Планирование индивидуально-консультационных занятий
по биологии для обучающихся 9 классов
разработано учителем биологии МБОУ «СОШ № 2 г. Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Зариповой Ф.Р.)
Программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ГИА и рассчитана на 35 часов. Занятия предназначены в качестве консультаций для 9 класса и опираются на знания, умения и навыки, которые были получены учениками в процессе изучения базового курса биологии
Тип курса – предметный.
Данный курс необходим, т.к. ученики 9 класса готовятся к ГИА по биологии.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания биологических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Данные занятия позволяют выявить и ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях учеников, расширить и углубить их умения и навыки в области биологии, активизировать внимание учащихся к решению биологических задач, а также реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Основой курса является деятельностный подход, реализующийся в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ГИА по биологии» и др.)
Цели и задачи занятий:
обобщить и систематизировать учебный материал по биологии, необходимый для сдачи экзамена в формате ГИА;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по биологии в формате ГИА:
тестам с выбором ответа (уровень А и В) и с открытым ответом (уровень С);
Структура курса
Введение знакомство с целями и задачами изучаемого курса, также с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ГИА. Обучение заполнению бланков ГИА
Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед по семи блочным темам, составлением алгоритма работы с правилом или выбором наиболее оптимального для работы алгоритма схемы из уже имеющихся вариантов.
На занятиях предполагается также самостоятельная работа учащихся с учебной и справочной литературой, работа с заданиями тестовой формы с выбором ответа, заданиями тестовой формы на соответствие, заданиями с кратким ответом, анализа заданий повышенной сложности – все эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, позволяют качественно подготовиться к экзамену.
Практический материал содержит упражнения и задания, которые можно разделить на три группы: тренировочные, обобщающие и контрольные. Эти типы заданий наиболее соответствуют реальной задаче, стоящей перед учащимися 9 класса – подготовке к ГИА по биологии.
Формы промежуточного контроля: беседы с учащимися по изучаемым темам, тестовые задания.
Итоговый контроль – тестирование.
Структура учебного занятия
№ | Этапы комбинированного занятия | Кол-во часов |
1. | Психологический настрой на деятельность, понимание цели и задач | 2 |
2. | Самостоятельная работа учеников с материалом или иллюстративно-объяснительная подача материала учителем | 11 |
3. | Беседа | 5 |
4. | Индивидуальная работа учащихся с тестами в парах и группах | 7 |
5. | Экспресс-контроль | 7 |
6. | Подведение итогов | 3 |
| Всего: | 35 |
Предполагаемые результаты:
обобщение, закрепление знаний по предмету
готовность учеников к самообразованию и к разрешению возникающих проблем, к использованию информационных ресурсов;
развитие коммуникативной компетентности
По окончанию курса ученики должны
знать/понимать
основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез;
строения и признаков биологических объектов;
сущности биологических процессов и явлений;
особенностей строения и жизнедеятельности организма человека;
современной биологической терминологии и символики.
уметь:
использовать биологическую терминологию;
узнавать объекты живой природы;
обосновывать процессы и явления;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить анализ,обобщение, формулировать выводы;
решать биологические задачи;
использовать теоретические знания в практической деятельности, объяснять биологические процессы и явления;
устанавливать взаимосвязи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления;
анализировать и оценивать биологическую информацию;
делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
А также иметь:
Биологические компетентности на базовом уровне:
- владение биологической терминологией и символикой;
- знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа
жизни, экологических основ охраны окружающей среды;
- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности.
Биологические компетентности на повышенном уровне:
- знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;
- умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы
- умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Биологические компетентности высокого уровня:
- умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
- умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;
- умений решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Рабочая программа.
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ГИА. Обучение заполнению бланков ГИА
Первый блок «Биология как наука» о роли биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
методы изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» строение, функции и многообразие
клеток, тканей, органов и систем органов; признаки живых организмов, наследственность и изменчивость; способы размножения, приемы выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» отличительных
признаки основных царств живой природы: Животных, Растений, Грибов,
Бактерий, Вирусов; классификация растений и животных: отдел (тип), класс;
об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразие как основа устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» происхождение человека и его биосоциальная природа, высшая нервная деятельность и особенности поведения
человека; строение и жизнедеятельность органов и систем органов
(нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения,
пищеварения, половой, опорно-двигательной); внутренняя среда, иммунитет, органы чувств, нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности; гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» системы организации живой природы, экологическиt факторs, взаимодействие разных видов в природе; естественные и искусственные экосистемы и входящие в них компоненты, пищевые связи; экологические проблемы, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правила поведения в окружающей среде и способы сохранения равновесия в ней.
Комплексная подготовка к ГИА
Формы работы: тренинг в формате ГИА, индивидуальная коррекция ошибок обучающихся.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема | Количество часов |
35 часов |
1. Введение | 1. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ГИА. Обучение заполнению бланков ГИА. | 1 |
2. Подготовка к заданиям части А | 1. Биология – наука о живой природе. | 1 |
2. Признаки живых организмов | 4 |
3. Система, многообразие и эволюция живой природы | 6 |
4. Человек и его здоровье | 6 |
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5 |
3. Подготовка к заданиям части В | 1.Умение проводить множественный выбор | 1 |
2. Умение устанавливать соответствие | 1 |
3. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 1 |
| 4.Умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия | 1 |
4. Подготовка к заданиям практического характера | 1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни | 1 |
2. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 2 |
3. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | 1 |
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 1. Тренинг в формате ГИА. Индивидуальная коррекция ошибок. | 3 2 |
Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ. Биология Типовые тестовые задания/ Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев. –М.: Издательство «Экзамен»
2. Единый государственный экзамен. Биология. Полный комплект пособий для подготовки к ЕГЭ. 500 заданий / авторы составитель: Г.А.Воронина – М.: Астрель, 2010.
3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Биология / ФИПИ авторы составители: Е.А.Никишова, С.П.Шаталова – М.: Астрель, 2010.
4. Биология. Подготовка к ЕГЭ 2011: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов н/Д: Легион, 2010
5. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Г.И.Лернер, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. 2009