Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4-го класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ;
- программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
- учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2018-2019 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);
- положения о рабочей программе учителя.
Для реализации данной программы используется учебник:
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. 4 класс. Вентана-Граф, 2014г.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Овладение учащимися начальной школы основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоения общего приема решения математических задач как универсального действия, умение выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 136 часов за год.
Формы контроля: текущие проверочные работы, практические работы, итоговые четвертные контрольные работы.
В конце каждого года обучения проводится итоговая письменная контрольная работа. Её целью является проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них |
Контрольные работы | Проверочные, практические работы |
Десятичная система счисления | 3 | | |
Чтение и запись многозначных чисел | 5 | 1 | |
Сравнение многозначных чисел | 3 | | 1 |
Сложение многозначных чисел | 3 | | |
Вычитание многозначных чисел | 4 | 1 | |
Построение многоугольников | 2 | | 1 |
Скорость | 3 | | |
Задачи на движение | 4 | | 1 |
Координатный угол | 4 | | 1 |
Графики. Диаграммы | 2 | | |
Переместительное свойство сложения и умножения | 2 | | |
Сочетательные свойства сложения и умножения | 3 | | |
План и масштаб | 1 | | |
Многогранник | 2 | | 1 |
Распределительные свойства умножения | 2 | 1 | |
Умножение на 1000, 10000… | 2 | | |
Прямоугольный параллелепипед. Куб | 3 | | 1 |
Тонна. Центнер. | 2 | | |
Задачи на движение в противоположных направлениях | 3 | | |
Пирамида | 2 | | 1 |
Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение) | 5 | 1 | |
Умножение многозначного числа на однозначное | 5 | | 1 |
Умножение многозначного числа на двузначное | 5 | | |
Умножение многозначного числа на трехзначное | 6 | 1 | |
Конус | 2 | | 1 |
Задачи на движение в одном направлении | 4 | | |
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «Неверно, что…» | 3 | | |
Составные высказывания | 5 | 1 | |
Задачи на перебор вариантов | 3 | | 1 |
Деление суммы на число | 2 | | |
Деление на 1000, 10000… | 5 | 1 | |
Карта | 2 | | |
Цилиндр | 2 | | 1 |
Деление на однозначное число | 2 | | |
Деление на двузначное число | 4 | | 1 |
Деление на трехзначное число | 6 | 1 | |
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки | 2 | | |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+5=7, х·5=5, х-5=7, х:5=15 | 5 | | 1 |
Угол и его обозначение | 2 | | 1 |
Виды углов | 2 | | 1 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8+х=16, 8·х=16, 8-х=2, 8:х=2 | 4 | 1 | 1 |
Виды треугольников | 2 | | 1 |
Точное и приближенное значение величины | 3 | | |
Итого | 136 | 9 | 17 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К концу обучения в 4-м классе ученик научится:
называть:
любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
классы и разряды многозначного числа;
единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
различать:
читать:
любое многозначное число;
значения величин;
информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
упорядочивать:
многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
структуру составного числового выражения;
характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
алгоритм решения составной арифметической задачи;
составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что …»;
контролировать:
решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в 4 классе ученик может научиться:
Называть:
сравнивать:
различать:
числовое и буквенное равенства;
виды углов и виды треугольников;
понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
приводить примеры:
оценивать:
исследовать:
читать:
решать учебные и практические задачи:
вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
прогнозировать результаты вычислений;
читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Содержание учебного предмета
Число и счет
Целые неотрицательные числа
Счет сотнями
Многозначное число
Классы и разряды многозначного числа
Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов
Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, C, D, M.
Римская система записи чисел.
Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.
Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения.
Характеристика деятельности учащихся
Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.
Называть следующее (предыдущее) при счете многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.
Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Читать числа, записанные римскими цифрами.
Различать римские цифры.
Конструировать из римских цифр записи данных чисел.
Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения.
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства
Сложение и вычитание
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора).
Характеристика деятельности учащихся
Воспроизводить устные приемы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
Умножение и деление
Несложные устные вычисления с многозначными числами. Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное, на трехзначное число. Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора).
Характеристика деятельности учащихся
Воспроизводить устные приемы умножения и деления многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное, на трехзначное число.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
Свойства арифметических действий
Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв).
Характеристика деятельности учащихся
Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.
Числовые выражения
Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них). Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями.
Характеристика деятельности учащихся
Анализировать составное выражение, выделять в нем структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий.
Конструировать числовое выражение по заданным условиям.
Равенства с буквой
Равенство, содержащее букву.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х+5=7, х·5=5, х-5=7, х:5=15, 8+х=16, 8·х=16, 8-х=2, 8:х=2.
Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.
Составление буквенных равенств.
Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные.
Характеристика деятельности учащихся
Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.
Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.
Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.
Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи.
Величины
Масса. Скорость.
Единицы массы: тонна, центнер. Обозначения: т, ц. соотношения: 1т = 10ц,1т = 1000кг,
1ц = 100 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. обозначения: км/ч, м/мин, м/с. Вычисление скорости, пути, времени по формулам:v = S : t, S = v · t, t = S : v.
Характеристика деятельности учащихся
Называть единицы массы.
Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.
Вычислять массу предметов при решении учебных задач.
Называть единицы скорости.
Вычислять скорость, путь, время по формулам.
Измерения с указанной точностью
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Запись приближенных значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3мин, v ≈ 200 км/ч). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью.
Характеристика деятельности учащихся
Различать понятия «точное» и «приближенное» значение величины. Читать записи, содержащие знак «≈». Оценивать точность измерений. Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения.
Масштаб
Масштабы географических карт. Решение задач.
Характеристика деятельности учащихся
Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе. Выполнять расчеты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты.
Работа с текстовыми задачами
Арифметические текстовые задачи
Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов, в одном направлении (из одного или из двух пунктов) – и их решение. Понятие о скорости сближения (удаления).
Задачи на совместную работу и их решение.
Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на …», «больше в …», «меньше на …», «меньше в …», с нахождением доли числа и числа по его доле.
Задачи на зависимостью между стоимостью, ценой и количеством товара.
Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения.
Характеристика деятельности учащихся
Выбирать формулу для решения задачи на движение.
Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.
Моделировать каждый вид движения с помощью фишек.
Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.
Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.
Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения.
Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).
Искать и находить несколько вариантов решения задачи.
Геометрические понятия
Геометрические фигуры
Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольный, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные). Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки.
Характеристика деятельности учащихся
Различать и называть виды углов и виды треугольников.
Сравнивать углы способом наложения.
Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.
Выполнять классификацию треугольников.
Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.
Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения.
Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.
Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки.
Пространственные фигуры
Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, ребра, грани. Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. Число вершин, ребер и граней прямоугольного параллелепипеда. Пирамида, цилиндр, конус. Разные виды пирамид (треугольная, четырехугольная, пятиугольная и др.). Основание, вершина, ребра и грани пирамиды. Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса. Примеры разверток пространственных геометрических фигур. Изображение пространственных фигур на чертежах.
Характеристика деятельности учащихся
Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях.
Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, ребер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название, основания, боковая поверхность).
Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.
Соотносить развертку пространственной фигуры с ее моделью и изображением.
Называть пространственную фигуру, изображенную на чертеже.
Логико-математическая подготовка
Логические понятия
Высказывание и его значения (истина, ложь).
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что…» и их истинность. Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Характеристика деятельности учащихся
Приводить примеры истинных и ложных высказываний.
Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нем простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания.
Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.
Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи.
Работа с информацией
Представление и сбор информации
Координатный угол: оси координат, координатные точки. Обозначения вида А (2, 3).
Простейшие графики.
Таблицы с двумя входами.
Столбчатые диаграммы.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определенным правилам.
Характеристика деятельности учащихся
Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами.
Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.
Заполнять данной информацией несложные таблицы.
Строить простейшие графики и диаграммы.
Сравнивать данные, представленные на диаграмме или на графике.
Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей.
Конструировать последовательность по указанным правилам.
Для изучения математики используем ведущие технологии: проблемно-диалогического обучения, гуманитарные технологии, дифференцированного обучения, формирования УУД, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие методики, технология игрового обучения, которые формируют личностные, метапредметные и предметные компетенции.
Ведущие методы: проблемный, исследовательский, наглядно-демонстративный, практический.
Ведущие формы сотрудничества: индивидуальная, парная, в малых группах.
Формы организации деятельности – урочная.
Формы контроля Итоговые четвертные контрольные работы, Годовая контрольная работа.
Календарно–тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока |
Десятичная система счисления – 3ч |
1 | Счёт сотнями. Многозначное число. Классы и разряды многозначного числа. | 1 | 03.09 | |
2 | Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов. Десятичная система записи чисел. | 1 | 04.09 | |
3 | Римская система записи чисел. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами | 1 | 05.09 | |
Чтение и запись многозначных чисел – 5ч |
4 | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. | 1 | 06.09 | |
5 | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. | 1 | 10.09 | |
6 | Способ чтения многозначного числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 11.09 | |
7 | Запись многозначных чисел цифрами. | 1 | 12.09 | |
8 | Контрольная работа по теме «Чтение, запись и сравнение многозначных чисел» | 1 | 13.09 | |
Сравнение многозначных чисел – 3ч |
9 | Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения | 1 | 17.09 | |
10 | Сравнение многозначных чисел. Решение примеров | 1 | 18.09 | |
11 | Сравнение многозначных чисел. Решение задач. | 1 | 19.09 | |
Сложение многозначных чисел – 3ч |
12 | Сложение многозначных чисел. Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел. Устные алгоритмы сложения. | 1 | 20.09 | |
13 | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы сложения. | 1 | 24.09 | |
14 | Проверка правильности выполнения сложения. Проверка сложения перестановкой слагаемых. | 1 | 25.09 | |
Вычитание многозначных чисел – 4ч |
15 | Вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел. Устные алгоритмы вычитания. | 1 | 26.09 | |
16 | Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы вычитания. | 1 | 27.09 | |
17 | Проверка правильности выполнения вычитания. Закрепление изученного материала. | 1 | 01.10 | |
18 | Текущая контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел». | 1 | 02.10 | |
Построение многоугольников – 2ч |
19 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Построение многоугольников. | 1 | 03.10 | |
20 | Построение прямоугольника. Практическая работа. | 1 | 04.10 | |
Скорость – 3ч |
21 | Скорость равномерного прямолинейного движения. | 1 | 08.10 | |
22 | Единицы скорости: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. Обозначения: км/ч, м/мин, м/с. | 1 | 09.10 | |
23 | Скорость. Закрепление. | 1 | 10.10 | |
Задачи на движение – 4ч |
24 | Задачи на движение. Вычисление скорости по формуле v = S: t | 1 | 11.10 | |
25 | Задачи на движение. Вычисление расстояния по формуле S = v · t | 1 | 15.10 | |
26 | Задачи на движение. Вычисление времени по формуле t = S : v | 1 | 16.10 | |
27 | Текущая проверочная работа по теме «Задачи на движение». | 1 | 17.10 | |
Координатный угол – 4ч |
28 | Координатный угол: оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2,3). | 1 | 18.10 | |
29 | Построение точки с указанными координатами. Практическая работа. | 1 | 22.10 | |
30 | Текущая проверочная работа по теме «Координатный угол». | 1 | 23.10 | |
31 | Итоговая работа за I четверть. | 1 | 24.10 | |
Графики. Диаграммы – 2ч |
32 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Графики. Диаграммы | 1 | 25.10 | |
33 | Построение простейших графиков, столбчатых диаграмм. Практическая работа. | 1 | 06.11 | |
Переместительные свойства сложения и умножения – 2ч |
34 | Переместительное свойство сложения | 1 | 07.11 | |
35 | Переместительное свойство умножения. | 1 | 08.11 | |
Сочетательные свойства сложения и умножения – 3ч |
36 | Сочетательные свойства сложения. | 1 | 10.11 | |
37 | Сочетательные свойства умножения. | 1 | 12.11 | |
38 | Сочетательные свойства сложения и умножения. | 1 | 13.11 | |
План и масштаб – 1ч |
39 | План и масштаб | 1 | 14.11 | |
Многогранник – 2ч |
40 | Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани. | 1 | 15.11 | |
41 | Изображение многогранников на чертежах, обозначение их буквами. Практическая работа. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, рёбер и граней многогранника. | 1 | 19.11 | |
Распределительные свойства умножения – 2ч |
42 | Распределительные свойства умножения. | 1 | 20.11 | |
43 | Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. (Текущая контрольная работа по теме «Свойства арифметических действий») | 1 | 21.11 | |
Умножение на 1000, 10 000, … - 2ч |
44 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение на 1000, 10000, | 1 | 22.11 | |
45 | Умножение на 1000, 10000, 100000. Закрепление. | 1 | 26.11 | |
Прямоугольный параллелепипед. Куб – 3ч |
46 | Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. | 1 | 27.11 | |
47 | Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. (Практическая работа. Склеивание моделей многогранников по их разверткам.) | 1 | 28.11 | |
48 | Изображение пространственных фигур на чертежах. | 1 | 29.11 | |
Тонна. Центнер – 2ч |
49 | Единицы массы: тонна и центнер. Обозначения: т, ц. | 1 | 03.12 | |
50 | Соотношения между единицами массы: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. | 1 | 04.12 | |
Задачи на движение в противоположных направлениях – 3ч |
51 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях. Понятие о скорости сближения (удаления). | 1 | 05.12 | |
52 | Задачи на движение в противоположных направлениях.. | 1 | 06.12 | |
53 | Задачи на движение в противоположных направлениях. Закрепление. | 1 | 10.12 | |
Пирамида – 2ч |
54 | Пирамида. Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.). | 1 | 11.12 | |
55 | Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.. | 1 | 12.12 | |
Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение) – 5ч |
56 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях, встречное движение. | 1 | 13.12 | |
57 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях и встречное движение | 1 | 17.12 | |
58 | Текущая проверочная работа по теме «Задачи на движение в противоположных направлениях». | 1 | 18.12 | |
59 | Итоговая контрольная работа за 2 четверть. | 1 | 19.12 | |
60 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях и встречное движение. | 1 | 20.12 | |
Умножение многозначного числа на однозначное – 5ч |
61 | Умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | 24.12 | |
62 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на однозначное. | 1 | 25.12 | |
63 | Способы проверки правильности результатов вычислений | 1 | 26.12 | |
64 | Умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | 27.12 | |
65 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | 09.01 | |
Умножение многозначного числа на двузначное число – 5ч |
66 | Умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | 10.01 | |
67 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на двузначное | 1 | 14.01 | |
68 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на двузначное. | 1 | 15.01 | |
69 | Способы проверки правильности результатов вычислений. | 1 | 16.01 | |
70 | Умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | 17.01 | |
Умножение многозначного числа на трехзначное – 6ч |
71 | Умножение многозначного числа на трехзначное | 1 | 21.01 | |
72 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на трехзначное. | 1 | 22.01 | |
73 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на трехзначное. | 1 | 23.01 | |
74 | Способы проверки правильности результатов вычислений | 1 | 24.01 | |
75 | Умножение многозначного числа на трехзначное. Решение задач. | 1 | 28.01 | |
76 | Текущая контрольная работа по теме «Письменные приемы умножения чисел». | 1 | 29.01 | |
Конус – 2ч |
77 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Конус. Вершина, основание и боковая поверхность конуса. | 1 | 30.01 | |
78 | Практическая работа. Сопоставление фигур и развёрток: выбор фигуры по развёртке. | 1 | 31.01 | |
Задачи на движение в одном направлении – 4ч |
79 | Задачи на разные виды движения двух тел в одном направлении. | 1 | 04.02 | |
80 | Задачи на разные виды движения двух тел в одном направлении.. | 1 | 05.02 | |
81 | Задачи на разные виды движения двух тел. | 1 | 06.02 | |
82 | Задачи на разные виды движения двух тел. Более сложные случаи. | 1 | 07.02 | |
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что…» - 3ч |
83 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | 11.02 | |
84 | Высказывания со словами «неверно, что…» | 1 | 12.02 | |
85 | Истинные и ложные высказывания. Закрепление. | 1 | 13.02 | |
Составные высказывания – 5ч |
86 | Составные высказывания. | 1 | 14.02 | |
87 | Составные высказывания. Логические связки «и», «или» и их истинность. | 1 | 18.02 | |
88 | Составные высказывания. Логические связки «если..., то...» и их истинность. | 1 | 19.02 | |
89 | Составные высказывания. Логические связки «если..., то...» и их истинность. | 1 | 20.02 | |
90 | Составные высказывания. Логические связки «если..., то...» и их истинность. | 1 | 21.02 | |
Задачи на перебор вариантов – 3ч |
91 | Задачи на перебор вариантов. Наблюдение. | 1 | 25.02 | |
92 | Решение логических задач перебором возможных вариантов. | 1 | 26.02 | |
93 | Решение более сложных логических задач перебором возможных вариантов. | 1 | 27.02 | |
Деление суммы на число – 2ч |
94 | Деление суммы на число. Запись свойств арифметических действий с использованием букв. | 1 | 28.02 | |
95 | Деление суммы на число. Решение задач. | 1 | 04.03 | |
Деление на 1000, 10 000… - 5ч |
96 | Деление на 1000, 10000,… | 1 | 05.03 | |
97 | Деление на 1000, 10000, … Отработка приема вычисления. | 1 | 06.03 | |
98 | Деление на 1000, 10000, … Решение задач. | 1 | 07.03 | |
99 | Текущая проверочная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10, 100, 1000…» | 1 | 11.03 | |
100 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 12.03 | |
Карта – 2ч |
101 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Масштабы географических карт. Решение задач. | 1 | 13.03 | |
102 | Обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв. | 1 | 14.03 | |
Цилиндр – 2ч |
103 | Цилиндр. | 1 | 18.03 | |
104 | Практическая работа. Сопоставление фигур и развёрток. ( выбор фигуры, имеющей соответствующую развёртку, проверка правильности выбора) | 1 | 19.03 | |
Деление на однозначное число – 2ч |
105 | Деление на однозначное число. Несложные устные вычисления с многозначными числами. | 1 | 20.03 | |
106 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на однозначное число. | 1 | 21.03 | |
Деление на двузначное число – 4ч |
107 | Деление на двузначное число. | 1 | 01.04 | |
108 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на двузначное число. | 1 | 02.04 | |
109 | Способы проверки правильности результатов вычислений | 1 | 03.04 | |
110 | Деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | 04.04 | |
Деление на трехзначное число – 6ч |
111 | Деление на трехзначное число. | 1 | 08.04 | |
112 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на трехзначное число. | 1 | 09.04 | |
113 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на трехзначное число. Закрепление приема. | 1 | 10.04 | |
114 | Способы проверки правильности результатов вычислений. | 1 | 11.04 | |
115 | Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия) | 1 | 15.04 | |
116 | Текущая контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число» | 1 | 16.04 | |
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки – 2ч |
117 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | 1 | 17.04 | |
118 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). | 1 | 18.04 | |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 5, х – 5 = 7, х : 5 = 15 – 5ч |
119 | Равенство, содержащее букву. Равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 5, х – 5 = 7, х : 5 = 15 | 1 | 20.04 | |
120 | Вычисления с многозначными числами. | 1 | 22.04 | |
121 | Составление буквенных равенств. | 1 | 23.04 | |
122 | Итоговая работа за 4 четверть | 1 | 24.04 | |
123 | Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные. | 1 | 25.04 | |
Угол и его обозначение – 2ч |
124 | Угол и его обозначение. | 1 | 29.04 | |
125 | Практическая работа. Сравнение углов наложением. | 1 | 30.04 | |
Виды углов – 2ч |
126 | Виды углов | 1 | 06.05 | |
127 | Текущая проверочная работа «Угол и его обозначение». | 1 | 07.05 | |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 – 4ч |
128 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств. | 1 | 08.05 | |
129 | Итоговая годовая контрольная работа | 1 | 13.05 | |
130 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий | 1 | 14.05 | |
131 | Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные. | 1 | 15.05 | |
Виды треугольников – 2ч |
132 133 | Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). | 2 | 16.05 20.05 | |
Точное и приближенное значения величины – 3ч |
134 135 136 | Точное и приближенное значение величины. Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч). | 3 | 21.05 22.05 23.05 | |
19