создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Рабочая программа составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год.
Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках русского языка, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый, обобщающий.
Фронтальный, комбинированный, устный опрос.
Курс «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Живой мир» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―практического взаимодействия обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
Основное внимание при изучении курса «Живой мир» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Согласно учебному плану школы программа для 4 класса предусматривает обучение по предмету «Живой мир» в объеме 2 часов в неделю, всего 68 часов.
Срок изучения данной программы – 1 год.
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
№ | Разделы Темы уроков | Кол. час | Даты | Планируемые предметные результаты | Виды контроля |
минимальный уровень | достаточный уровень |
1 | Как ты провёл лето? | 1 | | Знать признаки лета: солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья на деревьях, сбор ягод, грибов. | Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека. Связно высказываться на предложенную тему на основе наблюдений. | Текущий контроль |
2 | Сентябрь - начало осени (экскурсия) | 1 | | Знать признаки осени. | Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Уметь наблюдать и делать записи в тетрадях. |
3 | Сбор урожая. Овощи, фрукты. | 1 | | Знать названия овощей и фруктов, растения сада и огорода. Знать время сбора урожая. | Уметь определять и различать группы растений (фрукты - растения сада, овощи - растения огорода). Называть и хар-ть предметы, сравнивать и классифицировать. Участвовать в беседе, дополнять ответы товарищей. |
4 | Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различение). | 1 | | Знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление об использовании человеком. | Уметь описывать овощи, фрукты, ягоды. Правильно, осознанно читать вслух с соблюдением интонации. Называть предметы, сравнивать, классиф-ть, обобщать. |
5 | Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. | 1 | | Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. | Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь слушать и выделять главные мысли. Работать с иллюстрациями, схемами. |
6 | Осенний сентябрь (обобщающий урок). | 1 | | Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. | Различать признаки осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения. |
7 | Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Строение растений поля. | 1 | | Знать названия полевых растений; основные органы растений поля: корень, стебель- соломина, листья, колос метелка, (початок), зерна. | Уметь различать растения поля, описывать их; находить сходства и различия в их строении. Уметь слушать товарищей, оказывать помощь. Уметь характеризовать предметы, находить общее и различие. |
8 | Полевые растения и их использование. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека. | 1 | | Знать о растениях поля, их строении, об использовании человеком. Правила ухода за растениями поля. | Уметь сравнивать и различать растения поля. Работать с готовыми простейшими графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых предметов. |
9 | Сад. Растения сада. (фруктовые деревья, ягодные кустарники, цветковые растения). | 1 | | Знать о растениях сада, об использовании их человеком. | Уметь сравнивать и различать растения сада. Использовать простейшие логические выражения. Элементарно обосновывать высказанное суждение. | |
10 | Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. | 1 | | Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. | Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. Выполнять инструкции, точно и чётко следовать образцу, простейшим алгоритмам. |
11 | Лекарственные растения. (календула, зверобой). | 1 | | Знать ряд распространённых лек-х растений (календула, зверобой, подорожник и др.), их помощь людям. | Уметь правильно (по назначению) использовать лекарственные растения. Описывать гербарий, рисунки или картинки. Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. |
12 | Домашние и дикие животные осенью. | 1 | | Знать об образе жизни диких и домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких и домашних жив-х осенью. Уметь сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; контролировать правильность выполнения работы. |
13 | Труд людей осенью. | 1 | | Знать о различных видах труда людей в осенний период. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. Уметь грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору. |
14 | Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный участок). | 1 | | Знать названия цветковых растений на пришкольном участке. Знать о роли семян. Хранение различных семян. | Уметь различать семена цветковых растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян. Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом, описывать объект наблюдения. | |
15 | Семена цветковых растений (обобщающий урок). | 1 | | Знать названия цветковых растений. | Уметь самостоятельно осуществлять посадку цветковых растений. Контролировать правильность результатов работы. | Прак/ раб. |
16 | Поздняя осень. | 1 | | Знать основные признаки поздней осени. | Различать признаки поздней осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь сравнивать, классифицировать. | Текущий контроль |
17 | Орехи. Орех грецкий, лещины, кедровые орешки. Различение по внешнему виду, вкусу. | 1 | | Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу. | Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу. Грамотно и логически правильно излагать свои мысли. |
18 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | | Знать названия наиболее распространенных деревьев и кустарников. | Уметь различать деревья, кустарники, травы. Уметь классифицировать, сравнивать находить сходства и различия. Устанавливать причинно-следственные связи. |
19 | Разнообразие животных в природе. | 1 | | Знать об образе жизни и повадках различных групп животных. | Уметь сравнивать представителей различных групп животных. Уметь сравнивать, обобщать. |
20 | Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). | 1 | | Знать о почве, о её составе, значении для жизни растений. | Уметь правильно называть изученные объекты и явления. Строить монологическое высказывание по предложенной теме. Следить за правильной осанкой на рабочем месте. |
21 | Простейшие свойства почвы, их значение для растений. | 1 | | Знать о почве, её свойствах, значении для жизни растений. | Уметь обрабатывать почву. | Уметь слушать рассказ учителя, выделяя главную мысль. |
22 | Способы обработки почвы. | 1 | | Знать способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. | Уметь выражать свои мысли. |
23 | Формы поверхности земли: равнины, овраги. холмы, горы. | 1 | | Знать о формах поверхности земли: равнины, овраги, хол мы, горы. | Уметь описывать различные формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы. Строить монологическое высказывание по предложенной теме. Правильно сидеть за партой, следить за осанкой. | Текущий контроль |
24 | Формы поверхности земли: холмы, горы | 1 | |
25 | Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. (Экскурсия). | 1 | | Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, снег красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее и т.д. | Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. |
26 | Погода и природа зимой (обобщающий урок). | 1 | | Знать признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, метели, солнце поздно всходит и рано заходит. | Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения. |
27 | Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года. | 1 | | Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. | Уметь правильно называть изученные объекты и явления. Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища. |
28 | Чередование времён года. Названия месяцев. | 1 | | Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. | Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки. Уметь пользоваться календарем. Уметь читать показатели времени по часам. | Текущий контроль |
29 | Домашние и дикие животные зимой. | 1 | | Знать об образе жизни диких и домашних животных в зимнее время; о роли человека в жизни домашних животных. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни дом. и диких животных зимой. Уметь классифицировать, сравнивать, давать полные ответы на вопросы. |
30 | Труд людей зимой. | 1 | | Знать о видах труда людей в зимний период. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой.Уметь строить монологическое высказывание по предложенной теме. |
31 | Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы. | 1 | | Знать признаки середины зимы. | Различать признаки зимы, объяснять причину сезонных изменений в живой природе. Уметь участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы). | Текущий контроль Текущий контроль |
32 | Зимние забавы детей. | 1 | | Знать о видах зимних игр, о зимних видах спорта. | У. описывать зимние забавы, с пользой организовывать свое свободное время. Соблюдать, придерживаться режима дня. |
33 | Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена. | 1 | | Знать о вечнозеленых деревьях, об основных частях дерева. | Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья. Уметь сравнивать, выделять общее и различие. Уметь слушать рассказ и выделять главное. |
34 | Ель как представитель хвойных деревьев. | 1 | | Знать об основных особенностях ели как представителе хвойных деревьев. | Уметь описывать ель как представителя хвойных деревьев. Уметь пересказывать содержание прослушанного текста. |
35 | Сосна как представитель хвойных деревьев. | 1 | | Знать об основных особенностях сосны как представителе хвойных деревьев. | Уметь описывать сосну как представителя хвойных деревьев. Уметь описывать картинку. Уметь слушать высказывания товарищей, дополнять ответы. |
36 | Формирование представлений о явлениях в неживой природе. | 1 | | Знать о явлениях в неживой при-роде: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, ливень, град, роса, туман. | Уметь правильно называть изученные объекты и явления. Уметь внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации. |
37 | Февраль - последний месяц зимы (экскурсия). | 1 | | | Знать признаки зимы, названия зимних месяцев, признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, иней, метели, оттепели, короткие дни, длинные ночи. | Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, описывать объекты. Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии. |
38 | Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок). | 1 | |
39 | Домашнее животное - корова. | 1 | | Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни дом. животных. | Уметь отличать корову, лошадь, овцу, свинью от других дом. животных; описывать повадки и образ жизни. Уметь грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
40 | Домашнее животное - лошадь. | 1 | |
41 | Домашнее животное - овца. | 1 | |
42 | Домашнее животное - свинья. | 1 | |
43 | Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. | 1 | | Знать особенности диких животных: лося и оленя (внешний вид, пища, повадки). | У. отличать лося и оленя от других диких животных, повадки и образ жизни. Уметь сравнивать, находить сходство и различие, делать элементарные выводы. |
44 | Домашние и дикие животные. . | 1 | | Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных. | Уметь различать диких и домашних животных. Уметь пользоваться услугами библиотеки. |
45 | Март - весенний месяц (экскурсия). | 1 | | Знать первые признаки весны. | Уметь сравнивать наблюдаемые объекты, наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. |
46 | Голубой март (обобщающий урок). | 1 | | Знать первые признаки весны, названия весенних месяцев. | Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения. |
47 | Домашние птицы: гусь. | 1 | | Знать основные части тела, повадки, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних птиц. | Уметь отличать гуся, индюка,утку от других домашних птиц; описывать повадки и образ жизни Уметь описывать по плану и картинке предметы и объект, объединять предметы по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. |
48 | Домашние птицы: индюк. | 1 | |
49 | Домашние птицы: утка. | 1 | |
50 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища. | 1 | | Знать особенности диких птиц, образ жизни, места обитания. | Уметь сравнивать диких утку и гуся с домашними уткой и гусём. Уметь сравнивать, находить сходство и различие, делать элементарные выводы. |
51 | Весна в апреле (экскурсия). | 1 | | Знать признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, первые проталины, травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки и т.д. | Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | Текущий контроль |
52 | Середина весны (обобщающий урок). | 1 | | Знать признаки весны. | Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения. |
53 | Перелетные птицы. | 1 | | Знать названия перелётных птиц. | Уметь узнавать перелётных птиц по описанию. Уметь описывать предмет по картинке, по плану. |
54 | Зимующие и перелетные птицы. | 1 | | Знать названия зимующих и перелётных птиц. | Уметь различать, сравнивать, описывать зимующих и перелетных птиц, классифицировать, находить сходства и различия. |
55 | Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха. | 1 | | Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. | Уметь различать вредных и полезных насекомых. Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь учителя. |
56 | Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. | 1 | | Знать об особенностях пчёл, их роли в жизни природы; о пользе, приносимой людям. | Уметь отличать пчелу от других насекомых, харак-ть по различным признакам. Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарищей. |
57 | Рыбы - как представители животных. | 1 | | Знать названия рыб, их виды, внешнее строение и значение в жизни человека. | Уметь узнавать, определять, различать рыб среди представителей других групп животных. Выявлять с помощью сравнения общие и отличительные признаки, анализировать результаты сравнения. |
58 | Рыбы в аквариуме. Уход за рыбами в аквариуме. | 1 | | Знать названия аквариумных рыб, их особенности (питание, содержание, уход). | Уметь различать аквариумных рыб, ухаживать за аквариумными рыбами. Уметь участвовать в диалоге. Уметь выражать свои мысли (монологическая речь). |
59 | Земноводные. | 1 | | Знать представителей класса земноводных: лягушка, жаба. | Уметь узнавать, определять, различать земноводных среди представителей других групп животных, сравнивать, находить общие и отличительные свойства. |
60 | Все мы - звенья одной цепи. | 1 | | Знать о взаимодействии человека и природы. | Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы, строить монол. высказывание по схеме. |
61 | Человек – часть природы. | 1 | | Знать о влиянии человека на природу; правила поведения в природе. | Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы своего края. |
62 | Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество | | | Знать виды редких растений и исчезающих жив-х, правила поведения в природе. | Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы. Уметь описывать по плану и картинке предметы и объекты. |
63 | Здоровье человека. Профилактика заболеваний. | 1 | | Знать элементарные правила профилактики заболеваний. | Уметь заботиться о своём здоровье; принимать правильные решения, связанные со здоровьем. | Текущий контроль |
64 | Режим дня школьника. Отдых и труд. | 1 | | Знать о значении здоровья для жизни человека. | Уметь разрабатывать правильно режим дня, сочетать труд и отдых, рационально распределять время, отвечать на вопросы, выражать свои мысли. |
65 | Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. | 1 | | З. о значении гол. мозга для жизни человека; профилактика травматизма гол. мозга. | Уметь соблюдать правила гигиены умственного труда. Уметь правильно оценивать ситуации. |
66 | Наше питание. | 1 | | Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами питания. | Уметь выбирать продукты с учётом возрастных особенностей. Уметь выбирать продукты и строить режим питания в зависимости от состояния здоровья. |
67 | Май – конец весны (экскурсия). | 1 | | Знать признаки наступающего лета: солнце греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, сбор ягод. | Уметь наблюдать объекты окружающего мира, определять изменения, происходящие с объектом. Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях. |
68 | Май – конец весны (обобщающий урок) | 1 | | Знать признаки наступающего лета. | Различать признаки наступающего лета, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения. |