СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование в менеджменте

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование в менеджменте»

  ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2022

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

2022

Планирование деятельности предприятия – систематический, информационно обрабатываемый процесс  качественного,   количественного и    временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия План – это сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации

Планирование деятельности предприятия –

  • систематический,
  • информационно обрабатываемый

процесс

качественного,

количественного и

временного определения

будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия

План – это сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации

План включает: маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции) технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии) финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности)

План включает:

  • маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции)
  • технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии)
  • финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности)
Объекты плановых решений: цели и задачи пути и средства ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач организация выполнения плана и контроль

Объекты плановых решений:

  • цели и задачи
  • пути и средства
  • ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач
  • организация выполнения плана и контроль
Цели -  конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность Критерии: конкретность измеримость взаимоподдерживаемость достижимость ориентированность во времени S pecific M easurable A rea bound R ealistic T ime bound

Цели - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность

Критерии:

  • конкретность
  • измеримость
  • взаимоподдерживаемость
  • достижимость
  • ориентированность во времени

S pecific

M easurable

A rea bound

R ealistic

T ime bound

Общие цели: отражают концепцию развития фирмы разрабатываются на длительную перспективу определяют основные направления программ развития фирмы ранжируются по принципу приоритетности Обеспечение максимальной рентабельности  Обеспечение устойчивости положения Разработка новых направлений развития

Общие цели:

  • отражают концепцию развития фирмы
  • разрабатываются на длительную перспективу
  • определяют основные направления программ развития фирмы
  • ранжируются по принципу приоритетности
  • Обеспечение максимальной рентабельности
  • Обеспечение устойчивости положения
  • Разработка новых направлений развития
Специфические цели / Подцели: разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности  Повышение рентабельности каждого подразделения  Достижение целей в области маркетинга  НИОКР  производства  финансов 3. Достижение целей филиалов и дочерних компаний

Специфические цели / Подцели:

  • разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности
  • Повышение рентабельности каждого подразделения
  • Достижение целей в области маркетинга
  • НИОКР

производства

финансов

3. Достижение целей филиалов и дочерних компаний

Сферы интересов организации при выборе целей:   доходы работа с клиентами потребности и благосостояние сотрудников социальная ответственность

Сферы интересов организации при выборе целей:

  • доходы
  • работа с клиентами
  • потребности и благосостояние сотрудников
  • социальная ответственность
 Этапы планирования   Прогнозирование   Моделирование   Программирование

Этапы

планирования

Прогнозирование

Моделирование

Программирование

План  (официальный документ)  отражает: прогнозы развития организации в будущем промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств

План (официальный документ) отражает:

  • прогнозы развития организации в будущем
  • промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями
  • механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов
  • стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств
Принципы составления планов  полнота  — учёт всех событий и ситуаций точность  — использование методов, средств, тактики и процедур , обеспечиваю щих точность прогнозов ясность  —  прост ота и легк ость формулировки  планов непрерывность — планирование - непрерывный процесс экономичность  — соизмер имость расход ов на планирование с выигрышем от него

Принципы составления планов

  • полнота учёт всех событий и ситуаций
  • точность использование методов, средств, тактики и процедур , обеспечиваю щих точность прогнозов
  • ясность прост ота и легк ость формулировки планов
  • непрерывность планирование - непрерывный процесс
  • экономичность соизмер имость расход ов на планирование с выигрышем от него
Методология планирования Методы планирования Способы планирования балансовый от достигнутого нормативный оптимальное планирование математико-статистический адаптивное планирование

Методология

планирования

Методы планирования

Способы планирования

балансовый

от достигнутого

нормативный

оптимальное планирование

математико-статистический

адаптивное планирование

 Балансовый метод планирования   означает, что планы составляются в виде взаимно уравновешивающихся таблиц, где с одной стороны, учитываются ресурсы, а с другой - - соответствующие потребности .  Нормативный метод планирования  – основан на использовании при разработке плана нормативной базы: установленных, научно обоснованных и принятых предприятием (или законодательно закрепленных) ограничений по различным показателям и характеристикам его экономической деятельности.  Математико-статистические методы заключаются в оптимизационных расчетах на основе различного рода моделей

Балансовый метод планирования   означает, что планы составляются в виде взаимно уравновешивающихся таблиц, где с одной стороны, учитываются ресурсы, а с другой - - соответствующие потребности . Нормативный метод планирования  – основан на использовании при разработке плана нормативной базы: установленных, научно обоснованных и принятых предприятием (или законодательно закрепленных) ограничений по различным показателям и характеристикам его экономической деятельности. Математико-статистические методы заключаются в оптимизационных расчетах на основе различного рода моделей

ПЛАН По типам целей По видам По срокам Согласованные и ранжированные планы-цели Стратегические Долгосрочные (5 и более лет) Планы для повторяющихся действий Планы - цели, программы Тактические Оперативные Среднесрочные (1-5 лет) Графики, расписания Бюджеты, программы Планы для неповторяющихся действий Краткосрочные  (до 1 года) Программы, бюджеты, сетевые графики Бюджеты, сетевые графики, программы

ПЛАН

По типам целей

По видам

По срокам

Согласованные и ранжированные

планы-цели

Стратегические

Долгосрочные

(5 и более лет)

Планы для повторяющихся действий

Планы - цели,

программы

Тактические

Оперативные

Среднесрочные

(1-5 лет)

Графики, расписания

Бюджеты,

программы

Планы

для неповторяющихся действий

Краткосрочные

(до 1 года)

Программы,

бюджеты,

сетевые графики

Бюджеты, сетевые

графики,

программы

Бизнес-план Высший уровень  Стратегическое планирование Средний уровень  Тактическое планирование Низший уровень Оперативное планирование

Бизнес-план

Высший уровень

Стратегическое планирование

Средний уровень

Тактическое планирование

Низший уровень

Оперативное планирование

Уровни планирования  в организации Стратегическое планирование – определение долгосрочных перспектив Тактическое планирование –  определение промежуточных  целей Оперативное планирование – о пределение повседневной краткосрочной тактики

Уровни планирования в организации

Стратегическое планирование –

определение долгосрочных перспектив

Тактическое планирование –

определение промежуточных

целей

Оперативное планирование –

о пределение повседневной

краткосрочной тактики

Текущее планирование на срок до 1 года ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей воплощено в краткосрочных и оперативных планах увязывает все направления деятельности организации и её подразделений на предстоящий период

Текущее планирование

  • на срок до 1 года
  • ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей
  • воплощено в краткосрочных и оперативных планах
  • увязывает все направления деятельности организации и её подразделений на предстоящий период
Тактические вопросы создание организационной структуры порядок найма сотрудников технология оборота документов процедуры взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами и др. Организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель.

Тактические вопросы

  • создание организационной структуры
  • порядок найма сотрудников
  • технология оборота документов
  • процедуры взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами и др.

Организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель.

Оперативный план —  1. документ, цель которого — обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения задач определить объемы, качество и структуру выделяемых ресурсов 2. содержит плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений 3. устанавливает границы количественных и качественных задач , конкретизируя их для фирмы в целом и для каждого ее подразделения

Оперативный план —

1. документ, цель которого —

  • обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения задач
  • определить объемы, качество и структуру выделяемых ресурсов

2. содержит плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений

3. устанавливает границы количественных и качественных задач , конкретизируя их для фирмы в целом и для каждого ее подразделения

Стратегическое планирование  определяет главные цели деятельности фирмы и намечает конечные результаты охватывает период в 10-15 лет и имеет отдаленные последствия обеспечивает основу для всех управленческих решений  

Стратегическое планирование

  • определяет главные цели деятельности фирмы и намечает конечные результаты
  • охватывает период в 10-15 лет и имеет отдаленные последствия
  • обеспечивает основу для всех управленческих решений  
Функции стратегического планирования   распределение ресурсов адаптация к внешней среде внутренняя координация организационное стратегическое предвидение = осознание организационных стратегий

Функции стратегического планирования

  • распределение ресурсов
  • адаптация к внешней среде
  • внутренняя координация
  • организационное стратегическое предвидение = осознание организационных стратегий
Сравнение стратегического и оперативного планирования Признаки Стратегическое планирование Иерархические ступени Оперативное планирование В основном на уровне высшего руководства Неопределенность Включает все уровни с основным упором на среднее звено Вид проблем Существенно выше Меньше Большинство проблем не структурировано Временной горизонт Относительно хорошо структурированы Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты Потребность в информации Альтернативы планов Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты В первую очередь из внешней среды В первую очередь из самого предприятия Спектр альтернатив широк Охват Спектр ограничен Концентрация на отдельных важных позициях Степень детализации Охватывает все функциональные области и интегрирует их Невысокая Основные контролируемые величины Относительно большая Потенциал успеха (например, рост доли рынка) Прибыль, рентабельность, ликвидность

Сравнение стратегического и оперативного планирования

Признаки

Стратегическое планирование

Иерархические ступени

Оперативное планирование

В основном на уровне высшего руководства

Неопределенность

Включает все уровни с основным упором на среднее звено

Вид проблем

Существенно выше

Меньше

Большинство проблем не структурировано

Временной горизонт

Относительно хорошо структурированы

Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты

Потребность в информации

Альтернативы планов

Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты

В первую очередь из внешней среды

В первую очередь из самого предприятия

Спектр альтернатив широк

Охват

Спектр ограничен

Концентрация на отдельных важных позициях

Степень детализации

Охватывает все функциональные области и интегрирует их

Невысокая

Основные контролируемые величины

Относительно большая

Потенциал успеха (например, рост доли рынка)

Прибыль, рентабельность, ликвидность

Процесс стратегического планирования   Анализ внутренней среды  Анализ внешней среды  Цели организации   Миссия организации   Реализация стратегии  Выбор стратегии  Анализ стратегических альтернатив  Оценка стратегии

Процесс стратегического планирования

Анализ внутренней среды

Анализ внешней среды

Цели организации

Миссия организации

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив

Оценка стратегии

Формулирование миссии  и целей организации Выбор миссии Формулирование целей Долгосрочные Краткосрочные Среднесрочные Разработка обеспечивающих планов (указания по принятию решений и действий) Правила Процедуры Стратегии Политика Бюджеты

Формулирование миссии и целей организации

Выбор миссии

Формулирование целей

Долгосрочные

Краткосрочные

Среднесрочные

Разработка обеспечивающих планов

(указания по принятию решений и действий)

Правила

Процедуры

Стратегии

Политика

Бюджеты

Миссия организации  констатация философии и предназначения, смысла существования организации  (широкое значение)   - философия – ценности, верования и принципы,  в соответствии с которыми организация намерена  осуществлять свою деятельность (меняется редко)  - предназначение – определение действий и роли  организации в жизни общества (меняется в зависимости  от условий)  утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных  (узкое значение)

Миссия организации

  • констатация философии и предназначения, смысла существования организации (широкое значение)
  • - философия – ценности, верования и принципы,
  • в соответствии с которыми организация намерена
  • осуществлять свою деятельность (меняется редко)
  • - предназначение – определение действий и роли

организации в жизни общества (меняется в зависимости

от условий)

утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных (узкое значение)

Миссия организации должна отражать цели и интересы различных групп , связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс её функционирования, с акцентом на интересы собственников, сотрудников и покупателей  Собственники организации Общество в целом Местное сообщество Сотрудники организации  МИССИЯ    Деловые партнеры Покупатели

Миссия организации

должна отражать цели и интересы различных групп , связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс её функционирования, с акцентом на интересы собственников, сотрудников и покупателей

Собственники организации

Общество в целом

Местное сообщество

Сотрудники организации

МИССИЯ

Деловые партнеры

Покупатели

Миссия организации отражает следующие характеристики организации:  целевые ориентиры  ( задачи и устремления в  долгосрочной перспективе )  сфера деятельности  ( продукт и рын о к )  философия  ( принятые  ценности и верования )  возможности и способы осуществления  деятельности  ( сильные стороны, возможности   для выживания в долгосрочной перспективе,    способы и технологии выполнения работ )

Миссия организации

отражает следующие характеристики организации:

целевые ориентиры ( задачи и устремления в

  • долгосрочной перспективе )
  • сфера деятельности ( продукт и рын о к )
  • философия ( принятые ценности и верования )
  • возможности и способы осуществления
  • деятельности ( сильные стороны, возможности
  • для выживания в долгосрочной перспективе,
  • способы и технологии выполнения работ )
Анализ и оценка внешней среды Факторы внешней среды  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  КОНКУРЕНТНЫЕ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ   ОРГАНИЗАЦИЯ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ  СОЦИАЛЬНЫЕ  РЫНОЧНЫЕ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Анализ и оценка внешней среды Факторы внешней среды

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

КОНКУРЕНТНЫЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

РЫНОЧНЫЕ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых  сторон организации - оценка функциональных зон, выявление сильных и слабых сторон : маркетинг финансы операции (производство) человеческие ресурсы культура и образ организации

Управленческое обследование

внутренних сильных и слабых сторон организации -

оценка функциональных зон,

выявление сильных и слабых сторон :

маркетинг

финансы

  • операции (производство)
  • человеческие ресурсы
  • культура и образ организации
SWOT -анализ анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз важнейший этап маркетингового плана проводят для анализа деятельности фирмы в целом, для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий

SWOT -анализ

  • анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  • важнейший этап маркетингового плана
  • проводят для анализа деятельности фирмы в целом, для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий
СТРАТЕГИЯ   (греч. strategos  – «искусство генерала»)  детальный всесторонний комплексный план, обеспечи вающий осуществление миссии организации и достижение её целей долгосрочное качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм деятельности,системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям

СТРАТЕГИЯ (греч. strategos – «искусство генерала»)

  • детальный всесторонний комплексный план, обеспечи вающий осуществление миссии организации и достижение её целей
  • долгосрочное качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм деятельности,системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям
Процесс планирования стратегии  9. Оперативное управление 1. Определение миссии 10. Оценка, контроль и формирование новой стратегии или  Корректировка стратегических задач 8. Формирование бюджетов 2. Анализ внутренней среды 7. Проведение структурных изменений 3. Формулировка целей 5. Постановка задач 6. Разработка планов 4. Планирование стратегии

Процесс планирования стратегии

9. Оперативное управление

1. Определение миссии

10. Оценка, контроль и формирование новой стратегии

или

Корректировка стратегических задач

8. Формирование бюджетов

2. Анализ внутренней среды

7. Проведение структурных изменений

3. Формулировка целей

5. Постановка задач

6. Разработка планов

4. Планирование стратегии

Процесс разработки и реализации стратегии РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЕ Анализ, прогнозирование и мониторинг внешней среды Исследование и использование возможностей  и угроз, стоящих перед предприятием Формулирование стратегического ориентира с учетом возможностей и угроз Определение миссии Выявление сильных и слабых сторон, способствующих или препятствующих эффективному достижению стратегического ориентира Анализ внутренней среды Выражение общего стратегического ориентира в форме конкретной цели с учетом сильных и слабых сторон предприятия Формулировка целей Планирование, реализация и контроль стратегий Выработка стратегии и управление основными способами её достижения

Процесс разработки и реализации стратегии

РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЙСТВИЕ

Анализ, прогнозирование и мониторинг внешней среды

Исследование и использование возможностей

и угроз, стоящих перед предприятием

Формулирование стратегического ориентира с учетом возможностей и угроз

Определение миссии

Выявление сильных и слабых сторон, способствующих или препятствующих эффективному достижению стратегического ориентира

Анализ внутренней среды

Выражение общего стратегического ориентира в форме конкретной цели с учетом сильных и слабых сторон предприятия

Формулировка целей

Планирование, реализация и контроль стратегий

Выработка стратегии и управление основными способами её достижения

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Рост внутренний внешний  2 Ограниченный рост 1 Сокращение Сокращение ликвидация отсечение лишнего сокращение и переориентация ликвидация отсечение лишнего сокращение и переориентация 3 3 Сочетание стратегий 4

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Рост

  • внутренний
  • внешний

2

Ограниченный рост

1

Сокращение

  • Сокращение
  • ликвидация отсечение лишнего сокращение и переориентация
  • ликвидация
  • отсечение лишнего
  • сокращение и переориентация

3

  • 3

Сочетание стратегий

4

Ключевы е фактор ы выбор а стратегии фирмы сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы цели фирмы интересы и отношение к стратегии высшего руководства финансовые ресурсы фирмы квалификация работников фирмы обязательства фирмы по предыдущим стратегиям степень зависимости фирмы от внешней среды временной фактор

Ключевы е фактор ы выбор а стратегии фирмы

  • сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы
  • цели фирмы
  • интересы и отношение к стратегии высшего руководства
  • финансовые ресурсы фирмы
  • квалификация работников фирмы
  • обязательства фирмы по предыдущим стратегиям
  • степень зависимости фирмы от внешней среды
  • временной фактор
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного планирования Характеристика системы 1. Постановка целей и задач 2. Разработка документов стратегического планирования 3. Создание профильного института 4. Координация стратегий с проводимой политикой 5. Содержание экономической политики 6. Мониторинг и контроль достижения целей

Сравнительный анализ зарубежного и отечественного планирования

Характеристика системы

1. Постановка целей и задач

2. Разработка документов стратегического планирования

3. Создание профильного института

4. Координация стратегий с проводимой политикой

5. Содержание экономической политики

6. Мониторинг и контроль достижения целей

Список рекомендуемой литературы 1) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 616 с. 2) Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.- 576 с. 3) Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, 2008. – 440 с. 4) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Кабушкин. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с. 5) Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.

Список рекомендуемой литературы

1) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 616 с.

2) Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.- 576 с.

3) Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, 2008. – 440 с.

4) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Кабушкин. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.

5) Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.