СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по музыке для 8 класса.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по музыке для 8 класса, Критская.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по музыке для 8 класса.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. класс


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 5-7 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Сборник рабочих программ. – 2-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 103 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».

При составлении программы введен региональный компонент, так как в настоящее время становится актуальным патриотическое воспитание подрастающего поколения. Изучаются следующие темы: «Гимн Кемеровской области»; «Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса»; «Школьный оркестр п. Мундыбаша»; «Оркестр народных инструментов Кузбасса»; «Академический камерный хор г. Новокузнецка»; «В.М. Пипекин»; «Академический хор КемГУ»; «Джаз – клуб «Геликон»»; «Губернаторский камерный хор Кузбасса»; «Хор Спассо – Преображенского собора г. Новокузнецка»; «Толстокулаков С.Б. – композитор Кузбасса»; «Образцовая хоровая студия «Надежда» г. Новокузнецка»; «Ребров Г.Н. – композитор Кузбасса»; «Маслов М.М. – композитор Кузбасса»; «Композиторы Кемеровской области».


Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 8 классе.

Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

  • формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • «Искусство в жизни современного человека»;

  • «Искусство как универсальный способ общения»;

  • «Красота в искусстве и жизни»;

  • «Прекрасное пробуждает доброе».

Данные разделы курса даются без изменений.

Отличительными чертами данного курса являются: Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.

К концу учебного года должны уметь:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. Режиссеров, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки.

Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.

Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.


Тематический план

МУЗЫКА

8 класс

(1 час в неделю. Всего 35 часа)


№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов


Раздел I.

3

1.

Искусство в жизни современного человека

3


Раздел II.

7

2.

Искусство открывает новые грани мира.

7


Раздел III.

7

3.

Искусство как универсальный способ общения.

7


Раздел IV.

10

4.

Красота в искусстве и жизни.

10


Раздел V.

8

5.

Прекрасное пробуждает доброе.

8


Всего

35


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

МУЗЫКА

8 класс


Раздел I. (3 ч.)

Тема: Искусство в жизни современного человека. (3 ч.)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.


Раздел II. (7 ч.)

Тема: Искусство отрывает новые грани мира. (7 ч.)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.


Раздел III. (7 ч.)

Тема: Искусство как универсальный способ общения. (7 ч.)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.


Раздел IV. (10 ч.)

Тема: Красота в искусстве и жизни. (10 ч.)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.


Раздел V. (8 ч.)

Тема: Прекрасное пробуждает доброе . (8 ч.)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

в

учебном году

урока

в

четверти

Дата

Название раздела, тема урока

Учебный материал

Примечание

(творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.)

I четверть (9 часов)




Раздел I.

Искусство в жизни современного человека.



1

1

8 а –

8 б –

8 в –


Что значит современность в музыке. Гимн Кемеровской области.

«Под музыку Вивальди».

«Токката и фуга» ре – минор. И.С. Бах – слушание и работа по А.А. Пиличяускас.

«Всё преодолеем». П. Сигер.

«Я тебя никогда не забуду» их рок – оперы «Юнона» и «Авось». А. Рыбников.


2

2

8 а –

8 б –

8 в –


Современность в музыке Л. ван Бетховена.

«Я тебя никогда не забуду».

«Соната № 14» («Лунная»). 1 часть. Л. ван Бетховен – слушание и работа по А.А. Пиличяускас.


3

3

8 а –

8 б –

8 в –


Современность «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена.

«Я тебя никогда не забуду». «Школьный романс».

«Соната № 14» («Лунная»), (полностью) – слушание и работа по А.А. Пиличяускас.




Раздел II.

Искусство открывает новые грани мира.



4

4

8 а –

8 б –

8 в –


Современность в музыке Штрауса И.

«Школьный романс».

«Полька – пиццикато». И. Штраус. «Алёша» Э. Колмановский. «Надежды маленький оркестрик».

Б. Окуджава.

Групповые проекты: «Современные темы в музыке, литературе, живописи».

5

5

8 а –

8 б –

8 в –


Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

«Школьный романс».

«Надежды маленький оркестрик». «Симфония № 4». Скерцо – 3 часть. П.И. Чайковский.


6

6

8 а –

8 б –

8 в –


Современность в музыке В. Лобоса.

Школьный оркестр п. Мундыбаша.

«Бразильская бахиана № 5». Э. Вила – Лобос. Ария для сопрано и ансамбля виолончелей.

«Сюита № 2 для оркестра». И.С. Бах. («Шутка» современная обработка)




7

7

8 а –

8 б –

8 в –


Современность в музыке Шостаковича Д.Д. Оркестр народных инструментов Кузбасса.

«Симфония № 9». Д.Д. Шостакович. творческая работа (телеграмма).

«Я тебя никогда не забуду».


8

8

8 а –

8 б –

8 в –


Современность в музыке Прокофьева С.С..

Балет «Ромео и Джульетта». С.С. Прокофьев. Фрагменты:

- Джульетта – девочка;

  • Монтекки и Капулетти.

Ромео и Джульетта. Трагедия. У. Шекспир. Отрывки.


9

9

8 а –

8 б –

8 в –


Обобщение тем четверти. Искусство XX-XXI вв.

Рок – опера «Юнона» и «Авось». А. Рыбников.

«Я тебя никогда не забуду.


II четверть (7 часов)


10

1

8 а –

8 б –

8 в –


Портрет композитора в литературе и кино.

«Симфония №40». 1 часть. В.А. Моцарт.

Фрагмент трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин.




Раздел III.

Искусство как универсальный способ общения



11

2

8 а –

8 б –

8 в –


Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.

Музыкальные произведения в исполнении: Л. Паворотти, П. Доминго, Х. Каррераса.


12

3

8 а –

8 б –

8 в –


Искусство художественного перевода – искусство общения.

Романсы и песни на стихи поэто: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

«Сонет №90» Д. Кабалевского.

«Сонет № 90» Б. Горбоноса (чтение).

Коллективный проект «Русские поэты и искусство».

13

4

8 а –

8 б –

8 в –


Авторская песня.

В.М. Пипекин. Искусство – проводник духовной энергии.

«Переведи меня через майдан». С. Никитин.

«Бричмула». С. Никитин.

«В горах афгана». А. Розенбаум.

«На войне как на войне». А. Розенбаум.


14

5

8 а –

8 б –

8 в –


Знаки и символы искусства. Академический хор КемГУ.

«Перепёлочка» белор.н.п. «Перепёлочка» белор.н.п. в исполнении ВИА «Песняры».

«Хатынь» И. Лученка – слушание.

«Уж ты зимушка- зима». р.н.п. в обр. П. Лондонова

«Таня, Танюша». р.н.п. в обр. В. Калистратова

«Щедрик» укр.н.п. в обр. Леонтовича.


15

6

8 а –

8 б –

8 в –


Художественные послания предков и разговор с современником. Джаз клуб «Геликон».

Фрагменты из опре «Снегурочка» Римского - Корсакова.

Трио А. Берестова: Инвенция № 2.

Инвенция № 15.

Сарабанда № 2.


16

7

8 а –

8 б –

8 в –


Обобщение тем четверти. Символы в жизни и искусстве.

«Бразилейра». Д. Мийо.

«Вальс – фантазия». М.И. Глинка.

Фрагмент из сюиты «Метель» («Тройка») Г.В. Свиридов.


III четверть (10 часов)


17

1

8 а –

8 б –

8 в –


Музыкально – поэтическая символика огня.

Симфоническая поэма «Прометей». Скрябин.

Творческий проект «Образ солнца, огня в литературе, живописи и музыке».



Раздел IV.

Красота в искусстве и жизни.



18

2

8 а –

8 б –

8 в –


Что есть красота. И.О. Толстокулаков – композитор Кузбасса.

«Утро» Э. Григ.

«Ручей» Ф. Шуберт.


19

3

8 а –

8 б –

8 в –


Откровение вечной красоты.


«Аве Мария» Ф. Шуберт.

«Сикстинская Мадонна» С. Рафаэль.

«Песнь Пресвятой Богородице» из «Всеношной» П. Чайковского.


20

4

8 а –

8 б –

8 в –


Застывшая музыка.

Музыка И.С. Баха по выбору учащихся.

Групповой проект: «Архитектура и музыка».

21

5

8 а –

8 б –

8 в –


Есть ли у красоты свои законы.

«Рапсодия в блюзовых тонах» («Голубая рапсодия»). Д. Гершвин – слушание, творческая работа (выполнение рисунка и синквейна на тему «Волшебный мир симфоджаза»).


22

6

8 а –

8 б –

8 в –


Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Сюита из балета «Любовью за любовь». Т.Н. Хренников.

  • Увертюра; Общее адажио; Сцена заговора; Общий танец; Дуэт Беатриче и Бенедикта; Гимн любви.

«Как соловей о розе» Т.Н. Хренников.


23

7

8 а –

8 б –

8 в –


Великий дар творчества: радость и красота созидания.


«Как соловей о розе».

«Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк Горбунок». Р.К. Щедрин.

«Песня и частушки Варвары» из оперы

«Не только любовь». Р.К. Щедрин.

Лирические частушки – разучивание.


24

8

8 а –

8 б –

8 в –


Как соотносится красота и польза.

Ребров Г.Н. – композитор Кузбасса.

Сюита «Маскарад». А.И. Хачатурян. Фрагменты:

- Галоп;

  • Вальс.

Маскарад. Драма. М. Лермонтов.

Лирические частушки – исполнение.


25

9

8 а –

8 б –

8 в –


Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.

«Симфония №8», 3 часть. Д. Шостакович.


26

10

8 а –

8 б –

8 в –


Обобщение тем четверти. Образцовая студия «Надежда» г. Новокузнецка.

Балет «Кармен – сюита» Ж.Бизе – Р. Щедрин.

Фрагменты:

  • Вступление;

  • Выход Кармен;

  • Хабанера;

  • Тореро;

  • Сцена гадания.


IV четверть (8 часов)


27

1

8а –

8б –

8в –

8г –


Маслов М.М. – композитор Кузбасса.

Музыкальный материал по творчеству М.М. Маслова.




Раздел V.

Прекрасное пробуждает доброе.



28

2

8а –

8б –

8в –

8г –


Преобразующая сила искусства.

Песни В. Высоцкого по выбору учащихся.

Коллективный проект «Высоцкий в г. Новокузнецке».

29

3

8а –

8б –

8в –

8г –


Образы созданной реальности.

«Картинки выставки» («Баба Яга»). М.П. Мусоргский.

Симфоническая фантазия «Ночь на лысой горе». М.П. Мусоргский – слушание, творческая работа.

Групповой проект «Творчество Мусоргского М.П.».

30

4

8а –

8б –

8в –

8г –


Искусство как модель для подражания.

Борис Годунов. Трагедия. А.С. Пушкин. Отрывки.

Опера «Борис Годунов». М.П. Мусоргский. Фрагменты:

  • Интродукция и хор «Да здравствует царь Борис Фёдорович»;

  • Песня Варлаама;

  • Монолог Бориса «Уф, тяжело!»,

  • Песня Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»;

  • Монолог Бориса «Прощай , мой сын»;

  • Сцена смерти Бориса Годунова;

  • Сцена под кромами.


31

5

8а –

8б –

8в –

8г –


Синтез искусств в создании художественных образов.

«Болтунья». С. С. Прокофьев.

«Зелёная рощица» р.н.п.

Повесть о настоящем человеке. Б. Полевой. Отрывки.

Опера «Повесть о настоящем человеке».

С.С. Прокофьев. Сцена Алексея и Клавдии – слушание.

Кантата «Александр Невский».

С.С. Прокофьев. Фрагменты.


32

6

8а –

8б –

8в –

8г –

Мир современника в песенном творчестве.

Композиторы Кемеровской области.

Слушание музыки по выбору.

Групповой проект «Композиторы Кемеровской области».

33

7

8а –

8б –

8в –

8г –


Художественные образы разных видов искусства.

Опера «Хованщина». М.П. Мусоргский. Фрагмент.

Ф. Шопен: «Ноктюрн до - диез минор»;

«Вальс фа – минор».

С.В. Рахманинов. «Этюд – картина»,

ми – бемоль мажор.

«Полёт шмеля» (аккордеон) и фрагмент из оперы «Сказка о Царе Салтане».

Н.А. Римский – Корсаков.


34

8

8а –

8б –

8в –

8г –


Сюжеты и образы сказок и преданий в музыке.

Оперы «Садко», «Снегурочка» Римского – Корсакова.

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка.


35

9

8а –

8б –

8в –

8г –

Обобщение тем четверти. Прекрасное пробуждает доброе.

Музыкальный материал по выбору учающихся.




Список литературы для учителя


  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. [Текст] // Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;

  2. Высоцкий, В.С. «Где же наша звезда?». [Текст] // Москва, «ЭКСМО – Пресс», 2000 г. – с.1 – 55;

  3. Гусева О.В., Сокольникова Н.П. Музыкальная культура Кузбасса. Учебно-методическое пособие. [Текст] // Кемерово, КРИПК и ПРО, 2010 г. – с.1 – 105;

  4. Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико- Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.

  5. Золина, Л.В. Уроки музыки 1-8 класс. [Текст] // Москва, «Глобус». – 2008 г. – с.1 -256;

  6. Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.

  7. Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Учебник «Искусство. 8- 9 классы», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.

  8. Смолина, Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. [Текст] // Ярославль, Академия пазвития. – 2006 г. – с.1 – 550.

  9. Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. - 2003 г.

  10. СД. Мировая классика в современной обработке. Москва, «Лада», 2009 г.

  11. МР3. Шедевры музыкальной классики

  12. МР3. Иоганн Себастьян Бах. Романтическая классика Квадро Диск, 1999 г.


Список литература для учащихся


  1. Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Учебник «Искусство. 8- 9 классы», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.






13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!