СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование кружка"Краевед"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование и программа внеурочной деятельности (кружка) для 5-6 классов по истории села,края.Можно  вносить изменения.

Просмотр содержимого документа
«Планирование кружка"Краевед"»

Тематическое планирование кружка «Краевед»5-6классы

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2015.) С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа кружка «Краевед» предназначена для дополнительного развития знаний, умений и навыков учащихся 5-6 классов по поиску, анализу и использованию краеведческого исторического материала. Кружок призван заинтересовать учащихся в изучении истории своей семьи и малой Родины, воспитать чувство гордости за трудовые и боевые подвиги земляков. Так же кружок призван решить проблему самоидентификации учащихся и определению ими своего места и места своей семьи в обществе и истории. (Рассчитана на учащихся 10-14 лет, срок реализации 3 года)

Занятия по кружку рассчитаны на 35 часов 1 час.

Цели программы:

Изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,

Формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Цель кружка: всестороннее развитие учащихся на основе работы с краеведческим материалом, продолжение процесса социализации учащихся.

Задачи кружка:

1) Обучить учащихся работать с краеведческим материалом: составлять генеалогическое древо, записывать беседы с современниками исторических событий, собирать и систематизировать разнородную историческую информацию;

2) воспитать у учащихся чувство уважения к традициям предков и других народов;

3) научить ценить достижения наших земляков в сфере культуры, спорта, науки и т.д.

4) популяризовать в школьной среде занятие краеведением и изучением исторических корней семьи;

5) Научить учащихся методам работы с историческими источниками (информационные, метапредметные УУД);

6) Развить у учащихся способность к эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

7) Развитие навыков проектной деятельности;

8) Развить у учащихся способность к адекватной самооценке успешности своей деятельности (смыслообразование, личностный тип УУД);

9) Сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре (нравственно-этическая ориентация личности, личностный тип УУД);

10) Научить учащихся преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание, метапредметный тип УУД);

11) Развитие умения составлять план и последовательности действий (планирование, метапредметный тип УУД).

Содержание программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, который был составлен на основе местного краеведческого материала – история села, история школы, школьные стенды, школьный сайт, Книги памяти и др. и прослеживалась интеграция урочной и внеурочной деятельности . При реализации программы я, как руководитель кружка, учитывала возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, старалась создать условия для успешности каждого ребёнка. Обучение осуществлялось в виде теоретических и практических занятий для обучающихся с целью формирования УУД.

Курс учитывает возрастные особенности младших школьников, поэтому на занятиях присутстует организация подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. Некоторые игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. Это позволило сделать рабо¬ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложнялись: увеличивался объём материала, наращивался темп выполнения заданий, сложнее становились выполняемые практические задания.

Формы работы:

- индивидуальные, парные, групповые;

- практические и теоретические;

- беседы;

- игровые занятия.

Практические упражнения на занятиях кружка были направлены не только на развитие мышления и памяти, но и мелкой моторики рук, умению ориентироваться в пространстве (игры «Мое село», «Моя улица» «Найди отличия», «Собери символ России», «Угадай»).

Занятия-экскурсии способствуют не только знакомству с некоторыми особенностями села, но и формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, получению навыков межличностного общения.

Достигнуть результатов:

Личностные

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

предвосхищать результат.

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

установление причинно-следственных связей.

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в районный краеведческий музей;

пешие экскурсии по селу и его окрестностям;

сбор материалов;

создание и оформление этнографического уголка в школе;

участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты:

Программа прогнозирует проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, участвуя в исследовательских конкурсах и научно-практических конференциях.

Содержание программы.

1. Введение – 1 час.

Наука «Краеведение». Связь ее со школьными курсами.

2.Историческое прошлое села – 4 часа.

Возникновение и развитие села.

Географическое положение села,района, Саратовской области. Природные условия села и его окрестности. Климатические особенности. Зеленый наряд села.

Встреча с жителями села.2ч.

Экскурсия.1ч.

Посещение районного музея.1ч.

3. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны2ч..

4Население – 2 часа.

История заселения. Численность населения в разное время. Демографические показатели. Национальный состав. Миграции населения.

5.Микротопонимия села .Улицы нашего села , пруды, поля.– 2 часа.

Фотовыставка.1ч.

История возникновения названий улиц, прудов, полей. Современные и прежние названия.

6.Достопримечательности и памятники села. Церковь.– 2 часа.

Защита проектов.2ч.

7.Хозяйство села – 3 часа.

Развитие села с 1700по 2014годы. Земледелие, животноводство.

Викторина.1

8.Состояние природной среды – 2 часа.

Источники загрязнения воды в селе. Экологические проблемы и пути их решения.

9.История школы – 2 часа.

10.Я и моя семья 3 часа.

11.Защита проектов.2ч.

12.Конференция.2ч.






















































































































































Тема

Часы

УУД

Дата

1.

Введение.Наука «краеведение».

1

Познавательные

Регулятивные



План

Факт

2.

Географическое положение села, района, области.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


3.

Возникновение и развитие села.

1



Познавательные

регулятивные

коммуникативные


4.

Природа и климат .

1


Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


5.

Зеленый наряд села.Фотоэкскурсия.

1




Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


6.

Встреча с В.В.Дергачевым.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


7.

Встреча со старожилами села.

1






Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


8.

Экскурсия «Село осенью».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные



9.

Посещение районного музея.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


10.

Село в годы Великой Отечественной войны.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


11.

Земляки –участники Великой Отечественной войны.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


12.

История заселения.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


13.

Население села.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


14.

Улицы нашего села.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


15.

История улиц.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


16.

Фотовыставка.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


17.

Достопримечательности и памятники села.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


18.

Церковь.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


19-20.

Защита проектов.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


21-22.

Развитие хозяйства.

2

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


23.

История колхоза.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


24.

История1 фотографии.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


25.

Викторина.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


26.

Состояние природной среды.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


27.

Экологические проблемы и пути их решения.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


28.

История школы.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


29.

Школьные традиции.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


30.

Я и моя семья.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


31.

«Старая фотография рассказала».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


32.

Семейные реликвии. Памятные вещи.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


33.

Защита проектов «Мое родное село».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


34.

Защита проектов «Моя семья».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


35.

Итоговая конференция.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные




Примерные темы творческих работ учащихся.

Улицы села. ( исследовательская работа )

Климатические наблюдения.

Памятник – ансамбль воинам – односельчанам.

Моя семья в Великой Отечественной войне.

Мой дом и моя улица.

Профессии родителей.

Водоемы и их роль в жизни села.

Творческий отчет об экскурсии.

Люди нашего села.

Земля – главное богатство нашего села.

Рассказы о родном крае.





Номинация:Программа в области патриотического воспитания

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа кружка «Краевед» предназначена для дополнительного развития знаний, умений и навыков учащихся 5-6 классов по поиску, анализу и использованию краеведческого исторического материала. Кружок призван заинтересовать учащихся в изучении истории своей семьи и малой Родины, воспитать чувство гордости за трудовые и боевые подвиги земляков. Так же кружок призван решить проблему самоидентификации учащихся и определению ими своего места и места своей семьи в обществе и истории. (Рассчитана на учащихся 10-14 лет, срок реализации 3 года)

Занятия по кружку рассчитаны на 35 часов 1 час.

Цели программы:

Изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,

Формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Цель кружка: всестороннее развитие учащихся на основе работы с краеведческим материалом, продолжение процесса социализации учащихся.

Задачи кружка:

1) Обучить учащихся работать с краеведческим материалом: составлять генеалогическое древо, записывать беседы с современниками исторических событий, собирать и систематизировать разнородную историческую информацию;

2) воспитать у учащихся чувство уважения к традициям предков и других народов;

3) научить ценить достижения наших земляков в сфере культуры, спорта, науки и т.д.

4) популяризовать в школьной среде занятие краеведением и изучением исторических корней семьи;

5) Научить учащихся методам работы с историческими источниками (информационные, метапредметные УУД);

6) Развить у учащихся способность к эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

7) Развитие навыков проектной деятельности;

8) Развить у учащихся способность к адекватной самооценке успешности своей деятельности (смыслообразование, личностный тип УУД);

9) Сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре (нравственно-этическая ориентация личности, личностный тип УУД);

10) Научить учащихся преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание, метапредметный тип УУД);

11) Развитие умения составлять план и последовательности действий (планирование, метапредметный тип УУД).

Содержание программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, который был составлен на основе местного краеведческого материала – история села, история школы, школьные стенды, школьный сайт, Книги памяти и др. и прослеживалась интеграция урочной и внеурочной деятельности . При реализации программы я, как руководитель кружка, учитывала возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, старалась создать условия для успешности каждого ребёнка. Обучение осуществлялось в виде теоретических и практических занятий для обучающихся с целью формирования УУД.

Курс учитывает возрастные особенности младших школьников, поэтому на занятиях присутстует организация подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. Некоторые игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. Это позволило сделать рабо¬ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложнялись: увеличивался объём материала, наращивался темп выполнения заданий, сложнее становились выполняемые практические задания.

Формы работы:

- индивидуальные, парные, групповые;

- практические и теоретические;

- беседы;

- игровые занятия.

Практические упражнения на занятиях кружка были направлены не только на развитие мышления и памяти, но и мелкой моторики рук, умению ориентироваться в пространстве (игры «Мое село», «Моя улица» «Найди отличия», «Собери символ России», «Угадай»).

Занятия-экскурсии способствуют не только знакомству с некоторыми особенностями села, но и формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, получению навыков межличностного общения.

Достигнуть результатов:

Личностные

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

предвосхищать результат.

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

установление причинно-следственных связей.

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в районный краеведческий музей;

пешие экскурсии по селу и его окрестностям;

сбор материалов;

создание и оформление этнографического уголка в школе;

участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты:

Программа прогнозирует проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, участвуя в исследовательских конкурсах и научно-практических конференциях.

Содержание программы.

1. Введение – 1 час.

Наука «Краеведение». Связь ее со школьными курсами.

2.Историческое прошлое села – 4 часа.

Возникновение и развитие села.

Географическое положение села,района, Саратовской области. Природные условия села и его окрестности. Климатические особенности. Зеленый наряд села.

Встреча с жителями села.2ч.

Экскурсия.1ч.

Посещение районного музея.1ч.

3. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны2ч..

4Население – 2 часа.

История заселения. Численность населения в разное время. Демографические показатели. Национальный состав. Миграции населения.

5.Микротопонимия села .Улицы нашего села , пруды, поля.– 2 часа.

Фотовыставка.1ч.

История возникновения названий улиц, прудов, полей. Современные и прежние названия.

6.Достопримечательности и памятники села. Церковь.– 2 часа.

Защита проектов.2ч.

7.Хозяйство села – 3 часа.

Развитие села с 1700по 2014годы. Земледелие, животноводство.

Викторина.1

8.Состояние природной среды – 2 часа.

Источники загрязнения воды в селе. Экологические проблемы и пути их решения.

9.История школы – 2 часа.

10.Я и моя семья 3 часа.

11.Защита проектов.2ч.

12.Конференция.2ч.



















































































































































































Тема

Часы

УУД

Дата

1.

Введение.Наука «краеведение».

1

Познавательные

Регулятивные



План

Факт

2.

Географическое положение села, района, области.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


3.

Возникновение и развитие села.

1



Познавательные

регулятивные

коммуникативные


4.

Природа и климат .

1


Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


5.

Зеленый наряд села. Фото экскурсия.

1




Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


6.

Село в истории района.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


7.

Встреча со старожилами села.

1






Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


8.

Интервью с интересными людьми.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные



9.

Экскурсия «Село осенью».

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


10.

Село в годы Великой Отечественной войны.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


11.

Земляки – участники Великой Отечественной войны.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


12.

Оформление альбома.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


13.

Оформление альбома.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


14.

Биографическая книга памяти жителей села Чернышевка.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


15.

Статья в газету.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


16.

Фотовыставка. Защита проектов.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


17.

Защита проектов.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


18.

Достопримечательности и памятники села. Церковь.

1

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные


19-20.

Защита проектов «Мое родное село».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


21-22.

Оформление презентаций «Моя малая родина».

2

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


23.

Школа вчера,сегодня,завтра.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


24.

История1 фотографии.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


25.

Сбор материала о выпускниках школы.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


26.

Сбор материала о выпускниках школы.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


27.

Школьные традиции.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


28.

Школьные традиции.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


29.

Внеклассное мероприятие «Наша школа».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


30.

Я и моя семья.Родословная.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


31.

«Старая фотография рассказала».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


32.

Семейные реликвии. Памятные вещи.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


33.

Защита проектов «Памятники старины».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


34.

Защита проектов «Моя родословная».

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


35.

Итоговая конференция.

1

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные




Примерные темы творческих работ учащихся.

История села. ( исследовательская работа)

Памятник – ансамбль воинам – односельчанам.

Моя семья в Великой Отечественной войне.

Мой дом и моя улица.

Одна фотография рассказала…

Моя родословная.

Школа вчера,сегодня,завтра.

Люди нашего села.

История одной вещи.

Рассказы о родном крае.