Планирование с дошкольниками режима дня
по методу «План–Дело-Анализ»
Режим дня позволяет организовать и целесообразно распределить временные ресурсы детей и взрослых в течение дня и выстроить гармоничное сочетание различных видов деятельности, периодов бодрствования и отдыха, питания, прогулок и другое. Составление разумного режима дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. При его планировании необходимо учитывать, как индивидуальные детские возможности и потребности, так и требования, установленные СанПин. В соответствии с СанПин режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей, в том числе детей с ОВЗ и способствовать их гармоничному развитию.
Как один из вариантов предлагается выбрать режим дня «План – Дело – Анализ. Распорядок дня основан на определённом ритме и ритуалах, которые сначала предлагают взрослые и которые затем могут быть скорректированы в ходе интенсивного наблюдения за детьми и их потребностей, а так же в ходе дискуссий с ними на эту тему, как «План» - «Детский совет» или «Дело» - «Деятельность в Центрах активности».
«Анализ» - «Итоговый сбор».
День начинается с утреннего круга, который состоит из:
1.Приветствие (пожелания, комплименты);
2. Работа с календарём природы, временными понятиями-установление числа и дня недели, времени года и пр.
3.Игра (дидактическая, словесная или артикуляционная разминка);
3.Обмен новостями.
Основная цель проведения утреннего круга — создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
После завтрака следует провести Детский совет, совместное планирование деятельности в центрах активности.
Детский совет – беседа с детьми, в которой осуществляется планирование видов деятельности самими детьми (места работы, материалов, партнёрства), индивидуальная или совместная деятельность в Центрах активности в течение дня.
Педагоги, специалисты детского сада, родители воспитанников имеют равные права внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности. Взрослые основывают свою деятельность на понимание и признание потенциальных способностей, возможностей и прав ребёнка на свободу. Самостоятельное познание окружающего мира во всём его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для блага и реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Вместе с тем взрослые находят то, чему ребёнка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.
Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнёрский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.
Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнёров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме.
В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с логопедом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены, как равнозначный центр активности. В этом случае дети будут работать по плану составленным взрослым. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям, как необходимому усилию.
Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т.п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами, или ситуацию, когда дети просят помощи взрослого.
Выбор темы и содержания.
Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.
Совместное планирование.
В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной самостоятельности педагогов – умение вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу; структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости, т.е. оставляет свободу выбора в том, что и когда делать, сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию, с кем в партнёрстве, где и как организовывать деятельность.
Взрослым совместное планирование даёт возможность планировать и организовывать индивидуально – коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребёнок.
Для совместного планирования нами используется методика «Модель трёх вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать», как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы в процессе выбора темы.
Итоговый компонент нашего дневного цикла образовательной деятельности «План-дело-анализ» - это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполняют задуманное – реализуют свой план в каком- либо центре активности.
Целью итогового сбора является презентация детьми своих достижений в центрах активности.
Задачи итогового сбора:
Организовать процесс рефлексии;
Обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному;
Обсудить, что помогало, а что мешало в достижении цели;
Наметить последующие шаги (перспективы развития игры иди задуманного дела).
Пробудить энтузиазм;
Вселить в детей чувство уверенности в том, что они также могут быть успешными.
Вся деятельность педагогического коллектива по организации режима дня в соответствии с санитарными и методическими требованиями выстроена в несколько последовательных этапов:
1–йэтап–моделирование развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Создание в группе Центров активности, стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность.
2–й этап - организация деятельности педагога с детьми с применением «План-дело-анализ», который позволяет достигать определенных результатов:
- в деятельности с детьми (сформировать у детей активную творческую позицию; навык самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия); развить познавательные интересы к определенному виду деятельности, готовность проявлять самостоятельность).
- с педагогами и родителями (объединить педагогический коллектив к готовности решать задачи развития детской инициативы и самостоятельности дошкольников по двум направлениям, совершенствовать свои способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, создать атмосферу творческого поиска, способствовать вовлечению педагогов, сотрудников, родителей в совместную образовательную деятельность через различные формы взаимодействия).
- в организации РППС (обогатить среду ДОУ с соблюдением условий для развития детской инициативы и самостоятельности).