ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по музыке для 5-7 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Сборник рабочих программ. – 2-е издание. Москва: «Просвещение» 2013. – 103 с.). Которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство».
При составлении программы введен региональный компонент, так как в настоящее время становится актуальным патриотическое воспитание подрастающего поколения. Изучаются следующие темы: «Гимн Кемеровской области»; «Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса»; «Школьный оркестр п. Мундыбаша»; «Оркестр народных инструментов Кузбасса»; «Академический камерный хор г. Новокузнецка»; «В.М. Пипекин»; «Академический хор КемГУ»; «Джаз – клуб «Геликон»»; «Губернаторский камерный хор Кузбасса»; «Хор Спассо – Преображенского собора г. Новокузнецка»; «Толстокулаков С.Б. – композитор Кузбасса»; «Образцовая хоровая студия «Надежда» г. Новокузнецка»; «Ребров Г.Н. – композитор Кузбасса»; «Маслов М.М. – композитор Кузбасса»; «Композиторы Кемеровской области».
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и является программой изучения курса Музыка в 8 классе.
Общая цель школьного музыкального образования: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).
формировать представление о синтез трёх искусств музыка – литература – изобразительное искусство.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: всестороннее развитие личностного потенциала учащихся; осуществление познания художественного мира через собственную деятельность.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
«Искусство в жизни современного человека»;
«Искусство как универсальный способ общения»;
«Красота в искусстве и жизни»;
«Прекрасное пробуждает доброе».
Данные разделы курса даются без изменений.
Отличительными чертами данного курса являются: Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Особенности методики преподавания: шире использовать межпредметные связи (особенно историю, литературу, изобразительное искусство), у учащихся воображение становится осознанным и предметным.
К концу учебного года должны уметь:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. Режиссеров, узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Программно – методическое обеспечение курса: музыкальный инструмент – фортепиано; детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям.
Контроль достижения учащимися знаний осуществляется в следующих формах: тест.
Тематический план
МУЗЫКА
8 класс
(1 час в неделю. Всего 35 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
| Раздел I. | 3 |
1. | Искусство в жизни современного человека | 3 |
| Раздел II. | 7 |
2. | Искусство открывает новые грани мира. | 7 |
| Раздел III. | 7 |
3. | Искусство как универсальный способ общения. | 7 |
| Раздел IV. | 10 |
4. | Красота в искусстве и жизни. | 10 |
| Раздел V. | 8 |
5. | Прекрасное пробуждает доброе. | 8 |
| Всего | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
МУЗЫКА
8 класс
Раздел I. (3 ч.)
Тема: Искусство в жизни современного человека. (3 ч.)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел II. (7 ч.)
Тема: Искусство отрывает новые грани мира. (7 ч.)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Раздел III. (7 ч.)
Тема: Искусство как универсальный способ общения. (7 ч.)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел IV. (10 ч.)
Тема: Красота в искусстве и жизни. (10 ч.)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел V. (8 ч.)
Тема: Прекрасное пробуждает доброе . (8 ч.)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в учебном году | № урока в четверти | Дата | Название раздела, тема урока | Учебный материал | Примечание (творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.) |
I четверть (9 часов) |
| | Раздел I. Искусство в жизни современного человека. | | |
1 | 1 | 8 а – 8 б – 8 в – | Что значит современность в музыке. Гимн Кемеровской области. | «Под музыку Вивальди». «Токката и фуга» ре – минор. И.С. Бах – слушание и работа по А.А. Пиличяускас. «Всё преодолеем». П. Сигер. «Я тебя никогда не забуду» их рок – оперы «Юнона» и «Авось». А. Рыбников. | |
2 | 2 | 8 а – 8 б – 8 в – | Современность в музыке Л. ван Бетховена. | «Я тебя никогда не забуду». «Соната № 14» («Лунная»). 1 часть. Л. ван Бетховен – слушание и работа по А.А. Пиличяускас. | |
3 | 3 | 8 а – 8 б – 8 в – | Современность «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена. | «Я тебя никогда не забуду». «Школьный романс». «Соната № 14» («Лунная»), (полностью) – слушание и работа по А.А. Пиличяускас. | |
| | Раздел II. Искусство открывает новые грани мира. | | |
4 | 4 | 8 а – 8 б – 8 в – | Современность в музыке Штрауса И. | «Школьный романс». «Полька – пиццикато». И. Штраус. «Алёша» Э. Колмановский. «Надежды маленький оркестрик». Б. Окуджава. | Групповые проекты: «Современные темы в музыке, литературе, живописи». |
5 | 5 | 8 а – 8 б – 8 в – | Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. | «Школьный романс». «Надежды маленький оркестрик». «Симфония № 4». Скерцо – 3 часть. П.И. Чайковский. | |
6 | 6 | 8 а – 8 б – 8 в – | Современность в музыке В. Лобоса. Школьный оркестр п. Мундыбаша. | «Бразильская бахиана № 5». Э. Вила – Лобос. Ария для сопрано и ансамбля виолончелей. «Сюита № 2 для оркестра». И.С. Бах. («Шутка» современная обработка) | |
7 | 7 | 8 а – 8 б – 8 в – | Современность в музыке Шостаковича Д.Д. Оркестр народных инструментов Кузбасса. | «Симфония № 9». Д.Д. Шостакович. творческая работа (телеграмма). «Я тебя никогда не забуду». | |
8 | 8 | 8 а – 8 б – 8 в – | Современность в музыке Прокофьева С.С.. | Балет «Ромео и Джульетта». С.С. Прокофьев. Фрагменты: - Джульетта – девочка; Ромео и Джульетта. Трагедия. У. Шекспир. Отрывки. | |
9 | 9 | 8 а – 8 б – 8 в – | Обобщение тем четверти. Искусство XX-XXI вв. | Рок – опера «Юнона» и «Авось». А. Рыбников. «Я тебя никогда не забуду. | |
II четверть (7 часов) |
10 | 1 | 8 а – 8 б – 8 в – | Портрет композитора в литературе и кино. | «Симфония №40». 1 часть. В.А. Моцарт. Фрагмент трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин. | |
| | Раздел III. Искусство как универсальный способ общения | | |
11 | 2 | 8 а – 8 б – 8 в – | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. | Музыкальные произведения в исполнении: Л. Паворотти, П. Доминго, Х. Каррераса. | |
12 | 3 | 8 а – 8 б – 8 в – | Искусство художественного перевода – искусство общения. | Романсы и песни на стихи поэто: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. «Сонет №90» Д. Кабалевского. «Сонет № 90» Б. Горбоноса (чтение). | Коллективный проект «Русские поэты и искусство». |
13 | 4 | 8 а – 8 б – 8 в – | Авторская песня. В.М. Пипекин. Искусство – проводник духовной энергии. | «Переведи меня через майдан». С. Никитин. «Бричмула». С. Никитин. «В горах афгана». А. Розенбаум. «На войне как на войне». А. Розенбаум. | |
14 | 5 | 8 а – 8 б – 8 в – | Знаки и символы искусства. Академический хор КемГУ. | «Перепёлочка» белор.н.п. «Перепёлочка» белор.н.п. в исполнении ВИА «Песняры». «Хатынь» И. Лученка – слушание. «Уж ты зимушка- зима». р.н.п. в обр. П. Лондонова «Таня, Танюша». р.н.п. в обр. В. Калистратова «Щедрик» укр.н.п. в обр. Леонтовича. | |
15 | 6 | 8 а – 8 б – 8 в – | Художественные послания предков и разговор с современником. Джаз клуб «Геликон». | Фрагменты из опре «Снегурочка» Римского - Корсакова. Трио А. Берестова: Инвенция № 2. Инвенция № 15. Сарабанда № 2. | |
16 | 7 | 8 а – 8 б – 8 в – | Обобщение тем четверти. Символы в жизни и искусстве. | «Бразилейра». Д. Мийо. «Вальс – фантазия». М.И. Глинка. Фрагмент из сюиты «Метель» («Тройка») Г.В. Свиридов. | |
III четверть (10 часов) |
17 | 1 | 8 а – 8 б – 8 в – | Музыкально – поэтическая символика огня. | Симфоническая поэма «Прометей». Скрябин. | Творческий проект «Образ солнца, огня в литературе, живописи и музыке». |
| | Раздел IV. Красота в искусстве и жизни. | | |
18 | 2 | 8 а – 8 б – 8 в – | Что есть красота. И.О. Толстокулаков – композитор Кузбасса. | «Утро» Э. Григ. «Ручей» Ф. Шуберт. | |
19 | 3 | 8 а – 8 б – 8 в – | Откровение вечной красоты. | «Аве Мария» Ф. Шуберт. «Сикстинская Мадонна» С. Рафаэль. «Песнь Пресвятой Богородице» из «Всеношной» П. Чайковского. | |
20 | 4 | 8 а – 8 б – 8 в – | Застывшая музыка. | Музыка И.С. Баха по выбору учащихся. | Групповой проект: «Архитектура и музыка». |
21 | 5 | 8 а – 8 б – 8 в – | Есть ли у красоты свои законы. | «Рапсодия в блюзовых тонах» («Голубая рапсодия»). Д. Гершвин – слушание, творческая работа (выполнение рисунка и синквейна на тему «Волшебный мир симфоджаза»). | |
22 | 6 | 8 а – 8 б – 8 в – | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Сюита из балета «Любовью за любовь». Т.Н. Хренников. «Как соловей о розе» Т.Н. Хренников. | |
23 | 7 | 8 а – 8 б – 8 в – | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | «Как соловей о розе». «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк Горбунок». Р.К. Щедрин. «Песня и частушки Варвары» из оперы «Не только любовь». Р.К. Щедрин. Лирические частушки – разучивание. | |
24 | 8 | 8 а – 8 б – 8 в – | Как соотносится красота и польза. Ребров Г.Н. – композитор Кузбасса. | Сюита «Маскарад». А.И. Хачатурян. Фрагменты: - Галоп; Маскарад. Драма. М. Лермонтов. Лирические частушки – исполнение. | |
25 | 9 | 8 а – 8 б – 8 в – | Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. | «Симфония №8», 3 часть. Д. Шостакович. | |
26 | 10 | 8 а – 8 б – 8 в – | Обобщение тем четверти. Образцовая студия «Надежда» г. Новокузнецка. | Балет «Кармен – сюита» Ж.Бизе – Р. Щедрин. Фрагменты: Вступление; Выход Кармен; Хабанера; Тореро; Сцена гадания. | |
IV четверть (8 часов) |
27 | 1 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Маслов М.М. – композитор Кузбасса. | Музыкальный материал по творчеству М.М. Маслова. | |
| | Раздел V. Прекрасное пробуждает доброе. | | |
28 | 2 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Преобразующая сила искусства. | Песни В. Высоцкого по выбору учащихся. | Коллективный проект «Высоцкий в г. Новокузнецке». |
29 | 3 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Образы созданной реальности. | «Картинки выставки» («Баба Яга»). М.П. Мусоргский. Симфоническая фантазия «Ночь на лысой горе». М.П. Мусоргский – слушание, творческая работа. | Групповой проект «Творчество Мусоргского М.П.». |
30 | 4 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Искусство как модель для подражания. | Борис Годунов. Трагедия. А.С. Пушкин. Отрывки. Опера «Борис Годунов». М.П. Мусоргский. Фрагменты: Интродукция и хор «Да здравствует царь Борис Фёдорович»; Песня Варлаама; Монолог Бориса «Уф, тяжело!», Песня Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»; Монолог Бориса «Прощай , мой сын»; Сцена смерти Бориса Годунова; Сцена под кромами. | |
31 | 5 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Синтез искусств в создании художественных образов. | «Болтунья». С. С. Прокофьев. «Зелёная рощица» р.н.п. Повесть о настоящем человеке. Б. Полевой. Отрывки. Опера «Повесть о настоящем человеке». С.С. Прокофьев. Сцена Алексея и Клавдии – слушание. Кантата «Александр Невский». С.С. Прокофьев. Фрагменты. | |
32 | 6 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Мир современника в песенном творчестве. Композиторы Кемеровской области. | Слушание музыки по выбору. | Групповой проект «Композиторы Кемеровской области». |
33 | 7 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Художественные образы разных видов искусства. | Опера «Хованщина». М.П. Мусоргский. Фрагмент. Ф. Шопен: «Ноктюрн до - диез минор»; «Вальс фа – минор». С.В. Рахманинов. «Этюд – картина», ми – бемоль мажор. «Полёт шмеля» (аккордеон) и фрагмент из оперы «Сказка о Царе Салтане». Н.А. Римский – Корсаков. | |
34 | 8 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Сюжеты и образы сказок и преданий в музыке. | Оперы «Садко», «Снегурочка» Римского – Корсакова. Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. | |
35 | 9 | 8а – 8б – 8в – 8г – | Обобщение тем четверти. Прекрасное пробуждает доброе. | Музыкальный материал по выбору учающихся. | |
Список литературы для учителя
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. [Текст] // Москва, «Лада». - 2009 г. – с.1-50;
Высоцкий, В.С. «Где же наша звезда?». [Текст] // Москва, «ЭКСМО – Пресс», 2000 г. – с.1 – 55;
Гусева О.В., Сокольникова Н.П. Музыкальная культура Кузбасса. Учебно-методическое пособие. [Текст] // Кемерово, КРИПК и ПРО, 2010 г. – с.1 – 105;
Жук, Л.И. Музыкальные игры и конкурсы. [Текст] // Минск, «Красико- Принт». - 2008 г. – с.1 - 89.
Золина, Л.В. Уроки музыки 1-8 класс. [Текст] // Москва, «Глобус». – 2008 г. – с.1 -256;
Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды. [Текст] // Москва, «АЙРИС – пресс». - 2008 г. – с.1 – 250.
Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Учебник «Искусство. 8- 9 классы», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.
Смолина, Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. [Текст] // Ярославль, Академия пазвития. – 2006 г. – с.1 – 550.
Шедевры мировой классической музыки. [Текст] //Москва. - 2003 г.
СД. Мировая классика в современной обработке. Москва, «Лада», 2009 г.
МР3. Шедевры музыкальной классики
МР3. Иоганн Себастьян Бах. Романтическая классика Квадро Диск, 1999 г.
Список литература для учащихся
Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Учебник «Искусство. 8- 9 классы», [Текст] // М., Просвещение, 2012г.
13