СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по адыгейской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по адыгейской литературе

Просмотр содержимого документа
«Планирование по адыгейской литературе»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Белое

им. Сушкина Т. Г. Красногвардейский район

Республика Адыгея

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол №1

от 28.08. 2020 г

________ Лактионова О.В.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______ Михиенко Н.В.


28.08. 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ «СОШ №4»

______ Лысянская Ю.Н.


28.08.2020 г

Приказ №116 от 28.08.2020г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Адыгейская литература»

2 класс

на 2020/2021 учебный год

УМК «Школа России»

во 2-б классе



Кол-во часов:35ч, 1 час в неделю (35 учебных недель)







Составитель рабочей программы: Минакова Елизавета Васильевна ,учитель начальных классов



Учебник: Родные просторы : книга для чтения. С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко 2013г.



2020-2021уч.год

с.Белое


Содержание.

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.


Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.


К концу второго класса учащиеся должны знать:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, аудио-, видео- и гипермедиа-сообщений, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту, аудио- или видео-сообщению;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


I. Наша Республика Адыгея
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3. Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Старый кот и мыши», «Дружная компания», «Шапка небылиц», «Злая мачеха», «Слава на долгие века».
4. Произведения из адыгейского нартского эпоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея
1. Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
2. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»; Жанэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушки»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник».

З. Мир вокруг нас.
Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
Произведения: Чуяко дж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; Жанэ К. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался», «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
5. Уважаем и помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи.
Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
I. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.
(Для внеклассного чтения)

1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки: Лиса и тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), «Волк и перепелка» (кабардинская сказка)




Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы, культуры и религии;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.



Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей.


Ученик научится:

  • назвть, основное содержание изученных адыгейских произведений, их авторов;

  • жанры детской художественной литературы (приводить примеры адыгейских сказок, басен, рассказов);

  • читать осознанно текст;

  • определять тему и главную мысль;

  • пересказывать текст;

  • читать стихотворные произведения наизусть;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)

Ученик получит возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг,

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении,

  • работы с разными источниками информации.


Тематическое планирование

2 класс (35 ч.)

Дата (по плану)

Факт

Тема


I.Наша Республика Адыгея


1.

04.09


С. Яхутль «Адыгея родная моя». К. Жане «Так в Адыгее говорят».


2.

11.09


Н. Куек «Мальчик в черкеске». Р.Нехай. «Моя мать и мой язык»..

3.

18.09


Ц.Теучеж.Пшиш. М.Тлехас. Моя земля.

II. Адыгейское народное творчество и национальные игры


4.

25.09


Загадки.Пословицы.


5.

2.10


Сказки.Старый кот и мыши. Петух хвастун.


6.

9.10


Дружная компания.


7.

16.10


Шапка-небылица.


8.

23.10


Злая мачеха.


9.

30.10


Слава на долгие века. В гостях у старого нарта.


10.

25


Как появились камыль и пхачич.


III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея


11.

13.11


М.Паранук.Лиса и журавль. М.Паранук. Кто сильнее?


12.

20.11


Т.Керашев.Джегу.


13.

22.11


Х.Панеш. Осень. К.Жанэ.Спор.


14.

29.11


М.Паранук. Кто позабыл родной язык. И.Машбаш.Живи,добро верши.


15.

06


И.Машбаш. Общий двор.


16.

11


Дж. Чуяко. Прилежный мальчик. М.Паранук. Случай на улице.


17.

18


К.Жанэ. «Суматоха». Дж.Чуяко. «Про котёнка». Дж.Чуяко. «Снеговик.»


18.

20


К.Жанэ.Как я согрелся. Н.Куёк. «Снежинки,Снег.»,


19.

27.12


К. Жанэ «Как Нурдин испугался.. К. Жанэ «Почему я люблю закрывать глаза.


20.



Н.Куёк.Сколько рук у дедушки. Н.Куёк. «Лужи.»


21.



Х.Панеш. «Я сам.». Р.Нехай. «Добрый старик.».


22.

24.01


К. Жанэ. «Колыбельная.» А.Гадагаль. «Вот какой он странный.»


23.



К.Жанэ . «Как внуки запутали бабушку.». Н.Чуяко. «Что приключилось со стрекозой.».


24.



Р.Нехай. «Брось в землю зерно.». К. Жанэ «Мой пирог.».


25.



К. Жанэ . «Вышивала Фатимет» А. Гадагатль «Мамин помощник».


26.



К. Жанэ «Мишкины штанишки». Дж. Чуяко «Милей всего».


27.



К. Жанэ «Старый пастух».


28.



Дж. Чуяко «Эта бабушка не чужая». Дж. Чуяко «Гром», Р. Ачмиз «А солнышко решило».


29.



Х. Панеш «После дождя». Н. Куек «Луна и Солнце».


30.



Н. Куек «Песенка». А. Гадагатль «Погоди-ка, малыш!».


IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.


31.

02.04


Загадки. Пословицы. Сказки.


32.



Лиса и тетерев (русская сказка). Завещание (русская сказка).


33.



Г. Габриелян «Петрос и бабушка». Ш. Галиев «Почему не ругается мама?». Ф. Балкарова «Эльбрус».


34-35



Н. Носов «Заплатка». А.Алиш. « Два петуха».Пересказ.