ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка. 5 класс» для основной школы разработана на основе Федерального Закона об образовании РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Требованиям к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, примерной ООП НОО, ООП НОО ГБОУ СОШ села Ягодное, Примерной программы по музыке и Рабочей программы по музыке для 5-8 классов ( Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений . М.: Дрофа, 2010 г. Учебник : В.В.Алеев, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка. 6 класс» М.: Дрофа, 2015 г.
Планируемые результаты освоения предмета:
Учащиеся научатся:
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).
Тема года: «В чем сила музыки». Тематическое содержание.
«Музыка души».
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. В чём сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм.
«Вначале был ритм».
О чём рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия – душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры – музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки
По законам красоты.
По законам красоты. Заключительный урок. Итоги года.
Календарно-тематическое планирование
музыка 6 класс
Общее количество часов: 34
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | | |
Раздел 1: В чём сила музыки. - 34 ч |
1. | Музыка души. | 1 | | |
2. | Наш вечный спутник. | 1 | | |
3. | Искусство и фантазия. | 1 | | |
4. | Искусство - память человечества. | 1 | | |
5. | Какой бывает музыка. | 1 | | |
6. | Волшебная сила музыки. | 1 | | |
7. | Музыка обьединяет людей. | 1 | | |
8. | Музыка обьединяет людей | 1 | | |
9. | Урок - концерт. | 1 | | |
10. | Единство музыкального произведения. | 1 | | |
11. | "В начале был ритм". | 1 | | |
12. | О чем рассказывает музыкальный ритм. | 1 | | |
13. | О чем рассказывает музыкальный ритм | 1 | | |
14. | Диалог метра и ритма. | 1 | | |
15. | От адажио к престо. | 1 | | |
16. | От адажио к престо | 1 | | |
17. | "Мелодия - душа музыки". | 1 | | |
18. | "Мелодией одной звучат печаль и радость". | 1 | | |
19. | Мелодия "угадывает" нас самих. | 1 | | |
20. | Что такое гармония в музыке. | 1 | | |
21. | Два начала гармонии. | 1 | | |
22. | Эмоциональный мир музыкальной гармонии. | 1 | | |
23. | красочность музыкальной гармонии. | 1 | | |
24. | Мир образов полифонической музыки. | 1 | | |
25. | Философия фуги. | 1 | | |
26. | Какой бывает музыкальная фактура. | 1 | | |
27. | Пространство фактуры. | 1 | | |
28. | Тембры - музыкальные краски. | 1 | | |
29. | Соло и тутти. | 1 | | |
30. | Громкость и тишина в музыке. | 1 | | |
31. | Тонкая политра оттенков. | 1 | | |
32. | По законам красоты. | 1 | | |
33. | По законам красоты | 1 | | |
34. | В чем сила музыки(заключение). | 1 | | |