обосновать, приводя аргументы.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-экскурсий, уроков — практических занятий, уроков с демонстрацией объектов или их изображений, презентаций.
Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимают внеурочно (домашняя работа).
Один раз в четверть оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью заданий тестового типа, регулярно проводится тематический контроль в форме проверочных работ.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Изображение Земли на глобусе (14ч) |
Глобус - модель Земли. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации о6 окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления о6 основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3-5 названий), моря, реки, озера (3-5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края | Наш мир, знакомый и загадочный. Глобус - модель земного шара. Материки и океаны на глобусе. Формы поверхности Земли. О чем рассказала карта. Географическая карта. Учимся читать карту. План местности. Холмы и овраги. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Ориентирование на местности (урок-экскурсия) Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование) | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Различать различные формы земной поверхности (на примере своей местности) |
Из чего все на свете (3 ч) |
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ | Тела, вещества, частицы. Твердые вещества; жидкости и газы. Вода - необыкновенное вещество | Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения |
Вода и ее свойства (6 ч) |
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки Практические работы. | Свойства воды в жидком состоянии (заседание клуба). Термометр и его устройство. Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба). Свойства воды в газообразном состоянии | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах, описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Определять направления течения рек по карте и глобусу |
Чудесные превращения воды в природе (5 ч) |
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде | Круговорот воды в природе. Туман и облака. Осадки. Вода - растворитель (заседание клуба). Растворы в природе. Почему воду надо беречь? | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения |
Воздух и его свойства (8 ч) |
Воздух - смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Практическая работа. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей | Океан, которого нет на карте и глобусе. Воздух - это смесь газов. Свойства воздуха (заседание клуба). Движение воздуха. Температура воздуха. Ветер. Что такое погода? Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Заключительный урок. Вода и воздух | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха |
Тайны недр (7 ч) |
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практические работы. | Горные породы. Разрушение горных пород. Что такое минералы? Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых (заседание клуба). Почему надо беречь полезные ископаемые | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) |
Почва (5 ч) |
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва - единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края» | Как образуется почва. Почва и её свойства (заседание клуба). Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба) | Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности) |
Природные сообщества (13 ч) |
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развития бабочки-капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений) | Лес и его обитатели. Луг и его обитатели. Поле и его обитатели. Пресные водоемы и его обитатели. Болото и его обитатели | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия |
Человек и природные сообщества |
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек - защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями | Значение лесов. Безопасное поведение в лесу (заседание клуба). Луг и человек. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2- 3 примера на основе наблюдений). Надо ли охранять болота? Дары рек и озёр. Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба). Человек - защитник природы. Природа будет жить | Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения |
Путешествие в прошлое (7 ч) |
Лента времени. Города России - Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности - памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XV111 века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру 1 - Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практические работы: работа с картой - города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга Практические работы. Определение последовательности исторических событии (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий музей. | Лента времени. Золотое кольцо России. Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба). Достопримечательности родного края (урок -экскурсия). Путешествие по родному краю | Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов -одежда, макеты памятников архитектуры
|
No п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
-
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
-
| | Наш мир, знакомый и загадочный | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Глобус — модель земного шара | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения |
-
| | Материки и океаны на глобусе | Комбинированный | Работа в группах | Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Формы поверхности Земли | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Сравнивать и различать формы земной поверхности | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения |
-
| | Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Географическая карта | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения |
-
| | Практическая работа «Работа сфизической и контурной картами России» | Практическая работа | Работа в группах | Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: вы- сказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | План местности. Практическая работа:«Элементарныеприемы чтения плана местности» | Урок-соревнование | Коллективная, работа в парах | Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебнойзадачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерииоценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работывсех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Основные формы поверхности земли: горы, равнины,холмы, овраги | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Экскурсия «Основные формы поверхности родногокрая» | Экскурсия | Коллективная, работа вгруппах | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы» | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняяразличные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и,при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Стороны горизонта | Изучение нового | Коллективная, индивидуальна я | Ориентироваться на местности с помощью компаса | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебнойзадачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Ориентирование на местности. Практическая работа. | Обобщение изученного | Работа вгруппах | Ориентироваться на местности с помощью компаса,карты, по местным признакам | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: вы- сказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу» | Практическая работа | Коллективная, работа в парах | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Тематическая работа по разделу «О чём рассказала карта» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Тела, вещества, частицы | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Твердые вещества, жидкости и газы | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Вода - необыкновенное вещество | Обобщение изученного | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Тела, вещества, частицы. Обобщение | Урок- Обобщение. | Индивидуальная, коллективная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Практическая работа «Свойства воды в жидком состоянии» | Практическая работа | Работа в группах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Термометр и его устройство. Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра» | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Измерять температуру воды с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Практическая работа «Свойства воды в твёрдом состоянии» | Практическая работа | Коллективная, индивидуальная | Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Практическая работа «Свойства воды в газообразном состоянии» | Практическая работа | Работа в группах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Проверочная работа по разделу «Вода и её свойства» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Туман, облака, осадки | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать круговорот воды в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Вода как растворитель. Природные растворы и их значение | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать круговорот воды в природе | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Тематическая работа по разделу: «Круговорот воды в природе» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Атмосфера - воздушный океан Земли | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Воздух - это смесь газов | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Практическая работа «Свойства воздуха» | Практическая работа | Работа в группах | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | «Воздух и его свойства» | Урок- обощение | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра | Изучение нового | Коллективная | Измерять температуру воздуха с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Ветер. При- чина движения воздуха вдоль поверхности Земли | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Погода и причины её изменения | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение | Изучение нового | Работа в группах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Разрушение горных пород | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Минералы. Практическая работа «Сравнение минералов по твердости» | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Полезные ископаемые. Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, ихзначение в жизничеловека | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (наоснове демонстрационныхопытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезныхископаемых | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняяразличные роли в группе,сотрудничать в совместномрешении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Практическая работа «Свойства полезных ископаемых» | Практическая работа | Коллективная, работа в парах | Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризоватьсвойства полезных ископаемых | Познавательные: добывать новые знания, извлекать ин- формацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Использование и охрана полезных ископаемых | Обобщение изученного | Коллективная | Характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы | Изучение нового | Работа в группах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Почва и её состав. Практическая работа. | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Экскурсия «Исследование почвы родного края» | Экскурсия | Коллективная, работа в парах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Мероприятия по охране почв в родном крае | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Тематическая работа по разделу: «Почва» | Урок- контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Лес как природное сообщество и его обитатели | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере леса | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Луг как природное сообщество и его обитатели | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать природные сообщества на примере луга | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Поле как природное сообщество и его обитатели. Пр. работа. | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере поля | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере водоема | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Болото как природное сообщество и его обитатели | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере болота | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели» | Экскурсия | Коллективная, работа в парах | Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Практическая работа«Природные сообщества» | Урок- Обобщение. | Индивидуальная, коллективная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Значение лесов. Необходимость бережного отношения к лесным богатствам | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране Практическая работа. | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Значение болот в жизни человека и их охрана | Комбинированный | Коллективная | Определять характер взаимоотношений человека с природой,находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Реки и озера родного края, их практические использование людьми | Комбинированный | Работа в группах | Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
-
| | Человек - защитник природы. Охрана природных богатств | Обобщение изученного | Коллективная, работа в парах | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
-
| | Тематическая работа поразделу Человек и природные сообщества» | Урок- контроль | Индивидуаль-ная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Лента времени. Практическая работа «Определение последовательности исторических событий» | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
-
| | Наследие городов Золотого кольца России | Обобщение изученного | Работа в группах | Описывать достопримечательности МосковскогоКремля | Коммуникативные: доноситьсвою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Коллективный проект «Путешествие поЗолотому кольцу России» Практическая работа | Урок- проект | Коллективная, индивидуальная | Находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, городСанкт-Петербург; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
-
| | Путешествие поСанкт- Петербургу | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
-
| | Практическая работа. Работа с картой. Города Золотого кольца России. | Обобщение изученного | Работа в группах | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценит как хорошие или плохие |
-
| | Экскурсия «Достопримечательности родного края» | Экскурсия | Коллективная, индивидуальная | Находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии) | Познавательные: ориентироваться в совей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. |
-
| | Обобщение «Мы и окружающий мир» | Обобщение изученного | Работа в группах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |