Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы начального общего образования по физической культуре, авторской программы по физической культуре
. Ляха, (М.: Просвещение, 2011).
Основной образовательной программы начальных классов 1-4 класс МБОУ Новосельская СОШ на 2018-2019 учебный год;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. –М.: Просвещение, 2010 г.;
Планируемых результатов начального общего образования.
Программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Новосельская СОШ» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс физической культуры на ступени начального общего образования по программе «Образовательная система «Школа России».
Физическая культура как учебный предмет входит в образовательную область «Физическая культура».
В учебном плане школы на изучение предмета «Физической культуры» выделено 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели) (из федерального компонента).
Контрольное тестирование упражнений (Сдача нормативов) – 3
Срок реализации данной программы - 1 год.
Цель обучения:
- формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи обучения:
Формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно- исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы,
совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях,
расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладение новыми, с повышенной координационной сложностью,
формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения,
расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей,
формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
3 класс 102 часа
Знания о физической культуре. Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Кроссовая подготовка, мини-футбол
1. Бег по слабопересеченной местности до 1 км.
2. Равномерный медленный бег до 5 мин.
3. Кросс до 800 м. (мал.) до 500 м. (дев.)
4. Спортивная игра мини-футбол: а) удары по мячу ногой.
б) остановка мяча ногой, отбор мяча.
в) тактические действия в защите и нападении
г) отбор мяча.
5. Бег по пересеченной местности.
6. Равномерный бег до 6 мин.
7. Кросс до 1 км.
8.Бег с преодолением препятствий.
9.Бег по пересеченной местности.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол 12 часов: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Контрольныеупражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, см | 150 – 160 | 131 – 149 | 120 – 130 | 143 – 152 | 126 – 142 | 115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8 – 5,6 | 6,3 – 5,9 | 6,6 – 6,4 | 6,3 – 6,0 | 6,5 – 5,9 | 6,8 – 6,6 |
Бег1000 м, мин. с | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание (разделы,темы) |
план. | факт. |
1 четверть Вводный урок-1ч; лёгкая атлетика-8ч; гимнастика-4ч; спортивные игры-4ч; урок-игра-8ч. |
1. | 03.09. | | Организационно - методические требования на уроках физической культуры. Т/б на уроках физической культуры. |
2. | 05.09. | | Т/б на уроках по лёгкой атлетике. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Подвижная игра «Ловишки». |
3. | 07.09. | | Урок-игра «Ловишки» и «Салки – дай руку». Т/б во время проведения подвижных игр. |
4. | 10.09. | | Повторение техники челночного бега. Подвижная игра «Салки – дай руку». |
5. | 12.09. | | Ознакомление со способами метания мешочка (мяча) на дальность. Подвижная игра «Салки – дай руку». |
6. | 14.09. | | Урок - игра «Прерванные пятнашки», «Колдунчики». |
7. | 17.09. | | Пас и его значение для спортивных игр с мячом. Подвижная игра «Колдунчики». |
8. | 19.09. | | Спортивная игра «Футбол». |
9. | 21.09. | | Урок - игра «Передал — садись». |
10. | 24.09. | | Отработка техники прыжка в длину с разбега. Подвижная игра «Колдунчики». |
11. | 26.09. | | Прыжок в длину с разбега на результат. Подвижная игра «Колдунчики». |
12. | 28.09. | | Урок - игра «Командные хвостики», «Хвостики». |
13. | 01.10. | | Тестирование метания мяча на дальность. Подвижная игра «Хвостики». |
14. | 03.10. | | Тестирование наклона вперёд из положения стоя. Подвижная игра «Хвостики». |
15. | 05.10. | | Урок - игра «Осада города». |
16. | 08.10. | | Тестирование подъёма туловища из положения лежа за 30 с. Подвижная игра «Хвостики». |
17. | 10.10. | | Отработка техники прыжка в длину с места. Подвижная игра «Осада города». |
18. | 12.10. | | Тестирование прыжка в длину с места. Подвижная игра «Осада города». |
19. | 15.10. | | Урок - игра «Салки», «Флаг на башне». |
20. | 17.10. | | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. Подвижная игра «Салки». |
21. | 19.10. | | Тестирование виса на время. Подвижная игра «Салки». |
22. | 22.10. | | Урок - игра «Белочка-защитница». |
23. | 24.10. | | Футбольные упражнения. Подвижная игра «Белочка-защитница». |
24. | 26.10. | | Футбольные упражнения в парах. |
25. | 29.10. | | Урок - игра «Белочка-защитница», «Вышибалы». |
2 четверть Лёгкая атлетика-1ч; гимнастика-10ч; спортивные игры-2ч; знания о физической культуре-1ч; урок-игра-7ч; контрольный урок-1ч. |
26. | 09.11. | | Отработка бросков и ловля мяча в парах. Подвижная игра «Белочка-защитница». |
27. | 12.11. | | Закаливание. Подвижная игра «Гуси – лебеди». |
28. | 12.11. | | Обучение ведению мяча. Подвижная игра «Гонка мячей по кругу». |
29. | 14.11. | | Урок - игра «Кот и мыши», «Салки с резиновыми кружочками». |
30. | 16.11. | | Техника выполнения акробатических упражнений. Кувырок вперёд. Подвижная игра «Пустое место». |
31. | 19.11. | | Кувырок вперёд с разбега и через препятствие. Подвижная игра «Салки». |
32. | 21.11 | | Урок – игра « Осада города», «Салки с резиновыми кольцами». |
33. | 23.11. | | Техника выполнения упражнения «Кувырок назад». Подвижная игра «Салки». |
34. | 26.11. | | Круговая тренировка. Подвижная игра «Хвостики». |
35. | 28.11. | | Урок - игра «Хвостики», « Салки». |
36. | 30.11. | | Техника выполнения «стойки на голове». Подвижная игра «Хвостики». |
37. | 03.12. | | Техника выполнения «стойки на руках». |
38. | 05.12. | | Урок - игра «Ночная охота», «Удочка». |
39. | 07.12. | | Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине. Подвижная игра« Салки с резиновыми кольцами». |
40. | 10.12. | | Лазание и перелезание по гимнастической стенке. Подвижная игра «Ночная охота». |
41. | 12.12. | | Урок - игра «К своим флажкам», «Два мороза». |
42. | 14.12. | | Прыжки в скакалку. Подвижная игра « Удочка». |
43. | 17.12. | | Прыжки в скакалку в тройках. Игра «Удочка». |
44. | 19.12. | | Урок - игра «Волшебные ёлочки», «Белочка-защитница». |
45. | 21.12. | | Текущий контроль за 1 полугодие (Сдача нормативов.) |
46. | 24.12. | | Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Подвижная игра «Два Мороза». |
47. | 26.12. | | Урок - игра «Горячая линия», «Медведи и пчёлы». |
3 четверть Лёгкая атлетика-6; гимнастика-6; спортивные игры-9; урок-игра-10; контрольный урок-1 |
48. | 09.01. | | Варианты вращения обруча. Подвижная игра «Два Мороза». |
49. | 11.01. | | Гимнастическая игра «Догонялки на марше». |
50. | 14.01. | | Урок - игра «Шмель», « Зайцы в огороде». |
51. | 16.01. | | Полоса препятствий. Подвижная игра «Медведи и пчёлы». |
52. | 18.01. | | Усложнённая полоса препятствий. Подвижная игра «Шмель», «Белые медведи». |
53. | 21.01. | | Урок - игра «Ноги выше от земли». |
54. | 23.01. | | Техника выполнения прыжка в высоту с прямого разбега. Подвижная игра «Ноги выше от земли». |
55. | 25.01. | | Броски мяча через волейбольную сетку. Подвижная игра « Гонка мячей по кругу». |
56. | 28.01. | | Урок-игра «Ловишка с мешочком на голове». |
57. | 30.01. | | Броски мяча через волейбольную сетку. Подвижная игра «Передал – садись». |
58. | 01.02. | | Броски мяча через волейбольную сетку. Подвижная игра « Эстафета зверей». |
59. | 04.02. | | Урок-игра «Вышибалы», «Совушка». |
60. | 06.02. | | Совершенствование техники элементов волейбола. Подвижная игра «Пионербол». |
61. | 08.02. | | Контрольное тестирование упражнений. |
62. | 11.02. | | Техника передачи мяча в волейболе. Подвижная игра «Пионербол». |
63. | 13.02. | | Волейбол как вид спорта. Техника передачи мяча. |
64. | 15.02. | | Урок-игра «Салки – дай руку». |
65. | 18.02. | | Упражнения на развитие гибкости и ловкости. Подготовка к волейболу. Подвижная игра «Ловишка с мячом и защитниками». |
66. | 20.02. | | Подготовка к волейболу. Игра «Ловишка с мячом и защитниками». |
67. | 22.02. | | Урок-игра «Ловишка с мячом и защитниками». |
68. | 25.02 | | Броски набивного мяча способами «от груди» и «снизу» Подвижные игры с мячом. |
69. | 27.02 | | Броски набивного мяча правой и левой рукой. Подвижная игра « Пустое место». |
70. | 27.02. | | Подвижные эстафеты с мячом. |
71. | 01.03. | | Тестирование виса на время. Подвижная игра «Вышибалы через сетку». |
72. | 04.03. | | Тестирование наклона вперёд из положения стоя. Подвижная игра «Осада города». |
73. | 06.03. | | Урок-игра «Забросай противника мячами». |
74. | 11.03. | | Тестирование подъёма туловища из положения лёжа за 30с Подвижная игра «Забросай противника мячами». |
75. | 13.03. | | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа согнувшись. |
76. | 15.03. | | Урок-игра «Охотники и утки», «Охотники и зайцы». |
77. | 18.03. | | Тестирование прыжка в длину с места. |
78. | 20.03. | | Совершенствование техники элементов баскетбола. Подвижная игра «Охотники и зайцы». |
79. | 21.03 | | Урок-игра «Охотники и зайцы». |
4 четверть Лёгкая атлетика-5; спортивные игры-9; урок-игра-7; контрольный урок-2 |
80. | 01.04. | | Совершенствование техники элементов баскетбола. Знакомство с баскетболом. Подвижная игра «Охотники и утки». |
81. | 03.04. | | Спортивная игра «Баскетбол». Ведение мяча с изменением направления. Подвижная игра «Посадка картофеля». |
82. | 05.04. | | Урок-игра «Точно в цель». |
83. | 08.04. | | Спортивная игра «Баскетбол». Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. Подвижная игра «Флаг на башне». |
84. | 10.04. | | Беговые упражнения. Подвижная игра «Собачки». |
85. | 12.04. | | Урок-игра «Собачки». |
86. | 15.04. | | Беговые упражнения. Подвижная игра «Кто быстрее». |
87. | 17.04. | | Тестирование челночного бега 3Х10м. Подвижная игра «Салки на марше». |
88. | 19.04. | | Урок-игра «Точный расчёт». |
89. | 22.04. | | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Подвижная игра «Кот и мыши». |
90. | 24.04. | | Спортивная игра «Футбол». Техника ведения мяча. Эстафеты с мячом. |
91. | 26.04. | | Спортивная игра «Футбол». Техника передачи мяча. Подвижная игра «Гонка мячей по кругу». |
92. | 29.04. | | Бег на 1000 метров. Выявление работающих групп мышц. Подвижная игра «Хвостики». |
93. | 30.05. | | Урок-игра «Передай мяч над головой». |
94. | 06.05. | | Текущий контроль за 2 полугодие (Сдача нормативов.) |
95. | 08.05. | | Подвижные игры на основе волейбола. |
96. | 08.05. | | Урок-игра «Ловишка с мешочком на голове», «Колдунчики», «Совушка». |
97. | 13.05. | | Подвижные игры на основе баскетбола. |
98. | 15.05. | | Подвижные игры на основе футбола. |
99. | 17.05. | | Урок-игра «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее». |
100. | 20.05. | | Промежуточный контроль за год (сдача нормативов). |
101. | 22.05. | | Развитие скоростно – силовых качеств. «Весёлые» эстафеты. |
102. | 24.05. | | ОРУ с мячами. Подвижная игра «Круговая лапта». |
12