СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по предмету "Природоведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по предмету "Природоведение"

Просмотр содержимого документа
«Планирование по предмету "Природоведение"»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежская школа № 31 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор КОУ ВО «ВШ №31»

учителей предметников _______ Г.А.Япринцева __________Н.И.Коновалова

Руководитель: «____»__________2019г. Приказ

_________М.В.Терещенко №____от_________ 2019 г.

Протокол

№___от_______2019 г.







Программа

учебного предмета «Природоведение»

для 5 класса

Вариант 1

Учителя Плющ Ларисы Константиновны, I КК.










г. Воронеж

2019 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, утвержденного приказом Министерства образования Российской федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-п.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  4. Учебного плана КОУ ВО «ВШ №31»

  5. Устав КОУ ВО «ВШ №31»


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ

- Усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встреча­ющимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементар­ных естествоведческих, биологических, географических и истори­ческих знаний

- Изучение элементарных сведений, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.

- Воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- Применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ


- Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между нами. Применение полученных знаний в повседневной жизни.

- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.


Образовательно-коррекционные:

- Обеспечить систему знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

- Установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений.

- Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

- Формирование умения наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

- Формировать практические умения по выращиванию растений и уходу за животными;

- Прививать навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья.


Воспитательно-коррекционные:

- Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

- Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

- Формирование здорового образа жизни.

- Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

- Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие и коррекция познавательной деятельности

- Развитие и коррекция устной и письменной речи.

- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы на уроках природоведения.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

Изучение природоведения в школе 8 вида направлено на обобщение знание учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В 5 классе у обучающихся должны быть сформированы некоторые элементарные представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Данный курс является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению обучающимися элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Обучающиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – естествознания.

       Курс природоведение имеет связи с другими учебными дисциплинами, в частности, с

- математикой (меры длины, измерение отрезка, сравнение объекта по высоте, геометрические фигуры)

- изобразительным искусством (рисунки, цвета и оттенки при изображениях географических объектов)

- ручным трудом (работа с пластилином, глиной)

 - развитием речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (элементарные знания о живой и неживой природе)

 - чтением (рассказы писателей о живой и неживой природе).

В процессе изучения природоведения у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. При изучении природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

На основе изучения природоведения пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - биологии и географии.

Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

-введение;

-вселенная;

-наш дом- Земля;

-растительный мир;

-животный мир;

-человек;

-есть на Земле страна - Россия.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ


Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе в объеме 68 учебных часов за 1 год обучения.


Программа предназначена для 5 класса и рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.


Предметная область

Учебный предмет

Количество часов за год

Естествознание

Природоведение

68


Итого:

68


Практические работы по темам представляют собой наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе. Контрольные работы программой не предусмотрены.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения «Природоведения», которые определены стандартом.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Природоведение»

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.


Планируемые личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России;

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремление к ЗОЖ;

-мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.


Планируемые предметные результаты:

-формирование представлений об окружающем мире;

-формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, между живыми организмами, об изменениях природной среды под воздействием человека;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения, при оказании первой медицинской помощи;

-формирование навыков ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

-расширение представлений о ЗОЖ, овладение приёмами самоконтроля своего физического состояния.

Минимальный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Практические работы.

Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Соотношение воды и суши на Земле.

Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.

Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.

Свойства, значение. Способы добычи.

Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Практические работы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши».

Нахождение на карте морей и океанов.

Зарисовка форм поверхности своей местности.

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».

Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.

Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.

Разнообразие растительного мира. Части растения.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Деревья, кустарники, травы. Части растения.

Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,

петрушка.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.

Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.

Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

Практические работы.

Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений.

Сезонные наблюдения за растениями.

Зарисовка растений в разные времена года.

Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.

Уход за комнатными растениями. Составление букетов из сухоцветов.

Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика,

чтение, изобразительная деятельность.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.

Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.

Охрана.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы.

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

Упражнения в классификации животных (таблица, игры).

Изготовление кормушек, скворечников.

Наблюдение за домашними животными. Сезонные наблюдения за животными.

Составление правил ухода за домашними животными.

Составление рассказов о своих домашних животных.

Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык,

математика, изобразительная деятельность.

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,

порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы

Составление распорядка дня.

Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов).

Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на

таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).

Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная

деятельность.

Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

Столица Москва. Санкт-Петербург.

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Томск, Владивосток.

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные

достопримечательности.

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира

России и своего края.

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

Заповедники. Заказники. Охрана природы.

Наш город. Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

Практические работы.

Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов).

Изготовление альбома «Россия — наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Зарисовка животных и растений своей местности.

Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».

Составление рассказа о своем городе.

Изготовление альбома «Наш город».

Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.


Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Введение

1

Знакомятся с новым учебным предметом и учебником. Формулируют понятия природы и явлений природы. Различают предметы неживой и живой природы, явления природы, приводят примеры. Устанавливают простейшие связи между обитателями природы и природными явлениями. Отгадывают загадки о природных явлениях, предметах живой и неживой природы. Сравнивают, группируют (классифицируют)объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. Дифференцированно воспринимают окружающий мир, слушают собеседников, поддерживают коммуникацию.

2

Вселенная

3

Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы. Рассматривают карту звёздного неба. Объясняют, что такое космос, астрономия, телескоп, Солнечная система. Называют небесные тела. Различают планеты и звёзды. Отвечают на вопросы, анализируют, выполняют элементарные инструкции. Работают с текстом учебника, иллюстрациями, делают зарисовки звёздного неба, Земли, Луны. Называют планеты Солнечной системы. Рассказывают об исследованиях космоса, о жизни космонавтов на космической станции. Знают имя первого космонавта и руководителя полётов. Испытывают чувство гордости за свою страну. Используют в жизни и деятельности полученные знания.

3

Наш дом-Земля

13

Знают название нашей планеты, её форму. Формулируют отличие Земли от других планет Солнечной системы. Объясняют, от чего зависит смена дня и ночи на Земле, а также погода. Рассказывают, вокруг какой звезды вращается наша планета и за какой период совершается полный оборот вокруг Солнца. Называют и показывают спутник Земли. Различают оболочки Земли. Знают соотношение воды и суши на Земле. Перечисляют состав воздуха. Рассказывают о загрязнителях воздуха, учатся бережно относиться к окружающей среде, охранять леса. Различают, сравнивают формы земной поверхности. Анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Зарисовывают формы поверхности суши. Сопоставляют фотографии и иллюстрации гор и равнин для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Объясняют, где и почему селятся люди. Узнают о составе и свойствах почв. Распознают полезные ископаемые по образцам. Характеризуют их свойства, способы добычи, рассказывают об их использовании человеком. Составляют таблицу «Полезные ископаемые». Называют свойства воды. Выполняют совместно с учителем опыты, показывающие свойства воды. Приводят примеры воды в разных состояниях. Классифицируют естественные и искусственные водоёмы. Заполняют схему «Воды суши». Называют и показывают обитателей водоёмов. Рассказывают об использовании воды человеком. Понимают необходимость бережного отношения к водным богатствам.

Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы. Работают с учебником, тетрадью, с иллюстрациями, схемами. Гордятся своей страной, её успехами и достижениями. Уважительно и бережно относятся к людям труда и результатам их деятельности.

4

Растительный мир Земли

12

Узнают о разнообразии растений. Приводят примеры хвойных и цветковых растений, выделяют их отличия. Изучают строение растений, определяют части цветкового растения, называют и показывают их. Делают в тетрадях зарисовки органов растений. Сравнивают и различают деревья, кустарники и травы, рисуют их в тетрадях. Классифицируют растения по средам обитания, приводят примеры и показывают дикорастущие, культурные, декоративные, лекарственные, комнатные растения. Характеризуют условия, необходимые для жизни этих растений. Знают и называют растения Красной Книги. Учатся практически ухаживать за комнатными растениями. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы, отвечают на вопросы, задают вопросы. Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей. Выявляют причины исчезновения растений. Понимают важность охраны растений для жизни на Земле. Активно включаются в общеполезную социальную деятельность.

5

Животный мир Земли

14

Просматривают видеоматериалы, рассматривают иллюстрации, таблицы, знакомятся с разнообразием животного мира. Классифицируют животных. Сравнивают их по размеру, способам передвижения, питания, местам обитания. Учатся делить животных по группам, выделять и сравнивать существенные признаки этих групп. Приводят примеры насекомых, рыб, птиц, зверей, показывают их на картинках, делают зарисовки в тетрадях. Выявляют зависимость строения тела животных от образа жизни. Знают домашних и диких животных. Учатся наблюдать и ухаживать за домашними животными, знают правила ухода и содержания. Рассказывают о своих питомцах. Называют породы собак и кошек. Объясняют необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

Слушают объяснения учителя, делают выводы, отвечают на вопросы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца.

Рассказывают о значении животных в природе и жизни человека. Выявляют причины исчезновения животных и роль человека в сохранении животного мира на Земле. Знают, что такое заповедники, заказники, называют и показывают животных Красной Книги. Понимают, какой вред человек наносит природе. Перечисляют и выполняют правила охраны природы, учатся осознавать, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу.

6

Человек

8

Рассматривают на муляже, на иллюстрациях, как устроен организм человека. Называют и показывают на таблицах, муляжах внешние части тела человека. Определяют и показывают положение внутренних органов, знают их названия. Перечисляют органы чувств, рассказывают о их значении и профилактике нарушений слуха, зрения. Узнают, как функционирует организм человека и взаимодействуют органы. Работают в тетрадях, с карточками, делают зарисовки по контуру, составляют схемы. Учатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни. Знают и выполняют правила ЗОЖ, соблюдают правильный режим питания, режим дня, закаляют свой организм. Формулируют правила питания и поведения за столом. Классифицируют полезные и неполезные продукты. Называют витамины и в каких продуктах они содержатся. Рассказывают правила формирования правильной осанки и выполняют их. Изучают расположение органов дыхания. Знают и соблюдают санитарно-гигиенические правила, предохраняющие от инфекционных простудных заболеваний. Понимают необходимость занятий спортом, закаливания организма и отказа от курения для укрепления здоровья. Учатся практически оказывать первую помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожениях, измерять температуру, подсчитывать частоту пульса. Обрабатывают ссадины, накладывают пластырь, перевязывают мелкие раны, порезы. Используют в жизни и деятельности знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

7

Есть на Земле страна Россия

11

Знают название нашей страны, место России на земном шаре, находят её на политической карте. Называют символы РФ и государственный язык, столицу. Знают и выполняют правила поведения при исполнении гимна РФ. Рисуют в тетрадях Государственный флаг РФ. Узнают о национальных языках и населении России. Анализируют информацию учебника. Называют крупные города, реки, озёра РФ и Воронежской области. Сравнивают численность населения, занятия людей в городе и селе. Работают с текстом и иллюстрациями учебника, находят нужную информацию о Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах, рассказывают об их достопримечательностях. Учатся рассказывать о Кремле и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. Знают древние русские города Золотого кольца, называют исторические и культурные памятники. В тетрадях рисуют схему Золотого кольца. Совершают виртуальные экскурсии по городам с помощью интернета. Составляют таблицу «Животные и растения Воронежской области». Участвуют в выставке «Наш город» Бережно относятся к культурно-историческому наследию родного края и страны.

8

Экскурсии

4

Совершают вместе с учителем экскурсии по городу, в парк, в зоосад, к водоёму. Внимательно слушают объяснения учителя. Анализируют примеры использования человеком богатств природы. Обсуждают и объясняют правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивают конкретные примеры поведения в общественных местах и в природе.

9

Экология

1

Анализируют влияние современного человека на природу, оценивают примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделируют ситуации по сохранению природы и её защите. Соблюдают правила поведения в природе. Знают основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. Используют доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

10

Повторение

1

Повторяют и обобщают изученный материал в течение года. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца.


Итого:

68



Тематическое планирование.

п/п

Тема учебного занятия.

Кол-во часов

1

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1

2

Небесные тела: планеты, звезды.

1

3

Солнечная система. Солнце.

1

4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

1

5

Планета Земля.

1

6

Воздух.

1

7

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

8

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

1

9

Поверхность суши: горы.

1

10

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

1

11

Полезные ископаемые.

1

12

Полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

1

13

Свойства воды.

1

14

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

15

Воды суши: ручьи, реки.

1

16

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

17

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

18

Разнообразие растительного мира.

1

19

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

1

20

Части растения.

1

21

Деревья, кустарники, травы.

1

22

Лиственные деревья.

1

23

Хвойные деревья.

1

24

Дикорастущие и культурные кустарники.

1

25

Травы.

1

26

Декоративные растения.

1

27

Лекарственные растения.

1

28

Комнатные растения.

1

29

Охрана растений.

1

30

Разнообразие животного мира.

1

31

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

32

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

1

33

Насекомые.

1

34

Рыбы.

1

35

Птицы.

1

36

Звери.

1

37

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

1

38

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

39

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1

40

Аквариумные рыбки.

1

41

Собаки.

1

42

Домашние кошки.

1

43

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

1

44

Как устроен наш организм.

1

45

Как работает (функционирует) наш организм

1

46

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.).

1

47

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

1

48

Органы чувств.

1

49

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

1

50

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

1

51

Оказание первой медицинской помощи.

1

52

Россия – Родина моя.

1

53

Население и народы России.

1

54

Москва – столица России.

1

55

Санкт – Петербург.

1

56

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

57

Города: Новосибирск, Владивосток.

1

58

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов.

1

59

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

1

60

Растительный мир России.

1

61

Животный мир России.

1

62

Охрана природы. Заповедники и заказники.

1

63

Наш город. Экскурсия по городу. Знакомство с местными достопримечательностями.

1

64

Экскурсия в парк. Растительный мир нашего города.

1

65

Экскурсия в зоосад. Животный мир.

1

66

Экскурсия к водоёму. Водоёмы нашего края.

1

67

Что такое экология? Охрана природы. Экологические катастрофы. Правила поведения человека в городе, в сельской местности, на природе.

1

68

Итоговый урок по теме «Что узнали? Чему научились?»

1


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение». 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2013 г.

Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина. Рабочая тетрадь по природоведению для 5 класса. Москва. Просвещение, 2013 г.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС

Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005

Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997


Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006

Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»

Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.

И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.

А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.

                       Демонстрационный материал:

Глобус Земли

Плакаты и таблицы: «Природа живая и неживая», «Съедобные и несъедобные грибы», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные. Домашние животные», «Птицы», «Пресмыкающиеся и земноводные», «Насекомые», «Лесные ягоды», «Фрукты», «Садовые ягоды», «Комнатные растения», «Лес защищаем», «Что растет в саду и огороде», «Собираем урожай», «Животный мир средней полосы», «Овощи», «Грибы», «Кто живет в лесу», «Насекомые и паукообразные», «Фрукты», «Лесные ягоды» ,«Садовые ягоды», «Комнатные растения».

Гербарии:

Полезные ископаемые

Деревья и кустарники

Дикорастущие растения

Культурные растения

Голосеменные растения

Мхи

С/х растения

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы, тумбы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Стенды тематические

Настенная доска для размещения иллюстративного материала



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!