МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
МО – Пригородный район РСО - Алания
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от ___.___.2021 г. Руководитель ШМО ________/____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР __________ /Уртаева В.В./ « ____ » ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Чернуцкая Н.А./ « ____ » _____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 1
Количество часов: 63 ч (2 часа в неделю)
Учитель: Чернышева Н.В.
Рабочая программа к учебнику В. А. Самковой, Н. И. Романовой «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных организаций / С. Н. Новикова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 72 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
2021/2022 учебный год
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для общеобразовательных учреждений на предмет «Окружающий мир» в 1 классе выделено 63 часа (из расчета 2 часа недельной нагрузки).
По плану – 63 ч, по факту – 60 ч, так как 3 урока выпадают на праздничные дни (22.11, 23.02 и 08.03.2022 г.). Выполнение программы будет произведено за счёт уплотнения программного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В 1 КЛАССЕ
Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования
результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
– личностным, включающим формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению; ценностных установок, отражённых в социально значимых качествах личности; активное участие в учебно-познавательной деятельности;
– метапредметным, включающим универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и освоенные обучающимися доступные межпредметные термины и понятия;
– предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Освоение курса «Окружающий мир» в 1 классе позволит обучающимся достичь определённых личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
Личностные результаты обучения обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
– внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– понимание ценности труда в жизни человека и общества, уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– готовность соблюдать правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с объектами и явлениями природы.
Младший школьник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к учёбе, понимания необходимости учения;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации роли «хорошего ученика»;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
результате изучения предмета «Окружающий мир» в 1 классе у младших школьников будут сформированы познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Младший школьник научится:
– выделять существенные признаки объектов и явлений;
– устанавливать соответствие между объектами (явлениями) и их описаниями (названиями) в изучаемом круге объектов и явлений;
– устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить речевые высказывания в устной форме;
– составлять рассказы и описания объектов и явлений по готовому плану;
– использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
– проводить сравнение и классификацию объектов (явлений) по заданным критериям;
– делать выводы и обобщения, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Младший школьник получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации, в том числе ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию объектов (явлений), самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Младший школьник научится:
– понимать и сохранять учебную задачу;
– ставить и выполнять новые задачи под руководством учителя;
– применять выделенные учителем ориентиры действия при выполнении учебных задач;
– выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
– контролировать и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– осуществлять итоговый контроль результатов своей деятельности;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Младший школьник получит возможность научиться:
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– самостоятельно применять выделенные учителем ориентиры действия при решении учебных задач;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Младший школьник научится:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
– задавать вопросы.
Младший школьник получит возможность научиться:
– обосновывать (аргументировать) свою позицию;
– координировать свою позицию с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Младший школьник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
– использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
– объяснять необходимость здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья.
Младший школьник получит возможность научиться:
– объяснять причины природных явлений в изучаемом круге явлений;
– проводить простейшие опыты, позволяющие исследовать окружающую среду;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов.
Человек и общество
Младший школьник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
– приводить примеры достопримечательностей столицы и родного края;
– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков.
Младший школьник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний.
Правила безопасной жизни
Младший школьник научится:
– соблюдать режим дня и правила личной гигиены;
– объяснять значение занятий физической культурой и закаливанием для сохранения и укрепления здоровья;
– следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений;
– соблюдать правила безопасного поведения в школе;
– соблюдать правила безопасного поведения пассажира общественного транспорта;
– соблюдать правила безопасного поведения при планировании маршрутов и использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
– объяснять необходимость соблюдения правил безопасного поведения в школе, на улице и дома;
Младший школьник получит возможность научиться:
– осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 1 КЛАССЕ
Введение (1 ч)
Окружающий мир. Объекты окружающего мира.
Тема 1. Мы — первоклассники (10 ч)
Школа. Младший школьник. Учебный предмет. Классный, школьный коллектив. Класс. Правила поведения в школе, на уроке. Друзья. Совместная учёба, игры, отдых. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, друзьями, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Дорога в школу.
Тема 2. Мир, в котором мы живём (10 ч)
Природа. Природные объекты и явления. Неживая и живая природа. Предметы, созданные человеком. Вещи, изделия. Материалы, используемые для изготовления вещей. Мир искусства. Произведения искусства. Источники знаний. Значение труда в жизни человека.
Тема 3. Наш дом — Земля (9 ч)
Земля — планета (небесное тело), общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Материки и океаны, их изображение на глобусе. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Солнце и Луна — небесные тела. Солнце — ближайшая нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Тема 4. В мире живой природы (9 ч)
Признаки живых организмов. Растения. Общие признаки растений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями. Животные. Общие признаки животных. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей. Правила ухода за домашними питомцами.
Тема 5. Если хочешь быть здоров (8 ч)
Здоровье. Правила личной гигиены. Физическая культура. Спорт. Отдых. Осанка. Причины нарушения осанки. Сохранение правильной осанки. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе, рациональное питание как условия сохранения и укрепления здоровья.
Тема 6. Моя семья (6 ч)
Семья — самое близкое окружение человека. Члены семьи. Взаимное уважение. Поколение. Семейный альбом. Дом. Уют. Увлечения. Домашние обязанности. Профессии. Пенсия. Праздники. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых и больных.
Тема 7. Наша родина — Россия (8 ч)
Родина (Отчизна, Отечество). Россия (Российская Федерация). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности ребёнка. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Планируемые сроки |
план | факт |
1 | Мы и мир, который нас окружает | | |
2 | Учиться нужно всем. Ты идёшь в школу | | |
3 | Знакомимся со школой. Школьный коллектив | | |
4 | Правила поведения в школе | | |
5 | Наш любимый класс | | |
6 | На уроке и на перемене | | |
7 | Мои одноклассники и друзья | | |
8 | Почему необходимо соблюдать режим дня | | |
9 | Дорога в школу и из школы. Обобщение по теме «Мы — первоклассники» | | |
10 | Мир людей | | |
11 | Мир природы | | |
12 | Осень в парке | | |
13 | Мир, созданный руками человека | | |
14 | Мир искусства | | |
15 | Как мы узнаём что-то новое | | |
16 | Учат ли нас игры | | |
17 | Мы идём на экскурсию | | |
18 | Обобщение по теме «Мир, в котором мы живём» | | |
19 | Наш дом — Земля | | |
20 | Наш дом — Земля | | |
21 | Что у нас над головой | | |
22 | Солнце — источник жизни на Земле | | |
23 | День да ночь сутки прочь | | |
24 | Четыре времени года | | |
25 | Сезонные изменения в природе | | |
26 | Сезонные изменения в природе | | |
27 | Обобщение по теме «Наш дом — Земля» | | |
28 | Живые организмы | | |
29 | Разнообразие живых организмов | | |
30 | Зелёный наряд Земли | | |
31 | Зелёный наряд Земли | | |
32 | Сад на твоём окне | | |
33 | Животные нашей планеты | | |
34 | Животные нашей планеты | | |
35 | Наши домашние питомцы | | |
36 | Эти удивительные птицы | | |
37 | Обобщение по теме «В мире живой природы» | | |
38 | Что такое здоровье | | |
39 | Что нужно делать, чтобы быть здоровым | | |
40 | Здоровье в движении | | |
41 | Здоровье в движении | | |
42 | Как правильно отдыхать | | |
43 | Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья | | |
44 | Что такое правильная осанка | | |
45 | Обобщение по теме «Если хочешь быть здоров» | | |
46 | Вместе — дружная семья | | |
47 | Семейный альбом | | |
48 | Дом — это не только стены | | |
49 | Каково на дому — таково и самому | | |
50 | Все профессии нужны, все профессии важны! | | |
51 | Ура! У нас дома праздник! | | |
52 | Обобщение по теме «Моя семья» | | |
53 | Наша Родина — Россия | | |
54 | Страна, в которой мы живём | | |
55 | Государственные символы России | | |
56 | Твои права и обязанности | | |
57 | Москва — столица России | | |
58 | Мой родной край | | |
59 | Моя улица, мой дом | | |
60 | Обобщение по теме «Наша Родина — Россия». Контроль и коррекция знаний и умений осуществлять учебные действия | | |