Настоящая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, в 2 сборниках под редакцией В. В. Воронковой «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2011 год и рассчитана на изучение природоведения учащимися 5 класса в течение 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.
Природоведение – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматривается многообразие природного мира, методы и пути познания человеком природы.
Природоведение как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Преподавание природоведения в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость явлений природы, влияние на неё человеческого фактора.
Природоведение как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
- формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
№ Урока | Тема урока | Практическая работа | Часы | Дата | Наглядность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть (16 часов) |
1 | Земля – планета солнечной системы (4 ч.) Небесные тела. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 4-5 Слайды «Небесные тела» |
2 | Солнце – раскалённое небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. | Выполняют задания по карточкам | | | Стр. 6-7 Слайды «Солнце» |
3 | Освоение космоса людьми. Первый полёт человека в космос. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр.8-11 |
4 | Земля – планета солнечной системы. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 12-13, тесты |
5 | Сезонные изменения в природе (2 ч.) Погода. Явления природы. | Выполняют задания по карточкам | | | |
6 | Смена времён года. Осень. Высота солнца и продолжительность дня. Признаки времени года. Изменение в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. | Экскурсия. Признаки времени года. | | | Дневник наблюдений |
7 | Наша страна (5 ч.) Российская Федерация (расположение на географической карте). | Работа с географической картой. | | | Стр. 139-143 |
8 | Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве. | Работа с географической картой. | | | Стр.147-148 |
9 | Многонациональное население России. | | | | Стр. 144-146 |
10 | Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). | Работа с географической картой. | | | Стр. 149-162 |
11 | Дом, в котором я живу: мой дом, моя школа (полный адрес). | Экскурсия. Моя школа. | | | Территория школы |
12 | Природа нашей Родины (36 ч.) Неживая природа. (Использование физической карты.) Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, овраги, холмы. | Работа с физической картой | | | Стр. 18-19 |
13 | Горы. | Работа с физической картой | | | Стр. 20-21 Слайды «Горы» |
14 | Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная. | Работа с физической картой | | | Стр. 22-24 |
15 | Вода в природе: реки, ручьи. | Работа с физической картой | | | Стр.37-39 |
16 | Самостоятельная работа ( 1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
I I четверть (16 часов) |
1 | Озёра, болота, пруды. | Работа с физической картой | | | Стр. 40-42 |
2 | Моря, океаны. | Работа с физической картой | | | Стр. 43-46 |
3 | Свойства воды. Вода и пар, снег и лёд. | Работа с физической картой | | | Стр.31-33 |
4 | Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | |
5 | Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Изменение температуры воздуха, воды, своего тела. | По записи значения температуры устанавливают столбик и называют значение температуры | | | Термометр |
6 | Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твёрдость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком. | Работа с физической картой Рассматривают коллекцию горных пород. | | | Стр. 24-30 Коллекция горных пород. |
7 | Сезонные изменения в природе (1 ч.) Зима. Высота солнца и продолжительность дня. Признаки времени года. Изменение в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. | Экскурсия. Признаки времени года. | | | Дневник наблюдений |
8 | Живая природа. Растения и животные экологических систем. Лес. Растения, грибы леса. | Рассматривают муляжи грибов | | | Слайды «Лес» |
9 | Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 62-63 |
10 | Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 64-66 |
11 | Кустарнички: брусника, черника. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Слайды «Кустарнички» |
12 | Травы: земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 67-69 |
13 | Грибы: съедобные и несъедобные. | Игра «Грибы: съедобные и несъедобные» | | | Слайды «Грибы» |
14 | Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.) | Игра «Животные леса» | | | Стр.83-85, 95-97 |
15 | Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.) | Игра «Птицы» | | | Стр. 86-87, 93-95 |
16 | Самостоятельная работа (1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
I I I четверть (18 часов) |
1 | Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.) | Игра «Насекомые» | | | Стр. 89-90 |
2 | Сад. Огород. Поле. Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др.) | Игра «Плодовые деревья» | | | |
3 | Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | |
4 | Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). | Игра «Угадай цветок» | | | Стр. 70-72 |
5 | Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | |
6 | Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.). | Игра «Где что растёт?» | | | Слайды «Растения огорода» |
7 | Зелёные культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.) | Выполняют задания по карточкам | | | Слайды «Зелёные культуры» |
8 | Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки). | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Слайды «Помощники огородных растений» |
9 | Вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). | | | | Слайды «Вредители» |
10 | Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овёс, кукуруза и др.). | Работают с гербарием «Растения поля» | | | Слайды «Растения поля» |
11 | Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. | Выполняют задания по карточкам | | | Слайды «Вредители полей» |
12 | Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. | Работают с гербарием «Растения луга» | | | Слайды «Растения луга» |
13 | Животные луга: насекомые (бабочки, жуки, и др.), птицы, звери (крот, полёвка и др.). | | | | Слайды «Животные луга» |
14 | Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). | Работают с гербарием «Растения болота». | | | Слайды «Растения болота» |
15 | Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. | Выполняют задания по карточкам | | | Слайды «Животные болота» |
16 | Водоёмы. Растения водоёмов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). | Работают с гербарием «Растения водоёмов» | | | Слайды «Растения водоёмов» |
17 | Животные пресных водоёмов (рек, озёр, ручьёв): рыбы, раки, улитки, жуки. | | | | Слайды «Животные пресных водоёмов» |
18 | Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др. | | | | Слайды «Животные морей и океанов» |
19 | Сезонные изменения в природе (1 ч.) Весна. Высота солнца и продолжительность дня. Признаки времени года. Изменение в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. | Экскурсия. Признаки времени года. | | | Дневник наблюдений |
20 | Самостоятельная работа (1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
I V четверть (16 часов) |
1 | Человек. Охрана здоровья (5 ч.) Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. | Рассматривают скелет человека | | | Слайды «Строение тела человека». |
2 | Органы чувств. | | | | Слайды «Органы чувств». |
3 | Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. | | | | Слайды «Гигиена тела». |
4 | Внутренние органы: головной и спиной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). | Выполняют задания по карточкам | | | Слайды «Внутренние органы человека». Стр. 116-119 |
5 | Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 123-125, 132-134 |
6 | Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.) Меры профилактики. | Выполняют задания по карточкам | | | Стр. 129-131 |
7 | Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятие физкультурой и спортом – залог здоровья. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр.120-122 |
8 | Экология. Охрана природы (5 ч.) Что такое экология? | Выполняют задания по карточкам | | | |
9 | Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. | | | | |
10 | Охрана лесов, лугов, растительного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 111-113, 47-49 |
11 | Экологические катастрофы. | | | | |
12 | Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. | Выполняют задания по карточкам | | | |
13 | Труд на пришкольном участке (3 ч.) Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. | Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. | | | Клумбы, рассада |
14 | Комнатные растения (уход за ними). | Уход за комнатными растениями | | | |
15 | Сезонные изменения в природе (1 ч.) Лето. Высота солнца и продолжительность дня. Признаки времени года. Изменение в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. | Экскурсия. Признаки времени года. | | | Дневник наблюдений |
16 | Самостоятельная работа (1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
Используются учебники в соответствии с Законом об образовании, Приказом № 253 от 31.03.14 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».