СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по предмету "Природоведение" в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При составлении тематического планирования по предмету "Природоведение" в 5 классе коррекционной школы VIII вида использовалась "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" под редакцией Воронковой В.В. Москва «Просвещение» 2011г.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по предмету "Природоведение" в 5 классе коррекционной школы VIII вида.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, в 2 сборниках под редакцией В. В. Воронковой «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2011 год и рассчитана на изучение природоведения учащимися 5 класса в течение 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.


Общая характеристика учебного предмета.


Природоведение – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматривается многообразие природного мира, методы и пути познания человеком природы.

Природоведение как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Преподавание природоведения в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость явлений природы, влияние на неё человеческого фактора.

Природоведение как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.


Основные цели изучения природоведения.


Основными целями изучения природоведения в коррекционной школе являются:
- систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественнонаучных знаний;

- получение учащимися представлений о методах научного познания природы;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;

- формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.



Учащиеся должны знать:


  • обобщённые и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

  • что общего и в чём различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы её природа и природные богатства (леса, луга, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Учащиеся должны уметь:


  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщение названия;

  • устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведённые наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.








Тематическое планирование 5 класс



Урока

Тема урока

Практическая работа

Часы

Дата

Наглядность

1

2

3

4

5

6


I четверть (16 часов)




1

Земля – планета солнечной системы (4 ч.)


Небесные тела.




Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.








Стр. 4-5

Слайды «Небесные тела»

2

Солнце – раскалённое небесное тело (звезда).

Солнце – источник тепла и света на земле.

Планеты солнечной системы.


Выполняют задания по карточкам



Стр. 6-7

Слайды «Солнце»


3

Освоение космоса людьми.

Первый полёт человека в космос.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.



Стр.8-11

4


Земля – планета солнечной системы.

Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.


Стр. 12-13,

тесты



5

Сезонные изменения в природе (2 ч.)


Погода. Явления природы.



Выполняют задания по карточкам










6

Смена времён года.

Осень. Высота солнца и продолжительность дня.

Признаки времени года.

Изменение в жизни растений и животных.

Особенности жизни и трудовой деятельности человека.


Экскурсия. Признаки времени года.



Дневник наблюдений



7

Наша страна (5 ч.)


Российская Федерация (расположение на географической карте).




Работа с географической картой.












Стр. 139-143

8

Москва – столица нашей Родины.

Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы.

Транспорт в Москве.


Работа с географической картой.



Стр.147-148

9

Многонациональное население России.





Стр. 144-146

10

Города нашей Родины.

Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).


Работа с географической картой.



Стр. 149-162

11

Дом, в котором я живу: мой дом, моя школа (полный адрес).


Экскурсия. Моя школа.



Территория школы






12

Природа нашей Родины (36 ч.)


Неживая природа. (Использование физической карты.)


Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, овраги, холмы.






Работа с физической картой









Стр. 18-19

13

Горы.


Работа с физической картой



Стр. 20-21

Слайды «Горы»

14

Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная.


Работа с физической картой



Стр. 22-24

15

Вода в природе: реки, ручьи.

Работа с физической картой




Стр.37-39

16

Самостоятельная работа

( 1 ч.)





Карты-задания для самостоятельной работы


I I четверть (16 часов)



1

Озёра, болота, пруды.


Работа с физической картой



Стр. 40-42

2

Моря, океаны.


Работа с физической картой



Стр. 43-46

3

Свойства воды.

Вода и пар, снег и лёд.


Работа с физической картой



Стр.31-33

4

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха.

Ветер – движение воздуха.

Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.











5

Температура воздуха.

Знакомство с термометрами.

Изменение температуры воздуха, воды, своего тела.


По записи значения температуры устанавливают

столбик и называют значение температуры



Термометр

6

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твёрдость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Работа с физической картой


Рассматривают коллекцию горных пород.











Стр. 24-30



Коллекция горных пород.

7

Сезонные изменения в природе (1 ч.)


Зима. Высота солнца и продолжительность дня.

Признаки времени года.

Изменение в жизни растений и животных.

Особенности жизни и трудовой деятельности человека.




Экскурсия. Признаки времени года.






Дневник наблюдений




8

Живая природа.

Растения и животные экологических систем.


Лес.

Растения, грибы леса.






Рассматривают муляжи грибов







Слайды «Лес»

9

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.



Стр. 62-63

10

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.






Стр. 64-66

11

Кустарнички: брусника, черника.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.


Слайды «Кустарнички»

12

Травы: земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.







Стр. 67-69


13

Грибы: съедобные и несъедобные.


Игра «Грибы: съедобные и несъедобные»



Слайды «Грибы»

14

Животные леса.

Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.)


Игра «Животные леса»



Стр.83-85, 95-97

15

Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.)


Игра «Птицы»



Стр. 86-87, 93-95

16

Самостоятельная работа (1 ч.)





Карты-задания для самостоятельной работы


I I I четверть (18 часов)


1

Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.)

Игра «Насекомые»







Стр. 89-90

2

Сад. Огород. Поле.

Растения сада.

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др.)


Игра «Плодовые деревья»




3

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.




4

Декоративные растения:

весенние (тюльпаны, нарциссы),

летние (пионы, гладиолусы, розы),

осенние (астры, хризантемы).


Игра «Угадай цветок»











Стр. 70-72



5

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.




6

Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.).


Игра «Где что растёт?»







Слайды «Растения огорода»

7

Зелёные культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.)


Выполняют задания по карточкам




Слайды «Зелёные культуры»

8

Животные огорода.

Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки).


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.









Слайды «Помощники огородных растений»

9

Вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).








Слайды «Вредители»

10

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овёс, кукуруза и др.).


Работают с гербарием «Растения поля»



Слайды «Растения поля»

11

Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Выполняют задания по карточкам







Слайды «Вредители полей»

12

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.


Работают с гербарием «Растения луга»



Слайды «Растения луга»

13

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки, и др.), птицы, звери (крот, полёвка и др.).





Слайды «Животные луга»

14


Болото.

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

Работают с гербарием «Растения болота».







Слайды «Растения болота»




15

Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.


Выполняют задания по карточкам



Слайды «Животные болота»


16

Водоёмы.

Растения водоёмов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).


Работают с гербарием «Растения водоёмов»



Слайды «Растения водоёмов»

17

Животные пресных водоёмов (рек, озёр, ручьёв): рыбы, раки, улитки, жуки.









Слайды «Животные пресных водоёмов»

18

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.





Слайды «Животные морей и океанов»


19

Сезонные изменения в природе (1 ч.)


Весна. Высота солнца и продолжительность дня.

Признаки времени года.

Изменение в жизни растений и животных.

Особенности жизни и трудовой деятельности человека.




Экскурсия. Признаки времени года.



Дневник наблюдений

20

Самостоятельная работа (1 ч.)





Карты-задания для самостоятельной работы


I V четверть (16 часов)


1

Человек. Охрана здоровья (5 ч.)


Организм человека.

Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.




Рассматривают скелет человека





Слайды «Строение тела человека».


2


Органы чувств.




Слайды «Органы чувств».

3

Волосяной покров.

Кожа.

Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.














Слайды «Гигиена тела».



4

Внутренние органы: головной и спиной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).


Выполняют задания по карточкам



Слайды «Внутренние органы человека».

Стр. 116-119

5

Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.



Стр. 123-125,

132-134

6

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.) Меры профилактики.


Выполняют задания по карточкам



Стр. 129-131

7

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятие физкультурой и спортом – залог здоровья.


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.



Стр.120-122



8

Экология. Охрана природы (5 ч.)


Что такое экология?




Выполняют задания по карточкам




9

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов.






10

Охрана лесов, лугов, растительного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу».


Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы.



Стр. 111-113, 47-49

11

Экологические катастрофы.







12

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.


Выполняют задания по карточкам






13

Труд на пришкольном участке (3 ч.)


Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.



Посев и посадка растений.

Уход за растениями: полив, прополка.






Клумбы, рассада

14

Комнатные растения (уход за ними).


Уход за комнатными растениями






15

Сезонные изменения в природе (1 ч.)


Лето. Высота солнца и продолжительность дня.

Признаки времени года.

Изменение в жизни растений и животных.

Особенности жизни и трудовой деятельности человека.




Экскурсия. Признаки времени года.





Дневник наблюдений

16

Самостоятельная работа (1 ч.)





Карты-задания для самостоятельной работы


Итого за год: 68 час.







Список учебной литературы:


Используются учебники в соответствии с Законом об образовании, Приказом № 253 от 31.03.14 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (VIII вид). Издательство «Просвещение».


Список дополнительной литературы:

  1. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!