Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый»
(МКОУ СОШ № 9 п. Известковый)
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _____ от «__»________2020г | Согласовано зам. директора по УВР ______Шевченко Г. Ф. «__»________2020г | Утверждено Приказом директора №___ от «__»________2020г Директор____Шумилина Л. С. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной русской литературе
для 5класса
(базовый уровень)
Составитель: Бармина Г. В.,
учитель
с. Двуречье, 2020 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная (русская) литература», в качестве дополнительного материалы используются тексты Интернет
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Пятиклассник научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, в том числе сибирские, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для русских народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Пятиклассник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение- 1ч Роль книги в духовной жизни человека и общества.
Древнерусская литература. -1 ч
Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.
Литературная сказка -2ч
В.Ф. Одоевский. «О четырёх глухих»;
Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» (возможно включение 1-2 по выбору). Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.
Русская басня - 1ч
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Русская басня в XX веке. Использование изобразительных средств для создания образов. Мораль басен. Тематика, проблематика басен разных периодов.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору.
Литература XIX века – 3ч
В. И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. Индивидуальные характеристики героя. Трудолюбие как важная характеристика человека.
К.М. Станюкович «Рождественская ночь» Картины природы, Родины. Художественное своеобразие произведения.
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.
Литература XX века - 5ч
Е. А. Пермяк «Березовая роща». Философские основы сказки. Аллегорический язык произведения.
В.А Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновья благодарность. Нравственные основы произведения.
И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый» (и другие произведения) Природа и человек в рассказах.
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).
Великая Отечественная война в произведениях русской литературы -3ч
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Нравственные основы произведения. Как сохранить память о войне? Семейные реликвии.
А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.
«Книга памяти». История нашего народа в годы Великой отечественной войны. А. Паташов «Парад победы был потом» и др.
Арсений Семенов. Единение людей в годину народного горя. Неприятие устроенных фашистами бойни и разорения. Суровая правда военных лет в стихотворениях «Дети оккупации», «Время года такое, война».
Современная литература -1ч
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо», «Бумажная победа».
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.
Тематическое планирование
№ п/п | | Тема урока | К-во часов |
| Введение – 1 ч |
| 1 | Роль книги в духовной жизни человека и общества | 1 |
| Древнерусская литература- 1ч |
| 1 | Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. | 1 |
| Литературная сказка -2ч |
| 1 | В.Ф. Одоевский. «О четырёх глухих». | 1 |
| 2 | Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 |
| Русская басня – 1ч |
| 1 | Русская басня. ВК Тредиаковский. Басня «Ворон и Лисица», «Петух и жемчужина» С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие (по выбору учителя) | 1 |
| Литература XIX века – 3ч |
| 1 | В. И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. | 1 |
| 2 | К.М. Станюкович «Рождественская ночь» | 1 |
| 3 | Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке» | 1 |
| Литература XX века – 5ч |
| 1 | Е. А. Пермяк «Березовая роща». | 1 |
| 2 | В.А Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». | 1 |
| 3 | И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый» (и другие произведения) | 1 |
| 4 | Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру. | 1 |
| 5 | В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». | 1 |
| Великая Отечественная война в произведениях русской литературы -3ч |
| 1 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | 1 |
| 2 | А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». | 1 |
| 3 | «Книга памяти». История нашего народа в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
Современная литература -1ч |
| 1 | Людмила Улицкая. «Капустное чудо», «Бумажная победа». Владислав Отрошенко. «Двор прадеда Гриши». | 1 |
Приложение №1.
Количество контрольных, практических работ
№ п/п | тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
| Введение | 1 | |
| Древнерусская литература | 1 | |
| Литературная сказка | 2 | |
| Русская басня | 1 | |
| Литература ХIX | 3 | |
| Литература ХХ | 5 | |
| Великая Отечественная война в произведениях русской литературы | 3 | 1 |
| Итого | 17 | 1 |
Приложение 2.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Родная литература (русская), 5 (ФГОС)
1. Нормативно-правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России при получении основного общего образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11.«Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644); приказ от 29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897», Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования;
освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Объект изучения в учебном процессе – литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы. Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Учебный план школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования в объеме 0,5 ч. В неделю (17 ч. В год) в 5, 6 и 9 классах.
Преподавание литературы ведется по следующим УМК:
1.Коровина В.Я. Литература. 5 кл. Учеб.с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 7-е изд. –М.: Просвещение, 2017.
Ресурсы Интернет
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Учебный план школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования в объеме 0,5 ч. в неделю (17 ч. в год) в 5, 6 и 9 классах.
Формы контроля: диктант; комплексный анализ текста; тестирование; составление сложного и простого плана к тексту; составление диалога на заданную тему; составление текста определённого стиля и типа речи;
Срок реализации 1 год
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, 1 час, взят из темы «Повторение».
Авторская программа отводит на изучение темы «Великая Отечественная война в произведениях русской литературы 3часа, рабочая программа отводит 2 часа и 1 час на проведение промежуточной аттестации.
Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5-9 классы.
Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)
Портреты писателей
Свободные образовательные Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
презентации к урокам
Приложение 3
Критерии оценивания знаний , умений и навыков обучающихся по родной ( русской) литературе 5 класс
Критерии оценивания учащихся
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
доля самостоятельности учащихся;
этапы выполнения работы;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть
следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Приложение 4.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 5 класса
1 вариант
Выберите правильное продолжение определения понятия «басня»:
а) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
Б) Русская народная эпическая песня о богатырях.
В) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Определите автора и название басни, из которой взяты следующие строки:
«А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал»…
а) С.В. Михалков «Грибы».
Б) С.В. Михалков «Зеркало».
В) А.П. Сумарков «Ворона и Лиса».
Какой прием использует Е. Баратынский в первой строке стихотворения «Водопад»: «Шуми, шуми с крутой вершины»?
а) Ассонанс.
Б) Аллитерация.
Из какого количества частей состоит стихотворение Н.А. Некрасова «Накануне светлого праздника»?
а) 3 б) 2. В) 1.
Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
- А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
А) И.С. Тургенев «Два богача».
Б) И.С. Тургенев «Воробей».
Как Сашка-цыган из рассказа Е.И. Носова оказался в Варькиной деревне?
А) Скрывался вместе с матерью от отца, принуждавшего их к кочевой жизни.
Б) Приехал с матерью после того, как их бросил отец.
В) Был отправлен на работу в колхоз за то, что убил отцовского коня.
За что после случая, описанного в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка», строго наказывают ребятам в деревнях?
А) Чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
Б) Чтобы обходили стороной лес.
В) Чтобы сразу сообщали взрослым о том, что в деревне появилась куница.
Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
«Ее детство было бесприютным и голодным, но детство самая счастливая пора жизни. Особенно хороша была первая весна, майские дни за городом. Запах земли и молодой травы наполнял душу счастьем. Ощущение радости было пронзительным, прямо-таки невыносимым, ей иногда даже есть не хотелось от счастья».
А) В. Гроссман «Собака».
Б) И.С. Тургенев «Муму».
Когда скончался генерал из произведения Н.С. Лескова «Привидение в инженерном замке»?
а) Осенью.
Б) Летом.
В) Зимой.
Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор»?
а) Фантастический рассказ.
Б) Пасхальный рассказ.
В) Рождественский рассказ.
11. Из-за чего коростель из рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» не смог улететь в теплые края?
А) Он был слепым.
Б) У него не было крыльев.
В) У него не было лапки.
12. Зачем медведь следовал за учительницей до города? (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Медведь-провожатый»)
а) Хотел проводить учительницу, пока она шла по лесу.
Б) Хотел нанести вред учительнице.
13. Почему героям из рассказа А. Приставкина «Фотографии» важно было пересматривать фотографии?
А) Людочка не должна была забывать маму, папу и тетю.
Б) Детям в детском доме нечем было заниматься, поэтому они пересматривали фотографии.
В) Дети хвастались своими родственниками друг другу.
14. Почему герой рассказа Ю.Я. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» в течение нескольких лет повторял одну и ту же фразу?
А) Он хотел добиться правды.
Б) Таким образом он самоутверждался.
В) Хотел, чтобы девочки обратили на него внимание.
Какое чудо случилось в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо»?
а) Девочкам бесплатно дали капусту.
Б) Девочки нашли потерянные деньги и купили капусту.
В) Кочаны капусты упали из машины, когда она стала поворачивать, прямо к ногам девочек.
Промежуточная аттестация по родной литературе для 5 класса
2 вариант
Выберите правильное продолжение определения понятия «басня»:
а) Русская народная эпическая песня о богатырях.
Б) Словесное изложение каких-нибудь событий.
В) Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение
Определите автора и название басни, из которой взяты следующие строки:
«И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться».
А) А.П. Сумароков «Волк и Ягнёнок».
Б) С.В. Михалков «Захваленная певунья».
В) С.В. Михалков «Зеркало».
Определите рифмовку в стихотворении Е .Баратынского «Водопад»:
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
А) Парная.
Б) Перекрестная.
В) Кольцевая.
От чьего лица ведется повествование в стихотворении Н.А. Некрасова «Накануне светлого праздника»?
а) От лица крестьянского мальчика.
Б) От лица автора.
В) От лица кузнеца.
Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
«Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
А) И.С. Тургенев «Два богача».
Б) И.С. Тургенев «Воробей».
О чем решила не рассказывать Варька, главная героиня рассказа Е.И. Носова «Варька», Ленке?
А) Сашка ее поцеловал.
Б) Сашка догнал ее на лошади.
В) Сашка умеет танцевать.
Как называется деревня из рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка», которая стоит на горе?
А) Верески.
Б) Зуяты.
В) Верейкино.
Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строки:
«Она была умна, мало того, она была образованна. Не накопи она опыта, соответствующего технике середины XX века, она бы погибла. Ведь случайно забредшие в город сельские собаки погибали сразу, прожив на городских улицах считанные часы. Но для ее борьбы мало было технического опыта и знаний, необходимо было понимание сути жизни, нужна была жизненная мудрость».
А) В. Гроссман «Собака».
Б) И.С. Тургенев «Муму».
Кадеты из произведения Н.С. Лескова «Привидение в инженерном замке» недолюбливали генерала
а) за его вредные привычки.
Б) за его придирчивость, суровость.
В) за чрезмерную болтливость.
К кому Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом?
А) К самому богатому человеку города.
Б) К барину, у которого раньше служил Мерцалов.
В) К кредитору, чтобы заложить последние вещи.
Где еще рассказчику из рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» приходилось убивать?
А) Дома.
Б) На войне.
В) В тюрьме.
Чем был интересен ворон Петька из рассказа И.С. Соколова-Микитова «Ворон Петька»?
а) Он умел разговаривать.
Б) Был большим проказником.
В) Кусал прохожих.
Почему главный герой рассказа А. Приставкина «Портрет отца» оторвал обложку в книге?
А) Он был невоспитанным мальчиком и постоянно портил имущество школы.
Б) На этой обложке был изображен мужчина. Мальчику хотелось верить, что это его отец.
В) Книга была все равно очень старая.
Почему Воробьев – главный герой рассказа Ю.Я. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» - признался в том, чего не совершал?
А) Он постоянно разбивал стекла. В этот раз он подумал, что если будет отрицать, то ему не поверят.
Б) Хотел казаться героем в глазах одноклассников.
В) Хотел, чтобы папа пришел в школу и одноклассники его увидели.
Почему девочки из рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо» не купили капусты?
А) Они потеряли деньги.
Б) Им не хватило капусты.
В) Капусту в тот день не привозили.
Ответы.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В1 | а | а | б | а | а | б | а | а | а | в | в | а | а | а | в |
В2 | в | в | в | б | б | а | в | а | б | б | б | б | б | а | а |