Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Перёдки»
Согласовано: Рассмотрено: Утверждено:
заместитель директора по УВР на заседании МО школы на педагогическом совете
_______/Смирнова Н.М/ протокол № _1_ протокол № _34_
от «_28 _» августа 2019 г. от « 30_»_августа 2019 г.
«___»____________2019 г. директор школы
________/Соколов А.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__________________черчение __________________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
для 8-9 классов
на 2019/2020 учебный год
Составитель программы:
_Соколов Александр Николаевич_
(Ф.И.О. учителя-составителя программы,
__высшая категория____
квалификационная категория)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов).
Цели и задачи изучения курса черчения в 8-9 классах является:
обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должны знать:
правила выполнения чертежей;
правила оформления чертежа;
приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
последовательность построения чертежа;
основные правила нанесения размеров на чертеже.
Должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов, деталей;
выбирать необходимое число видов для выполнения чертежей;
осуществлять несложные преобразование формы деталей и предметов;
применять графические знания при решении творческих задач.
Содержание программы.
Название темы | Количество часов |
8 класс. | |
1. Введение | 1 |
2. Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 5 |
3. Чертежи в системе прямоугольных проекций | 3 |
4. Аксонометрические проекции и технический рисунок | 7 |
5. Чтение и выполнение чертежей | 18 |
| 34 |
9 класс. | |
1. Сечения и разрезы | 10 |
2. Определение необходимого количества изображений | 3 |
3. Сборочные чертежи | 12 |
4. Строительные чертежи | 4 |
5. Контрольная работа | 2 |
5. Повторение | 2 |
6. Заключение | 1 |
Итого: | 34 |
8 класс:
Введение в предмет (1 час):
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Области применения черчения. Виды чертёжных инструментов, материалов и принадлежностей.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (5 часов):
Организация рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп). Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Применение и обозначение масштаба. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел).
Чертежи в системе прямоугольных проекций (7 часов):
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на
одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди,
вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Косоугольная фронтальная
диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической
проекции и рационального способа ее построения. Проекции вершин, рёбер и граней предмета.
Чтение и выполнение чертежей (18 часов):
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела
— призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин,
ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Порядок чтения чертежей. Чтение чертежей
детали. Решение графических задач, в том числе творческих.
9 класс:
Сечения и разрезы (10 часов):
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах.
Определение необходимого количества изображений (3 часа):
Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе
творческих.
Сборочные чертежи (12 часов):
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые.
Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).
Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера
позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые
условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение
сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Строительные чертежи (4 часа):
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 часа) Повторение (2 часа) Заключение (1 час)
Критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению.
Оценка «5» ставится, когда ученик:
полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
твёрдо знает изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведёт рабочую тетрадь;
ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого ещё пространственного представления;
правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведёт рабочую тетрадь;
при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
основной материал знает нетвёрдо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению ведёт небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
основной программный материал не знает;
чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведёт рабочую тетрадь;
систематически допускает грубые ошибки.
Оценка «1» ставится, когда ученик:
обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
Список учебно-методической литературы:
«Черчение: Учебник для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений». /Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. - М.: Астрель, 2010 г./
«Карточки-задания по черчению для 8 класс». /Василенко Е.А., Жукова Е.Т./ -М.: Просвещение, 1988.
«Карточки-задания по черчению для 9 класса» / Е.А.Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко./ - М.: Просвещение, 1990.
«Карточки-задания по черчению: 8 кл.» / Под ред. В.В.Степаковой./ - М.: Просвещение, 2000.
«Занимательное черчение»./ Воротников И.А./ - М.: Просвещение, 1990.
«Занимательное черчение»./ Титов С.В./ - Волгоград, Учитель, 2007.
«Тематическое и поурочное планирование по черчению, 7-8 кл.»./Виноградов В.Н./ М., Экзамен, 2006 г.
«Сборник заданий по техническому черчению». /Новичихина Л.И./ Минск, Высшая школа, 1978 г.
«Сборник заданий по черчению для 8 класса»./Годына Е.Г./ М., Просвещение, 1978 г.
«Задания для чтения и деталирование сборочных чертежей». /Сальников М.Г., Бровко И.Г./ М., Просвещение, 1981 г.
«Сечения и разрезы на уроках черчения в школе». /Преображенская Н.Г./ М., Просвещение, 1986 г.
«Как читать чертежи». /М., 1959 г.
Календарно-тематическое планирование по черчению.
№ п/п | Тема | Цели урока | Краткое содержание теоретической части | Оборудование | Практическая работа на уроке | Домашнее задание | Дата |
8 класс |
1 | Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической жизни человека. Краткие сведения об истории развития чертежей и их место среди других видов графических изображений. Современные методы выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности, материалы для выполнения чертежей. | Ввести понятие о чер-теже как изображении на плоскости; Формирование интереса к изучению конструкторской документации; Развитие техническо-го и образного мышления. | Роль чертежа в жизни человека. Имена русских учёных и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежей Содержание данных о современном чертеже. Графическое изображение. | Учебные таблицы. | Сравнение примеров изображений. Ознакомление с чертёжными инструментами и принадлежнос-тями. | Введение. Принести бумагу формата А4 | |
2 | Организация рабочего места. Рациональные приёмы работы чертёжными инструментами. Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. | Познакомить учащих-ся с правилами оформ-ления чертежей; Формирование стремления добросо-вестно и рационально выполнять учебные задания. | Организация рабочего места. Подготовка учебного инструмента к работе. Правила оформления чертежей. Размеры форматов, назначение линий чертежа. | Учебные таблицы. | Вычерчивание рамки и основной надписи чертежа. Построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей. | §1,2 рис.23 (в тетради) | |
3 | Графическая работа №1 «Линии чертежа». | Закрепление навыков выполнения линий; Формирование навыков самостоятель-ной работы; Развитие логического мышления. | Повторение теоретического материала по теме «Типы линий». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение упражнений на проведение чертёжных линий. | §1,2 | |
4 | Сведения о чертёжном шрифте Буквы, цифры и и знаки на чертежах. | Познакомить учащих-ся с правилами написания прописных и печатных букв и цифр чертёжного шрифта; | Шрифт, его размер и ширина. Написание прописных букв и цифр. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения в написании букв и цифр чертёжного шрифта. | §2 Написать дом.адрес в тетради чертёжным шрифтом. | |
5 | Некоторые сведения о нанесении размеров (выносных и размерных линий, стрелки, знаки диаметра и радиус). Указание толщины длины детали надписью, расположение размеров. Применение и обозначение масштаба. | Познакомить учащих-ся с правилами нанесения размеров, букв и цифр; Развитие интереса к овладению знаниями, формирование учений чётко организовывать свою практическую деятельность. | Линейные масштабы на строительных чертежах, толщина и размер. Расстояние между контуром изображения и размерными линиями. Нанесение размерных линий, знаков и букв. Масштаб. | Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения в написании знаков для нанесения размеров, стрелок, размерных и выносных линий. | §1,2 рис.34 | |
6 | Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали». | Закрепить умения и навыки по построению чертежа и нанесению размеров. | Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме. | Индивидуа-льные карточки-задания. | Выполнение чертежа плоской детали с нанесением размеров и изменением масштаба (по инд. заданиям). | §1,2 рис.36 | |
7 | Проецирование. | Познакомить учащих-ся с проецированием как изображением предмета на плоскости. | Общие сведения о проецировании. Примеры проекций. Проекция точки на плоскость. Центральное, параллельное, прямоугольное и косоугольное проецирование. | Учебные таблицы. | Проецирование точки на плоскости, проекции фигуры, получение тени модели. | §3 | |
8 | Прямоугольное проецирование. Проецирование на 3 плоскости проекций. | Познакомить учащих-ся с прямоугольным проецированием на плоскости проекций. | Проецирование на 1, 2 и 3 плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания, модели. | Построение предмета на 1, 2, 3 плоскости проекций. Чтение чертежа. Рис.45, 46, 47, 48, 49, 50. | §4 рис. 51 (в тетради) | |
9 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | Познакомить учащих-ся с понятием расположения видов на чертежах, формирование навыков построения видов на чертежах. | Всегда ли достаточно на чертеже одной проекции. Название проекций, полученных при проецировании на 3-и плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Построение 3-х проекций на плоскости. Тренировочное упражнение рис.55 | §5 рис 56 М3:1 (в тетради) Тр.р.№3 (рис. 58 а,б) | |
10 | Получение и построение аксонометрических проекций. | Познакомить учащих-ся с понятием об аксонометрических проекциях. | Проецирование куба на фронтально-димметри-ческую и изометричес-кую проекции. Расположение осей в аксонометрии. Способ построения аксонометрических проекций плоских фигур. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Получение аксонометричес-ких проекций. Построение фигур во фронтально-димметрической и изометрической проекции | §6,7 в тетради построить прямоугольник в димметрии и изометрии. | |
11 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | Закрепить умения и навыки построения аксонометрических проекций. | Расположение осей фронтально-димметри-ческой проекции. Как откладывают размеры вдоль осей фронтально-димметрической и изометрической проекций. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Построение фронтально-димметрической проекции. Рис.62 Справочная таблица №2 | §7 Рис.63 Справ. таблица №2 | |
12 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | Проверить качество усвоения теоретического материала. | Способ построения аксонометрических проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | Учебные таблицы. | Построение фронтально-димметрической и изометрической проекции окружности. Рис.64,65,66,68 | §8 Рис.65 80 мм (в тетради) | |
13 | Технический рисунок. | Закрепить умения и навыки по построению аксонометрии. | Правила построения технического рисунка. Его отличие от аксонометрической проекции. | Учебные таблицы. | Построение технического рисунка с натуры моделей. | §9 Рис.62 (в тетр. построить димметрию и изом-ию) | |
14 | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | Ознакомить с правилами построения проекций геометрических тел. | В основе форм деталей машин и механизмов лежат геометрические тела. Проекции граней геометрических тел. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Проецирование геометрических тел. Построение проекции граней геометрических тел. Рис.83 (удалить конус) | §10,11 Рис.84 а,б (фломасте-ры) | |
15 | Проекции вершин, рёбер и граней предмета. | Формирование навыков построения проекций. | Правила построения проекций вершин, рёбер и граней предмета. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Построение прямоугольных проекций предмета, обозначение вершин, рёбер, граней, нанесение проекционных точек. рис.87 а,б рис.88,94,97 | §12 рис.90 а,б,в 95,96,98 (в тетради А4) | |
16 | Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | Закрепление навыков построения проекций граней, рёбер и точек. | Повторение материала по теме «Проекции вершин, рёбер и граней предмета». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение работы на формате А4 рис.98,99 | Повторить§10,11,12 (доделать работу) | |
17 | Порядок построений изображений на чертежах. | Проверить качественное усвоение материала по теме прямоугольное проецирование. | Правила изображения геометрических тел. Последовательность построения видов на чертеже детали. | Учебные таблицы. | Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида. рис.107,111 а,б, 112 а,б | §13 рис.113 (1,2,3) рис.111 (в,г) | |
18 | Порядок построений изображений на чертежах. | Развитие пространственных представлений. | Анализ формы предметов. | Учебные таблицы. | Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида. р.113(4,5,6,7,8,9) | рис.114 (1,2,3,4,5,6) А4 | |
19 | Графическая работа №5 «Построение третьей проекции по двум данным». | Закрепление навыков построения прямоугольных проекций. | Повторение и закрепление материала по теме «Прямоугольное проецирование». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение работы на формате А4 М2:1 1в.- а,б 2в.- в,г 3в.- г,д | Повторить §13 | |
20 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | Познакомить с правилами нанесения размеров с учётом формы предмета. | Правила нанесения размеров. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Нанесение размеров с учётом формы предмета. рис.119 б, 120 а | §14 рис.120 б 121 М2:1 122 М2:1 | |
21 | Геометрические построения, необходимые для полстроения чертежей. | Познакомить с правилами геометрических построений. | Анализ графического состава изображения. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Анализ графического состава изображения. Деление окружности на части.Сопряжения | §15 рис.37 (с нанесением размеров) | |
22 | Графическая работа №6 «Чертежи детали (с использованием геометрических построений)» | Закрепление навыков геометрических построений. | Повторение и закрепление материала по теме «Геометрические построения». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение работы на формате А4 рис.138 | Повторить §15 | |
23 | Чертежи развёрток геометрических тел. | Познакомить с правилами построения развёрток. | | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Построение развёрток призмы, цилиндра, конуса, пирамиды. | §16 рис.139,140 (с 1-14) рис.141,142 (с 15-30) | |
24 | Порядок чтения чертежей деталей. | Познакомить с правилами чтения чертежей. | Правила чтения чертежа. | Учебные таблицы. Чертежи детали. | Чтение чертежа детали. (Зачёт по индив. заданиям) | §17 рис.145 | |
25 | Практическая работа №7 «Устное чтение чертежа». | Закрепление знаний, умений и навыков в чтении чертежей. | Повторение теоретического материала. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение работы в тетради рис.146, | §17 повторить | |
26 | Практическая работа №7 «Устное чтение чертежа». | Закрепление знаний, умений и навыков в чтении чертежей. | Повторение теоретического материала. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение работы в тетради рис. 147,148 | §17 повторить | |
27 | Выполнение эскизов деталей. | Познакомить с правилами выполнения эскизов. | Понятие эскиза детали. | Учебные таблицы. | Построение эскизов по техническим моделям. | §18 рис.155 (в тетради) | |
28 | Выполнение эскизов деталей. | Познакомить с правилами выполнения эскизов. | Правила выполнения эскизов. | Учебные таблицы. | Построение эскизов по техническим моделям. | §18 рис.155 (в тетради) | |
29 | Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы». | Закрепление навыков выполнения чертежа предмета в трёх видах. | Закрепление знаний теоретического материала. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение работы на формате А4 рис.149,150,151 | Повторить §2,4,6,7,8,9,13,14 | |
30 | Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали». | Закрепление навыков выполнения эскиза и технического рисунка. | Закрепление знаний теоретического материала. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Построение чертежей детали, эскиза и технического рисунка модели детали. | Повторить §9,18 | |
31 | Графическая работа №10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования». | Закрепление теоретического материала и использование его в конструировании. | Повторение и закрепление знаний конструирования узлов. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Построение чертежа детали рис.156,157 | Повторить §4,5,9,14,1718 | |
32 | Графическая работа №10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования». | Закрепление теоретического материала и использование его в конструировании. | Повторение и закрепление знаний конструирования узлов. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Построение чертежа детали рис.158,159 | Повторить §4,5,9,14,1718 | |
33 | Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета». | Обобщение знаний, полученных в курсе черчения 8 класса. | Повторение и закрепление знаний. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Построение чертежа детали в необходимом количестве видов. рис.160 а,б | Повторить §4,5,13,14, 15,17 | |
34 | Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета». | Обобщение знаний, полученных в курсе черчения 8 класса. | Повторение и закрепление знаний. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Построение чертежа детали в необходимом количестве видов. рис.160 в,г | Повторить §4,5,13,14, 15,17 | |
№ п/п | Тема | Цели урока | Краткое содержание теоретической части | Оборудование | Практическая работа на уроке | Домашнее задание | Дата |
9 класс |
1 | Общие сведения о способах проецирования. | Актуализация знаний, полученных в курсе черчения в 8 классе. | Повторение теоретического материала по теме «Проецирование на три плоскости проекций. Аксонометрические проекции». | Учебные таблицы. Задания на построение чертежа детали в трёх видах по двум данным. | Чтение чертежа: а) устное чтение (фронтальная работа с классом) б) построение чертежа детали в системе проекций | Повторить §3-8,19 рис.161, 162 | |
2 | Сечения. | Ознакомить с понятием сечения как изображения. | Назначение сечений, классификация сечений, обозначение на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений. | Учебные таблицы. | Построение вынесенных сечений. Решение задач на построение сечений. | §20,21,22 рис.176 (в тетради) | |
3 | Сечения. | Закрепление умений и навыков на построение и обозначение сечений. | Повторение теоретического материала и отработка практических навыков построения сечений. | Индивидуа-льные карточки-задания. | Построение сечений. | Повторить §20,21,22 В тетради выполнить граф. работу №12 | |
4 | Сечения. | Проверить качество усвоения материала по теме «Сечения». | | Индивидуа-льные карточки-задания. | Решение задач на построение сечений. | Повторить §20,21,22 задания на карточках | |
5 | Простые разрезы. | Познакомить с понятием разрез, с классификацией разрезов. Формирование навыков построения целесообразных разрезов. | Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы. Отличие разрезов от сечений. Алгоритм построения простых разрезов. | Учебные таблицы. Дин. модель «Образ-ие разреза». Индивидуа-льные карточки-задания. | Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащий разрез. | §23,24 (до п.24.4) рис 180,183,184 (в тетради) | |
6 | Обозначение простых разрезов. | Ознакомить с обозначениями простых разрезов, формирование понятия о местном разрезе. | Повторение теоретического материала по темам «Сечения», «Простые разрезы». Правила обозначения простых разрезов. местный разрез. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на построение местного разреза. рис 188 | §24 рис 186,187 (в тетради) | |
7 | Соединение части вида с частью разреза. | Ознакомить с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, применимыми в таких случаях. | Повторение по теме «Сечения». Правила соединения части вида с частью разреза. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза. | §25 рис 193, 194, 195 А4 (в тетради в клетку) | |
8 | Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». | Закрепление навыков выполнения разрезов. | Повторение теоретического материала по теме «Разрезы». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение на бумаге в клетку формата А4 эскиза детали с применением необходимого разреза. | Повторить §24,25 | |
9 | Особые случаи разрезов. | Ознакомить с правилами выполнения особых случаев разрезов. | Правила выполнения особых случаев разрезов. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Решение задач на построение особых случаев разрезов. | §26,27 (в тетради формата А4 выполнить индивид. задания) | |
10 | Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза». | Закрепление навыков выполнения разрезов. | Повторение теоретического материала по теме «Разрезы». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Решение задач на построение целесообразного разреза, нанесение размеров. | Повторить §20,21,23,24,25,26,27 | |
11 | Выбор количества изображений и главное изображение. Условности и упрощения на чертежах. | Ознакомить с правилами выполнения условностей на чертежах, выбором главного и необходимого количества изображений. | Правила выполнения условностей на чертежах, выбор главного и необходимого количества изображений. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на определении рациональности выполнения чертежа. | §28,29 рис.202 М 2:1 (в тетради) повторить §9 | |
12 | Графическая работа №15 «Устное чтение чертежа». | Закрепление навыков выбора главного изображения и упрощений. | Повторение теоретического материала по теме. | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Чтение чертежа. построение технического рисунка. | Повторить §18,28,29 | |
13 | Графическая работа №16 «Эскиз с натуры». | Закрепление навыков выполнения разрезов. | | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнить эскиз детали с натуры и построить целесообразный разрез. | Повторить §28,29 (задание в тетради) | |
14 | Сборочные чертежи. | Ознакомить с понятием сборочного чертежа. | Общие сведения о соединениях деталей, виды соединения деталей. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на чтение сборочных чертежей. | §30,31 рис 217 | |
15 | Сборочные чертежи. | Ознакомить со сборочными чертежами станка, механизма. | Изображение и обозначение резьбы. Стандарты. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на выполнение сборочного чертежа. | §32 рис.219 | |
16 | Графическая работа №17 «Эскиз резьбового соединения». | Закрепление навыков выполнения чертежей. | | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение сборочного чертежа по карточкам. | Повторить §30,31,32 | |
17 | Сборочные чертежи. | Ознакомить с правилами шпоночных и штифтовых соединений. | Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на изображения шпоночных и штифтовых соединений. | §33 рис 222,230 (в тетради А4) | |
18 | Графическая работа №18 «Чертёж сборочного соединения и вала». | Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей. | Повторение теоретического материала по теме «Сборочные чертежи». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Построение сборочного чертежа с применением математического расчёта рис 226 | Повторить §30,31,32,33 | |
19 | Сборочные чертежи. | Ознакомить с основными правилами расположения видов на сборочных чертежах. | Основные правила расположения видов на сборочных чертежах. Повторение материала по теме: «Виды соединений». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение заданий рис.232,236 | §34 Рис.237 | |
20 | Сборочные чертежи. | Закрепление навыков чтения сборочных чертежей. | Последовательность чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения, применяемые при выполнении сборочных чертежей. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на чтение сборочного чертежа. | §35,36 Граф.работа№19 (в тетради) | |
21 | Понятие о деталировании. | Ознакомить с понятием деталирования. | Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей (деталирование). | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на порядок выполнения деталирования. | Повторить§30-36 §37 (доделать работу) | |
22 | Графическая работа №20 «Деталирование». | Закрепление навыков выполнения деталирования. | Повторение теоретического материала по теме «Деталирование». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение задания рис.240 детали 4,5 рис 244 детали 1,3 рис 245 детали 2,3 | Повторить §30-37 | |
23 | Графическая работа №20 «Деталирование». | Закрепление навыков выполнения деталирования. | Повторение теоретического материала по теме «Деталирование». | Учебные таблицы. План выполнения работы. | Выполнение задания рис.246 детали 3,4 рис 247 детали 1,2 рис 248 детали 1,3 | Повторить §30-37 | |
24 | Графическая работа №21 «Решение творческих задач с элементами конструирования». | Закрепление навыков выполнения чертежей с использованием конструирования. | Конструирование новых изделий и их усовершенствование. | План выполнения работы. | Решение творческих задач на конструирование. 1,2,3 задачи | | |
25 | Графическая работа №21 «Решение творческих задач с элементами конструирования». | Закрепление навыков выполнения чертежей с использованием конструирования. | Конструирование новых изделий и их усовершенствование. | План выполнения работы. | Решение творческих задач на конструирование. 4,5 задачи | | |
26 | Основные особенности строительных чертежей. | Ознакомить с общими понятиями строительных чертежей. | Основные правила изображений на строительных чертежах. | Учебные таблицы. | Упражнения на изображения, масштаб, размеры. | §38 | |
27 | Условные изображения на строительных чертежах. | Ознакомить с понятием условных обозначений на чертежах. | Графическое изображение элементов зданий и деталей внутреннего оборудования. | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Упражнения на изображения оконных и дверных проёмов, лестничных клеток, сантехнического и кухонного оборудования. | §39 Повторить §38 | |
28 | Порядок чтения строительных чертежей. | Закрепление знаний по теме «Строительные чертежи». | Правила чтения строительных чертежей. | Учебные таблицы. | Составить в тетради чертёж по рассказу. | §40 Повторить §38,39 | |
29 | Графическая работа №22 «Чтение строительных чертежей». | Закрепление навыков выполнения строительного чертежа. | | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Выполнение индивидуальных заданий. | Повторить §20-40 | |
30 | Графическая работа №23 | Закрепление навыков , полученных на уроках черчения. | | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Выполнение контрольной работы. | | |
31 | Графическая работа №23 | Закрепление навыков , полученных на уроках черчения. | | Учебные таблицы. Индивидуа-льные карточки-задания. | Выполнение контрольной работы. | | |
32 | Повторение изученного материала. | Повторить основной теоретический материал. | | Учебные таблицы. | | | |
33 | Обобщение знаний. | Обобщить полученные в курсе черчения знания. | | Учебные таблицы. | | | |
34 | Заключительный урок. | Подвести итоги. | | | | | |