СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование индивидуально-консультационных занятий по биологии для учащихся 9 классов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование индивидуально-консультационных занятий

по биологии  для обучающихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Планирование индивидуально-консультационных занятий по биологии для учащихся 9 классов.»

Планирование индивидуально-консультационных занятий

по биологии для обучающихся 9 классов

разработано учителем биологии МБОУ «СОШ № 2 г. Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района РТ

Зариповой Ф.Р.)


Программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ГИА и рассчитана на 35 часов. Занятия предназначены в качестве консультаций для 9 класса и опираются на знания, умения и навыки, которые были получены учениками в процессе изучения базового курса биологии

       Тип курса – предметный.

Данный курс необходим, т.к. ученики 9 класса готовятся к ГИА по биологии.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания биологических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Данные занятия  позволяют выявить и ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях учеников, расширить и углубить их умения и навыки в области биологии, активизировать внимание учащихся к решению биологических задач, а также реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Основой курса является деятельностный подход, реализующийся в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ГИА по биологии» и др.)

Цели и задачи занятий:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по биологии, необходимый для сдачи экзамена в формате ГИА;

  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по биологии в формате ГИА:

  • тестам с выбором ответа (уровень А и В) и с открытым ответом (уровень С);


Структура курса


Введение  знакомство с целями и задачами изучаемого курса, также с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ГИА. Обучение заполнению бланков ГИА

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед по семи блочным темам, составлением алгоритма работы с правилом или выбором наиболее оптимального для работы алгоритма схемы из уже имеющихся вариантов.

На занятиях предполагается также самостоятельная работа учащихся с учебной и справочной литературой, работа с заданиями тестовой формы с выбором ответа, заданиями тестовой формы на соответствие, заданиями с кратким ответом, анализа заданий повышенной сложности – все эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, позволяют качественно подготовиться к экзамену. 

Практический материал содержит упражнения и задания, которые можно разделить на три группы: тренировочные, обобщающие и контрольные. Эти типы заданий  наиболее соответствуют реальной задаче, стоящей перед учащимися 9 класса – подготовке к ГИА по биологии.

Формы промежуточного контроля: беседы с учащимися по изучаемым темам, тестовые задания.

Итоговый контроль – тестирование.







Структура учебного занятия 

Этапы комбинированного занятия

Кол-во часов

1. 

Психологический настрой на деятельность, понимание цели и задач

2

2.     

Самостоятельная работа учеников с материалом или иллюстративно-объяснительная подача материала учителем

11

3.

Беседа

5

4.

Индивидуальная работа учащихся с тестами в парах и группах

7

5.

Экспресс-контроль

7

6.

Подведение итогов

3

 

Всего:

35

  

Предполагаемые результаты:

  • обобщение, закрепление знаний по предмету

  • готовность учеников к самообразованию и к разрешению возникающих проблем, к использованию информационных ресурсов;

  • развитие коммуникативной компетентности

По окончанию курса ученики должны

  • иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ГИА по биологии;

знать/понимать

  • основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез;

  • строения и признаков биологических объектов;

  • сущности биологических процессов и явлений;

  • особенностей строения и жизнедеятельности организма человека;

  • современной биологической терминологии и символики.

уметь:

  • использовать биологическую терминологию;

  • узнавать объекты живой природы;

  • обосновывать процессы и явления;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • проводить анализ,обобщение, формулировать выводы;

  • решать биологические задачи;

  • использовать теоретические знания в практической деятельности, объяснять биологические процессы и явления;

  • устанавливать взаимосвязи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления;

  • анализировать и оценивать биологическую информацию;

  • делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

А также иметь:

Биологические компетентности на базовом уровне:

- владение биологической терминологией и символикой;

- знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа

жизни, экологических основ охраны окружающей среды;

- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;

- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности.

Биологические компетентности на повышенном уровне:

- знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;

- умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы

- умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.


Биологические компетентности высокого уровня:

- умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

- умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;

- умений решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.


Рабочая программа.

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ГИА. Обучение заполнению бланков ГИА

Первый блок «Биология как наука» о роли биологии в формировании современной

естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

методы изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» строение, функции и многообразие

клеток, тканей, органов и систем органов; признаки живых организмов, наследственность и изменчивость; способы размножения, приемы выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» отличительных

признаки основных царств живой природы: Животных, Растений, Грибов,

Бактерий, Вирусов; классификация растений и животных: отдел (тип), класс;

об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразие как основа устойчивости биосферы и результате эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» происхождение человека и его биосоциальная природа, высшая нервная деятельность и особенности поведения

человека; строение и жизнедеятельность органов и систем органов

(нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения,

пищеварения, половой, опорно-двигательной); внутренняя среда, иммунитет, органы чувств, нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности; гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» системы организации живой природы, экологическиt факторs, взаимодействие разных видов в природе; естественные и искусственные экосистемы и входящие в них компоненты, пищевые связи; экологические проблемы, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правила поведения в окружающей среде и способы сохранения равновесия в ней.

Комплексная  подготовка к ГИА

Формы работы: тренинг в формате ГИА, индивидуальная коррекция ошибок обучающихся.












Тематическое планирование


Раздел

программы

Тема

Количество часов

35 часов

1. Введение

1. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ГИА.

Обучение заполнению бланков ГИА.

1


2. Подготовка к заданиям

части А

1. Биология – наука о живой природе.

1

2. Признаки живых организмов

4

3. Система, многообразие и эволюция живой природы

6

4. Человек и его здоровье

6

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5

3. Подготовка к заданиям

части В

1.Умение проводить множественный выбор

1

2. Умение устанавливать соответствие

1

3. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

1


4.Умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия

1

4. Подготовка к заданиям практического характера


1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

1

2. Умение работать с текстом биологического содержания

(понимать, сравнивать, обобщать)

2


3. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

1

4. Комплексная подготовка к ЕГЭ.

1. Тренинг в формате ГИА.

Индивидуальная коррекция ошибок.

3

2


Список рекомендуемой литературы

1. ЕГЭ. Биология Типовые тестовые задания/ Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев. –М.: Издательство «Экзамен»

2. Единый государственный экзамен. Биология. Полный комплект пособий для подготовки к ЕГЭ. 500 заданий / авторы составитель: Г.А.Воронина – М.: Астрель, 2010.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Биология / ФИПИ авторы составители: Е.А.Никишова, С.П.Шаталова – М.: Астрель, 2010.

4. Биология. Подготовка к ЕГЭ 2011: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов н/Д: Легион, 2010

5. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Г.И.Лернер, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. 2009