

Опыт «Сравнение темпе ратур кипения изоме- ров».

Опыт «Изучение испаре- ния органических ве- ществ»

Знать физические свой- ства предельных одноа- томных спиртов.

Уметь выявлять и объяснять зависимость

спиртов от их химическо-

го строения

1

Научиться определять тем пературы кипения спиртов, принадлежащих к одному гомологическому ряду.

Объяснять зависимость температуры кипения спиртов от числа атомов углерода в молекуле, от строения углеродного скелета для изоме- ров. Объяснять изменение тем- пературы при испарении спирта, эфира и жидкого алкана

Датчики темпе- ратуры (термо- резисторньій и термопарный), баня комбини- рованная лабо- раторная

23.

Получение альде-

гидов

Лабораторный опыт «Тепловой эффект реакции окисления этанола»

Знать способы получения альдегидов

1

Научиться определять те- пловой эффект реакции окисление этанола кисло- родом воздуха

Прибор для окисления спир- та над медным катализатором, высокотемпера- турный датчик (термопара)

23.

Химические свойства фенола

Лабораторный опыт

«Влияние нитрогрупп на кислотные свойства фе нола»

Знать химические свой- ства фенола. Уметь срав- нивать кислотные свой- ства спиртов, фенолов и

ИХ ПРОИЗВОДНЫХ

1

Научиться эксперименталь- но сравнивать кислотные свойства веществ и объяс нять наблюдаемые разли чия

Датчик pH


п/п


Тема


Содержание


Целевая установка урока

Кол-во часов


Планируемые результаты

Использование оборудования

24

Физические свой- ства карбоновых

кислот

Лабораторный опыт

«Сравнение температур плавления цис- и транс- изомеров».

Лабораторный опыт

«Определение температу ры плавления стеариновой

и пальмитиновой кислот»

Знать физические свой- ства карбоновых кислот. Объяснять зависимость температур плавления карбоновых кислот от их химического строения

1

Научиться экспериментально сравнивать температуры плавления карбоновых кислот и объяснять наблюдаемые различия. Определить температуры плавления сте- ариновой и пальмитиновой

КИСЛОТ установить, МОЖНО ли использовать данный показатель (температуру плавления) для идентификации


Датчик темпера- туры (терморе- зисторный)


25-26

Химические свойства карбоновых кислот

Лабораторный опыт

«Определение электро проводности и pH растворы уксусной КИСЛОТЫ» .

Лабораторный опыт «Из- учение силы однооснов- ных карбоновых кислот»

Знать химические свойства карбоновых кислот. Объяснять зависимость кислотных свойств карбо-

НОВЫХ КИСЛОТ ОТ ИХ ХИМИческого строения

2

Интерпретировать результа ты измерений pH и электро- проводности растворов, делать выводы о силе иссле- дуемых электролитов, в частности о силе карбоновых кислот.

Датчик pH, дат- чик электропро- водности

27

28

29

Отдельные пред-

ставители карбо-

НОВЫХ КИСЛОТ

Лабораторный опыт

«Распознавание раство-

ров органических кис-

ЛОТ

Знать свойства отдельных представителей карбоновых кислот. Объяснять зависимость их свойств от химического строения

3

Измерить pH выданных pac- творов органических кислот, на основании полученньіх результатов идентифи- цировать бензойную, салициловую и щавелевую

Датчик pH

30

31

32

Свойства слож-

ных эфиров

Лабораторный опыт «Ще- лочной гидролиз этилацетата»

Знать свойства сложных эфиров. Объяснять на- правленность реакций гидролиза сложных эфиров в кислой и щелочной сре

дах

3

Получить экспериментальные данные о зависимости pH раствора щелочи от времени в процессе гидролиза сложного эфира. Объяснить полученные результаты

Датчик pH

33

34

35

Свойства предельных аминов

Лабораторный опыт

«Сравнение основных свойств аммиака и мети- ламина»

Знать свойства предель- ных аминов. Уметь срав- нивать свойства аминов со свойствами аммиака

3

Изучить основные свойства предельных аминов. Уметь объяснять результаты изме- рения pH растворов аммиа- ка и предельных аминов

Датчик pH

36

37

38

Свойства ароматических аминов

Лабораторный опыт «Из- учение основных свойств анилина»

Знать свойства ароматических аминов. Уметь сравнивать свойства аро- матических и предельных аминов со свойствами аммиака

3

Изучить основные свойства анилина. Уметь объяснять результаты измерения pH растворов солей аммония, предельных и ароматических аминов

Датчик pH

39

40

41

Свойства амино-

кислот

Лабораторный опыт

«Определение среды растворов аминокислот». Лабораторный опыт

«Кислотные свойства аминокислот»

Знать свойства аминокис- лот. Уметь объяснять за- висимость свойств ами- нокислот от их строения

3

Экспериментально определить pH растворов аминокислот. Исследовать взаимодействие сz-аминокислот с соединениями меди и цинка. На основании полученных экспериментальных данных установить зависи-

мости КИСЛОТНО-ОСНОВНЫХ

СВОЙСТВ аминокислот от

химического строения

Датчик pH, дат чик электропро- водности

42

43

44

Исследование свойств пластмасс

Лабораторный опыт

«Определение температур размягчения полимеров»

Знать состав, строение и свойства синтетических полимеров

3

Научиться эксперименталь- но определять количествен- ные характеристики поли- меров, характеризующих их эксплуатационные свойства, в частности температуры размягчения

Датчик темпера- туры (термопар ный)



Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

45

46

47

Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

Экспериментальное определение порядков скорости химической реакции

Знать зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

3

Уметь получать кинетиче- ские данные и интерпрети- ровать их для определения порядков скорости реакции

Магнитная ме- шалка

48

49

50

Зависимость скорости реакции от температуры

Экспериментальное опре- деление температурного коэффициента скорости реакции (коэффициента Вант-Гоффа) и энергии активации

Знать зависимость скоро сти реакции от температуры. Уметь применять эмпирическое правило

Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса для определения скорости химической реакции при различной температуре

3

Уметь получать кинетиче- ские данные и интерпрети- ровать их для расчёта коэф- фициента Вант-Гоффа и энергии активации

Терморезисторный датчик температуры, магнитная мешалка, баня комбини- рованная лабо- раторная

51

52

53

Растворение как физико-химический процесс

Лабораторный опыт «Те- пловой эффект растворе- ния веществ в воде»

Знать, какие процессы протекают при растворе- нии веществ.

Уметь объяснять тепло- вые эффекты, сопрово- ждающие растворение веществ

3

Уметь экспериментально определить тепловой эффект растворения неорга- нических веществ: серной кислоты, гидроксида натрия и нитрата аммония

Терморезисторный датчик тем- пературы

54

55

56


Растворы, растворимость

Лабораторный опыт «Из- учение зависимости рас- творимости вещества от температуры»

Уметь использовать поня- тие «растворимость» для определения насыщенных и ненасыщенных растворов. Уметь объяснять влияние различных факторов на растворимость веществ

3

Уметь экспериментально определять зависимость растворимости неорганических веществ от температуры

Терморезисторный датчик тем- пературы, элек- троплитка из комплекта ком- бинированной лабораторной бани

57

58


Фотоколориметрическое определение концен- трации растворенного вещества

Экспериментальное определение концентрации ионов меди в выданном растворе

Повторить и обобщить знания о растворах, их со- става, молярной концен- трации растворённого ве- щества

2

Уметь определять концен- трацию окрашенных ионов фотоколориметрическим методом

Датчики оптиче-

ской плотности

525 им и 470 им, спектрофотометр, весы лабо- раторные, бюретка, автоматическая микропипетка переменного объёма на 100 — 1000 мкл


59

60

61

Кристаллогидра-

ты

Лабораторный опыт

«Определение теплового эффекта образования кристаллогидратов из безводных солей»

Знать свойства кристал- логидратов, особенности их образования

3

Научиться определять те- пловой эффект реакции об- разования кристаллогидра- тов из безводных солей

Терморезистор- ный датчик тем- пературы, маг- нитная мешалка, лабораторные весы

62

63


Процесс электролитической диссоциации

Лабораторный опыт «За- висимость электропро- водности раствора от растворителя»

Уметь объяснять физико- химические основы про- цессов, протекающих при диссоциации электролитов

2

Определить изменение электропроводности при растворении газообразного хлороводорода в различных растворителях, интер- претировать полученные результаты

Датчик электро-

проводности

64

65

Степень электро- литической диссоциации. Сильные и слабые электро- литы

Лабораторный опыт

«Сильные и слабые элек- тролитьі»

Развить представления о степени электролитической диссоциации. Повторить и обобщить знания о сильных и слабых электролитах

2

На основании эксперимен- тального измерения элек- тропроводности растворов определить, являются ли выданные вещества сильными или слабыми электролитами

Датчик электро- проводности




Тема


Содержание


Целевая установка урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

66

67

Ионное произведение воды. Водородный показатель раствора pH

Лабораторный опыт «За- висимость концентраций ионов водорода от степе- ни разбавления сильного и слабого электролита»

Знать понятие «ионное произведение воды». Уметь объяснЯть влИяние различных факторов на водородный показатель раствора


2

Уметь сравнивать и объяс- нять зависимость pH рас- твора от концентрации сла- бой и сильной кислот

Датчик pH

68

69

Кондуктометричес

кое и потенциометричес

кое титрование

Экспериментальное опре- деление концентрации ионов меди в выданном растворе

Повторить и обобщить знания об электролитах, электролитической дис- социации, реакциях ион- ного обмена, водородном показателе

2

Уметь определять концен- трацию слабых кислот в окрашенных растворах ме- тодами кондуктометрического и потенциометричения

Датчик pH, датчик электропро- водности, маг- нитная мешалка, бюретка, авто- матическая ми- кропипетка пе- ременного объ ёма на 100—1000 мкл

70

71

72


Кондуктометрический метод определения концентрации вещества

Лабораторный опыт

«Прямое кондуктометрическое определение кон- центрации соли в растворе»

Повторить и обобщить знания о физико-химиче- ских основах процессов, протекающих при диссо- циации электролитов

3

Применить метод прямой кондуктометрии для опре- деления концентрации хло- рида натрия в водном рас творе

Датчик электро-

ПРОВОДНОСТИ

73

74

Коллоидные рас-

творы

Лабораторный опыт «Оп- тические свойства колло- идньіх растворов» Теоретическое введение

Знать понятие «коллоид- ные растворы». Знать свойства коллоидных растворов. Уметь сравни- вать свойства коллоид- ных и истинных раство- ров, коллоидных раство- ров и грубодисперсных систем

3

Исследовать оптические свойства коллоидных рас- творов. Уметь объяснять на- блюдаемое светорассеива- ние, эффект Фарадея—Тин- даля

Турбидиметр (датчик оптиче- ской мутности)

74

75

76

Коагуляция. Koa- гулирующее действие электроли-

тов.

Лабораторный опыт «Коагулирующее действие различных ионов»

Знать понятие «коагуля-

ция».

Повторить и обобщить знания о дисперсных си- стемах, коллоидных рас- творах, их агрегативной

устойчивости.

3

Изучить коагулирующее действие различных ионов на гидрозоль гидроксида железа (III)

Турбидиметр (датчик оптиче- ской мутности), электрическая плитка (из ком- плекта лабора- торной бани), бюретки

77

78

79

Окислительно- восстановительные реакции

Лабораторный опыт «Из менение pH в ходе окис- лительно-восстановитель- ных реакций»

Повторить и обобщить зна- ния об окислительно-вос- становительных реакциях, важнейших окислителях и восстановителях. Уметь предсказывать состав про дуктов окислительно-вос- становительных реакций

3

На основании анализа из- менения pH установить на- правленность протекания изучаемых окислительно- восстановительных процес-

COB

Датчик pH

80

81

82

Химические источники тока. Аккумуляторы

Лабораторный опыт «Работа свинцового аккумулятора»

Знать принципы работы химических источников тока. Уметь объяснять процессы, протекающие при зарядке и разрядке аккумуляторов

3

Изучить процесс работы свинцового аккумулятора, понимать, какие реакции протекают при его зарядке и разрядке

Датчик напряже-

ния, источник

питания лабора-

торный

83

84

Галогеноводороды. Соли галогеноводородньіх кислот

Лабораторный опыт

«Сравнительное определение растворимости га- логенидов серебра»

Повторить и обобщить знания о галогеноводо- родах, о солях галогено- водородных кислот

3

Провести кондуктометриче- ские измерения и на основа- нии полученных данных срав- нить растворимость хлорида, бромида и йодида серебра

Датчик электро- проводности, магнитная ме- шалка

85

86

Серная кислота и

её соли

Лабораторный опыт

«Взаимодействие гидро-

ксида бария с серной

кислотой›

Повторить и обобщить знания о свойствах сер- ной кислоты, её солях

2

Исследовать особенности протекания реакции нейтра- лизации между растворами серной кислоты и раствора- ми гидроксида бария

Датчик электро-

проводности

магнитная ме- шалка, бюретка

87

88


Коагуляция. Koa- гулирующее действие электролитов

Лабораторный опыт «Ко агулирующее действие различных ионов»

Знать понятие «коагуля-

ция».

Повторить и обобщить знания о дисперсных си- стемах, коллоидных рас- творах, их агрегативной

УСТОЙЧИ ВОСТИ

2

Изучить коагулирующее действие различных ионов на гидрозоль гидроксида железа (III)

Турбидиметр (датчик оптиче- ской мутности), электрическая плитка (из ком- плекта лабора- торной бани), бюретки

89

91

Окислительно- восстановительные реакции

Лабораторный опыт «Из менение pH в ходе окис- лительно-восстановительных реакций»

Повторить и обобщить зна- ния об окислительно-вос- становительных реакциях, важнейших окислителях и восстановителях. Уметь предсказывать состав про- дуктов окислительно-вос- становительных реакций

2

На основании анализа из- менения pH установить на- правленность протекания изучаемых окислительно- восстановительных процес-

COB

Датчик pH

92

93

Химические источники тока. Аккумуляторы

Лабораторный опыт «Ра- бота свинцового аккуму- лятора»

Знать принципы работы химических источников тока. Уметь объяснять процессы, протекающие при зарядке и разрядке аккумуляторов

2

Изучить процесс работы свинцового аккумулятора, понимать, какие реакции протекают при его зарядке и разрядке

Датчик напряже-

НИЯ, ИСТОЧ НИК

питания лабора-

торный

94

95

Галогеноводороды. Соли галоге новодородньіх кислот

Лабораторный опыт

«Сравнительное определение растворимости га- логенидов серебра»

Повторить и обобщить знания о галогеноводо- родах, о солях галогено- водородных кислот

2

Провести кондуктометриче- ские измерения и на основа- нии полученных данных срав- нить растворимость хлорида, бромида и йодида серебра

Датчик электро- проводности, магнитная ме- шалка

96

97

Серная кислота и

её соли

Лабораторный опыт

«Взаимодействие гидро-

ксида бария с серной

КИСЛОТОЙ›

Повторить и обобщить знания о свойствах сер- ной кислоты, её солях

2

Исследовать особенности протекания реакции нейтра- лизации между растворами серной кислоты и раствора- ми гидроксида бария

Датчик электро-

проводности

магнитная ме- шалка, бюретка

98

99

Железо, его свой-

ства

Лабораторный опыт

«Окисление железа во влажном воздухе»

Повторить и обобщить знания о свойствах желе- за

2

Исследовать процесс элек- трохимической коррозии железа на воздухе

Датчик давления, датчик кислорода

100

101

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистя- щие средства

Лабораторный опыт «Ис- следование растворов хозяйственного и туалет- ного мыла, синтетических моющих средств»

Повторить и обобщить знания о свойствах по- верхностноактивных ве- ществ (ПAB). Уметь объ- яснять моющее действие ПAB


2

На основании анализа pe- зультатов измерения pH растворов различных мою- щих средств сделать вывод об их эксплуатационных свойствах

Датчик pH

Список использованной литературы

  1. Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Часть 1. -М. Высшая школа. 1982. -301с

  2. Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Часть 1 и 2. -М.: Высшая школа, 1982. - 301с и 304с.


  1. Ф.Г. Жаровський, А.Т. Пилипенко, І.В. П'ятницький. Аналитическая химия. -Киев: Высшая школа, 1982. -544с.


  1. Васильев В.И. Аналитическая химия. . В. 2 ч. - М.: Высшая школа, 1989. -640 с.

  2. Алексеев В.Н. Количественный анализ. - М.: Химия, 1972. - 504 с.


  1. Практикум по аналитической химии /Под ред. В.Д. Пономарева, Jl. И. Ивановой. - М: Высшая школа, 1983. - 288 с.


  1. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. - М.: Химия, 1989. - 447 с.

  2. Коренман И.М. Методы количественного химического анализа. - М. Химия, І989. - 124 с.

  3. Айвазов Б.В. Введение в хроматографию. - М.: Высшая школа, - 1983 -237с.


  1. Физико-химические методы анализа /Под ред. В.Б.Алесковского. -М. Химия, 1988. -376с. Алексашин, Ю.В. Общая химия: Учебное пособие / Ю.В. Алексашин, И.Е. Шпак. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 c.


  1. Алексашин, Ю.В. Общая химия: Учебное пособие / Ю.В. Алексашин, Н.Е. Шпак. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 c.


  1. Аликина, И.Б. Общая и неорганическая химия. лабораторный практикум. Учебное пособие для вузов / И.Б. Аликина, С.С. Бабкина, Л.Н. Белова и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.


  1. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник / Н.С. Ахметов. - СПб. Лань, 2014.

- 752 c.


  1. Бабкина, С.С. Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум: Учебное пособие для бакалавров и специалистов / С.С. Бабкина, Р.И. Росин, Л.Д. Томина. - М.: Юрайт, 2012.


  1. c.


  1. Бабков, А.В. Общая, неорганическая и органическая химия: Учебное пособие / А.В. Бабков. - Ереван: МИА, 2015. - 568 c.


  1. Балашова, О.М. Общая химия: Учебное пособие / О.М. Балашова, В.Г. Лобанова. - М.:

МИСиС, 2013. - 73 c.


  1. Барагузина, В.В. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие / В.В. Барагузина, И.В. Богомолова, Е.В. Федоренко. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 272 c.


  1. Гаршин, А. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях: Учебное пособие / А. Гаршин. - СПб. Питер, 2013. - 288 c.


  1. Гаршин, А.П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реациях: Учебное пособие / А.П. Гаршин. - СПб. Питер, 2013. - 288 c.


  1. Глинка, Н.Л. Общая химия: Учебник для академического бакалавриата / Н.Л. Глинка. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 729 c.


  1. Глинка, Н.Л. Общая химия: Учебное пособие / Н.Л. Глинка. - М.: КноРус, 2012. - 752 c.


  1. Акимова, Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника: Учебник для студентов техн. направл. и специал. Вузов / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин.- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 343 с.


  1. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 176 c.


  1. Бродский, А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов / А.К. Бродский. - М.: Изд. Центр «Академия», 2016. - 256 с.


  1. Воронков, Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов / Н.А. Воронков. - М.: Агар, 2016. – 424 с.


  1. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016. - 336 c.



В содержание

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!