Тематическое планирование кружка «Краевед»5-6классы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2015.) С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа кружка «Краевед» предназначена для дополнительного развития знаний, умений и навыков учащихся 5-6 классов по поиску, анализу и использованию краеведческого исторического материала. Кружок призван заинтересовать учащихся в изучении истории своей семьи и малой Родины, воспитать чувство гордости за трудовые и боевые подвиги земляков. Так же кружок призван решить проблему самоидентификации учащихся и определению ими своего места и места своей семьи в обществе и истории. (Рассчитана на учащихся 10-14 лет, срок реализации 3 года)
Занятия по кружку рассчитаны на 35 часов 1 час.
Цели программы:
Изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
Формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Цель кружка: всестороннее развитие учащихся на основе работы с краеведческим материалом, продолжение процесса социализации учащихся.
Задачи кружка:
1) Обучить учащихся работать с краеведческим материалом: составлять генеалогическое древо, записывать беседы с современниками исторических событий, собирать и систематизировать разнородную историческую информацию;
2) воспитать у учащихся чувство уважения к традициям предков и других народов;
3) научить ценить достижения наших земляков в сфере культуры, спорта, науки и т.д.
4) популяризовать в школьной среде занятие краеведением и изучением исторических корней семьи;
5) Научить учащихся методам работы с историческими источниками (информационные, метапредметные УУД);
6) Развить у учащихся способность к эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
7) Развитие навыков проектной деятельности;
8) Развить у учащихся способность к адекватной самооценке успешности своей деятельности (смыслообразование, личностный тип УУД);
9) Сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре (нравственно-этическая ориентация личности, личностный тип УУД);
10) Научить учащихся преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание, метапредметный тип УУД);
11) Развитие умения составлять план и последовательности действий (планирование, метапредметный тип УУД).
Содержание программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, который был составлен на основе местного краеведческого материала – история села, история школы, школьные стенды, школьный сайт, Книги памяти и др. и прослеживалась интеграция урочной и внеурочной деятельности . При реализации программы я, как руководитель кружка, учитывала возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, старалась создать условия для успешности каждого ребёнка. Обучение осуществлялось в виде теоретических и практических занятий для обучающихся с целью формирования УУД.
Курс учитывает возрастные особенности младших школьников, поэтому на занятиях присутстует организация подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. Некоторые игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. Это позволило сделать рабо¬ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложнялись: увеличивался объём материала, наращивался темп выполнения заданий, сложнее становились выполняемые практические задания.
Формы работы:
- индивидуальные, парные, групповые;
- практические и теоретические;
- беседы;
- игровые занятия.
Практические упражнения на занятиях кружка были направлены не только на развитие мышления и памяти, но и мелкой моторики рук, умению ориентироваться в пространстве (игры «Мое село», «Моя улица» «Найди отличия», «Собери символ России», «Угадай»).
Занятия-экскурсии способствуют не только знакомству с некоторыми особенностями села, но и формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, получению навыков межличностного общения.
Достигнуть результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
пешие экскурсии по селу и его окрестностям;
сбор материалов;
создание и оформление этнографического уголка в школе;
участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты:
Программа прогнозирует проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, участвуя в исследовательских конкурсах и научно-практических конференциях.
Содержание программы.
1. Введение – 1 час.
Наука «Краеведение». Связь ее со школьными курсами.
2.Историческое прошлое села – 4 часа.
Возникновение и развитие села.
Географическое положение села,района, Саратовской области. Природные условия села и его окрестности. Климатические особенности. Зеленый наряд села.
Встреча с жителями села.2ч.
Экскурсия.1ч.
Посещение районного музея.1ч.
3. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны2ч..
4Население – 2 часа.
История заселения. Численность населения в разное время. Демографические показатели. Национальный состав. Миграции населения.
5.Микротопонимия села .Улицы нашего села , пруды, поля.– 2 часа.
Фотовыставка.1ч.
История возникновения названий улиц, прудов, полей. Современные и прежние названия.
6.Достопримечательности и памятники села. Церковь.– 2 часа.
Защита проектов.2ч.
7.Хозяйство села – 3 часа.
Развитие села с 1700по 2014годы. Земледелие, животноводство.
Викторина.1
8.Состояние природной среды – 2 часа.
Источники загрязнения воды в селе. Экологические проблемы и пути их решения.
9.История школы – 2 часа.
10.Я и моя семья 3 часа.
11.Защита проектов.2ч.
12.Конференция.2ч.
| | | | |
№ | Тема | Часы | УУД | Дата |
1. | Введение.Наука «краеведение». | 1 | Познавательные Регулятивные | План | Факт |
2. | Географическое положение села, района, области. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
3. | Возникновение и развитие села. | 1 | Познавательные регулятивные коммуникативные | |
4. | Природа и климат . | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
5. | Зеленый наряд села.Фотоэкскурсия. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
6. | Встреча с В.В.Дергачевым. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
7. | Встреча со старожилами села. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
8. | Экскурсия «Село осенью». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
9. | Посещение районного музея. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
10. | Село в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
11. | Земляки –участники Великой Отечественной войны. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
12. | История заселения. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
13. | Население села. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
14. | Улицы нашего села. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
15. | История улиц. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
16. | Фотовыставка. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
17. | Достопримечательности и памятники села. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
18. | Церковь. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
19-20. | Защита проектов. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
21-22. | Развитие хозяйства. | 2 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
23. | История колхоза. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
24. | История1 фотографии. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
25. | Викторина. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
26. | Состояние природной среды. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
27. | Экологические проблемы и пути их решения. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
28. | История школы. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
29. | Школьные традиции. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
30. | Я и моя семья. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
31. | «Старая фотография рассказала». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
32. | Семейные реликвии. Памятные вещи. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
33. | Защита проектов «Мое родное село». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
34. | Защита проектов «Моя семья». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
35. | Итоговая конференция. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
Примерные темы творческих работ учащихся.
Улицы села. ( исследовательская работа )
Климатические наблюдения.
Памятник – ансамбль воинам – односельчанам.
Моя семья в Великой Отечественной войне.
Мой дом и моя улица.
Профессии родителей.
Водоемы и их роль в жизни села.
Творческий отчет об экскурсии.
Люди нашего села.
Земля – главное богатство нашего села.
Рассказы о родном крае.
Номинация:Программа в области патриотического воспитания
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа кружка «Краевед» предназначена для дополнительного развития знаний, умений и навыков учащихся 5-6 классов по поиску, анализу и использованию краеведческого исторического материала. Кружок призван заинтересовать учащихся в изучении истории своей семьи и малой Родины, воспитать чувство гордости за трудовые и боевые подвиги земляков. Так же кружок призван решить проблему самоидентификации учащихся и определению ими своего места и места своей семьи в обществе и истории. (Рассчитана на учащихся 10-14 лет, срок реализации 3 года)
Занятия по кружку рассчитаны на 35 часов 1 час.
Цели программы:
Изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
Формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Цель кружка: всестороннее развитие учащихся на основе работы с краеведческим материалом, продолжение процесса социализации учащихся.
Задачи кружка:
1) Обучить учащихся работать с краеведческим материалом: составлять генеалогическое древо, записывать беседы с современниками исторических событий, собирать и систематизировать разнородную историческую информацию;
2) воспитать у учащихся чувство уважения к традициям предков и других народов;
3) научить ценить достижения наших земляков в сфере культуры, спорта, науки и т.д.
4) популяризовать в школьной среде занятие краеведением и изучением исторических корней семьи;
5) Научить учащихся методам работы с историческими источниками (информационные, метапредметные УУД);
6) Развить у учащихся способность к эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
7) Развитие навыков проектной деятельности;
8) Развить у учащихся способность к адекватной самооценке успешности своей деятельности (смыслообразование, личностный тип УУД);
9) Сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре (нравственно-этическая ориентация личности, личностный тип УУД);
10) Научить учащихся преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание, метапредметный тип УУД);
11) Развитие умения составлять план и последовательности действий (планирование, метапредметный тип УУД).
Содержание программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, который был составлен на основе местного краеведческого материала – история села, история школы, школьные стенды, школьный сайт, Книги памяти и др. и прослеживалась интеграция урочной и внеурочной деятельности . При реализации программы я, как руководитель кружка, учитывала возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, старалась создать условия для успешности каждого ребёнка. Обучение осуществлялось в виде теоретических и практических занятий для обучающихся с целью формирования УУД.
Курс учитывает возрастные особенности младших школьников, поэтому на занятиях присутстует организация подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. Некоторые игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. Это позволило сделать рабо¬ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложнялись: увеличивался объём материала, наращивался темп выполнения заданий, сложнее становились выполняемые практические задания.
Формы работы:
- индивидуальные, парные, групповые;
- практические и теоретические;
- беседы;
- игровые занятия.
Практические упражнения на занятиях кружка были направлены не только на развитие мышления и памяти, но и мелкой моторики рук, умению ориентироваться в пространстве (игры «Мое село», «Моя улица» «Найди отличия», «Собери символ России», «Угадай»).
Занятия-экскурсии способствуют не только знакомству с некоторыми особенностями села, но и формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, получению навыков межличностного общения.
Достигнуть результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
пешие экскурсии по селу и его окрестностям;
сбор материалов;
создание и оформление этнографического уголка в школе;
участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты:
Программа прогнозирует проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, участвуя в исследовательских конкурсах и научно-практических конференциях.
Содержание программы.
1. Введение – 1 час.
Наука «Краеведение». Связь ее со школьными курсами.
2.Историческое прошлое села – 4 часа.
Возникновение и развитие села.
Географическое положение села,района, Саратовской области. Природные условия села и его окрестности. Климатические особенности. Зеленый наряд села.
Встреча с жителями села.2ч.
Экскурсия.1ч.
Посещение районного музея.1ч.
3. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны2ч..
4Население – 2 часа.
История заселения. Численность населения в разное время. Демографические показатели. Национальный состав. Миграции населения.
5.Микротопонимия села .Улицы нашего села , пруды, поля.– 2 часа.
Фотовыставка.1ч.
История возникновения названий улиц, прудов, полей. Современные и прежние названия.
6.Достопримечательности и памятники села. Церковь.– 2 часа.
Защита проектов.2ч.
7.Хозяйство села – 3 часа.
Развитие села с 1700по 2014годы. Земледелие, животноводство.
Викторина.1
8.Состояние природной среды – 2 часа.
Источники загрязнения воды в селе. Экологические проблемы и пути их решения.
9.История школы – 2 часа.
10.Я и моя семья 3 часа.
11.Защита проектов.2ч.
12.Конференция.2ч.
№ | Тема | Часы | УУД | Дата |
1. | Введение.Наука «краеведение». | 1 | Познавательные Регулятивные | План | Факт |
2. | Географическое положение села, района, области. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
3. | Возникновение и развитие села. | 1 | Познавательные регулятивные коммуникативные | |
4. | Природа и климат . | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
5. | Зеленый наряд села. Фото экскурсия. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
6. | Село в истории района. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
7. | Встреча со старожилами села. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
8. | Интервью с интересными людьми. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
9. | Экскурсия «Село осенью». | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
10. | Село в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
11. | Земляки – участники Великой Отечественной войны. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
12. | Оформление альбома. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
13. | Оформление альбома. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
14. | Биографическая книга памяти жителей села Чернышевка. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
15. | Статья в газету. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | |
16. | Фотовыставка. Защита проектов. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
17. | Защита проектов. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
18. | Достопримечательности и памятники села. Церковь. | 1 | Познавательные Регулятивные коммуникативные | |
19-20. | Защита проектов «Мое родное село». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
21-22. | Оформление презентаций «Моя малая родина». | 2 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
23. | Школа вчера,сегодня,завтра. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
24. | История1 фотографии. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
25. | Сбор материала о выпускниках школы. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
26. | Сбор материала о выпускниках школы. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
27. | Школьные традиции. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
28. | Школьные традиции. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
29. | Внеклассное мероприятие «Наша школа». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
30. | Я и моя семья.Родословная. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
31. | «Старая фотография рассказала». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
32. | Семейные реликвии. Памятные вещи. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
33. | Защита проектов «Памятники старины». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
34. | Защита проектов «Моя родословная». | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
35. | Итоговая конференция. | 1 | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | |
Примерные темы творческих работ учащихся.
История села. ( исследовательская работа)
Памятник – ансамбль воинам – односельчанам.
Моя семья в Великой Отечественной войне.
Мой дом и моя улица.
Одна фотография рассказала…
Моя родословная.
Школа вчера,сегодня,завтра.
Люди нашего села.
История одной вещи.
Рассказы о родном крае.