Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Береговская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
Рассмотрено МО учителей начальных классов | | Утверждаю Директор школы |
протокол № 1от 29.08.2013 | | |
| | О.Б.Шерстобоева |
руководитель МО С.С. Белова | | Приказ 82\10от02 .09.2013 |
Принята на совместном заседании МС и Совета по введению ФГОС | |
протокол № 1от30 .08.2013 | |
| |
председатель МС Л.Е. Говядинова | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ШКОЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
| Составитель: |
| Лобанова Любовь Васильевна, Учитель начальных классов |
| |
Кемеровский район
2013
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности ... 4
Содержание программы……………………………………………………….... 5
Тематический план…………………………………………………………….... 5
Список литературы…………………………………………………………….... 9
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Школьный калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во 2 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель программы внеурочной деятельности «Школьный калейдоскоп» - социальная адаптация учащихся, формирование у них в процессе создания и презентации различных видов проектов способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
- осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
Формы и режим занятий
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), викторины, постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).
Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к произведению и его презентации.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, школьный музей, ДК п. Береговой, церковь Архангела Михаила. Показ представления готовится для детей подготовительных групп д/с «Солнышко», (по договорённости с руководителем). Желательно, чтобы учреждения были знакомы второклассникам, где осуществится их встреча с любимым воспитателем и детьми.
Общий объем часов, отпущенных на занятия – 17 час.
Продолжительность одного занятия – 30-35 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Достижение первого уровня результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Содержание программы
Знакомство с понятиями «младший школьник», «классный коллектив». Обращение к учителю и одноклассникам. Изучение правил техники безопасности и этических норм поведения.
Знакомство с понятиями «школьный коллектив», «совместная учёба и отдых». Первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества. Беседа о здоровом оптимистическом образе жизни.
Беседы о знаменательных датах. Викторины.
Обсуждение: дошкольный и школьный образ жизни (общее и разное). Подбор аксессуаров сопровождения представления: декорации, бутафории, украшения и игрушки.
Тематическое планирование занятий 2 класс
№ п/п | | Тема | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты |
Дата | У У Д | Личностные результаты. |
1. | | В гостях у русских народных сказок. (1ч) | Какие сказки вы знаете? | Знакомство с народными сказками. | Р.Принимать учебную задачу. П Строить речевое высказывание. К. Задавать вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности. |
2. | | День именинника. (1ч) | Что можно пожелать другу? | Поздравление детей. | Р.Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание. К. . Формулировать собственное мнение | Активное включение в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелатель-ности. |
3. | | Я – второклассник. (1ч) | Что значит быть учеником-второклассником? | Права и обязанности ученика. | Р.Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание. К. . Формулировать собственное мнение | Принятие образца хорошего ученика. |
4. | | Настоя-щий друг. (1ч) | Кого можно назвать настоящим другом? | Настоящая дружба | Р.Принимать учебную задачу. П Строить речевое высказывание.. К. Задавать вопросы | Активное включение в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелатель-ности. |
5. | | Правила общения (1ч). | Как нужно вести себя в коллективе? | Правила общения. | Р.Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение | Проявление положительных качеств личности |
6. | | Наши друзья – животные(1ч) | Почему животных считают друзьями человека? | Забота о животных. | Р.Принимать учебную задачу. П Строить речевое высказывание.. К. Задавать вопросы | Проявление положительных качеств личности |
7. | | Школа – наш второй дом. (1ч) | Почему школу считают вторым домом? | Бережное отношение к школьному имуществу. | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
8. | | День Защитника Отечества (1ч) | Что значит быть защитником Отечества? | Защитник Отечества. Патриот своей Родины. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение | Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю. |
9. | | Прощай, Маслени-ца! (1ч) | Что такое Маслени-ца? | Народные традиции | Р. Принимать учебную задачу. П Строить речевое высказывание.. К. Задавать вопросы. | Активное включение в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелатель-ности |
10. | | Мамин День. Семейный праздник 8 Марта. (1ч) | Что мы знаем о мамах? | Семейный праздник Чествование мам | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П. Построение логической цепи рассуждений; К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
11. | | Праздник вежливых наук(1ч) | Что значит быть вежливым? | Вежливость. Быть полезным обществу. | Р. .Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание. К. . Формулировать собственное мнение | Проявление положительных качеств личности. |
12. | | Чистота – залог здоровья. (1ч) | Зачем беречь своё здоровье? | Залог здоровья | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм. |
13. | | День смеха. (1ч) | Почему человек веселиться | Шутки, розыгрыш, юмор | Р. Постановка учебной задачи; П. Применение методов информационного поиска; К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
14. | | 12 апреля – День космонавтики. (1ч) | Почему отмечают этот праздник? | Космические достижения. | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к своей Родине. |
15. | | Новоселье птиц. (1ч) | Что такое экология? | Экология. | Р.Принимать учебную задачу. П Строить речевое высказывание.. К. Задавать вопросы | Активно участвовать в экологическую грамотность по отношению к птицам. |
16. | | Сохраним планету чистой. (1ч) | Зачем надо беречь планету? | Охрана природы. Вредные химические вещества. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П. Построение логической цепи рассуждений; К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
17. | | Школа светофор-ных наук(1ч) | Зачем надо знать правила дорожного движения? | Светофор, дорожные знаки, инспектор, безопасное движение. | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение | Развитие познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. |
Список литературы
При составлении программы использовано методические пособие
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010).