С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категориям несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).
1. «Музыка души».
№ урока | тема | тип урока | к-во час | основное содержание | виды учебной деятельности | планируемые результаты обучения | вид и форма конт-роля | домашнее задание | |
личностные | мета- предметные (УУД) | предметные | | | |
1 | «Музыка души» | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Постановка проблемы свя-занной с изуче-нием главной темы года. Важнейшие аспекты эмо-ционального воздействия музыки на че-ловека. | Работа с текстом учеб-ником. Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание произведения и его анализ. Вокально-хо-ровая работа, разучивание песни. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека ( на личном примере) | Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изобразитель-ного искус-ства (П). | Осознавать и рассказы-вать о влиянии му-зыки на человека. | Устный опрос, анализ музык.произведения | Сочинение «В чём сила музыки», | |
2 | Наш вечный спутник | Урок изучения и перви-чногозакрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Мир музыки,сопровождаю-щий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки ( соотнесение материального и духовного в жизни челове-ка.) | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, вос-принимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения. Хоровое исполнение песни. | Выявлять возможность эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. ( Р) | Осознавать и рассказы-вать о влия-нии музыки на человека. | Устный опрос,анализ музык.о произведения, взаимо-опрос | | |
3 | Искусст-во и фантазия. | Урок закрепле-ниязна-ний | 1 | Реальность и фантазия в жизни челове-ка. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере валь-са – фантазия М.Глинки) | Работа с текстом учеб-ника. Выписывание определений в рабочую тетрадь. Слушание му-зыки. Вокально-хо-ровая работа. Пропевание по нотам. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений(П) | Осознавать интонационно – образ-ные, жанро-вые основы музыки как вида искус-ства. | Устный опрос,анализ музык.произведения, синк-вейн | §3, презента-ция по тво-рчеству М. Глинки | |
4 | Искусст-во–память человече-ства | Урок обобщения и систе-матизации знаний. | 1 | Возвращение к темам, сю-жетам и об-разам в произ-ведениях ис-кусства разных времен. Легенда о лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый за-мок» из форте-пианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский). Важнейшие эпохи в исто-рии культуры. | Знакомство с материалом учебника, от-веты на воп- росы. Вокально-хороваяра-бота, разучи-вание песни. Слушание произведения и его анализ. | Уважение к музыкальной культуре мира разных времён | Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта чело-века вис-кусстве (с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике).(П) Анализиро-вать приемы развития од-ного образа в музыкальном произведении(П) | Осознавать значение искусства в жизни современно-го человека. Наблюдать за развитием одного об-раза в му-зыке. | Устный опрос, анализ музык.произведения, рисунок, творчес-кое за-дание | проект «Средневе-ковье» | |
5 | Какой бывает музыка | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Характер все-общего воз-действия му-зыки (на при-мере второй части Симфо-нии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему дей-ствию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера) | Слушание. Работа в рабочей тетради: заполнение сравнительной таблицы. | Выявлять воз-можностьэмоциональ-ного воздействия музыки на человека. | Сравнивать музыкальное произведение разных жан-ров и стилей. (П) | Осознавать и рассказы-вать о влия-нии музыки на человека | Устный опрос, анализ музык.произведения | эссе | |
6 | Волшеб-ная сила музыки | Урок закрепле-ниязна-ний | 1 | Роль музыки и музыкантов в эпоху Антич-ности. Многоплано-вость худо-жественных смыслов в музыке оркест-ровогоноктюр-на «Сирены» К.Дебюсси | Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в ра-бочей тетра-ди. Работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание, определение композитора. | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты.(Р) | Восприни-мать и сопо-ставлятьху-дожественно-образное содержание музык.произ ведений (правдивое- ложное, красивое -уродливое). | Взаимоопрос, хоровой зачет | | |
7 | Музыка объеди-няет лю-дей | Комбини-рованный урок | 1 | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строи-тельстве г. Фивы). Преобразую-щеевоздей-ствие музыки (на примере оды Пиндара). | Работа с тестами. Вокальная работа. Разучивание новой песни, проявление личностного отношенияпри их вос-приятии. Продолжение работы над произведениями Л. Бетхо-вена. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. | Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.(Р) | Рассказывать о влиянии музыки на человека. | Тест | | |
8 | Музыка объединяет людей | Урок обобще-ния и си-стематизациизна-ний. | 1 | Идея челове-чества и человечности в симфонии №9 Л.Бетховена. Музыкальная картина совре-менного мира. | Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами | Сравнивать музыкальные произведения разных жан-ров и стилей (с учётом кри-териев, пред-ставленных в учебнике).(П) | Приводить примеры преобразую-щеговлия-ния музыки | Устный опрос, анализ музык.произведения | | |
9 | Диагностическая работа. Урок-концерт. | Урок контроля, оценки и коррек-ции знаний уча-щихся. | 1 | Взаимосвязь музыки с другими искус-ствами, как различными способами ху-дожественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | Вокальная деятельность. Хоровое пе-ние. Слушание произведения, определение композитора. | Выражать эмоциональ-ноесодер-жание в музыкальныхпроизведени-ях и про-являть личное отношениепри их вос-приятии и исполнении. | Слушать, восприни-мать, анализиро-вать музыкальные произведения и их фраг-менты.(П) | Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. | Взаимо-опрос | - | |
10 | Единство музыкального произведения | Урок изучения и первич-ногозак-репления новых знаний | 1 | В чём прояв-ляются тради-ции и нова-торство в му-зыкальном про-изведении. Средства музыкальной выразительнос-ти, их роль в создании музы-кального про-изведения (на примере Антракта к третьему дей-ствию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера). | Творческое задание по музыке ком-позиторов Слушание и анализ про-изведений. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни. | Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами | Участвовать в коллективной беседе и ис-полнитель-скойдеятель-ности (П) | Понимать значение средств художественнойвырази-тельности в создании музыкаль-ногопроиз-ведения. Владеть от-дельными специальными музык.терминами, отражающими знание средств му-зыкальной выразитель-ности. | Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица | Ответ на вопрос «Как проявляется новаторство в музыке?» | |
11 | «В начале был ритм» | Урок изучения и первич-ногозак-репления новых знаний | 1 | Многообраз-ныепроявле-ния ритма в окружающем мире. Ритм – изна-чальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свой-ства ритма. Жанровая спе-цифика музы-кальныхрит-мов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Вен-ского леса»). | Знакомство с материалами учебника, вы-делять глав-ное. Слушать, во-спринимать, анализиро-вать музык.произведения. Хоровое исполнение песни. | Развитие по-знавательных интересов | Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изо-бразительного искусства(П). | Понимать значение средств ху-дожествен-ной вырази-тельности (метрорит-ма) в созда-нии музы-кальногопроизведе-ния. | Самостоятельная работа | | |
12 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, вы-раженная в му-зыке полонеза (на примере полонезаля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена). | Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание и работа над произведени-ем. | Учебно-познаватель-ный интерес, желание учиться | Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жан-ров и стилей.(П) | Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | Устный опрос, анализ музык.произведения | § | |
13 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | Урок закрепле-ния знаний | 1 | Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля. | Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в ра-бочейтет-ради. Работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между худ.образами музыки и дру-гими видами искусств. Хоровое пе-ние. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться | Творчески интерпретировать содер-жание музык.произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. | Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | Дн. муз.размышлений стр.9, взаимоопрос | § | |
14 | Диалог метра и ритма | Урок комплекс-ного при-менения ЗУН | 1 | Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодейст-вия между метром и рит-мом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна. | Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприя-тия и анализ. Вокально-хо-ровая работа, разучивание новой песни. Интонирова-ние. | Понимать характерные особенности музыкального языка и пере-давать их в эмоциональ-ном исполне-нии. | Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных отечествен-ных и зару-бежных ком-позиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.(П) | Восприни-мать разно-образие по смыслу рит-мические интонации при прослу-шиваниимузык.произведений. | Эссе на тему: «Ритм» | | |
15 | От адажио к престо | Урок обо-бщения и систематизации знаний | 1 | Основные темпы в му-зыке. Зависимость музыкального темпа отхарактера му-зыкального произведения. Медленные и величествен-ные темпы, как выразители уг-лубленных об-разов(на примере орган-ной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»). Зажигательный народный та-нец Италии –тарантелла(на примере «Неа-политанской тарантеллы» Дж.Россини) | Творческая работа над стихотворением А. Город-ницкого. Слушание и анализ музы-кальных про-изведений. Оценивание своего испол-нения песни. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха).(П) | Осознавать интоннационно-образ-ные, жан-ровые и стилевые основы музыки. | Устный опрос, анализ музык.о произведения, таблица «Днев-ник му-зыкаль-ных раз-мышле-ний», стр. 11 | | |
16 | От адажио к престо | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина»Г.Свиридова) | Вокальная деятельность. Исполнение песни по выбору. Слушание: отгадывание произведение на слух, прозвучавших во 2 четверти. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры | Восприни-мать и срав-нивать музы-кальный язык в произведе-нияхразного смыслового и эмоционального содержа-ния. (П) Анализиро-вать приёмы взаимодейст-вия и разви-тия одного или несколь-ких образов в произведени-ях разных форм и жан-ров. | Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. | Тест | | |
17 | «Мелодия – душа музыки» | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Мелодия –важнейшее средство му-зыкальной вы-разительности. Мелодия как синомимпре-красного. Проникновен-ностьлири-ческой мело-дии в «Се-ренаде» Ф.Шу-берта . | Знакомство с материалом учебника, вы-делять глав-ное. Слушать, вос-принимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения. Вокальная деятельность, разучивание новой песни. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов (Ф.Шуберт)(П) | Осознавать интонационно образные,жанровые и стилевые ос-новыму-зыки. Воспринимать харак-терныечер-ты отдель-ныхкомпо-зиторов (Ф.Шуберт). | Устный опрос, анализ музык.произведения | | |
18 | «Мелоди-ей одной звучат печаль и радость» | Урок закрепления знаний | 1 | Свет и радость в « Маленькой ночной сере-наде» В.А.Моцарта. Разноплано-востьхудоже-ственныхобра-зов в творче-стве Моцарта. Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта). | Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы. Просмотр презентации «Жизнь и творчество А. Моцарта». Слушание и определение роли музыки в жизни человека. | Формирова-ниеэмоцио-нально-ценно-стного от-ношения к творчеству выдающихся композиторов | Восприни-мать и соот-носить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов(В.А.Моцарта). | Осозновать интонационно-образные ,жанровые и стилевые ос-новы музы-ки( с учетом критериев, представленных в учеб-нике). Восприни-мать и сравнивать различные по смыслу музыкаль-ныеинто-нации при прослушивании музык.произвед. | Музыкальная викторина | | |
19 | Мелодия «угадыва-ет» нас самих . | Урок обобще-ния и систематизации знаний | 1 | Взаимодейст-вие националь-ных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щел-кунчик» П.Чай-ковского. Сила чувства, глубокая эмо-циональность мелодий П.Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»). | Вокальная деятельность. Интонирова-ние вокализа. Слушание и работа над произведени-ем. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П.Чайковс-кий) | Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые ос-новы музы-ки(с учетом критерии, представленных в учеб-нике). Восприни-мать и срав-нивать раз-личные по смыслу му-зыкальные интонации . Воспринимать харак-терныечер-ты твор-чества от-дельных оте-чественныхкомпозито-ров(П.Чай-ковский) | Хоровой зачет | | |
20 | Диагностическая работа Что такое гармония в музыке | Комбинированный урок | 1 | Контроль знаний по пройденным темам. Многознач-ность понятия гармонии. Что такое гар-мония в музы-ке. Покой и равно-весие музы-кальнойгар-мониив Прелюдии домажор из I тома «хорошо темперирован-ного клавира» И.С.Баха | Слушать, во-спринимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения. Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Хоровое исполнение песни. | Выявлять возможности эмоциональ-ного воздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. (Р) Находить ас-социативные связи между образами му-зыки и ИЗО.(П) Интерпретировать вокаль-ную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.(Р) | Понимать значение средств ху-дожествен-ной выра-зительности (гармонии)в создании музыкаль-ногопроиз-ведения ( с учетом критериев представленных в учебнике). | Таблица «Днев-никму-зыкаль-ных размышлений», стр. 14 , Устный опрос | | |
21 | Два начала гармонии | Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Гармония как единство про-тивоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музы-кальнойгар-монии (взаи-модействияма-жора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Сим-фонии №40 В.А.Моцарта. | Творческая работа. Импровизация на стихо-творение И. Чурдалева «В природе». Слушать, ана-лизировать музыкальное произведение. Хоровое пение. | Выявлять возможности эмоциональ-ного воз-действия му-зыки на человека. | Сравнивать разнообраз-ныемелоди-ко- гармони-ческиеинто-нации музыки (П). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку от-дельных ком-позиторов прошлого (В.А.Моцарта).(П) | Воспринимать и осо-знаватьгар-монические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения. | Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихотворение) | §17 | |
22 | Эмоциональный мир музыкальной гармонии | Урок закрепле-ния знаний | 1 | Гармония как важнейший фактор музы-кальной драма-тургии в опере Ж.Бизе «Кар-мен». Применение композитором метода «забе-гания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страс-ти в дальней-шем развитии оперы. Ладовый кон-траст между темами увер-тюры и темой роковой стра-сти. | Работа с текстом учеб-ника, поиск ответов на вопросы. Творческая работа: музы-кальнаявик-торина. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры | Анализиро-вать приемы взаимодейст-вия несколь-ких образов в музыкальном произведении(П) Сравнивать особенности музык.языка (гармонии) в произведени-ях,включаю-щих образыразногосмыс-ловогосодер-жания. (П) | Восприни-мать и осоз-наватьгар-монические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения. | | | |
23 | Красочность музыкальной гармонии | Урок обо-бщения и систематизации знаний | 1 | Усиление кра-сочностиму-зыкальнойгар-монии в произ-ведениях, на-писанных на сказочно-фан-тастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины её возникновения. | Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы. Работа в рабочейтет-ради. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между художествен-ными образа-ми музыки и другими вида-ми искусств. | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Устанавли-ватьассоци-ативные связи между худо-жественными образами му-зыки и визуальных искусств (П) | Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композито-ров (Н.А. Римского-Корсакова). Наблюдать за развитием одного образа в музыке. | | | |
24 | Мир образов полифонической музыки | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональ-ный строй полифоничес-кой музыки. Полифоничес-кая музыка в храме. Жанр канона; его отличи-тельныеосо-бенности. Полифоничес-кий прием «имитация». | Творческая работа: кроссворд (жанры полифоничес-кой музыки). Вокальная деятельность: выражать при исполнении песни свое личностное отношение. | Проявление интереса к художествен-ной деятель-ности | Анализиро-вать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве(с учётом крите-риев, пред-ставленных в учебнике.(П) Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гар-монии, поли-фоническим приёмам) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов прошлого (И.С.Бах, В.А. Моцарт) (Р) | Осознавать значение искусства в жизни со-временного человека. Восприни-матьхарак-терныечер-ты твор-чества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт) | | | |
25 | Филосо-фия фуги | Урок закрепле-ния знаний | 1 | Фуга как высшая форма полифоническихпроизведе-ний. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Слушание: определить композитора по стилю. Вокальная деятельность: разучивание народ.нор-вежск. песни. | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гар-монии, поли-фоническим приёмам) му-зыку отдель-ных выдаю-щихся ком-позиторов прошлого (И.С.Бах) (Р) Находить ассоциатив-ные связи между худо-жественными образами му-зыки и изобразительного искусства (П) | Восприни-матьхарак-терные черты твор-чества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах) | | | |
26 | Какой бывает музыкальная фактура | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Фактура как способ изло-жения музыки. Различные варианты фак-турноговопло-щения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождени-ем. «Фактурный узор»: зри-тельное сход-ство фактур-ного рисунка в аккомпанемен-те с формой цветка сирени. | Творческое задание: музыкальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание немецкой народной песни. | Проявление эмоциональ-нойотзывчи-вости при восприятии и исполнении музыкальных произведений | Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения (П) Находить ассоциатив-ные связи между худо-жественными образами му-зыки и изобразитель-ного искус-ства(П) | Исследовать разнообра-зие и специфику фактурных воплощений в музыкаль-ныхпроиз-ведениях | Хоровой зачет, синк-вейн | | |
27 | Пространство фактуры | Урок закрепления знаний | 1 | Стремительное движение фи-гурационной фактуры в романсе С.Рах-манинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. | Работа в рабочей тетради: вы-писатьопре-деление. Слушание и анализ музы-кальных про-изведений. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | Рассуждать о яркости об-разов в музыке | Творчески интерпретировать содер-жание и форму му-зыкальных произведений в изобрази-тельной деятельности (Р) | Понимать значение средств художественнойвырази-тельности (фактуры) в создании музык.произведения(с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике) | Устный опрос, анализ музык.произведения | | |
28 | Тембры – музыкальные краски | Урок изучения и первичного закрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Выражение настроений ок-ружающего ми-ра в музыке через тембры. Характерность тембров скрип-ки; виолон-чели; флейты. | Творческая работа: музыкальная викторина. Просмотр презентации «Композитор – сказочник». Вокальная деятельность: хоровое пение. | Расширение представле-ний детей о собственных познаватель-ныхвозмож-ностях. | Устанавли-вать внешние связи между звуками при-роды и зву-чаниямиму-зыкальных тембров(Р) | .Исследо-вать разно-образие и специфику тембровых воплощений в музыкаль-ныхпроиз-ведениях. Определять тембры при прослушивании инстру-ментальной музыки | Дневник музы-кальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык.произведения | | |
29 | Соло и тутти | Урок закрепления знаний | 1 | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфоничес-кий оркестр, его инстру-ментальные группы. | Работа с учебником, поиск ответов на постав-ленныевоп-росы. Работа в рабочейтет-ради. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между художествен-нымиобра-зами музыки и другими видами ис-кусств | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов | Выявлять круг музы-кальных об-разов в музыкальныхпроизведени-ях | Исследовать разнообра-зие и специфику тембровых воплощений в музык.произведениях | Анализ музык.о произведения, взаимоопрос | кроссворд | |
30 | Диагностическая работа Громкость и тишина в музыке. Соло и тутти. | Комбинированный урок. Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. Изучение новой темы. | | Выразительные и изобразитель-ныевозмож-ностиотдель-ных тембров и тембровых со-четаний. | Знакомство с материалом учебника, вы-делять глав-ное. Слушать, воспринимать,анализиро-вать музык.произведение. Хоровое исполнение песни. | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов Самарской области | Выявлять круг музы-кальных об-разов в музык.про-изведениях | Понимать значение средств ху-дожествен-ной выра-зительности (тембров) в создании музыкаль-ногопрои-зведения | | Найти песни композиторов Самарской области | |
31 | Тонкая палитра оттенков. Громкость и тишина в музыке | Урок изучения и пер-вичногозакрепле-ния но-выхзна-ний | 1 | Выражение композиторами звуков приро-ды в музы-кальной дина-мике. Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена. | Слушание музыкального произведения, работа в тет-ради - «рисо-вание» музы-кальных ка-ртин, услы-шанных про-изведений. Вокальная деятельность: работа над песней. | Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии | Анализиро-вать приёмы развития ху-дожествен-ного образа в музыкальном произведении (П) | Устанавли-ватьвнеш-ние связи между зву-ками при-роды и их музыкально-динамическимивопло-щениями. Исследовать разнообразие и специ-фику дина-мических воплощений в музык.произведениях | Анализ музыкального произведения | §26 | |
32 | По закона красоты. | Урок закрепления знаний | 1 | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динами-ческихнюан-сов в создании образов лунной ночи. Изобразительная роль ди-намики при характеристике музыкальных персонажей. | Слушание. Творческая работа в группах: при-думать стихи к пьесе Сен- Санса «Ле-бедь», зари-совки вари-антов сцени-ческих кос-тюмов к балету Му-соргского. | Эмоциональ-ное и осмыс-ленное вос-приятие со-держания художествен-ногопроиз-ведения. | Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведени-ях (П) | Воспринимать и выяв-лятьвнеш-ние связи между зву-ками при-роды и их музыкально-динамическими вопло-щениями. Наблюдать за развитием одного или нескольких музык.обра-зов (тем) в произвед. | тест | | |
33 | По законам красоты | Урок обобще-ния и система-тизации знаний | 1 | Преобразу-ющее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления ду-ховныхзап-росов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гар-монии. Различный смысл выра-жений «слу-шать музыку» и «слышать музыку». . | Устный опрос определений. Слушание произведения, его воспри-ятия и анализ. Вокально-хороваяра-бота, разу-чивание но-вой песни. Интонирова-ние. | Рассуждать о преобразую-щем влиянии музыки | Воспринимать и сопоста-влять худо-жественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое-лживое, глу-бинное-повер-хностное).Творчески ин-терпретиро-ватьсодер-жаниеизу-ченного мате-риала в слове, изобразитель-ной деятель-ности. | Оценивать музык.про-изведения с позиции красоты и правды | | | |
34 | Заключи-тельный урок по теме года «В чём сила музыки?» Диагностическая работа по темам, изученным в текущем году. | Урок-концерт | 1 | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доб-рое и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?» | Ответы на вопросы диагн. работы. Исполнение песен по выбору учащихся. | Осознавать и рассказывать о влиянии му-зыки на чело-века.Выявлять возможности эмоционального воздейст-вия музыки на человека (на личном при-мере). | Оценивать музык.произ-ведения с позиции прав-ды и красоты Понимать вы-разительные особенности муз.языка в произведени-ях разного эмоциональ-ного и смыслового содержания. (П) | | Урок-концерт | - | |
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
13.http://www. zavuch.info
21.ZNV. RU
Конкретное количество указанных средств и объектов музыкально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений: