Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №2» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «НОШ №2»
Протокол №_______ _______ Г.В.Иванова ________ А.А. Димитриева
от________________ «____» ________2013 г. Приказ № _______________
«____» __________2013 г.
ПРОГРАММА
курса «Окружающий мир»
в 1 «Т» классе на 2013 - 2014 учебный год
Учитель: Карташова Елизавета Васильевна
Чебоксары, 2013
I. Пояснительная записка
Программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
II. Общая характеристика учебного предмета
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта ;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.)
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов в год. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изучены объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друг событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
VI. Содержание учебного предмета
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира с помощью органов чувств.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (10 ч) Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение.
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места:
Природа и ее сезонные изменения (38 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина — Россия (10 ч) Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсия в город по достопримечательностям родного края (в город).
VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Тетрадь для самостоятельных работ. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
Для ученика:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Тетрадь для самостоятельных работ. – М: Академкнига/ Учебник, 2012
IX. Планируемые результаты освоения обучающимися курса математики в 1 классе
Учащиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате
наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
Приложение
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | Виды деятельности |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
Раздел 1. НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ (8 часов) |
-
| | Где живет семья Ивановых. Урок-путешествие. | 1 | Ученик узнает название города, номер дома, адрес школы. Ученик научится описывать свою дорогу от дома до школы. | Ученик научится использованию знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей | Различение звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств |
-
| | Где живет семья Ивановых. Урок-игра. | 1 |
-
| | Мы познаем мир. Урок-экспедиция. | 1 | Ученик узнает правила поведения в природе, определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях. |
-
| | Мы познаем мир. Урок-игра. | 1 |
-
| | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. Урок-поиск. | 1 | Ученик узнает название органов чувств и их функций. Ученик научится изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы. |
-
| | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. Урок-викторина. | 1 |
-
| | Что нас окружает. Урок-экскурсия | 1 | Ученик научится различать объекты живой и неживой природы, объекты природы и изделий. | Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. |
-
| | Что нас окружает. Урок-игра. | 1 |
Раздел 2.ЖИВАЯ ПРИРОДА (10 часов) |
-
| | Животные – часть природы. Урок-игра. | 1 | Ученик узнает признаки живых организмов, отличительные признаки зверей,приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида | Ученик научится использовать знаково-символических средств, кооперация с учителем и сверстниками, установление причинно-следственных связей | Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места |
-
| | Животные – часть природы. Урок-викторина. | 1 |
-
| | Дикие и домашние животные. Урок-сказка. | 1 | Ученик узнает названия и отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных. | Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. |
-
| | Дикие и домашние животные. Урок-викторина | 1 |
-
| | Насекомые – часть природы. Урок-игра. | 1 | Ученик узнает отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края. |
-
| | Насекомые – часть природы. Урок-сказка. | 1 |
-
| | Растения – часть живой природы. Урок-экскурсия. | 1 | Ученик узнает общие признаки растений, названия органов растений. Названия и внешние отличительные признаки 8 10 растений (на уровне рода), способы распространения семян. Ученик научится анализировать строение семени и делать выводы о распространении семян | Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию. |
-
| | Растения – часть живой природы. Урок-викторина. | 1 |
-
| | Что общего у трав, кустарников, деревьев. Урок-экскурсия. | |
-
| | Как растения расселяются на новые места. Урок-путешествие. | 1 |
Раздел 3. ПРИРОДА И ЕЁ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (38 часов) |
-
| | Природа и ее сезонные изменения. | 1 | Ученик узнает основные признаки времен года, название и последовательность, представления о сезонных изменениях. | Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию. | Экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе, зимой – с целью различения деревьев и кустарников родного края. Опыты с водой, льдом, снегом. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Наблюдение за распусканием почек, за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц |
-
| | Природа и ее сезонные изменения. | 1 |
-
| | Жизнь растений осенью. | 1 | Ученик узнает изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Ученик научится анализировать изменения природы осенью. |
-
| | Жизнь растений осенью. (Урок-экскурсия) | |
-
| | Труд людей осенью. | 1 | Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты. |
-
| | Труд людей осенью. | 1 |
-
| | Как животные готовятся к зиме. | 1 | Ученик узнает особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Ученик научится анализировать изменения природы зимой. |
-
| | Как животные готовятся к зиме. | 1 |
-
| | Пришла зима. | 1 | Ученик узнает основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Ученик научится выделить существенные признаки зимы. |
-
| | Пришла зима. | 1 |
-
| | Снежные загадки. | 1 | Ученик узнает правила проведения наблюдения и опытов. Ученик научится обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. |
-
| | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | Ученик узнает о зимовке животных, о работе лесника зимой. Ученик научится оказывать помощь животным зимой. |
-
| | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 |
-
| | Как помочь птицам зимой. | 1 | Ученик узнает признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Ученик научится оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. |
-
| | Как помочь птицам зимой. | 1 |
-
| | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | 1 | Ученик узнает признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. |
-
| | Как зимуют травы, кустарники, деревья. | 1 | Ученик узнает о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений, о внутреннем строении почки. |
-
| | Как зимуют травы, кустарники, деревья. | 1 |
-
| | Учимся различать деревья и кустарники. | 1 | Ученик узнает отличия кустарников и деревьев зимой. Ученик научится определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам. |
-
| | Учимся различать деревья и кустарники. | 1 |
-
| | Пришла весна. | 1 | Ученик узнает основные признаки весны, правила безопасности в природе весной. Ученик научится определять растения и животных родного края, из особенности весной. |
-
| | Пришла весна. | 1 |
-
| | Какие растения весной цвести торопятся. | 1 | Ученик узнает раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Ученик научится отличать первоцветы от остальных растений. |
-
| | Какие растения весной цвести торопятся. | 1 |
-
| | Как животные весну встречают. | 1 | Ученик узнает об изменениях в жизни животных весной. Ученик научится устанавливать взаимосвязи в природе. |
-
| | Как животные весну встречают. | 1 |
-
| | Про больших и маленьких. | 1 | Ученик узнает, как появляется потомство у животных. Ученик научится сравнивать животных и их детенышей. |
-
| | Лето пришло. | 1 | Ученик узнает об основных изменениях в природе с приходом лета. Ученик научится устанавливать взаимосвязи в природе в летний период. |
-
| | Лето пришло. | 1 |
-
| | В лес по ягоды пойдем. | 1 | Ученик узнает питательные и целебные свойства ягод, о правилах сбора ягод. Ученик научится приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края |
-
| | В лес по ягоды пойдем. | 1 |
-
| | С лукошком за грибами. | 1 | Ученик узнает признаки и названия грибов. Ученик научится отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов. |
-
| | С лукошком за грибами. | 1 |
-
| | Зеленая аптека. | 1 | Ученик узнает некоторые лекарственные растения края, о сборе и использовании лекарственных растений. |
-
| | Зеленая аптека. | 1 |
-
| | Природа и мы. | 1 | Ученик узнает соблюдать правила безопасности в природе,виды и формы помощи человека природе. |
-
| | Природа и мы. | 1 |
-
| | Повторение. | 1 |
Раздел 3. НАША РОДИНА – РОССИЯ (10 часов) |
-
| | Наша Родина – Россия. | 1 | Ученик узнает название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России, о родном крае, о Родине. | Ученик получит возможность для формирования нравственно-этических ценностей, любви к Родине, выраженной в интересе к её природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников. | Экскурсия по достопримечательностям родного края (в город) |
-
| | Наша Родина – Россия. | 1 |
-
| | Наша Родина – Россия. | 1 |
-
| | Наша Родина – Россия. | 1 |
-
| | Москва - столица нашего государства. | 1 |
-
| | Москва - столица нашего государства. | 1 |
-
| | Москва - столица нашего государства. | |
-
| | Наш город. | 1 |
-
| | Наш город. Экскурсия в город. | 1 |
-
| | Обобщение «Мы и окружающий мир» | | Ученик узнает правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо. |
-
| | Внеклассное занятие. Проект. Учимся решать жизненные задачи. | 1 | Ученик узнает об основных изменениях в природе с приходом лета. Ученик научится устанавливать взаимосвязи в природе в летний период. | Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из текстов, работать с информацией, представленной в разной форме. Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию | |
-
| | Внеклассное занятие. Экскурсия «путешествие в лето» | 1 |