СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы по ФЭМП у детей в учреждении дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы по ФЭМП у детей в учреждении дошкольного образования»

Тема: Планирование работы по формированию элементарных математических представлений у детей в учреждении дошкольного образования


План

  1. Значение и виды планирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей.

  2. Требования к планированию.

  3. Значение и формы учёта работы по формированию элементарных математических представлений детей


  1. Значение и виды планирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей.


Планирование — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей.


Цель планирования

Обеспечить реализацию программных задач и содержания образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования.


Значение планирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей

  • Дает возможность систематично и последовательно решать задачи и реализовывать содержание образовательной области «Элементарные математические представления»

  • Помогает целенаправленно осуществлять процесс формирования элементарных математических представлений у детей.

  • Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз­вития детей.

  • Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус­воить программный материал.

  • Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз­вивающих, воспитательных задач.

  • Определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса.

Виды планирования

  • Перспективное (на месяц, квартал, год).

  • Календарное (на день).


Перспективное планирование – планирование системы работы с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (месяца, полугодия, года);

Перспективные планы относятся к числу методических материалов учреждения дошкольного образования, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы при непосредственном участии руководства учреждения. Правильно составленный, проверенный на практике перспективный план может использоваться на протяжении нескольких лет, что значительно облегчит календарное планирование и позволит более полно реализовать принцип систематического обучения.

Перспективный план составляется обычно на год. В нем предусматриваются лишь образовательные задачи. В его содержание входит распределение программных задач в строго определенной системе. Возможно применение двух способов перспективного планирования.

Первый — распределение программных задач по определенному компоненту (количество и счет, величина и др.).

Второй — комплексное распределение содержания образовательной области «Элементарные математические представления». При комплексном распределении программного материала следует иметь в виду, что содержание занятий, на которых решаются новые задачи, следует ограничивать 1—2 компонентами в младшей и средней группах и 2—3 компонентами в старших группах. Занятия на повторение программного материала могут включать от 3 до 5 программных задач, как правило, взаимосвязанных между собой.


Календарное планирование предусматривает обязательное планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с детьми на каждый день.


Содержание календарного планирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей

  • Специально-организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования - игра, занятие по образовательной области «Элементарные математические представления»

При планировании занятий воспитатель определяет:

1. Программные задачи: а) образовательные, б) развивающие, в) воспитательные.

Первой среди образовательных (дидактических) задач всегда указывается задача, работа над которой только начинается. Из общего количества задач только одна может быть новой.

Развивающие задачи предусматриваются с целью развития речи, мышления, других психических процессов. Планировать их необходимо, так как обязательным требованием к каждому занятию по ФЭМП является не только формирование (развитие) представлений и умений у детей, но и развитие их умственных способностей.

Воспитательные задачи планируются с целью формирования у детей дисциплинированности, положительного отношения к учебной деятельности, формирование интереса к данному виду занятий, воспитания чувства коллективизма.

  1. Дидактический материал (демонстрационный, раздаточный).

  2. Структуру занятия, методы и приемы, реализующие поставленные задачи (составляет план-конспект, конспект занятия)


  • Нерегламентированная деятельность воспитанников (во время режимных процессов, других видов деятельности). В других видах деятельности (общение, игра, познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая) идет подготовка детей к формированию новых элементарных математических представлений и умений, за­крепление и применение изученного материала, индивидуальная работа.


  • Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с детьми планируется на следующую неделю по результатам наблюдений воспитателя за деятельностью детей в течение текущей недели, с учетом результатов педагогической диагностики. Педагогическая стратегия индивидуальной работы представляет собой набор конкретных методов, которые воспитатель использует, чтобы своевременно помочь ребенку в освоении содержания учебной программы дошкольного образования.. В основе стратегии лежат интересы ребенка, его сильные и слабые стороны, а также личностные качества.

В графе «Учет» знаками + и – напротив фамилии ребенка делается отметка: (+) – «овладел полностью», (+–) – «овладел частично» (с этим ребенком необходимо продолжить работу на следующей неделе для закрепления усвоенного), (–) – «не овладел» (с этим ребенком требуется организовать работу в зависимости от причины: отсутствие в УДО, трудности, обусловленные особенностями психофизического развития).


  1. Требования к планированию игр, занятий


  • Количество занятий по образовательной области «Элементарные математические представления» установлено в соответствии с Типовым учебным планом дошкольного образования (Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139):

первая младшая группа 1 раз в неделю – длительность 10 минут;

вторая младшая группа 1 раз в неделю – длительность 15 минут;

средняя группа 1 раз в неделю – 20 минут;

старшая группа (5-6 лет) 1 раз в неделю – 25 минут;

старшая группа (6 -7 лет) 1 раз в неделю – 30 минут.

  • Занятия проводятся в середине недели (вторник-четверг) в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

  • На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

  • В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти компонентов образовательной области «Элементарные математические представления» (количество и счет, величина, геометрические фигуры и форма предметов, пространство, время).

В младших группах решаются 2-3 задачи из разных образовательных компонентов программы. Входящие в структуру занятия игры могут быть объединены общим сюжетом или могут рассматриваться как игровой комплекс.

В средней группе планируются программные задачи из 2-3 компонентов (от 3 до 6 образовательных задач).

В старшей группе программные задачи планируются: для детей 5-6 лет - до 7-8 дидактических задач из 4-5 образовательных компонентов; для детей 6-7 лет - до 9 задач из всех образовательных компонентов, но не менее, чем из 4.


  • Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

  • новые задачи начинаются со слов: «формировать умение (представление)», «познакомить»;

  • задачи, над которыми уже работали, начинаются со слов: «повторить», «закре­пить», «отработать», «совершенствовать умения».

  • Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» можно интегрировать с содержанием образовательной области «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» изобразительная деятельность (конструирование, аппликация)



Условия, помогающие правильно спланировать работу по формированию элементарных математических представлений у детей


  • Знание содержания учебной программы дошкольного образования.

  • Знание дидактических принципов обучения.

  • Владение методикой формирования элементарных математических представлений у дошколь­ников.

  • Знание особенностей формирования математических пред­ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

  • Знание возрастных особенностей детей данной группы.

  • Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

  • Учёт сформированных представлений и умений у детей.

  • Совместное планирование двух воспитателей, работаю­щих в одной группе.

  • Повышение квалификации воспитателя путем изучения
    передового опыта и современных требований к формированию элементарных математических представлений у детей


  1. Значение и формы учёта работы по формированию элементарных математических представлений детей

Планирование образовательного процесса невозможно без учета его результатов. Учет — это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения содержания учебной программы дошкольного образования детьми, наметить перспективы дальнейшей работы.


Формы учета работы

  • Анализ занятия.

  • Анализ итогов работы за день, месяц, полугодие.

  • Отчет воспитателя об освоении детьми содержания образовательной области «Элементарные математические представления».

Вопросы для самоанализа проведенного занятия по формированию элементарных математических представлений

  1. Выполнены ли задачи.

  2. Степень усвоения детьми задач.

  3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?

  4. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?

  5. Над чем еще надо работать.


Значение самоанализа

  • Помогает спланировать дальнейшую работу по математиче­скому развитию.

  • Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.

  • Способствует отбору более эффективных методов и прие­мов работы.

Таким образом, планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном учете возможно достижение эффективных результатов реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления».


Литература


  1. Житко, И. В. Математический калейдоскоп : учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. — 3­е изд., пересм. — Минск : Нац. ин­т образования, 2019. — 264 с. (УМК «Мои первые уроки»)

  2. Житко, И.В. Ребенок и математика. 4—5 лет: методические рекомендации / И. В. Житко. — Минск : Аверсэв, 2019. — 64 с.: ил. – (Умней­ка!).

  3. Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі (Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139)

  4. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников М., Воронеж 2005

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя