«Планирование собственной деятельности на дополнительных занятиях с учащимися при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку»
(из опыта работы учителя русского языка МБОУ «Дубъязская средняя школа Высокогорского района Хайруллина Фирдинанда Аглямовича)
Я считаю, что кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, сегодня ребёнок должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их, что сделает его успешным.
Учителю важно соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении на сегодняшний день.
За долгие годы работы в школе, я понял, что важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а значит, и решить её.
В 2011/12 учебном году я выпустил 9-ый класс в количестве 22 учеников. Из них: 9 учеников сдали на оценку-«5», 9учеников сдали на оценку-«4» и 4 ученика сдали на оценку-«3». Средняя оценка составила- 4,2; качество - 81,7%. В 2017/18 учебном году средний балл ЕГЭ составил 75 баллов (из 23 учеников на оценку «5» сдали 15 учеников). Как видите, показатели ОГЭ и ЕГЭ выше районного и республиканского уровней.
На мой взгляд, успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные коллективные, групповые и индивидуальные занятия – консультации. Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями. Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме «Основа предложения». Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Цель конкретно этой консультации - обобщить знания о грамматической основе предложения, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.
Остановимся на самом занятии. Учащимся было предложено заполнить таблицу «Что я знаю о грамматической основе?»
ЗНАЮ | УМЕЮ |
научное понятие, определение грамматической основы | умею правильно находить основу в предложении |
простое глагольное сказуемое | различаю сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений |
составное глагольное сказуемое | стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые |
составное именное сказуемое | определять способы выражения именной части составного именного сказуемого |
1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы.
Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: «Что мы должны знать о грамматической основе и уметь, чтобы быть успешными при правильном нахождении её в предложениях?» (Форма работы – фронтальная).
Выражение сказуемого простым глагольным сказуемым:
1) Старшая сестра учится на первом курсе педагогического университета.
(изъявительное наклонение, настоящее время)
2) Моя двоюродная сестра училась в Казани три года.
(изъявительное наклонение, прошедшее время)
3) Моя сестра будет учиться в Казани.
(изъявительное наклонение, будущее сложное время)
4) Мой братишка быстро научится всему, у него большие способности.
(изъявительное наклонение, будущее простое время)
5) Брат учился бы только на «пятёрки» (условное наклонение).
6) Друзья! Учитесь с большим желанием и старанием.
(повелительное наклонение)
Выражение сказуемого составным глагольным сказуемым:
-Мы начнём (начинаем) прогуливать собаку ровно в восемь вечера.
-Ребята продолжают думать о предстоящей сделке.
-Они могут выиграть в два счёта команду противника.
-Папа хотел мне купить велосипед.
(составное глагольное сказуемое выражается :
вспомогательным глаголом и глаголом в неопределенной форме; Вспомогательный глагол выражает (не)возможность, (не)желаемость, начало, продолжение, конец действия.
Основное действие заложено в инфинитиве, то есть в неопределённой форме)
Выражение сказуемого составным именным сказуемым:
1) Мой дедушка когда-то был учителем иностранного языка.
2) Дело было в шляпе, и это все поняли.
3)Мальчик казался умным и порядочным.
4) Мой сосед стал героем.
5)Митрофанушка жил недорослем и ничем не интересовался.
6)Сегодня с работы мама пришла усталая.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Каким членом предложения является инфинитив в следующих предложениях:
1)Курить – здоровью вредить.
2)Плохая привычка – курить.
3)Доктора запретили ему курить.
4)Привычка курить ему сильно навредила.
5)Он вышел курить.
(1-подлежащее, 2-сказуемое, 3-дополнение,4-определение, 5-обстоятельство цели)
1. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)В аудитории находилось сорок пять человек.
2)Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.
3)Наступило наконец пятнадцатое мая.
4)Почему случилось это?
2.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Нашего учителя мы считали другом.
2)Пользоваться электроинструментом нужно очень осторожно.
3)Десять ночей подряд она не находила себе места, переживая за сына.
4)Мы с ним опоздали на встречу с товарищами.
3.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Её глаза были заплаканы.
2)Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.
3)Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.
4)Посредине поляны стояли красавицы-берёзки, небольшие ещё, в рост человека.
4.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Деревья в садах так полотно склеены тьмою.
2)Уметь хорошо выражать свои мысли – важнейшее условие успеха.
3)Курганы в степи похожи на спелые арбузы.
4)Труд для человека – это борьба с самим собой.
5.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.
2)Один мальчик две девочки – всего трое.
3)Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.
4)Трижды три – девять
ОТВЕТЫ:
1-1; 2-4; 3-2; 4-3; 5-3
Из предложения выпишите грамматическую основу:
1.Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (А.Рыбаков)
2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)
3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Д.Гранин)
4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (И.Соколов-Микитов)
5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки.(Е.Дубровский)
6.Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Б.Пастернак)
7.Тёмное облако дыма заволакивало небо.(Ю.Колесников)
8.Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости (К.Паустовский)
9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)
10. Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации. (Л.Платов)
ОТВЕТЫ:
1)Три палатки стояли 2)Пинчук решил заштопать
3)Приезжали директора 4)Хорош лес
5)Ветер нёс 6)Пылилось несколько коробок
7)Облако заволакивало 8)Не взяли
9)Вижу 10)Туман – прикрытие
Следующий этап работы – это работа с тестовыми заданиями из ОГЭ и ЕГЭ
( цель данного этапа – показать, в каком ракурсе даётся материал, связанный с грамматической основой, в скольких заданиях и в какой формулировке). Если в ОГЭ впрямую задания № 8 и 11 связаны с правильным нахождением грамматической основы, то задания №13,14 тоже требуют знаний по предикативной основе, так как работаем со сложными предложениями с одним или несколькими придаточными. В ЕГЭ у нас связаны задания №8,16,19, 20.
Например, так выглядят задания №8 и 11 в ОГЭ (примеры взяты из книги «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П.Цыбулько, 2018 год, варианты №1-4, ответы даны жирным шрифтом):
-Выпишите грамматическую основу из предложения 62:
(62) Пойдём с нами плотины строить. (Пойдём)
- Выпишите грамматическую основу из предложения 2:
(2) Старуха эта была почти совсем слепа. (Старуха была слепа)
-Выпишите грамматическую основу из предложения 31:
(31) Я за это отвечаю. (Я отвечаю)
-Выпишите грамматическую основу из предложения 52:
(52) И мне стало стыдно. (Стало стыдно)
- Укажите количество грамматических основ в предложении 72, ответ запишите цифрой:
(72) Сима не знал, куда деться, он страдал. (3)
-Укажите количество грамматических основ в предложении 4, ответ запишите цифрой:
(4) Живо сообразив, какая получится неприятность, если подполковник застанет и часового, и комбата спящими, я с лихорадочной быстротой оделся, натянул сапоги и, на ходу поправляя и одёргивая ещё влажные местами гимнастёрку и шаровары, во весь дух помчался к деревне. (3)
-Укажите количество грамматических основ в предложении 45, ответ запишите цифрой:
(45) Неизвестно, чем закончилась бы вся эта история, если бы не пронёсся слух, что Пантелеев выпущен из изолятора. (4)
-Укажите количество грамматических основ в предложении 70, ответ запишите цифрой:
(70) Он ответил, что лебедь, наверное, был тоже ранен, и, пока силы не оставили его, он летел, а потом разбился о воду. (4)
Задания даются по усмотрению учителя, а вот коллективная проверка и обсуждение заданий должны проводиться обязательно. На этом этапе важно проверить не только правильность ответов, но и ещё раз остановиться на способах решения.
Затем учащимся предлагаю соотнести содержание предложенных заданий с таблицей, заполненной в начале урока. Для этого они должны ответить на вопрос: «Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в
таблице. Какой именно?»
На этапе самооценки учащимся предлагаю вернуться к первичной
самооценке и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы. Они должны отметить в таблице каким-либо знаком (например ? или !) те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная).
Далее идёт работа в группах или парах по следующему плану:
-главные и второстепенные члены предложения;
-главные члены предложения: что они обозначают и какими частями речи выражаются (на конкретных примерах самих учащихся);
-грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях
( на конкретных примерах из художественной литературы);
-грамматическая основа в осложнённых простых и сложных предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а анализ ответов пойдёт с комментариями);
-нахождение грамматических основ предложений по тексту, определяя при этом типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС);
-выполнение заданий 8 и 11 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов и оценок в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками.
Консультация – это дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. Такая форма работы – тематическая консультация для учащихся – поможет без проблем справиться с заданиями №8,11,13,14 в ОГЭ и заданиями №16,18,19,20 в ЕГЭ.