СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Живой мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

 

Утверждаю

Директор школы

Будаев С.О.

«    »______________2016 г

 

 

Рабочая программа

по предмету «Живой мир» для 3 класса

специального коррекционного обучения

     Учитель: Финаева О.С.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

с. Новая Брянь

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

          Рабочая программа разработана в соответствии  с Законом Российской  Федерации  «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы.

     Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).

       Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии и практические работы.

 

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Для реализации рабочей программы используется учебник: Живой мир Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. – Москва: АРКТИ, 2004г.

 

Цель программы обучения:

  • углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
  • формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

  •  уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  •  на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  •  выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  •  сформировать знания учащихся о природе своего края;
  •  сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

 

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа “Живой мир” не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему “Рыбы”, можно изучать вслед за изучением темы “Вода” или в разделе “Животные”. Раздел “Повторение” составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.

Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

 

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

 

 

формы обучения - урок, практическая работа.

 

методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой);  - наглядные (наблюдения, демонстрация);  - практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

 

 

 

Инновационные образовательные технологии:

 

1.​ Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные

     2. уровневая дифференциация;

3. проблемное обучение;

4.​ здоровьесберегающие технологии;

5.​ коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический  план

 

Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Неживая природа.

10

3

Живая природа. Растения.

10

4

Живая природа. Животные.

15

5

Живая природа. Человек.

9

6

Повторение.

4

Всего:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График проведения экскурсий, практических работ

 

№ урока

Практическая часть

Тема

2

Экскурсия в природу.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.

8

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью.

10

Экскурсия в природу.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.

17

Экскурсия в природу.

Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера.

22

Практическая работа.

Измерение температуры воздуха.

24

Практическая работа.

Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

33

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой.

53

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной.

56

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями леса, сада весной.

68

Экскурсия в природу.

Май – коней весны.

Всего:

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание образовательной программы.

 

68 часов, 2 часа в неделю

 

На основании программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по живому миру 3 класса  включены  следующие разделы:

 

 

  1. Сезонные изменения в природе.

 

1.  Сезонные изменения в неживой природе.

Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

2.  Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.

Увядание и появление цветов и трав (медуница).

Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разные времена года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

3.  Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разные времена года.

 

  1. Неживая природа.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

 

III.    Живая природа.

1. Растения.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и опасные.

 

2.  Животные.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.

3.  Человек.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

 

IV. Повторение.

 

 

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления;

-    о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

-    растениях сада, леса;

-    образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц,

роли человека в жизни домашних животных;

  •  о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
  •  о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учащиеся должны уметь:

I уровень

-    правильно называть изученные объекты и явления;

-    сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;

-    сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;

описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;

-    соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;

-    соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

-    определять по сезонным изменениям времена года, описывать егоосновные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

  • определять  направления ветра.

 

II уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
  • бережно относиться к природе и людям;
  • соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов.  Критерии оценивания.

 

При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

В третьем  классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для те­матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюде­ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и прак­тических работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

 

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой,  3-е издание, исправленное, М: «Просвещение»,  2011г.- 240с.
  2. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4-й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
  3. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. – Москва: АРКТИ, 2004г.
  4. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.
  5. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
  6. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. З класс. – Москва «Просвещение»

      2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Живой мир"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»


Утверждаю

Директор школы

Будаев С.О.

« »______________2016 г



Рабочая программа

по предмету «Живой мир» для 3 класса

специального коррекционного обучения

Учитель: Финаева О.С.









2016 год

с. Новая Брянь




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии и практические работы.


Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Для реализации рабочей программы используется учебник: Живой мир Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. – Москва: АРКТИ, 2004г.


Цель программы обучения:

  • углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

  • формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;


Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа “Живой мир” не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему “Рыбы”, можно изучать вслед за изучением темы “Вода” или в разделе “Животные”. Раздел “Повторение” составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.

Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.


С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:





формы обучения - урок, практическая работа.



методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); 
- наглядные (наблюдения, демонстрация); 
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).






Инновационные образовательные технологии:



1.​ Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные

2. уровневая дифференциация;

3. проблемное обучение;

4.​ здоровьесберегающие технологии;

5.​ коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).






















Учебно-тематический план


Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Неживая природа.

10

3

Живая природа. Растения.

10

4

Живая природа. Животные.

15

5

Живая природа. Человек.

9

6

Повторение.

4

Всего:

68











График проведения экскурсий, практических работ


урока

Практическая часть

Тема

2

Экскурсия в природу.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.

8

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью.

10

Экскурсия в природу.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.

17

Экскурсия в природу.

Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера.

22

Практическая работа.

Измерение температуры воздуха.

24

Практическая работа.

Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

33

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой.

53

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной.

56

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями леса, сада весной.

68

Экскурсия в природу.

Май – коней весны.

Всего:

10












Содержание образовательной программы.


68 часов, 2 часа в неделю


На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по живому миру 3 класса включены следующие разделы:



  1. Сезонные изменения в природе.


1. Сезонные изменения в неживой природе.

Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.

Увядание и появление цветов и трав (медуница).

Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разные времена года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

3. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разные времена года.


  1. Неживая природа.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.


III. Живая природа.

1. Растения.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и опасные.


2. Животные.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.

3. Человек.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.


IV. Повторение.



Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления;

- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

- растениях сада, леса;

- образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц,

роли человека в жизни домашних животных;

  • о сезонных изменениях в неживой и живой природе;

  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.



















Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны уметь:

I уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;

описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- определять по сезонным изменениям времена года, описывать егоосновные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

  • определять направления ветра.


II уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

  • бережно относиться к природе и людям;

  • соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;

  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.















Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.


При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для те­матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюде­ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и прак­тических работ.


























Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.


Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.



























Литература


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.

  2. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4-й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

  3. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. – Москва: АРКТИ, 2004г.

  4. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.

  5. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

  6. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. З класс. – Москва «Просвещение»

2013г.






































Живой мир

Содержание программного материала.

Кол-во час.

Дата.


1 четверть (16 часов)



1.

Сезонные изменения в природе. Осень.

1 час


2.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Экскурсия.

1 час


3.

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

1 час


4.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

1 час


5.

Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь.

1 час


6.

Наблюдение за погодой. Устное описание погоды.

1 час


7.

Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды.

1 час


8.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью. Экскурсия.

1 час


9.

Наблюдения за растениями сада, леса. осенью.(Яблоня, вишня., липа, орешник.)

1 час


10.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия.

1 час


11.

Перелётные птицы.

1 час


12.

Насекомые в осенний период.

1 час


13.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

1 час


14.

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

1 час


15.

Осенние работы в саду, огороде.

1 час


16.

Труд людей осенью.

1 час



2 четверть (16 часов)



17.

Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера. Экскурсия.

1 час


18.

Наблюдения за изменениями дня и ночи.

1 час


19.

Состояние неживой природы: дождь, холодный -теплый ветер, заморозки.

1 час


20.

Воздух и его значение в жизни растений, животных и человека.

1 час


21.

Термометр(элементарное представление).

1 час


22.

Измерение температуры воздуха. Практическая работа.

1 час


23.

Ветер. Направление ветра.

1 час


24.

Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад. Практическая работа.

1 час


25.

Сезонные изменения в природе. Зима.

1 час


26.

Растения. Части растений(корень, стебель(ствол, ветки, почки, листья, цветки ).

1 час


27.

Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы).

1 час


28.

Растения сада. Фруктовые деревья(внешний вид, плоды).

1 час


29.

Растения сада. Ягодные кустарники(внешний вид, плоды).

1 час


30.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные.

1 час


31.

Лес. Растения леса. Кустарники.

1 час


32.

Семена. Орехи. Лесные ягоды(ягоды съедобные и несъедобные).

1 час



3 четверть (20 часов)



33.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой. Направление солнечных лучей. Экскурсия.

1 час


34.

Состояние неживой природы: холодный ветер, снегопад, метель, вьюга.

1 час


35.

Домашние животные зимой.

1 час


36.

Труд людей зимой.

1 час


37.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

1 час


38.

Травы полезные и опасные.

1 час


39.

Дикие обитатели леса: кабан (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши).

1 час


40.

Дикий обитатель леса: лось (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши).

1 час


41.

Дикий обитатель леса: заяц (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши).

1 час


42.

Дикий обитатель леса: волк (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши).

1 час


43.

Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

1 час


44.

Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

1 час


45.

Домашнее животное: кролик (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

1 час


46.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличие(кабан-свинья).

1 час


47.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличие

( заяц-кролик).

1 час


48.

Птицы (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, строение гнёзд, забота о потомстве).).

1 час


49.

Зимующие птицы: галка, дятел, дрозд.

1 час


50.

Перелётные птицы: грач, скворец, ласточка.

1 час


51.

Хищные птицы: ястреб, коршун.

1 час


52.

Певчие птицы: соловей, жаворонок.

1 час



4 четверть (16 часов)



53.

Направление солнечных лучей. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной. Экскурсия.

1 час


54.

Состояние неживой природы: потепление, ледоход, таяние снега, радуга, гром, жаркие дни.

1 час


55.

Появление трав и цветов.

1 час


56.

Наблюдения за растениями леса, сада весной .Экскурсия.

1 час


57.

Сравнение растений леса и сада весной.

1 час


58.

Домашние животные весной.


1 час


59.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей весной.

1 час


60.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

1 час


61.

Температура человека. Градусник и его назначение.

1 час


62.

Профилактика простудных заболеваний.

1 час


63.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

1 час


64.

Окружающая среда и здоровье человека.

1 час


65.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.

1 час


66.

Приготовление и хранение пищи.

1 час


67.

Профилактика пищевых отравлений.

1 час


68.

Май – конец весны. Экскурсия.

1 час







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!