МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
МО – Пригородный район РСО - Алания
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от ___.___.2021 г. Руководитель ШМО ________/____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР __________ /Уртаева В.В./ « ____ » ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Чернуцкая Н.А./ « ____ » _____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 1
Количество часов: 33 ч (1 час в неделю)
Учитель: Бадтиева Ф.Р.
Рабочая программа к учебнику Л.Ю. Огерчук «Технология» для 1 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.Ю. Огерчук. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 80 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
2021/2022 учебный год
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для общеобразовательных учреждений на предмет «Технология» в 1 классе выделено 33 часа (из расчета 1 час недельной нагрузки).
По плану – 33 ч, по факту – 30 ч, так как 3 урока выпадают на праздничные дни (22.11, 23.02 и 08.03.2022 г.). Выполнение программы будет произведено за счёт уплотнения программного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В 1 КЛАССЕ
Деятельность образовательной организации в обучении технологии учащихся начальной школы должна быть направлена на достижение следующих результатов.
Технология в жизни человека
Мир, созданный человеком, и место человека в окружающем мире. Роль труда в жизни человека. Первичные представления о результатах разных видов труда (материальных, интеллектуальных, услуг), используемых в них инструментах. Труд людей и инструменты, используемые ими в работе.
Содержание труда людей ближайшего окружения. Результаты их труда.
Представления о технологии как об описании последовательности действий для получения желаемого результата.
Основные понятия: природа, труд, результат труда, мастер, инструмент.
В результате изучения раздела учащиеся научатся:
воспринимать окружающий мир как единое целое в его органичном единстве и разнообразии мира природы и мира, созданного человеком; человека — как часть природы, творца материальных и духовных ценностей;
различать и характеризовать объекты природы и предметы, созданные человеком;
понимать и объяснять значение труда в жизни человека;
устанавливать связи и отношения между видами труда человека, результатами его труда и инструментами, используемыми в работе (приводить примеры и группировать);
излагать знания о трудовой деятельности людей;
рассказывать о труде своих родителей;
понимать и характеризовать основополагающие понятия курса («труд», «инструмент», «результат труда», «мастер» и т.д.), обнаруживать связи и отношения между ними, приводить примеры;
проявлять ценностное отношение к природе; объектам культуры, созданным человеком, к труду и творчеству, людям труда, трудовым достижениям человечества;
формировать личностный смысл учения и создания продуктов труда;
получат возможность научиться:
правильного выбора профессии;
обобщать имеющийся опыт; связывать его с накопленными представлениями; группировать знания, формировать понятия курса;
систематизировать представления об основных понятиях курса («труд», «инструмент», «результат труда», «мастер» и т.д.); соотносить их между собой, обобщать и понимать их значения, формировать технологическую картину мира;
размышлять на тему «Кем стать, когда вырасту»; называть желаемую социальную роль, объяснять представления, связанные с осознанием себя в этой роли;
проявлять интерес к трудовой деятельности людей, к учебному предмету «Технология», к самореализации в социальном творчестве, учебной, познавательной, практической и общественно полезной деятельности.
2. Технологии самообслуживания и ведения домашнего хозяйства
Культура поведения и самообслуживание.
Культурные и трудовые традиции семьи, села, города, родного края. Элементарные представления об опрятности, аккуратности во внешнем виде. Значение личной гигиены.
Отношение к одежде и обуви как к способу выражения душевного состояния человека. Уход за внешним видом: правила и приёмы мытья рук, умывания, ухода за волосами, шнуровки обуви и завязывания шнурков.
Работы по дому. Значение и правила гигиены жилья. Представления о приёмах и последовательности уборки комнаты, о работах на кухне.
Основные понятия: аккуратный, неряха, схема.
В результате изучения раздела учащиеся научатся:
уважать труд взрослых в ведении домашнего хозяйства;
различать противоположные понятия: «аккуратный» и «неряха»;
соблюдать правила гигиены;
оценивать аккуратность в своём внешнем виде и во внешнем виде товарищей;
осуществлять действия по самообслуживанию в изученном объёме (мыть руки, умываться, причёсываться, завязывать шнурки);
выявлять и исправлять недостатки в своём внешнем виде;
получат возможность научиться:
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
применять накопленный опыт и выполнять доступные действия по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства;
помогать взрослым в уборке своей комнаты, участвовать в приготовлении пищи, накрывать стол и убирать со стола;
осуществлять элементарные приёмы уборки своих вещей в комнате;
осуществлять коммуникацию и взаимопомощь в самообслуживании;
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
3. Технологии изготовления изделий
Материальная культура как продукт предметно-преобразующей деятельности человека. Предметы материальной культуры.
Представления о конструкции изделий.
Представления о материалах как исходных предметах для изготовления изделий. Области их применения.
Виды материалов, используемых в работе (основные и вспомогательные, природные и искусственные): части растений, пластилин, цветная бумага, картон, вата, нитки, крышки от фабричных упаковок, краски, клей, прищепки, канцелярские скрепки. Их свойства. Общие сведения о происхождении природных и изготовлении искусственных материалов, их назначении и применении. Мастера, использующие эти материалы в работе.
Инструменты и приспособления, применяемые в работе: стеки, карандаши, кисти, лупа, гладилка, пинцет, дырокол, тряпочка для уборки со стола, зубочистки, подручные средства. Их назначение и применение. Ножницы. Их устройство, аналоги, назначение, применение. Безопасность, правила и приёмы работы ножницами.
Гигиена труда и правила безопасной работы с режущими, колющими инструментами, пачкающими материалами.
Чертёжные инструменты: карандаш, линейка, трафарет, сантиметровая лента.
Приспособления: шаблон, подручные средства.
Элементы графической грамоты: графические изображения (рисунок, схема); условные обозначения (линии контура, осевой симметрии, сгиба, реза, направления сгибания, мест нанесения клея).
Правила разметки по шаблону и трафарету. Экономия материала при разметке.
Способы и приёмы преобразовательной деятельности в процессе создания материальных продуктов труда (изготовления изделий): определение размеров заготовки (по месту, прибавление припусков); разметка по шаблону и трафарету; подготовка материала к работе (сушка природных материалов, согревание пластилина в руках); разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, сгибанием, с помощью подручных средств); измерение длины (по линейке и сантиметровой лентой); резание (стекой, ножницами); формообразование (лепка из пластилина различных форм руками, формование волокон, витьё, плетение из ниток); сборка (соединение деталей: пластилином, клеем); оформление (фломастерами, красками, аппликацией).
Технология изготовления. Этапы изготовления изделий: деление материала на части (обрывание, резание), изготовление деталей (разметка, лепка, формование), сборка изделия, оформление.
Элементы проектной деятельности: замысел, корректировка приёмов работы с опорой на технологию изготовления аналогичного изделия.
Элементы разработки технологии изготовления: выбор инструментов и приспособлений, выбор материалов, определение необходимых для выполнения заданных этапов приёмов работы из предложенных в учебнике.
Алгоритм формирования замысла. Алгоритм разработки технологии изготовления. Последовательность действий.
Организация процесса изготовления изделия: выбор средств для работы; соблюдение порядка на рабочем столе; выполнение приёмов работы в соответствии с последовательностью технологических операций по плану, схеме или инструкции технологии изготовления с опорой на наглядные изображения; соотнесение результатов работы с замыслом.
Опыт работы в паре, участия в коллективном обсуждении планируемой работы, выполнения работы в группе под руководством учителя.
Презентация и оценка результата по вопросам в учебнике.
Основные понятия: материал, приспособление, изделие, сушка, пресс, свойство, исследование, конструкция, деталь, приём, схема, этап, основа, композиция, аппликация, мозаика, оригами, замысел, контур, графические линии, условные обозначения, разметка, шаблон, трафарет, волокна природного происхождения, натуральные волокна и ткани, пряжа, вата, нитка, ровница, линейка, сантиметровая лента, ткань, картон, технология изготовления.
В результате изучения раздела учащиеся научатся:
воспринимать предметы материальной культуры как продукты труда человека и бережно к ним относиться;
уважительно относиться к труду людей, участвующих в производстве изделий;
использовать учебник как источник информации; объяснять её смысл, приводить примеры;
понимать и использовать правильную научную терминологию в изученном объёме;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, взаимное расположение;
составлять из природных материалов и правильных геометрических фигур образы окружающего мира, выполнять из них мозаики и аппликации;
осуществлять анализ композиции и выбирать цвета деталей с учётом их сочетаний и настроения сюжета;
осуществлять анализ форм деталей аппликации и определять способы их изготовления;
выбирать приспособления и инструменты для разметки деталей по шаблону, трафарету;
осуществлять коммуникацию, участвуя в коллективном обсуждении и планировании работы;
изготавливать элементарные по конструкции изделия по наглядному изображению, графическому рисунку или образцу с опорой на схему, план работы или технологию изготовления;
выполнять практические действия в соответствии с иллюстрированной инструкцией в учебнике, соблюдать во время практической работы последовательность технологических операций, заданную инструкцией в учебнике;
измерять длину по месту, на глаз, с помощью линейки и сантиметровой ленты, а также с учётом прибавления длины нитки на витьё и плетение;
выполнять разметку деталей на плоских материалах (по месту, на глаз, по шаблону, трафарету, сгибанием, с помощью подручных средств), а также с учётом припусков на выравнивание контуров деталей из ткани;
правильно выполнять приёмы ручной обработки материалов: подготовка материала к работе (заготовка природных материалов, согревание пластилина в руках); резание (стекой, ножницами); формообразование (лепка различных форм руками, формование волокон); сборка (соединение деталей: пластилином, клеем); оформление (фломастерами, красками, аппликацией);
правильно работать ручными инструментами (ножницы, стека, гладилка, кисточка), соблюдать правила гигиены;
соблюдать правила и приёмы безопасной работы с острыми инструментами (ножницы, стека, зубочистка) и с пачкающими материалами (клей, пластилин, краски) в ходе практической деятельности, убирать рабочее место и мыть руки и кисть после работы с клеем;
подбирать предметы для разметки плоских деталей, имеющих форму простых геометрических фигур;
работать с простейшей технологической документацией: читать схемы (в изученном объёме) и изготавливать изделия по схемам с опорой на инструктивный текст;
оценивать результат и описывать процесс работы с опорой на вопросы в учебнике;
находить сходства и различия в технологиях изготовления аппликаций из разных материалов;
осуществлять анализ процесса и результата труда по вопросам в учебнике, рассказывать о трудностях, которые были в работе, и как с ними удалось справиться, выявлять причины неудач, делать выводы о возможных путях исправления ошибок;
формулировать заключение по результатам анализа процесса работы с опорой на вопросы в учебнике;
получат возможность научиться:
использовать приобретённые компетенции для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и элементарных технологических задач;
создавать мысленный образ изделия с целью воплощения его в материале для передачи определённой информации об объектах окружающего мира (среды);
придумывать свои изделия с учётом ограничения условий;
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления, размещать их на рабочем столе под контролем учителя, соблюдать порядок во время работы;
прогнозировать результат практических действий и выбирать из предложенных наиболее подходящую технологическую последовательность выполнения операции;
самостоятельно определять конкретные приёмы работы по аналогии с предложенной технологией в соответствии с декоративно-художественной задачей;
осуществлять под руководством учителя отдельные элементарные действия проектной деятельности: формировать замысел, выбирать способы и приёмы его реализации, воплощать его в продукте, представлять готовое изделие с опорой на наводящие вопросы и инструктивный текст в учебнике;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, происхождении, практическом применении в жизни, выявленных свойствах осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным особенностям в соответствии с поставленной задачей;
составлять план работы и выполнять практические действия по изготовлению изделий в соответствии
инструкцией, схемой, с опорой на наглядные изображения; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять организованность, творческие способности, находить решения простых конструкторских, композиционных и художественно-оформительских задач;
осуществлять сотрудничество в совместной продуктивной деятельности по планированию работы, проявлять взаимопомощь в выполнении предметно-практических действий;
осуществлять коммуникацию, работая в паре;
оценивать результаты собственной и совместной деятельности по изготовлению изделий с опорой на вопросы в учебнике;
выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда.
4. Технологии выращивания растений и ухода за животными
В ы р а щ и в а н и е р а с т е н и й
Первоначальные представления о многообразии растений, условиях роста, пользе, которую они приносят человеку. Места выращивания (цветочный горшок, сад, огород, цветник).
Садовый инвентарь. Его применение в саду, в огороде, в цветнике. Сезонные работы в домашнем растениеводстве в открытом грунте. Особенности, способы и приёмы выращивания растений: в цветнике, в огороде, в саду и в домашних условиях.
Инструменты, применяемые при выращивании растений. Их назначение, устройство. Безопасные приёмы работы.
Первоначальные представления о выращивании цветочных растений из семян. Технологии посева и сбора семян, подготовки к хранению. Условия хранения семян.
Приёмы подготовки почвы, подготовки семян к посеву, посева семян. Приёмы ухода за растениями:
полив, прополка, окучивание, рыхление почвы.
Наблюдения за ростом и оценка результатов работы по вопросам в учебнике.
Ух о д з а ж и в о т н ы м и
Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к животным в культуре родного края, города, села.
Первоначальные представления об условиях содержания и способах ухода за животными, которых человек приручил. Примеры содержания домашних животных в родном селе, городе, в семье. Ответственность за домашних питомцев.
Основные понятия: садовый инвентарь, план, рыхлитель, лейка.
В результате изучения раздела учащиеся научатся:
замечать прекрасное в природе, в представителях животного и растительного мира;
сравнивать и отличать растения по внешним признакам, узнавать цветочные растения;
сравнивать и находить общее и особенное в видах растений и в весенних работах, связанных с уходом за ними;
узнавать и называть предметы садового инвентаря, понимать их назначение;
узнавать по иллюстрациям и различать работы, выполняемые в саду, в цветнике, в огороде весной, определять их последовательность, подбирать инструменты для весенних работ;
анализировать и определять назначение действий ухода за растениями;
понимать терминологию, выполнять необходимые приёмы по описанию технологии выращивания растений из семян;
называть приёмы посева семян цветочных растений и ухода за ними;
выполнять действия замачивания семян и ухода за растениями в соответствии с наглядными изображениями в учебнике;
правильно пользоваться ручными инструментами для работы в цветнике, выполнять приёмы выращивания цветочных растений из семян, соблюдать правила безопасной работы;
объяснять действия технологий посева и ухода за растениями;
наблюдать за поведением животных, содержащихся в домашних условиях, называть действия по уходу за ними;
рассказывать о своих домашних питомцах;
осуществлять коммуникацию, участвуя в коллективном планировании работы;
получат возможность научиться:
проявлять свою любовь к природе, к домашним животным и растениям;
осуществлять анализ технологии посева, называть по порядку этапы посева (включая замачивание семян);
самостоятельно выращивать цветочные растения (культивируемые или дикорастущие в родном крае) из семян;
выявлять и учитывать условия роста растений при выборе мест и приёмов их выращивания;
выбирать подходящие приёмы выращивания растений и применять их с учётом обеспечения требуемых условий;
рассказывать об условиях жизни животных;
участвовать в труде по уходу за своими питомцами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 1 КЛАССЕ
Тема | Содержание | Кол-во |
часов |
| Раздел 1. Мир технологий (1 ч) (Технология в жизни человека) |
Природа и труд человека (Вводный урок) (Технология в жизни человека) | Природа. То, что создано человеком. Инструменты. Место человека | 1 |
в окружающем мире. Роль труда в жизни человека. Первичные пред- ставления о результатах разных видов труда. Труд людей и инстру- менты, используемые ими в работе. Понятия: природа, труд, результат труда, мастер, инструмент. Экскурсия: знакомство с трудом людей ближайшего окружения | |
| Раздел 2. Я могу! (1 ч) | |
(Технологии самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. | |
Технологии выращивания растений и ухода за животными) | |
Твой труд (Твой внешний вид. Работы по дому. Выращивание растений. Уход за животными) | Умывание, расчёсывание, заплетание кос, шнуровка обуви. Систе- матизация представлений о работах по дому. Уборка комнаты. Работы на кухне. Уход за растениями и за животными. Понятия: аккуратный, неряха, схема | 1 |
|
| |
| Раздел 3. Выращивание растений (2 ч) | |
| (Технологии выращивания растений) | |
Осенние работы (Выращивание растений в от крытом грунте) Весенние работы (Выращивание растений в от крытом грунте) | Садовый инвентарь. Осенние работы (в саду, огороде, цветнике). Сбор семян цветочных растений. Заготовка семян для посева. Понятия: садовый инвентарь, план. Экскурсия: знакомство с осенними работами в саду, огороде, цвет- нике (на пришкольном участке) Весенние работы (в саду, огороде, цветнике). Приёмы и правила безопасной работы в цветнике. Посев цветочных растений. Уход за растениями. Понятия: рыхлитель, лейка. Экскурсия: знакомство с весенними работами в саду, огороде, цвет- нике (на пришкольном участке) | 1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
| Раздел 4. Изготовление изделий (29 ч) | |
| (Технологии изготовления изделий) | |
В гостях у мастеров | Материальная культура как продукт предметно-преобразующей де- | 1 |
(Вводный урок) | ятельности человека. Предметы материальной культуры. Представ- ления о материалах как о том, из чего изготавливают изделия. | |
(Технология в жизни человека) | | |
| Понятия: изделия, материалы (природные и искусственные). | |
| Экскурсия: в мастерские ручного труда | |
Наша мастерская | Материалы, инструменты и приспособления для работы. Сбор и за- | 2 |
(Подготовительные работы) | готовка природных материалов. Исследование свойств природных | |
| материалов. Способы сушки растений. | |
| Понятия: вспомогательные материалы, инструмент, приспособле- | |
| ние, рабочее место, рабочая одежда, свойство, исследование, сушка | |
| (открытая, под прессом), пресс. | |
| Экскурсия: в парк за природными материалами | |
Пластилин (Технологии получения и обра- ботки пластичных материа- лов) | Изготовление и применение пластилина. Профессии людей, работа- ющих с пластилином. Исследование его свойств. Подготовка к леп- ке, организация рабочего места. Правила безопасной работы с плас- тилином. Приёмы лепки различных форм. Игрушки из шариков. Овощи, фрукты и ягоды из пластилина. Игрушки на ёлку. Закрепле- ние нитки на подвесных игрушках из пластилина. Плоские изделия на готовой основе. Понятия: пластилин, пластичность, конструкция, деталь, приём, план изготовления, этап, технология изготовления, основа, медаль- он, скульптор, модель, художник-аниматор, художник-модельщик | 6 |
Композиции из природных материалов (Технология сборки изделий из природных материалов) | Объёмные композиции. Композиции на плоскости. Приёмы соеди- нения деталей из пластилина и природных материалов. Мозаика из семян на пластилиновой основе. Игрушки из пластилина и природ- ных материалов. Аппликации из природных материалов. Правила безопасной работы с клеем. Понятия: композиция, мозаика, аппликация, замысел, клей, технолог | 4 |
Бумага (Технологии производства и обработки бумаги) | Изготовление и применение бумаги. Исследование свойств бумаги. Открытки с обрывной аппликацией. Приёмы сгибания бумаги, из- готовления деталей обрыванием, приклеивания деталей. Выбор цве- та материала. Оригами. Деление прямоугольника на равные части. Получение квадрата из прямоугольного листа бумаги. Композиция «Аквариум». Открытки ко Дню защитника Отечества и к 8 Марта. Мозаика из бумаги. Способы деления материала на части. Виды ножниц. Профессии людей, работающих с ними. Правила и приёмы безопасной работы ножницами. Закладки для книг. Аппликации из геометрических фигур. Счётный материал. Разметка контуров дета- лей по шаблону, трафарету, с помощью предметов с плоским основа- нием. Правила экономной разметки. Понятия: бумага, обрывная аппликация, контур, оригами, графи- ческие линии, условные обозначения, исходная форма, ножницы, разметка, шаблон, трафарет, экономить | 8 |
Волокна (Технологии производства и обработки текстильных материалов) | Происхождение и применение волокон. Профессии людей, работаю- щих с волокнами. Исследование свойств ваты. Аппликации с деталями из ваты. Формование волокон. Приклеивание деталей из волокон. Понятия: волокно, вата, волокна природного происхождения, нату- ральные волокна и ткани, пряжа | 2 |
Нитки (Технологии производства и обработки текстильных материалов) | Изготовление и применение ниток. Виды ниток. Исследование свойств ниток. Приёмы завязывания узлов. Измерение длины. Спо- собы разметки длины ниток. Витьё шнура. Плетение косиц. Игруш- ки из ниток и бумаги. Полезные верёвочки. Понятия: нитка, ровница, линейка, сантиметровая лента, верёвка, шнур, колье | 3 |
Ткани (Технологии производства и обработки текстильных материалов) | Изготовление и применение тканей. Профессии людей, работаю- щих с тканями. Исследование свойств тканей. Изменение формы лоскута завязыванием узлов. Аппликация из ткани (оклеивание ос- новы тканью, изготовление деталей, сборка аппликации). Понятия: ткань, структура тканей (тканое полотно, трикотаж, нетка- ное полотно), виды тканей (хлопчатобумажные, льняные, шёлко- вые, шерстяные), картон | 3 |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Планируемые сроки |
план | факт |
1 | Природа и труд. человека. | | |
2 | Твой труд. | | |
3 | Осенние работы. | | |
4 | В гостях у мастеров. | | |
5 | Наша мастерская. Заготовка природных материалов. | | |
6 | Пластилин. Фантазии из шариков. | | |
7 | Осенний урожай. Фруктово-ягодный десерт. | | |
8 | Игрушки на ёлку. | | |
9 | Медальоны с буквами. | | |
10 | Композиции из природных материалов. | | |
11 | Игрушки из пластилина и природных материалов. | | |
12 | Клей. | | |
13 | Аппликации из природных материалов. | | |
14 | Бумага. | | |
15 | Открытки с обрывной аппликацией. | | |
16 | Оригами | | |
17 | Открытки ко Дню защитника Отечества. | | |
18 | Открытки к 8 Марта. | | |
19 | Мозаика из бумаги. | | |
20 | Закладки для книг. | | |
21 | Счётный материал. | | |
22 | Волокна. | | |
23 | Пушистые аппликации. | | |
24 | Нитки. | | |
25 | Весёлые игрушки. | | |
26 | Полезные верёвочки. | | |
27 | Ткани. | | |
28 | Узелки на платочке. | | |
29 | Аппликация из ткани. | | |
30 | Весенние работы. | | |