Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Белое
им. Сушкина Т. Г. Красногвардейский район
Республика Адыгея
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 28.08. 2020 г ________ Лактионова О.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______ Михиенко Н.В. 28.08. 2020 г | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ №4» ______ Лысянская Ю.Н. 28.08.2020 г Приказ №116 от 28.08.2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адыгейская литература»
2 класс
на 2020/2021 учебный год
УМК «Школа России»
во 2-б классе
Кол-во часов:35ч, 1 час в неделю (35 учебных недель)
Составитель рабочей программы: Минакова Елизавета Васильевна ,учитель начальных классов
Учебник: Родные просторы : книга для чтения. С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко 2013г.
2020-2021уч.год
с.Белое
Содержание.
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, аудио-, видео- и гипермедиа-сообщений, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту, аудио- или видео-сообщению;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
I. Наша Республика Адыгея
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3. Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Старый кот и мыши», «Дружная компания», «Шапка небылиц», «Злая мачеха», «Слава на долгие века».
4. Произведения из адыгейского нартского эпоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея
1. Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
2. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»; Жанэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушки»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник».
З. Мир вокруг нас.
Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
Произведения: Чуяко дж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; Жанэ К. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался», «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
5. Уважаем и помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи.
Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
I. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.
(Для внеклассного чтения)
1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки: Лиса и тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), «Волк и перепелка» (кабардинская сказка)
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы, культуры и религии;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей.
Ученик научится:
назвть, основное содержание изученных адыгейских произведений, их авторов;
жанры детской художественной литературы (приводить примеры адыгейских сказок, басен, рассказов);
читать осознанно текст;
определять тему и главную мысль;
пересказывать текст;
читать стихотворные произведения наизусть;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)
Ученик получит возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг,
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении,
работы с разными источниками информации.
Тематическое планирование
2 класс (35 ч.)
№ | Дата (по плану) | Факт | Тема | |
I.Наша Республика Адыгея | |
1. | 04.09 | | С. Яхутль «Адыгея родная моя». К. Жане «Так в Адыгее говорят». | |
2. | 11.09 | | Н. Куек «Мальчик в черкеске». Р.Нехай. «Моя мать и мой язык».. |
3. | 18.09 | | Ц.Теучеж.Пшиш. М.Тлехас. Моя земля. |
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры | |
4. | 25.09 | | Загадки.Пословицы. | |
5. | 2.10 | | Сказки.Старый кот и мыши. Петух хвастун. | |
6. | 9.10 | | Дружная компания. | |
7. | 16.10 | | Шапка-небылица. | |
8. | 23.10 | | Злая мачеха. | |
9. | 30.10 | | Слава на долгие века. В гостях у старого нарта. | |
10. | 25 | | Как появились камыль и пхачич. | |
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | |
11. | 13.11 | | М.Паранук.Лиса и журавль. М.Паранук. Кто сильнее? | |
12. | 20.11 | | Т.Керашев.Джегу. | |
13. | 22.11 | | Х.Панеш. Осень. К.Жанэ.Спор. | |
14. | 29.11 | | М.Паранук. Кто позабыл родной язык. И.Машбаш.Живи,добро верши. | |
15. | 06 | | И.Машбаш. Общий двор. | |
16. | 11 | | Дж. Чуяко. Прилежный мальчик. М.Паранук. Случай на улице. | |
17. | 18 | | К.Жанэ. «Суматоха». Дж.Чуяко. «Про котёнка». Дж.Чуяко. «Снеговик.» | |
18. | 20 | | К.Жанэ.Как я согрелся. Н.Куёк. «Снежинки,Снег.», | |
19. | 27.12 | | К. Жанэ «Как Нурдин испугался.. К. Жанэ «Почему я люблю закрывать глаза. | |
20. | | | Н.Куёк.Сколько рук у дедушки. Н.Куёк. «Лужи.» | |
21. | | | Х.Панеш. «Я сам.». Р.Нехай. «Добрый старик.». | |
22. | 24.01 | | К. Жанэ. «Колыбельная.» А.Гадагаль. «Вот какой он странный.» | |
23. | | | К.Жанэ . «Как внуки запутали бабушку.». Н.Чуяко. «Что приключилось со стрекозой.». | |
24. | | | Р.Нехай. «Брось в землю зерно.». К. Жанэ «Мой пирог.». | |
25. | | | К. Жанэ . «Вышивала Фатимет» А. Гадагатль «Мамин помощник». | |
26. | | | К. Жанэ «Мишкины штанишки». Дж. Чуяко «Милей всего». | |
27. | | | К. Жанэ «Старый пастух». | |
28. | | | Дж. Чуяко «Эта бабушка не чужая». Дж. Чуяко «Гром», Р. Ачмиз «А солнышко решило». | |
29. | | | Х. Панеш «После дождя». Н. Куек «Луна и Солнце». | |
30. | | | Н. Куек «Песенка». А. Гадагатль «Погоди-ка, малыш!». | |
IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея. | |
31. | 02.04 | | Загадки. Пословицы. Сказки. | |
32. | | | Лиса и тетерев (русская сказка). Завещание (русская сказка). | |
33. | | | Г. Габриелян «Петрос и бабушка». Ш. Галиев «Почему не ругается мама?». Ф. Балкарова «Эльбрус». | |
34-35 | | | Н. Носов «Заплатка». А.Алиш. « Два петуха».Пересказ. | |