СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование окружающий мир ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование окружающий мир УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Планирование окружающий мир ПНШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №2» города Чебоксары Чувашской Республики





Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «НОШ №2»

Протокол №_______ _______ Г.В.Иванова ________ А.А. Димитриева

от________________ «____» ________2013 г. Приказ № _______________

«____» __________2013 г.





ПРОГРАММА

курса «Окружающий мир»

в 1 «Т» классе на 2013 - 2014 учебный год



Учитель: Карташова Елизавета Васильевна













Чебоксары, 2013

I. Пояснительная записка

Программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

II. Общая характеристика учебного предмета

В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.  

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».


Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:       

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта ;                 

  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;   

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.   

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.   

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.   

Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.)

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов в год. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

  • ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

  • базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

  • учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.


Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изучены объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;

* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друг событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);

* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

* Работать с картой;

* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;

* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место

изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;

* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;


Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.

* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

VI. Содержание учебного предмета

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об ок­ружающем нас мире (8 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важней­шие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа жи­вая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой при­роды, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свой­ства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира с помощью органов чувств.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влаж­ности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 ч) Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение.

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы живот­ных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: тра­вы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и се­мян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Рас­познавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, рос­том растений, способами распространения растений на новые места:

Природа и ее сезонные изменения (38 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Из­менение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные пред­ставления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зве­рей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зи­мой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кус­тарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь жи­вотных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная кни­га России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, до­казывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Дли­тельное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. На­блюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (10 ч) Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Рос­сия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Моск­ва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб Рос­сии, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края (в город).

VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2012

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Тетрадь для самостоятельных работ. – М: Академкнига/ Учебник, 2012

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2012

Для ученика:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2012

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Тетрадь для самостоятельных работ. – М: Академкнига/ Учебник, 2012


IX. Планируемые результаты освоения обучающимися курса математики в 1 классе


Учащиеся научатся:

*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

*различать предметы и выделять их признаки;

*проводить групповые исследования;

*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате

наблюдений;

*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;

*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;

*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;

*описывать сезонные изменения в природе;

*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;

*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»


Обучающиеся получат возможность научиться:


*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

*называть основные органы чувств человека и их основные функции;

*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

*оказывать помощь птицам в зимнее время года.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.




Приложение

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата проведения

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Раздел 1. НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ (8 часов)


Где живет семья Ивановых. Урок-путешествие.

1

Ученик узнает название города, номер дома, адрес школы. Ученик научится описывать свою дорогу от дома до школы.

Ученик научится использованию знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей


Различение звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств


Где живет семья Ивановых. Урок-игра.

1


Мы познаем мир. Урок-экспедиция.

1

Ученик узнает правила поведения в природе, определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях.


Мы познаем мир. Урок-игра.

1


Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. Урок-поиск.

1

Ученик узнает название органов чувств и их функций. Ученик научится изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.


Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. Урок-викторина.

1


Что нас окружает. Урок-экскурсия

1

Ученик научится различать объекты живой и неживой природы, объекты природы и изделий.

Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме.


Что нас окружает. Урок-игра.

1

Раздел 2.ЖИВАЯ ПРИРОДА (10 часов)


Животные – часть природы. Урок-игра.

1

Ученик узнает признаки живых организмов, отличительные признаки зверей,приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

Ученик научится использовать знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей

Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места


Животные – часть природы. Урок-викторина.

1


Дикие и домашние животные. Урок-сказка.

1

Ученик узнает названия и отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.

Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме.


Дикие и домашние животные. Урок-викторина

1


Насекомые – часть природы. Урок-игра.

1

Ученик узнает отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края.


Насекомые – часть природы. Урок-сказка.

1


Растения – часть живой природы. Урок-экскурсия.

1

Ученик узнает общие признаки растений, названия органов растений. Названия и внешние отличительные признаки 8 10 растений (на уровне рода), способы распространения семян. Ученик научится анализировать строение семени и делать выводы о распространении семян

Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию.


Растения – часть живой природы. Урок-викторина.

1


Что общего у трав, кустарников, деревьев. Урок-экскурсия.



Как растения расселяются на новые места. Урок-путешествие.

1


Раздел 3. ПРИРОДА И ЕЁ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (38 часов)


Природа и ее сезонные изменения.

1

Ученик узнает основные признаки времен года, название и последовательность, представления о сезонных изменениях.














Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать

установленному требованию.


Экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе, зимой – с целью различения деревьев и кустарников родного края. Опыты с водой, льдом, снегом. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Наблюдение за распусканием почек, за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц


Природа и ее сезонные изменения.

1


Жизнь растений осенью.

1

Ученик узнает изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период.

Ученик научится анализировать изменения природы осенью.


Жизнь растений осенью. (Урок-экскурсия)



Труд людей осенью.

1

Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты.



Труд людей осенью.

1


Как животные готовятся к зиме.

1

Ученик узнает особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Ученик научится анализировать изменения природы зимой.


Как животные готовятся к зиме.

1


Пришла зима.

1

Ученик узнает основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Ученик научится выделить существенные признаки зимы.


Пришла зима.

1


Снежные загадки.

1

Ученик узнает правила проведения наблюдения и опытов.

Ученик научится обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок.


Жизнь лесных зверей зимой.

1

Ученик узнает о зимовке животных, о работе лесника зимой. Ученик научится оказывать помощь животным зимой.


Жизнь лесных зверей зимой.

1


Как помочь птицам зимой.

1

Ученик узнает признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Ученик научится оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения.



Как помочь птицам зимой.

1


Есть ли жизнь в воде подо льдом?

1

Ученик узнает признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом.


Как зимуют травы, кустарники, деревья.

1

Ученик узнает о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений, о внутреннем строении почки.


Как зимуют травы, кустарники, деревья.

1


Учимся различать деревья и кустарники.

1

Ученик узнает отличия кустарников и деревьев зимой. Ученик научится определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам.


Учимся различать деревья и кустарники.

1


Пришла весна.

1

Ученик узнает основные признаки весны, правила безопасности в природе весной. Ученик научится определять растения и животных родного края, из особенности весной.


Пришла весна.

1


Какие растения весной цвести торопятся.

1

Ученик узнает раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Ученик научится отличать первоцветы от остальных растений.


Какие растения весной цвести торопятся.

1


Как животные весну встречают.

1

Ученик узнает об изменениях в жизни животных весной. Ученик научится устанавливать взаимосвязи в природе.


Как животные весну встречают.

1


Про больших и маленьких.

1

Ученик узнает, как появляется потомство у животных. Ученик научится сравнивать животных и их детенышей.


Лето пришло.

1

Ученик узнает об основных изменениях в природе с приходом лета. Ученик научится устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.


Лето пришло.

1


В лес по ягоды пойдем.

1

Ученик узнает питательные и целебные свойства ягод, о правилах сбора ягод.

Ученик научится приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края


В лес по ягоды пойдем.

1


С лукошком за грибами.

1

Ученик узнает признаки и названия грибов. Ученик научится отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов.


С лукошком за грибами.

1


Зеленая аптека.

1

Ученик узнает некоторые лекарственные растения края, о сборе и использовании лекарственных растений.


Зеленая аптека.

1


Природа и мы.

1

Ученик узнает соблюдать правила безопасности в природе,виды и формы помощи человека природе.


Природа и мы.

1


Повторение.

1

Раздел 3. НАША РОДИНА – РОССИЯ (10 часов)


Наша Родина – Россия.

1

Ученик узнает название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России, о родном крае, о Родине.


Ученик получит возможность для формирования нравственно-этических ценностей, любви к Родине, выраженной в интересе к её природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников.

Экскурсия по достопримечательностям родного края (в город)


Наша Родина – Россия.

1


Наша Родина – Россия.

1


Наша Родина – Россия.

1


Москва - столица нашего государства.

1


Москва - столица нашего государства.

1


Москва - столица нашего государства.



Наш город.

1


Наш город. Экскурсия в город.

1


Обобщение «Мы и окружающий мир»


Ученик узнает правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо.


Внеклассное занятие. Проект. Учимся решать жизненные задачи.

1

Ученик узнает об основных изменениях в природе с приходом лета. Ученик научится устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.

Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать

установленному требованию



Внеклассное занятие. Экскурсия «путешествие в лето»

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!