Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Утверждаю
Директор школы
Будаев С.О.
« »______________2016 г
Рабочая программа
по предмету «Живой мир» для 3 класса
специального коррекционного обучения
Учитель: Финаева О.С.
2016 год
с. Новая Брянь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии и практические работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Для реализации рабочей программы используется учебник: Живой мир Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. – Москва: АРКТИ, 2004г.
Цель программы обучения:
- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа “Живой мир” не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему “Рыбы”, можно изучать вслед за изучением темы “Вода” или в разделе “Животные”. Раздел “Повторение” составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.
Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
формы обучения - урок, практическая работа.
методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); - наглядные (наблюдения, демонстрация); - практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Инновационные образовательные технологии:
1. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные
2. уровневая дифференциация;
3. проблемное обучение;
4. здоровьесберегающие технологии;
5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Учебно-тематический план
№
|
Наименование раздела
|
Количество часов
|
1
|
Сезонные изменения в природе.
|
20
|
2
|
Неживая природа.
|
10
|
3
|
Живая природа. Растения.
|
10
|
4
|
Живая природа. Животные.
|
15
|
5
|
Живая природа. Человек.
|
9
|
6
|
Повторение.
|
4
|
Всего:
|
68
|
|
|
График проведения экскурсий, практических работ
№ урока
|
Практическая часть
|
Тема
|
2
|
Экскурсия в природу.
|
Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.
|
8
|
Экскурсия в природу.
|
Наблюдения за растениями сада, леса осенью.
|
10
|
Экскурсия в природу.
|
Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.
|
17
|
Экскурсия в природу.
|
Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера.
|
22
|
Практическая работа.
|
Измерение температуры воздуха.
|
24
|
Практическая работа.
|
Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад.
|
33
|
Экскурсия в природу.
|
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой.
|
53
|
Экскурсия в природу.
|
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной.
|
56
|
Экскурсия в природу.
|
Наблюдения за растениями леса, сада весной.
|
68
|
Экскурсия в природу.
|
Май – коней весны.
|
Всего:
|
10
|
Содержание образовательной программы.
68 часов, 2 часа в неделю
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по живому миру 3 класса включены следующие разделы:
- Сезонные изменения в природе.
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.
Увядание и появление цветов и трав (медуница).
Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разные времена года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
3. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разные времена года.
- Неживая природа.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
III. Живая природа.
1. Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и опасные.
2. Животные.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.
3. Человек.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
IV. Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления;
- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;
- растениях сада, леса;
- образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц,
роли человека в жизни домашних животных;
- о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
- о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
I уровень
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
- определять по сезонным изменениям времена года, описывать егоосновные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
- определять направления ветра.
II уровень
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
-
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Литература
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
- Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4-й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
- Е.Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. – Москва: АРКТИ, 2004г.
- Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
- Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
- Н.Б. Матвеева, М.А. Попова Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. З класс. – Москва «Просвещение»
2013г.