СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Живому миру для 4 класса коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету Живой мир составлена для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Живому миру для 4 класса коррекционной школы»

Пояснительная записка.

Цель предмета

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

Задачи программы обучения:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;

  • выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  2. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Развитие самостоятельности, аккуратности.


Нормативными и правовыми основаниями разработки рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

  6. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  7. Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

  8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

  9. «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;

  10. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

  11. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».


Рабочая программа составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год.


Межпредметные связи

Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках русского языка, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.


Специфика программы

Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.


Технологии используемые в обучении: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.


Формы и виды контроля.

Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, викторина, тест, работа с индивидуальными карточками.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый, обобщающий.

Фронтальный, комбинированный, устный опрос.


При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифферен­цированного подхода в обучении.


Характеристика учащихся 4 класса

1. Темп работы:

- быстрый у учащихся (

- средний у учащихся (

- низкий у учащихся (

2. Особенности работоспособности:

- быстрая утомляемость при наличии интереса у учащихся (

- чрезмерно быстрая утомляемость (

3. Усидчивость:

-средняя (

-низкая (

4. Особенности внимания:

-средний (

-низкий (

5. Особенности памяти:

- Воспроизводят основные понятия программного материала (

- Не припоминают учебный материал (

6. Особенности мышления:

-умения выделять существенные элементы (

-низкий уровень (

7. Способность обобщать и делать выводы, сравнивать:

-средний (

-низкий (


Характеристика учебного предмета

Курс «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Живой мир» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

―практического взаимодействия обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

Основное внимание при изучении курса «Живой мир» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».


Согласно учебному плану школы программа для 4 класса предусматривает обучение по предмету «Живой мир» в объеме 2 часов в неделю, всего 68 часов.


Количество часов по четвертям


1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Год

Количество часов

18

12

20

16

68

Срок изучения данной программы – 1 год.


Учебно-тематическое планирование.


Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Неживая природа.

8

3

Живая природа. Растения.

14

4

Живая природа. Животные.

14

5

Живая природа. Человек.

8

6

Повторение.

4

Всего:

68


График проведения экскурсий, практических работ

Практическая часть

Тема

1

Экскурсия в природу.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.

2

Экскурсия в природу.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.

3

Экскурсия в природу.

Деревья в зимнее время года

4

Экскурсия в природу.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни

Всего:

4


Планируемые результаты:

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2) овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

  • бережно относиться к природе и к людям;

  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;

  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений.

  • усвоить представления о человеке, работе его органов чувств;

  • усвоить представления о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

  • усвоить представления о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

  • усвоить представления о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;

  • усвоить представления о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

  • усвоить представления о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

  • усвоить представления о насекомых, их роли в жизни природы;

  • усвоить представления о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

  • усвоить представления о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе;

  • усвоить представления о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний;

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия;

  • различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

  • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

  • соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Система оценки достижения планируемых результатов.

В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оцениваниепо живому миру проводится в устной форме. Для те­матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оцениваниязнаний служат результаты наблюде­ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и прак­тических работ.

Критерии оценивания.

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2007г.- 240с.

  2. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова «Живой мир». Рабочая тетрадь 4 класс. М.; «Просвещение» 2016.

  3. Технические средства обучения: ноутбук.

  4. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.myshared.ru/, http://www.viki.rdf.ru/, http://www.festival.1september.ru




















Календарно-тематическое планирование по живому миру, 4класс


Разделы

Темы уроков

Кол. час

Даты

Планируемые предметные результаты


Виды контроля

минимальный уровень

достаточный уровень

1

Как ты провёл лето?

1



Знать признаки лета: солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья на деревьях, сбор ягод, грибов.

Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека.

Связно высказываться на предложенную тему на основе наблюдений.


Текущий контроль

2

Сентябрь - начало осени

(экскурсия)

1


Знать признаки осени.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Уметь наблюдать и делать записи в тетрадях.

3

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

1


Знать названия овощей и фруктов, растения сада и огорода.

Знать время сбора урожая.

Уметь определять и различать группы растений (фрукты - растения сада, овощи - растения огорода).

Называть и хар-ть предметы, сравнивать и классифицировать. Участвовать в беседе, до­полнять ответы товарищей.

4

Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различе­ние).

1


Знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление об использовании человеком.

Уметь описывать овощи, фрукты, ягоды.

Правильно, осознанно читать вслух с соблюдением интонации. Называть предметы, сравни­вать, классиф-ть, обобщать.

5

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не­съедобные.

1


Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов.

Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

Уметь слушать и выделять главные мысли. Работать с иллюстрациями, схемами.

6


Осенний сентябрь

(обобщающий урок).

1


Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

Различать признаки осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

7

Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Строение растений поля.

1


Знать названия полевых растений; основные органы растений поля: корень, стебель- соломина, ли­стья, колос метелка, (по­чаток), зерна.

Уметь различать растения поля, описывать их; находить сходства и различия в их строении.

Уметь слушать товарищей, оказывать помощь. Уметь характеризовать предметы, находить общее и различие.

8

Полевые растения и их использование. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека.

1


Знать о растениях поля, их строении, об использовании человеком. Правила ухода за растениями поля.

Уметь сравнивать и различать растения поля.

Работать с готовыми простей­шими графическими моде­лями для описания свойств и качеств изучаемых предме­тов.

9

Сад. Растения сада.

(фруктовые деревья, ягодные кустарники, цветковые растения).

1


Знать о растениях сада, об использовании их человеком.

Уметь сравнивать и различать растения сада.

Использовать простейшие логические выражения. Элементарно обосновывать высказанное суждение.


10

Сезонные ра­боты в саду, в огороде, в поле в осеннее время года.

1


Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле.

Уметь описывать сезонные ра­боты в саду, в огороде, в поле в осеннее время года.

Выполнять инструкции, точно и чётко следовать образцу, простейшим алгоритмам.

11

Лекарственные растения.

(календула, зверобой).

1


Знать ряд распространённых лек-х растений (календула, зверобой, подорожник и др.), их помощь людям.

Уметь правильно (по назначению) использовать лекарственные растения.

Описывать гербарий, рисунки или картинки.

Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

12

Домашние и дикие животные осенью.

1


Знать об образе жизни диких и домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких и домашних жив-х осенью.

Уметь сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; контролировать правильность выполнения работы.

13

Труд людей осенью.

1


Знать о различных видах труда людей в осенний период.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. Уметь грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору.

14

Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный участок).


1


Знать названия цветковых растений на пришкольном участке. Знать о роли семян.

Хранение различных семян.

Уметь различать семена цветковых растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян.

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом, описывать объект наблюдения.


15


Семена цветковых растений (обобщающий урок).

1


Знать названия цветковых растений.

Уметь самостоятельно осуществлять посадку цветковых растений. Контролировать правильность результатов работы.

Прак/ раб.

16

Поздняя осень.

1


Знать основные признаки поздней осени.

Различать признаки поздней осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь сравнивать, классифицировать.


Текущий контроль

17

Орехи. Орех грецкий, лещины, кедровые орешки. Различение по внешнему виду, вкусу.

1


Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу.

Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли.

18

Деревья, кустарники, травы.

1


Знать названия наиболее распространенных деревьев и кустарников.

Уметь различать деревья, кустарники, травы.

Уметь классифицировать, сравнивать находить сходства и различия. Устанавливать причинно-следственные связи.

19

Разнообразие животных в природе.

1


Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

Уметь сравнивать, обобщать.


20

Почва. Состав почвы (песок, глина, камни).


1


Знать о почве, о её составе, значении для жизни растений.

Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Строить монологическо­е высказывание по предло­женной теме. Следить за правильной осан­кой на рабочем месте.

21


Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

1



Знать о почве, её свойствах, значении для жизни растений.

Уметь обрабатывать почву.

Уметь слушать рассказ учителя, выделяя главную мысль.

22

Способы обработки почвы.

1


Знать способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Уметь выражать свои мысли.

23

Формы поверхности земли: равнины, овраги. холмы, горы.

1


Знать о формах поверхности земли: равнины, овраги, хол

мы, горы.

Уметь описывать различные формы поверхности земли:

равнины, овраги, холмы, горы.

Строить монологическое высказывание по предложенной

теме. Правильно сидеть за партой, следить за осанкой.


Текущий контроль

24

Формы поверхности земли: холмы, горы

1


25



Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь.

(Экскурсия).


1


Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, снег красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее и т.д.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

26

Погода и природа зимой

(обобщающий урок).

1


Знать признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, метели, солнце поздно всходит и рано заходит.

Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

27

Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.

1


Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года.

Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.

28

Чередование времён года. Названия месяцев.

1


Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев.

Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.

Уметь пользоваться календарем. Уметь читать показатели времени по часам.


Текущий контроль

29

Домашние и дикие животные зимой.

1


Знать об образе жизни диких и домашних животных в зимнее время; о роли человека в жизни домашних животных.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни дом. и диких животных зимой.

Уметь классифицировать, сравнивать, давать полные ответы на вопросы.

30

Труд людей зимой.

1


Знать о видах труда людей в зимний период.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой.Уметь строить монологическое высказывание по предложенной теме.

31

Зима – начало года.

Как я провел зимние каникулы.

1


Знать признаки середины зимы.

Различать признаки зимы, объяснять причину сезонных изменений в живой природе.

Уметь участвовать в диалоге (ставить вопросы, строить ответы).


Текущий контроль


Текущий контроль

32

Зимние забавы детей.

1


Знать о видах зимних игр, о зимних видах спорта.

У. описывать зимние забавы, с пользой организовывать свое свободное время. Соблюдать, придерживаться режима дня.

33


Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена.

1


Знать о вечнозеленых деревьях, об основных частях дерева.


Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья.

Уметь сравнивать, выделять общее и различие. Уметь слушать рассказ и выделять главное.

34

Ель как представитель хвойных деревьев.

1


Знать об основных особенностях ели как представителе хвойных деревьев.

Уметь описывать ель как представителя хвойных деревьев.

Уметь пересказывать содержание прослушанного текста.

35

Сосна как представитель хвойных деревьев.

1


Знать об основных особенностях сосны как представителе хвойных деревьев.

Уметь описывать сосну как представителя хвойных деревьев.

Уметь описывать картинку.

Уметь слушать высказывания товарищей, дополнять ответы.

36


Формирование представлений о явлениях в неживой природе.


1


Знать о явлениях в неживой при-роде: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, ливень, град, роса, туман.

Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Уметь внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

37

Февраль - последний месяц зимы (экскурсия).


1



Знать признаки зимы, названия зимних месяцев, признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, иней, метели, оттепели, короткие дни, длинные ночи.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, описывать объекты.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии.

38

Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок).

1


39

Домашнее животное - корова.

1


Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни дом. животных.

Уметь отличать корову, лошадь, овцу, свинью от других дом. животных; описывать повадки и образ жизни.

Уметь грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

40

Домашнее животное - лошадь.

1


41

Домашнее животное - овца.

1


42

Домашнее животное - свинья.

1


43

Дикие животные: лось, олень.

Внешний вид, пища, повадки.

1


Знать особенности диких животных: лося и оленя (внешний вид, пища, повадки).

У. отличать лося и оленя от других диких животных, повадки и образ жизни.

Уметь сравнивать, находить сходство и различие, делать элементарные выводы.

44


Домашние и дикие животные.

.

1


Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных.

Уметь различать диких и домашних животных.

Уметь пользоваться услугами библиотеки.

45


Март - весенний месяц

(экскурсия).

1


Знать первые признаки весны.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты, наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения.

46

Голубой март

(обобщающий урок).

1


Знать первые признаки весны, названия весенних месяцев.

Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

47

Домашние птицы: гусь.

1


Знать основные части тела, повадки, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних птиц.


Уметь отличать гуся, индюка,утку от других домашних птиц; описывать повадки и образ жизни

Уметь описывать по плану и картинке предметы и объект, объединять предметы по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение.

48

Домашние птицы: индюк.

1


49

Домашние птицы: утка.


1


50

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

1


Знать особенности диких птиц, образ жизни, места обитания.

Уметь сравнивать диких утку и гуся с домашними уткой и гусём.

Уметь сравнивать, находить сходство и различие, делать элементарные выводы.

51

Весна в апреле (экскурсия).



1


Знать признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, первые проталины, травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки и т.д.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.


Текущий контроль

52

Середина весны

(обобщающий урок).

1


Знать признаки весны.

Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

53


Перелетные птицы.


1


Знать названия перелётных птиц.

Уметь узнавать перелётных птиц по описанию.

Уметь описывать предмет по картинке, по плану.

54

Зимующие и перелетные птицы.

1


Знать названия зимующих и перелётных птиц.

Уметь различать, сравнивать, описывать зимующих и перелетных птиц, классифицировать, находить сходства и различия.

55

Насекомые вредные и полезные.

Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха.

1


Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут.


Уметь различать вредных и полезных насекомых.

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь учителя.

56

Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

1


Знать об особенностях пчёл, их роли в жизни природы; о пользе, приносимой людям.

Уметь отличать пчелу от других насекомых, харак-ть по различным признакам.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарищей.

57

Рыбы - как представители животных.

1


Знать названия рыб, их виды, внешнее строение и значение в жизни человека.

Уметь узнавать, определять, различать рыб среди представителей других групп животных.

Выявлять с помощью сравнения общие и отличительные признаки, анализировать результаты сравнения.

58

Рыбы в аквариуме.

Уход за рыбами в аквариуме.

1


Знать названия аквариумных рыб, их особенности (питание, содержание, уход).

Уметь различать аквариумных рыб, ухаживать за аквариумными рыбами. Уметь участвовать в диалоге.

Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).

59

Земноводные.

1


Знать представителей класса земноводных: лягушка, жаба.

Уметь узнавать, определять, различать земноводных среди представителей других групп животных, сравнивать, находить общие и отличительные свойства.

60

Все мы - звенья одной цепи.

1


Знать о взаимодействии человека и природы.

Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы, строить монол. высказывание по схеме.

61

Человек – часть природы.

1


Знать о влиянии человека на природу; правила поведения в природе.

Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы своего края.

62

Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество



Знать виды редких растений и исчезающих жив-х, правила поведения в природе.

Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы. Уметь описывать по плану и картинке предметы и объекты.

63

Здоровье человека. Профилактика заболеваний.

1


Знать элементарные правила профилактики заболеваний.

Уметь заботиться о своём здоровье; принимать правильные решения, связанные со здоровьем.


Текущий контроль

64

Режим дня школьника. Отдых и труд.

1


Знать о значении здоровья для жизни человека.

Уметь разрабатывать правильно режим дня, сочетать труд и отдых, рационально распределять время, отвечать на вопросы, выражать свои мысли.

65

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

1


З. о значении гол. мозга для жизни человека; профилактика травматизма гол. мозга.

Уметь соблюдать правила гигиены умственного труда.

Уметь правильно оценивать ситуации.

66

Наше питание.

1


Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами питания.

Уметь выбирать продукты с учётом возрастных особенностей.

Уметь выбирать продукты и строить режим питания в зависимости от состояния здоровья.

67

Май – конец весны

(экскурсия).



1


Знать признаки наступающего лета: солнце греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, сбор ягод.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, определять изменения, происходящие с объектом.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях.

68

Май – конец весны

(обобщающий урок)

1


Знать признаки наступающего лета.

Различать признаки наступающего лета, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!