СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по окр.миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование по окр.миру»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


1 класс




Содержание:




  1. Паспорт рабочей программы


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета


  1. Тематическое планирование













  1. Паспорт рабочей программы





Тип программы


Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы


Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа


А.А. Плешаков

учебно-методический комплект "Школа России"

Планета,2013

Категория обучающихся


Учащиеся 1 класса МБОУ СОШ

Сроки освоения программы


1 год

Объём учебного времени


64 часа

Форма обучения


очная

Режим занятий


2 часа в неделю









  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, ме­тапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение сле­дующих личностных результатов:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, раз­витие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов­ным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом клас­се является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсаль­ных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти; поиск средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность кон­структивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практи­ческих задач;

-умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и откры­том учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор­ганизации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

-владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соот­ветствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су­щественные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­мета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о рас­пределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кон­троль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотно­сти, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо­ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окру­жающем мире.





















  1. Содержание программы

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс создана на основе:

- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Образовательной программы МБОУ СОШ;

- Учебного плана школы 2019-2020 учебный год;

- Рабочей программы по окружающему миру для 1 класса общеобразовательной школы авторов А.А.Плешаков (М.: Просвещение, 2012);

- Федерального перечня учебников, утвержденного в соответствии с Приказом Министерства образования года «О внесении изменении в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 года № 1047».

1. Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, сне­гопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для все­го живого на Земле.

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни чело­века.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, се­мя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и куль­турные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе на­блюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, во­да, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

2.Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и куль­турные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаи­моотношения человека с другими людьми.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о де­тях, престарелых, больных - долг каждого человека.

Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и вод­ный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, теле­фон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная гра­ница России.

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, харак­терные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иуда­изм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республи­ка): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, про­живающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведе­ния из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

3.Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Фи­зическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здо­ровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физиче­ского и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрест­ностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой

  1. Тематическое планирование


п/п

Раздел программы, тема урока

Количество часов

1

Введение. Задавайте вопросы!


Раздел I «Что и кто?» (20 ч)


2

Что такое Родина?

3

Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России.

4

Что мы знаем о Москве? Жизнь москвичей – наших сверстников.

5

Проект «Моя ма­лая Роди­на».

6

Что у нас над головой?

7

Что у нас под ногами?

Пр/р. Определение образцов камней по фотографиям и рисункам.

8

Что общего у разных растений?

Пр/р.Определение и распознавание частей растения.

9

Что растет на подоконнике?

П/р. Определение комнатных растений с помощью атласа.

10

Что растет на клумбе?

Пр/р.Определение растений цветника.

11

Что это за листья?

Пр/р. Определение деревьев по листьям.


12

Что такое хвоинки?

Пр/р. Определение с помощью атласа.


13

Кто такие насеко­мые? Разнообразие насекомых.

14

Кто такие рыбы? Морские и речные рыбы.

15

Кто такие птицы?

Пр/р.Исследование строения пера птицы.

16

Кто такие звери?

Пр/р. Исследование строения шерсти зверей.


17

Что нас окружает дома?

18

Что умеет компьютер?


19

Что вокруг нас может быть опас­ным?

Освоение эле­ментарных правил до­рожного движения


20

На что по­хожа наша планета? Глобус – модель Земли.

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».


Раздел 2 «Как, откуда и куда?» (12 ч.)


22

Как живет семья? Проект «Моя се­мья».

23

Откуда в наш дом приходит вода и ку­да она уходит?

Пр/р. Проведение опытов. Загрязнение воды и её очистка.


24

Откуда в наш дом приходит электриче­ство?

Пр/р. Сбор простейшей электроцепи.


25

Как путе­шествует письмо?

Экскурсия. Знакомство с работой почты.

26

Куда текут реки?

Пр/р. Рассматривание морской соли и проведение опыта по изготовлению морской воды.

27

Откуда бе­рутся снег и лёд?

Пр/р. Проведение опытов по исследованию снега и льда.


28

Как живут растения?

Пр/р. Уход за комнатными растениями.

29

Как живут животные?

30

Как зимой помочь птицам?

Пр/р.Изготовление кормушек и подбор корма для птиц.


31

Откуда берется и куда девается мусор?

Пр/р. Сортировка мусора по характеру материала.

32

Откуда в снежках грязь?

33


Проверим себя и оце­ним свои достиже­ния по разделу «Как, от­куда и ку­да?».

Пре­зентация проекта «Моя се­мья».



Раздел 3. «Где и когда?» (11 ч)


34

Когда учиться интерес­но? Про­ект «Мой класс и моя шко­ла».

35

Проект "Мой класс и моя школа"

36

Когда придет суббота? Последовательность дней недели.

37

Когда на­ступит ле­то? Зависимость природных явлений от смены времён года.

38

Где живут белые медведи?

Пр/р. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.

39

Где живут слоны?

Пр/р. Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли.

40

Где зиму­ют птицы? Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

41

Когда появилась одежда?

42

Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда.

43

Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка.

44

Проверим себя и оце­ним свои достиже­ния по раз делу «Где и когда?».

Презента­ция проек­та «Мой класс и моя школа».


Раздел 4. «Почему и зачем?» (20 ч)


45

Почему Солнце светит днем, а звёзды ночью?

46

Почему Луна бы­вает раз­ной? Изменения внешнего вида Луны и его причины.

47

Почему идет дождь и дует ве­тер?

48

Почему звенит звонок?

Пр/р. Исследование распространения и возникновения звуков.

49

Почему радуга разноцвет­ная? Причины возникновения радуги.

50

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои до­машние питомцы».

51

Почему мы не бу­дем рвать цветы и ловить ба­бочек? Взаимосвязь цветов и бабочек.

52

Почему в лесу мы будем со­блюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота.

53

Зачем мы спим но­чью? Значение сна в жизни человека.

54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

55

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

Пр/р. Приемы чистки зубов и мытья рук.

56

Зачем нам телефон и телевизор?

57

Зачем нужны ав­томобили? История развития автомобиля.

58

Зачем нуж­ны поезда? Виды поездов в зависимости от назначения.

59

Зачем строят ко­рабли? Устройство корабля.

60

Зачем стро­ят самоле­ты? Виды самолётов в зависимости от их назначения.

61

Почему в автомобиле, в поезде, на корабле и в самолете нужно со­блюдать правила безопасно­сти?

62

Зачем лю­ди осваи­вают кос­мос?

63

Почему мы часто слышим слово «эколо­гия»?

Первоначальное представление об экологии.


64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».



























ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (КТП)


п/п

Раздел программы, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения



1

Введение. Задавайте вопросы!




Раздел I «Что и кто?» (20 ч)




2

Что такое Родина?



3

Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России.



4

Что мы знаем о Москве? Жизнь москвичей – наших сверстников.



5

Проект «Моя ма­лая Роди­на».



6

Что у нас над головой?



7

Что у нас под ногами?

Пр/р. Определение образцов камней по фотографиям и рисункам.



8

Что общего у разных растений?

Пр/р.Определение и распознавание частей растения.



9

Что растет на подоконнике?

П/р. Определение комнатных растений с помощью атласа.



10

Что растет на клумбе?

Пр/р.Определение растений цветника.



11

Что это за листья?

Пр/р. Определение деревьев по листьям.




12

Что такое хвоинки?

Пр/р. Определение с помощью атласа.




13

Кто такие насеко­мые? Разнообразие насекомых.



14

Кто такие рыбы? Морские и речные рыбы.



15

Кто такие птицы?

Пр/р.Исследование строения пера птицы.



16

Кто такие звери?

Пр/р. Исследование строения шерсти зверей.




17

Что нас окружает дома?



18

Что умеет компьютер?




19

Что вокруг нас может быть опас­ным?

Освоение эле­ментарных правил до­рожного движения



20

На что по­хожа наша планета? Глобус – модель Земли.



21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».




Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч.)




22

Как живет семья? Проект «Моя се­мья».



23

Откуда в наш дом приходит вода и ку­да она уходит?

Пр/р. Проведение опытов. Загрязнение воды и её очистка.




24

Откуда в наш дом приходит электриче­ство?

Пр/р. Сбор простейшей электроцепи.




25

Как путе­шествует письмо?

Экскурсия. Знакомство с работой почты.



26

Куда текут реки?

Пр/р. Рассматривание морской соли и проведение опыта по изготовлению морской воды.



27

Откуда бе­рутся снег и лёд?

Пр/р. Проведение опытов по исследованию снега и льда.




28

Как живут растения?

Пр/р. Уход за комнатными растениями.



29

Как живут животные?



30

Как зимой помочь птицам?

Пр/р.Изготовление кормушек и подбор корма для птиц.




31

Откуда берется и куда девается мусор?

Пр/р. Сортировка мусора по характеру материала.



32

Откуда в снежках грязь?



33


Проверим себя и оце­ним свои достиже­ния по разделу «Как, от­куда и ку­да?». Пре­зентация проекта «Моя се­мья».






Раздел «Где и когда?» (11 ч)




34

Когда учиться интерес­но? Про­ект «Мой класс и моя шко­ла».



35

Проект "Мой класс и моя школа"



36

Когда придет суббота? Последовательность дней недели.



37

Когда на­ступит ле­то? Зависимость природных явлений от смены времён года.



38

Где живут белые медведи?

Пр/р. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.



39

Где живут слоны?

Пр/р. Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли.



40

Где зиму­ют птицы? Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.



41

Когда появилась одежда?



42

Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда.



43

Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка.



44

Проверим себя и оце­ним свои достиже­ния по раз делу «Где и когда?».

Презента­ция проек­та «Мой класс и моя школа».




Раздел «Почему и зачем?» (20 ч)




45

Почему Солнце светит днем, а звёзды ночью?



46

Почему Луна бы­вает раз­ной? Изменения внешнего вида Луны и его причины.



47

Почему идет дождь и дует ве­тер?



48

Почему звенит звонок?

Пр/р. Исследование распространения и возникновения звуков.



49

Почему радуга разноцвет­ная? Причины возникновения радуги.



50

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои до­машние питомцы».



51

Почему мы не бу­дем рвать цветы и ловить ба­бочек? Взаимосвязь цветов и бабочек.



52

Почему в лесу мы будем со­блюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота.



53

Зачем мы спим но­чью? Значение сна в жизни человека.



54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.



55

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

Пр/р. Приемы чистки зубов и мытья рук.



56

Зачем нам телефон и телевизор?



57

Зачем нужны ав­томобили? История развития автомобиля.



58

Зачем нуж­ны поезда? Виды поездов в зависимости от назначения.



59

Зачем строят ко­рабли? Устройство корабля.



60

Зачем стро­ят самоле­ты?

Виды самолётов в зависимости от их назначения.



61

Почему в автомобиле, в поезде, на корабле и в самолете нужно

со­блюдать правила безопасно­сти?



62

Зачем лю­ди осваи­вают кос­мос?



63

Почему мы часто слышим слово «эколо­гия»?

Первоначальное представление об экологии.




64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Почему и зачем?».

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!