МАДОУ детский сад № 50 ОСП 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
для детей дошкольного возраста
«Перелётные птицы»
Разработчик: Краснова .У.В..
руководитель ОСП .2
МАДОУ детский сад № 50
г. Ревда, 2021
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в период дошкольного детства ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
В настоящее время взаимоотношение человека с природой и её обитателями довольно актуальный вопрос. Большинство современных детей редко общается с природой. Чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность:
Первые представления о родном крае, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себе все сведения о природе той местности, того края, где он живёт. Окружающая нас природа богата и разнообразна, она, по-своему притягательна своей красотой, неповторимостью, яркостью красок в разные времена года. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами делает человека чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Наблюдая за детьми нашей группы, пришли к выводу, что дети имеют знания о родном крае, но не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно. У ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также не умеют заботиться о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».
Вид проекта: групповой, краткосрочный. 2 неделя сентября
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников и воспитатель
Возрастная категория: для детей 5 - 7 лет
Цель проекта: Закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.
Задачи:
Развивающие:
-
Расширять представления детей о птицах в окружающей среде
(чем питаются, куда улетают, окрас, оперение)
-
Развивать монологическую и диалогическую речь;
-
Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности с использованием различных изобразительных материалов и способов изображения
Обучающие;
1.Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умения отвечать на вопросы «который по счету?», «на котором месте?», «сколько»
2.Учить сооружать постройку в соответствии с ее назначением (домик для птиц)
3.Формировать умение работать со схемой
4. Закреплять умение детей создавать объёмную аппликацию
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношения в коллективе детей (умение дискутировать, уважать мнение другого, бережно и уважительно относиться к продуктам деятельности).
2. Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим интеллектуального труда.
3. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам
Развивающие вопросы:
-
Птиц называют перелётные почему?
-
Осенью птицу улетают в тёплые края, потому что?
-
Раньше всех улетают в тёплые края птицы, которые питаются чем?
-
Водоплавающие птицы улетают последними почему?
-
Как называется большая группа птиц?
-
Какая птица улетает на юг в одиночку?
-
Что перелётные птицы делали весной?
-
Что перелётные птицы делали летом?
-
Какие птицы улетают первыми?
-
А последними?
-
Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды?
-
Как улетают журавли?
Рекомендуемое содержание деятельности в рамках Проекта
В групповом помещении:
1.Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах.
2. Отгадывание загадок о птицах.
3.Чтение художественных произведений о птицах:
К.Д.Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; О.Высотская «Журавли»; Н. Сладков «Ласточка».Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
4. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц.
5. Приобщение родителей к совместной деятельности.
6.Дидактические игры.
Прогулка:
1.Наблюдение за птицами
2.Кормление птиц различным кормом.
3.Наполнить кормушки детского сада различным кормом.
3.Наблюдение какой корм птицы съедят больше
4.Беседа о различных видах корма для птиц
Материалы и деятельность в Центрах детской активности:
Центр активности | Материалы | Деятельность |
Центр конструирования | Конструктор на выбор детей | С конструировать домик для птиц |
Центр искусства | материалы для лепки, рисования, раскрашивания | Нарисовать птиц Сделать аппликацию |
Центр математики | Подбор материала с изображением птиц деление его на части соответственно теме | Сосчитать птиц, которая птица по счету. Найди выход из лабиринта, измерить, сравнить |
Центр движения и музыки | Зарядка физ минутка | Формирование пластики средством наглядности Придумать танец «движение птиц», |
Спортивный зал | П/и «Коршун и наседка» | Реализация по предложению детей Где и когда можно играть в эту игру |
Прогулочный участок | Наблюдение за птицами Кормление птиц различным кормом | Наполнить кормушки детского сада различным кормом. Наблюдение какой корм птицы съедят больше |
Участие родителей в реализации проекта
-
Составление рассказа о птицах при помощи схемы
-
Подбор литературы по теме
-
Совместный поиск информации
-
Закрепление материала
-
Подбор материалов для экспериментирования (семена ,сахар ,вода)
-
Конструирование домика для птиц из подручного материала
-
Предварительная работа просмотр мультфильма
-
Принести корма для птиц
.
Для чтения детям
Ласточка — Ушинский К.Д.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
— Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе — о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.
— Я не думал, что ласточки улетают так далеко, — сказал мальчик.
— Да и не одни ласточки, — продолжал отец, — жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
— Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, — спросил мальчик, — если там так хорошо?
— Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?
Жаворонок(В .Жуковский)
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Журавли(Кристина Высоцкая)
От зла собою небо заслоняя,
Распахнутыми крыльями обняв
Огромный мир, бесчисленная стая
Рванется ввысь, свободы дар приняв.
Замрет душа в немом благоговеньи
Пред неземною силой чистоты.
И кажется, что лишь одно мгновенье
Осталось до несбыточной мечты.
Ласкает ветер трепетно Созданье,
Что сберегало небеса собой.
И маленькой частицей Мирозданья
Крик журавлиный льется над Землей.
Отгадай и выучи загадки:
Объясните, как вы догадались,
какие слова помогли найти отгадки?
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко, значит,
Дождик где-то близко. (ласточка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
из травы и глины (ласточка)
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его …
(скворец)
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец.
(Скворец)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (грач)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Нос у него белый.
Сам он чёрный, очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей.
(Грач)
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек –
бестолковых попрыгушек
(журавль).
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали вдали,
Чудо-птицы - …
(Журавли)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
По поднебесью веревка протянулась.
(Журавль).
Вдоль по берегу гуляет.
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица…
(Цапля)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот…
(соловей)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной.
(соловей)
- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счёт годам ведут… (кукушки).
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает грозно шею.
Назови ее скорее!
(Лебедь)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех
Выгибает гордо шею,
назовем ее скорее?
(лебедь)
Он гогочет и шипит,
Он имеет грозный вид.
На широких красных лапах.
Для гусят он просто папа
(Гусь).
- Он твердит одно га-га
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь.
Ну конечно это
(гусь)
Этот старый наш знакомый:
он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)
Во время прогулки:
Птицы на участке. Подвижные игры Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно, взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в
старшей логогруппе
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная группы планирование, конспекты, методические рекомендации.
5. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-6 лет
6. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты