№ п/п | Тема | Формирование знаний Надпредметный курс «Мир деятельности» | Формирование умений Урочная и внеурочная деятельность |
I четверть (8 часов): ОНЗ – 5 часов; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 час. |
1 | Тема: «Учиться… А что это значит?» | Цель: Сформировать представление об учебной деятельности (2 шага). | Цель: Сформировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
2 | Тема: «Учитель и ученик». | Цель: 1) Сформировать представление о функции учителя в учебной деятельности. 2) Закрепить представления о функции ученика в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
3 | Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке». | Цель: Составить основные правила поведения ученика на уроке, исходя из функций ученика и учителя. | Цель: Сформировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
4 | Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности». | Цель: Сформировать представление об активности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
5 | Тема: «Учимся дружно. Работа в парах». | Цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
II четверть (7 часов) ОНЗ – 5 часов; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 1 час. |
9 | Тема: «Как научиться быть внимательным». | Цель: 1) Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности. 2) Познакомить с простейшими приемами развития устойчивости внимания. | Цель: Сформировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
10 | Тема: «Затруднение – мой помощник в учении». | Цель: 1) Сформировать представление о затруднении как о необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика. | Цель: Сформировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
11 | Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье». | Цель: 1) Сформировать представление о роли истинных ценностей в жизни каждого человека и раскрыть приоритет ценности Здоровья. 2) Построить основные правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
12 | Тема: «Учимся дружно. Работа в группах». | Цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
13 | Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности». | Цель: Сформировать представление о терпении в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
III четверть (10 часов) ОНЗ – 6 часов; диагностика – 1 час; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 1 час. |
17 | Тема: «Как выяснить, что я не знаю?» | Цель: Сформировать представление о структуре I шага учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
18 | Тема: «Зачем ученику домашнее задание». | Цель: 1) Сформировать представление об учебной деятельности вне уроков. 2) Определить цели выполнения домашнего задания и раскрыть его значимость для ученика. | Цель: Сформировать мотивацию к выполнению домашнего задания, умение грамотно формулировать его цель и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
19 | Тема: «Семья – мой помощник в учении». | Цель: 1) Сформировать представление о роли семьи как помощника ребенка в учении, ценностное отношение к своей учебной деятельности как составной части успешной жизни семьи, ее истории. 2) Построить правила взаимодействия со взрослыми в случае возникновения затруднений при выполнении домашнего задания | Цель: Сформировать умение применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
20 | Тема: «Пробное учебное действие». | Цель: 1) Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимом этапе учения. 2) Определить цели пробного учебного действия и установить форму фиксирования затруднения: «Я не могу выполнить … (данную конкретную задачу)». | Цель: Сформировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
21 | Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать». | Цель: Сформировать представление о шаге учебной деятельности – «остановлюсь, чтобы подумать» (выход в пространство рефлексии) как о необходимом этапе преодоления затруднения. | Цель: Сформировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
22 | Тема: «Причина затруднения». | Цель: Сформировать представление о причине затруднения ученика при открытии нового знания. 2) Построить способ формулирования причины затруднения в учебной деятельности при открытии нового знания. | Цель: Сформировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
IV четверть (7 часов) ОНЗ – 3 часов; диагностика – 1 час; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 час. |
26 | Тема: «Как проверить свою работу». | Цель: 1) Сформировать представление об образце и роли образца в учебной деятельности. 2) Построить алгоритм самопроверки по образцу и сформировать первичный опыт его применения. | Цель: Сформировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
27 | Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности». | Цель: Сформировать представление о честности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
28 | Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность. | Цель: Сформировать представление о доброжелательности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение проявлять доброжелательность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
№ п/п | Тема | Формирование знаний | Формирование умений |
I четверть (8 часов) ОНЗ – 5 часов; диагностика – 1 час; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 1 час. |
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Знание». | Цель: 1) Открыть ценность Знания как общемировой ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг. 2) Раскрыть значимость глубоких всесторонних знаний для человека и умения их применять. | Цель: Сформировать умение быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
3 | Тема: «Домашнее задание делаю сам». | Цель: 1) Раскрыть перед учащимися значимость самостоятельного выполнения домашнего задания. 2) Построить простейший алгоритм выполнения домашнего задания. | Цель: Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
4 | Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий». | Цель: Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий. | Цель: Сформировать умение правильно формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
5 | Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий». | Цель: 1) Сформулировать простейшие правила высказывания «автором» своих суждений. 2) Построить простейшие правила поведения «понимающего». | Цель: Сформировать умение применять правила в позициях «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
6 | Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу». | Цель: 1) Выявить основные отличия понятий «слушать» и «слышать», взаимосвязь между понятиями «слушаю» − «воспринимаю», «слышу» − «понимаю». 2) Построить простейшие правила постановки вопросов на уточнение и понимание. | Цель: Сформировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
II четверть (8 часов) ОНЗ – 5 часов; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 часа. |
9 | Тема: «Как самому построить новое знание?» | Цель: Сформировать представление о структуре II шага учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
10 | Тема: «Чувства – мои помощники в учебе». | Цель: 1) Сформировать представление о чувствах ученика, помогающих ему в учебной деятельности. 2) Построить простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием. | Цель: Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
11 | Тема: «Ставлю цель!». | Цель: 1) Сформировать представление о цели учебной деятельности. 2) Построить простейший алгоритм постановки цели учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
12 | Тема: «Ключи к новым знаниям». | Цель: Сформировать представление о средствах, необходимых ученику для открытия нового знания. | Цель: Сформировать умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания (а позже − выбирать их) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
13 | Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон». | Цель: 1) Уточнить представление о результате учебной деятельности и построить простейший способ формулирования результата на уроке открытия нового знания. 2) Сформировать представление об эталоне как о знаковой фиксации нового знания. 3) Сформировать представление об использовании эталона как критерия доказательства правильности выполнения учебного задания. | Цель: Сформировать умение фиксировать результат учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и опыт самооценки этих умений на основе применения эталона. |
III четверть (10 часов) ОНЗ – 7 часов; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 часа. |
16 | Тема: «Личностные качества ученика: целеустремленность». | Цель: Сформировать представление о целеустремленности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение проявлять целеустремленность в учебной деятельности на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
17 | Тема: «Учусь анализировать». | Цель: Построить простейший алгоритм и опорный сигнал анализа объекта, сформировать положительный опыт их применения. | Цель: Сформировать умение применять алгоритм анализа объекта и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
18 | Тема: «Учусь сравнивать». | Цель: Построить простейший алгоритм и опорный сигнал сравнения двух объектов, сформировать положительный опыт их применения. | Цель: Сформировать умение применять алгоритм сравнения двух объектов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
19 | Тема: «Как исправить свою ошибку». | Цель: 1) Построить алгоритм исправления ошибок. 2) Сформировать представление об эталоне для самопроверки. | Цель: Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
20 | Тема: «Я знаю. Я умею». | Цель: 1) Выявить основные отличия понятий «знание» и «умение». 2) Сформировать представление о двух шагах коррекционной деятельности. | Цель: Сформировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
21 | Тема: «Как выяснить, что я не умею». | Цель:1) Сформировать представление о структуре первого шага коррекционной деятельности. 2) Построить алгоритм работы на первом шаге коррекционной деятельности. | Цель: Сформировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
22 | Тема: «Подробный образец». | Цель: 1) Сформировать представление о подробном образце, выявить отличия подробного образца от образца и эталона. 2) Определить цель использования образца, эталона и подробного образца на разных этапах урока. | Цель: Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
IV четверть (8 часов) ОНЗ – 4 часов; диагностика – 1 час; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 час. |
26 | Тема: «Личностные качества ученика: Самостоятельность в учебной деятельности». | Цель: Сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
28 | Тема: «Как превратить свое неумение в умение» | Цель: 1) Сформировать представление о структуре второго шага коррекционной деятельности. 2) Построить алгоритм работы на втором шаге коррекционной деятельности. | Цель: Сформировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге коррекционной деятельности, умение применять построенный алгоритм и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
29 | Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов». | Цель: 1) Сформировать представление о необходимости понимать друг друга в процессе общения. 2) Построить простейшие приемы понимания собеседника без слов. | Цель: Сформировать умение использовать приемы понимания собеседника без слов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
30 | Тема: «Учимся друг у друга». | Цель: 1) Сформировать представление о каждом ученике класса как о личности, у которой можно научиться многим хорошим качествам. 2) Сформировать образ «МЫ» как особенности коллектива, способного решать учебные задачи. | Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
№ п/п | Тема | Формирование знаний | Формирование умений |
I четверть (8 часов) ОНЗ – 5 часов; диагностика – 1 час; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 1 час. |
1 | Тема: «Личностные качества ученика: вера в себя» | Цель: Сформировать представление о понятии «вера в себя» в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение верить в себя в процессе учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
3 | Тема: «Типы фиксации индивидуального затруднения». | Цель: Сформировать представление о способах фиксации индивидуального затруднения в различных типовых ситуациях. | Цель: Сформировать умение фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
4 | Тема: «Определяю место затруднения и выявляю причину затруднения»». | Цель: 1) Сформировать представление о месте и причине затруднения. 2) Построить алгоритм определения места и причины затруднения. | Цель: Сформировать умение определять место и причину индивидуального затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
5 | Тема: «Чувства – мои помощники в общении». | Цель: 1) Сформировать представление о чувствах ученика, помогающих ему в процессе совместной с другими учениками учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение применять простейшие приемы погашения негативных эмоций при работе в группе, паре и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
6 | Тема: «Планирование учебной деятельности». | Цель: 1) Сформировать представление о плане. 2) Построить алгоритм составления плана при открытии нового знания. | Цель: Сформировать умение составлять план своей учебной деятельности при открытии нового знания на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
II четверть (8 часов) ОНЗ – 5 часов; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 часа. |
9 | Тема: «Как развивать память». | Цель: 1) Сформировать представление о необходимости запоминать информацию в учебной деятельности. 2) Сформулировать простейшие приемы развития памяти. | Цель: Сформировать мотивацию к развитию своей памяти, умение применять простейшие приемы, развивающие память, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
10 | Тема: «Наблюдение как метод познания». | Цель: 1) Сформировать представление о методе наблюдения как общенаучном методе познания окружающего мира. 2) Построить основные этапы наблюдения в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение применять метод наблюдения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
11 | Тема: «Моделирование как метод познания». | Цель: 1) Сформировать представление о методе моделирования как общенаучном методе познания окружающего мира, познакомить с различными видами моделей (предметными, графическими, знаковыми, блок-схемами алгоритмов). 2) Построить основные этапы моделирования в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение определять вид модели, применять метод моделирования в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
12 | Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога». | Цель: 1) Сформировать представление о диалоге как способе коммуникации. 2) Построить правила ведения диалога. | Цель: Сформировать умение применять правила ведения диалога и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
13 | Тема: «Учимся дружно. Я − критик». | Цель: 1) Сформировать представление о роли «критика» в коммуникации. 2) Построить правила поведения «критика» в учебной работе. | Цель: Сформировать умение применять правила поведения в позиции «критик» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
14 | Тема: «Личностные качества ученика: самокритичность». | Цель: Сформировать представление о качестве «самокритичность» в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | Цель: Сформировать умение проявлять самокритичность в процессе учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
III четверть (10 часов) ОНЗ – 8 часов; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 1 час. |
17 | Тема: «Работаем вместе: автор, понимающий и критик». | Цель: 1) Уточнить представление о ролях «автор», «понимающий», «критик» в коммуникации. 2) Уточнить правила ролевого взаимодействия «автора» с «понимающим» и «критиком». | Цель: Сформировать умение применять правила ролевого взаимодействия «автора» с «понимающим» и «критиком» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
18 | Тема: «Как быть понятым на уроке». | Цель: 1) Сформировать мотивацию к развитию речи как средству успешной коммуникации в учебной деятельности. 2) Познакомить с простейшими приемами ораторского искусства. | Цель: Сформировать умение применять простейшие приемы ораторского искусства и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
19 | Тема: «Как научиться применять новое знание». | Цель: Построить правило первичного закрепления нового знания. | Цель: Сформировать умение применять правило закрепления нового знания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
20 | Тема: «Учусь обобщать». | Цель: Построить простейший алгоритм и опорный сигнал операции обобщения. | Цель: Сформировать умение обобщать на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. |
21 | Тема: «Как самому оценить свою учебную деятельность?» | Цель: 1) Уточнить представления о процессах оценивания и самооценивания выполнения учебных действий. 2) Построить простейший алгоритм самоконтроля в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий на основе применения эталона. |
22 | Тема: «Уточнение шагов учебной деятельности» | Цель: Уточнить структуру учебной деятельности (12 шагов). | Цель: Сформировать умение фиксировать шаги учебной деятельности (12 шагов) и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |
23 | Тема: «Урок-помощник – определяю место затруднения». | Цель: 1) Сформировать представление о месте затруднения в коррекционной деятельности. 2) Построить алгоритм определения места затруднения в коррекционной деятельности. | Цель: Сформировать умение определять место затруднения в коррекционной деятельности и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |
24 | Тема: «Урок-помощник – выявляю причину затруднения». | Цель: Построить алгоритм выявления причины затруднения в коррекционной деятельности. | Цель: Сформировать умение применять алгоритм выявления причины затруднения в коррекционной деятельности и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |
IV четверть (8 часов) ОНЗ – 4 часов; диагностика – 1 час; обобщающее занятие – 1 час; резерв – 2 час. |
27 | Тема: «Учусь классифицировать». | Цель: Уточнить понятие классификации и построить алгоритм классификации. | Цель: Сформировать умение классифицировать множество объектов по заданному свойству и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |
29 | Тема: «Алгоритм исправления ошибок». | Цель: Уточнить имеющийся алгоритм исправления ошибок. | Цель: Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |
30 | Тема: «Урок-помощник – основные шаги». | Цель: Уточнить структуру урока-помощника (12 шагов). | Цель: Сформировать умение фиксировать шаги коррекционной деятельности (12 шагов) и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |
31 | Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба». | Цель: 1) Сформировать представление о понятии «дружба». 2) Раскрыть значимость общих интересов и увлечений, искренних и доверительных отношений в учебной деятельности. | Цель: Сформировать умение выстраивать дружеские отношения с одноклассниками на основе применения эталона и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона. |