ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подготовка и прежде всего планирование музыкального занятия — процесс творческий. По сути, планирование — это конкретное воплощение учителем своего творческого видения того, как реализовать цели и выполнить те задачи, которые призвана решать система общего музыкального образования, как целенаправленно и последовательно подготовить своих учеников к творческому, живому общению с музыкой, вовлечь их в мир музыкального искусства, подготовить к музыкальному самообразованию.
Необходимым условием планирования урока музыкального искусства является знание будущим учителем учебных программ по музыке для общеобразовательной школы и умение определять содержание урока и его организацию в соответствии с концептуальными установками той или иной из них.
Планирование музыкальных занятий можно разделить на два уровня:
планирование занятий учителем;
планирование, осуществляемое студентом в период педагогической практики.
В первом случае планирование осуществляет учитель-музыкант, уже обладающий опытом организации музыкальных занятий и определенным уровнем мастерства. Во втором случае — студент-практикант, который только начинает овладевать своей профессией. Таким образом, планирование учителем и студентом практикантом имеют существенные отличия. В чем же разница между ними и каковы общие черты?
Практикующий учитель-музыкант обладает знаниями нормативных документов (Государственные стандарты начальной и основной школы, пример- ные программы для разных уровней образования), многих учебных; программ общего и дополнительного образования. Исходя из собственных профессиональных ориентаций, учитель имеет возможность выбрать ту программу, которая представляется ему наиболее предпочтительной. Более того. Учитель-музыкант имеет право создать и свою собственную программу (с соответствующим утверждением ее на педагогическом совете школы и на методическом объединении учителей музыки района или города). В целом же имеется в виду, что учитель музыки, остановивший свой выбор на той или иной программе и работающий по этой программе, хорошо представляет ее как в целом, так и поэтапно — от класса к классу. При этом важно иметь в виду, что учитель, выбрав ту или иную программу, неизбежно корректирует ее, исходя из уровня музыкальной и общей культуры учащихся конкретного
класса, своих личностных предпочтений, прежде всего относительно музыкального материала, акцентов в преобладании того или иного вида музыкальной деятельности, теоретических, исторических, межпредметных, опосредованных знаний и т.д. Словом, подход к реализации той или иной программы может и должен быть творческим со стороны учителя в самых разных направлениях.
Кроме того, в практике постоянно возникает необходимость корректировать, дополнять и обогащать программу с учетом профессиональной позиции конкретного учителя, особенностей того или иного класса. Так, в одном классе учитель делает акцент на творчестве одних композиторов, а в параллельном классе их выбор иной. В одном классе в занятиях преобладает хоровое пение, в другом — слушание музыки и т. д. И в таком подходе также проявляется творчество учителя.
Однако при этом необходимо самым внимательным образом отнестись к рекомендациям авторов той или иной программы.
Так, Д. Б. Кабалевский неоднократно рекомендуя учителю уходить «от власти схемы», чувствовать себя свободным в выборе самых разных, связанных с работой по программе, методов, акцентировал внимание на необходимости соблюдать два условия:
Строго следовать логике и общему замыслу тематического построения программы: «Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен нарушить ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы»1.
В выборе музыкального материала останавливать внимание на сочинениях, «наиболее значительных и ценных в художественном, педагогическом и воспитательном отношениях»2.
Практикующий учитель музыкального искусства имеет возможность видеть «дальнюю перспективу» в реализации той или иной программы, осмыслить ее целостно как путь формирования музыкальной культуры школьников с первого до последнего класса. Для него становится видимой и «средняя перспектива» разных уровней, то есть программа того или иного класса, той или иной учебной четверти и, наконец, «ближайшая перспектива» — то есть конкретный урок И в этом опыте учителя — его огромное преимущество, поскольку он имеет возможность, с одной стороны, в конкретном уроке видеть весь пройденный путь, с другой стороны, представлять себе в большей или меньшей степени перспективу развития своих воспитанников.
Всеми этими преимуществами студент-практикант еще не обладает. Поэтому его задачи в период педагогической практики в целом и относительно планирования музыкальных занятий, в частности, — значительно скромнее Тем не менее задача научиться планировать свою работу является чрезвычайно важной.
Обратим внимание еще на один момент. Если учитель сам выбирает среди прочих приглянувшуюся ему учебную программу или сам составляет авторскую программу, то студенту предстоит прежде всего научиться работать по той программе, по которой работают в школе, где он проходит практику).
Далее. Студенту-практиканту трудно посмотреть на проведенный им урок с учетом ранее пройденных уроков, увидеть «дальнюю», а иногда даже и «среднюю» перспективу развития детей на основе опыта, которого у него пока просто нет. Поэтому при планировании музыкальных занятий, особенно на первых порах, речь идет прежде всего о подготовке к ближайшему конкретному уроку и приобретению для этого необходимых знаний, умений и навыков. Лишь по истечении времени появляется возможность постепенно, все с большей тщательностью связывать проведенные уроки с предыдущими.
Означает ли все сказанное выше, что студенту-практиканту только и остается, что следовать заранее спланированной в данной школе программе? Нет. Для творческой работы ему предоставляются довольно широкие возможности даже в тех рамках, которые были обозначены выше.
Как известно, методика планирования урока может быть бесконечно различной и выбор ее главным образом зависит от предпочтений самого учителя. Вряд ли даже самый опытный и знающий методист может предложить схему, следовать которой согласятся все другие учителя. Более того: опытный методист рекомендует студентам, как правило, на выбор разные схемы, разную степень подробности составления плана, конспекта, методической разработки урока. И все же на первых порах овладения студентом знаниями, умениями и навыками подготовки к музыкальному занятию ему целесообразно выполнить ряд непременных условий, прежде чем приступать к занятиям с учащимися:
Тщательно изучить ту учебную программу, которой следует учитель, проявляя соответствующие знания о ней в беседе с методистом или учителем данной школы.
Планировать предстоящий урок музыкального искусства следует только после просмотра, по меньшей мере, двух предыдущих уроков в этом классе, что даст возможность:
а) представить уровень музыкальных знаний, умений и навыков, опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и опыт творческой деятельности учащихся конкретного класса;
б) составить представление об общем уровне и особенностях развития учащихся;
в) изучить манеру, стиль общения учителя с учащимися, принципы, методы и приемы организации урока.
Что общее можно выделить в самых разных схемах планирования урока? Это тщательное обдумывание идеи, темы, логики урока и стремление реализовать их в самых разных видах музыкальной деятельности.
В связи с этим необходимо отметить, что к настоящему времени сложилось много различных вариантов построения урока. Метод эмоциональной драматургии, разработанный Э. Б. Абдуллиным, включает в себя такие пути и средства, как контраст настроений, видов и форм музыкального занятия, его кульминацию и многое другое. Все это с очевидностью указывает на связь музыкального занятия в рамках общего музыкального образования — с деятельностью сценариста, режиссера.
Планирование связано и с поведенческой стороной деятельности учителя или студента-практиканта: как реализовать замысел урока в исполнительском плане. Здесь учитель или практикант выступает в роли актера, продумывая до деталей всю линию поведения на уроке (темпоритм, выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики); смысловые паузы; перевоплощение в зависимости от конкретного «образа» урока, ситуации.
Всякого рода контрасты — вот необходимое условие практически каждого успешно проведенного урока. Важную роль играют и связки между фрагментами урока. Они должны быть направлены не только на органичный переход от одного эпизода занятия к другому, но и служить важнейшей функции установления целостности всего урока.
Как правило, опыт проведения уроков у большинства студентов еще так мал, что не позволяет при планировании точно и корректно сформулировать вопросы и «предугадать» возможные ответы на них своих учащихся. Поэтому к таким изменениям всегда нужно быть готовым. Однако это довольно сложно, и далеко не всегда начинающие учителя успешно выходят из подобных ситуаций. Как ни парадоксально, но в этом случае им нередко
Разработанный студентом-практикантом план занятия можно представить себе как результат творческого осмысления им будущего урока, как определенную ступень в общей системе музыкально-образовательной работы с данным коллективом учащихся.
Если провести аналогию с творческим процессом создания музыкального произведения, то это — «музыкально-педагогическое произведение», которое уже написано, но еще не исполнено. Как известно, существуют разные подходы к планированию урока музыкального искусства.
Так, по мнению О. А. Апраксиной, планирование предусматривает разработку планов отдельного урока, четверти, года. Основную рабочую нагрузку несет план на учебную четверть, который определяет систему уроков. В плане отдельного урока, как считает педагог-музыкант, намечаются его примерный ход, «дозировка» тех или иных видов деятельности, заданий.
Н. Л. Гродзенская особо подчеркивает необходимость предусмотреть в плане урока все его содержание. По мнению исследователя, учителю надлежит точно представлять весь урок, рассматривая план урока как «канву, по которой учитель творчески вышивает его содержание».
Планы уроков могут принципиально отличаться по степени полноты их изложения. Обязательным для них является:
обозначение цели, темы, идеи урока, его основных задач;
определение образа урока и музыкально-педагогического жанра, в котором он будет решен;
выстраивание порядка следования музыкального и другого учебного материала на уроке в соответствии с драматургическим замыслом (включающим, как минимум, форму проведения урока, его составные части и характер взаимосвязи между ними; виды и формы музыкальной деятельности);
определение способов и приемов достижения поставленных задач;
примерное время, отводимое на отдельные фрагменты урока;
перечисление необходимого оборудования.
Обратим внимание на то, что в последнее время в ряде методических пособий, обращенных к тем или иным программам по музыке, основной акцент ставится на слушательской деятельности и, как правило, отсутствуют конкретные указания на необходимость целенаправленного и последовательного развития музыкального исполнительства как необходимой части духовной культуры. В этой связи возникает необходимость подчеркнуть, что в плане урока должны быть раскрыты задачи:
воспитательные, направленные прежде всего на развитие приоритетных для музыкальных занятий качеств личности, опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта музыкально-творческой деятельности и художественного вкуса;
обучающие, предусматривающие усвоение знаний музыки и знаний о музыке, ее связь с другими искусствами; формирование музыкальных умений, навыков исполнения музыки, особенно в хоровом пении, а также в процессе игры на музыкальных инструментах и музыкально-пластического интонирования и на этой основе — развитие музыкальных способностей учащихся.
Продумывая планирование урока, необходимо иметь в виду, что даже самая подробная методическая разработка урока часто не может создать целостное и достаточно ясное представление о ходе урока. Вот почему по одной и той же методической разработке один учитель-практикант (или учитель музыки) может дать яркий и успешный урок, а у другого студента он может получиться маловыразительным и неубедительным. Почему?
Во-первых, потому что в большой степени успех урока будет зависеть от профессиональной оснащенности учителя как музыканта: мастерства его исполнения музыки, его умений как дирижера-хоровика и т.д. Не секрет, что, даже попав в точку в выборе музыкального материала для урока (этот фактор имеет огромное значение!), учитель гарантирует его успех только при грамотном, выразительном «обращении» с музыкальным материалом.
Во-вторых, большое значение имеет интонационная выразительность словесных высказываний учителя. Если текст произносится вяло, дикционно неясно и не устанавливает при этом необходимый контакт с учащимися, ту атмосферу взаимопонимания, которая должна быть на уроке искусства, самый грамотно подготовленный урок не будет иметь успеха.
В-третьих, необходимо ясно представлять себе, в каком тоне, темпе и характере целесообразно вести урок с данным конкретным классом. Важно заранее отрепетировать тон, с которым практикант будет вести диалог с учащимися, предусмотреть приемы, с помощью которых можно установить необходимую дисциплину в классе с первых минут урока.
Опытный учитель может при подготовке к уроку ограничиться сравнительно кратким планом или конспектом урока. Но даже опытные учителя, имеющие многолетний стаж педагогической работы, придают планированию занятий большое значение. Многие из них постоянно готовят развернутые поурочные разработки, считая их необходимым для себя этапом работы. Причем созданию таких разработок нередко предшествует длительный процесс, в ходе которого первоначальный контур занятия не только обогащается, но иногда и претерпевает достаточно значительные изменения: учитель заменяет ранее отобранные музыкальные образцы другими, перестраивает драматургию занятия, вводит новые, ранее не запланированные элементы и т.д.
После проведения урока учитель мысленно возвращается к разработанному им плану или конспекту занятия. Анализируя полученные результаты, он пытается определить, что же из запланированного у него получилось, а что — нет, и т.д.
Постепенно, путем проб и ошибок, каждый учитель «выводит» для себя именно ту схему планирования, полноту и форму изложения материала, которые отвечают его педагогическому мышлению, его личному видению соотношения плана, конспекта, методической разработки урока и — реального занятия. В этом случае каждая из этих форм планирования способна стать для него «стартовой площадкой» для творческого проведения конкретного занятия.
Добавим к сказанному, что выбранная студентом-практикантом форма планирования музыкального занятия должна быть много раз предварительно озвучена, а предполагаемый музыкальный материал проигран или спет.
Крайне желательно показать включенный в урок музыкальный материал преподавателю соответствующего класса, отработав при этом все необходимые детали. Это поможет мысленно увидеть и услышать созданную методическую разработку, представить ее целостно: в определенном ритме и темпе. При этом часто становятся очевидными те или иные слабые стороны, которые удается предварительно устранить.