СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и тематическое планирование уроков с УУД для 1 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» создана на основе примерной программы, программы «Окружающий мир» (авт. О.В. Федотовой и др.), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. Рабочая программа предлагает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественно-научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Учебный предмет «Окружающий мир» в в учебном плане
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом данный учебный предмет изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность между начальным и основным
Звеном образования. На изучение курса отводится 2 часа в неделю, в год – 66 часов.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены ФГОС, примерной программой и представлены в рабочей программе разделами: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша Родина - Россия».
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребёнок ещё до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идёт по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) - труд человека - образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами 1-го курса обучения являются: формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
Ещё одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;
личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В соответствии с базисным планом, на изучение учебного предмета «Окружающиймир» в первом классе отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников первого класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
бережное отношение к природе, культуре родного края.
У первоклассника могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание важности сохранения своего здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
действовать согласно плану, составленному учителем;
оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
пользоваться простыми условными обозначениями.
Первоклассник получит возможность научиться:
осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
называть части тела человека;
-характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Первоклассник получит возможность научиться:
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);
взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;
участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:
устный опрос;
письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
тестовые диагностические задания;
графические работы (рисунки, схемы);
комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).
В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.
Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что
предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированностиважнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Окружающий мир. 1 класс: учебник/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Окружающий мир. 1 класс. Электронный учебник (CD) / Г.В. Трафимова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Окружающий мир. 1 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Итоговая комлпексная работа на основе единого текста. 1 класс. Рабочая тетрадь / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: методическое пособие для учителя / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Чуракова Н.А. Итоговая комплексная работа. 1 класс. Методические указания по организации и проведению (+ CD-ROM). - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. С.В. Савинова - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. — М.: Планета, 2013. — (Качество обучения).
Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и ДР-]; сост. Е.С. Галанжина. — М.: Планета, 2013. — (Современная школа).
Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; — М.: Планета, 2013. — (Качество обучения).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. — М.: Планета, 2012. — (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
Содержание учебного предмета
Содержание курса | Темы | Характеристика деятельности учащихся |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов) | ||
Населённый пункт, в котором живёт ребёнок. Окружающие ребёнка мир - природа живая и неживая. Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различие звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств | Где живёт семья Ивановых. Мы познаём мир. Мы познаём мир с помощью органов чувств. Что нас окружает | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Оценивать своё и чужое поведение в природе |
Живая природа (10 часов) | ||
Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение. Животные как часть живой природы. Насекомые, птицы, рыбы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Растения - часть живой природы. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Практические работы: наблюдение за прорастанием семян, ростом растений | Животные - часть природы. Дикие и домашние животные. Насекомые - часть природы. Растения - часть живой природы. Что общего у трав, кустарников и деревьев. Как растения расселяются на новые места | Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Знать природные сообщества родного края, способы распространения семян |
Природа и её сезонные изменения (38 часов) | ||
Смена времён года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью. Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды. Жизнь лесных зверей, помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь растений зимой. Труд людей зимой. Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной. Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. | Природа и её сезонные изменения. Жизнь растений осенью. Труд людей осенью. Как животные готовятся к зиме. Пришла зима. Снежные загадки. Жизнь лесных зверей зимой. Как помочь птицам зимой. Есть ли жизнь в воде подо льдом? Как зимуют травы, деревья, кустарники. Учимся различать деревья и кустарники зимой. Труд людей зимой. Пришла весна. Какие растения весной цвести торопятся. Как животные встречают весну. Про больших и маленьких. Лето пришло. В лес по ягоды пойдём. С лукошком за грибами. Зелёная аптека. Природа и мы | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Знать приметы времён года, уметь предсказывать погоду. Знать, что такое хлорофилл, природные сообщества родного края, съедобные и несъедобные ягоды и грибы, Красную книгу России, заповедники |
Наша родина - Россия (10 часов) | ||
Первоначальные представления о родном крае, о родине: Россия - многонациональная страна. Столица нашей Родины - Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн. Экскурсия по достопримечательностям родного края(в город) | Родной край. Наша родина - Россия. Государственная символика. Москва - столица нашего государства. Экскурсия в город | Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Знать важные сведения из истории родного края, Конституцию - основной закон РФ, важнейшие события, происходящие в современной России, достопримечательности Москвы |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | вид контроля | УУД |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов) | |||||||
1 | Где живет семья Ивановых (с. 3-5) | 1 | Изучение нового материала | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы | Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы | Фронтальная беседа | Наблюдать объекты и явления окружающего мира |
2 | Где живет семья Ивановых (с. 3-5) | 1 | Урок-игра | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы | Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы | Текущий | Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами |
3 | Мы познаем мир (с. 6-7) | 1 | Изучение нового материала | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер) | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | Практическая работа | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями |
4 | Мы познаем мир (с. 6-7) | 1 | Комбинированный урок | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
5 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) | 1 | Практикум | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа | Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
6 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) | 1 | Комбинированный урок | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт | Знать названия органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
7 | Что нас окружает (с. 10-11) | 1 | Изучение нового материала | Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы | Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира |
8 | Что нас окружает (с. 10-11) | 1 | Комбинированный урок | Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы | Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
Живая природа (10 часов) | |||||||
9 | Животные - часть природы (с. 12-13) | 1 | Комбинированный урок | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
10 | Дикие и домашние животные (с. 14-15) | 1 | Урок- путешествие | Отличительные признаки диких и домашних животных | Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
11 | Дикие и домашние животные (с. 14-15) | 1 | Комбинированный урок | Отличительные признаки диких и домашних животных | Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных | Проверочная работа | Обосновывать высказанное суждение |
12 | Насекомые - часть природы (с. 16-17) | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
13 | Насекомые - часть природы (с. 16-17) | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
14 | Растения - часть живой природы (с. 18-19) | 1 | Изучение нового материала | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
15 | Растения - часть живой природы (с. 18-19) Практическая работа «Наблюдение за прорастанием семян и ростом растений». | 1 | Комбинированный урок | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
16 | Что общего у трав, кустарников и деревьев (с. 20-21) | 1 | Комбинированный урок | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
17 | Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) | 1 | Изучение нового материала | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
18 | Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) Практическая работа «Наблюдения за способами распространения растений на новые места» | 1 | Комбинированный урок | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
Природа и ее сезонные изменения (38 часов) | |||||||
19 | Природа и ее сезонные изменения (с. 24-25) | 1 | Изучение нового материала | Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменениях в природе | Тест, задание (9 минут) | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
20 | Жизнь растений осенью (с. 26-27) | 1 | Изучение нового материала | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий | Обосновывать высказанное суждение |
21 | Жизнь растений осенью (с. 26-27) | 1 | Урок-экскурсия | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
22 | Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) | 1 | Изучение нового материала | Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
23 | Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) | 1 | Комбинированный урок | Перелетные и зимующие птицы | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
24 | Пришла зима (с. 32-33) | 1 | Экскурсия (заочная) | Времена года. Изменения в природе с приходом зимы (на основе наблюдений) | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
25 | Пришла зима (с. 32-33) Практическая работа «Опыт, доказывающий, что лёд- это замёрзшая вода, что тонкий лёд опасен». | 1 | Комбинированный урок | ТБ во время зимних игр | Правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
26 | Снежные загадки (с. 34-35) Практическая работа «Опыт, доказывающий, чист ли белый снег». | 1 | Комбинированный урок | Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе | Знать правила наблюдения и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок | Наблюдение | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
27 | Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37) | 1 | Изучение нового материала | Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных - зверей | Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
28 | Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37) | 1 | Комбинированный урок |
| Знать о зимовке животных | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира |
29 | Как помочь птицам зимой (с. 38-39) | 1 | Изучение нового материала | Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц; виды зимующих птиц | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
30 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Урок-экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
31 | Труд людей зимой | 1 | Комбинированный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
32 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с. 40-41) | 1 | Изучение нового материала | Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения | Знать признаки рыб; иметь представление о жизни некоторых животных и растений подо льдом | Текущий | Обосновывать высказанное суждение |
33 | Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43) | 1 | Комбинированный урок | Особенности жизни травянистых растений в зимний период | Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам |
34 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Изучение нового материала | Культура поведения в природе | Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам,коре, почкам, плодам | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
35 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Урок-экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре,почкам, плодам | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
36 | Труд людей зимой | 1 | Комбинированный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
37 | Пришла весна | 1 | Экскурсия | Явления природы. Весенние изменения в природе | Знать правила поведения на экскурсии, названия животных и растений родного края, раннецветущие растения. Уметь анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
38 | Пришла весна. Практическая работа «Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках» | 1 | Комбинированный урок | Весенние изменения в живой природе | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время | Текущий. Индивидуальный опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках,каталоге библиотеки |
39 | Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49) Практическая работа «Длительное наблюдение за распусканием почек» | 1 | Изучение нового материала | Жизнь растений весной | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличатьраннецветущие растения от остальных растений | Наблюдение | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления |
40 | Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49) | 1 | Комбинированный урок | Охрана природных богатств | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения |
41 | Как животные весну встречают (с. 50-51) | 1 | Изучение нового материала | Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы | Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
42 | Как животные весну встречают (с. 50-51) | 1 | Комбинированный урок | Охрана природных богатств | Выполнять правила охраны животных в весеннее время. Иметь представление о гнездовании птиц | Наблюдение за птицами | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления. Анализировать результаты |
43 | Про больших и маленьких (с. 52-53) | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с термином «млекопитающие» | Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать потомство и животных- родителей | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
44 | Лето пришло (с. 54-55) | 1 | Комбинированный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года | Знать об основных изменениях, происходящих с приходом лета в неживой и живой природе. Уметь устанавливать взаимосвязи | Текущий. Индивидуальный опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с объектами или явлениями |
45 | Лето пришло (с. 54-55) | 1 | Экскурсия | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать правила поведения в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении. Иметь представление об оздоровительных и закаливающих процедурах | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями |
46 | В лес по ягоды пойдем (с. 56-57) | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с разнообразием растений | Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
47 | В лес по ягоды пойдем (с. 56-57) | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с разнообразием растений | Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
48-49 | С лукошком за грибами (с. 58-59) | 2 | Изучение нового материала. Урок-игра | Многообразие живой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба | Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов. Уметь различать съедобные и несъедобные грибы,приводить примеры съедобных грибов своего края | Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение. Искать (проверять) необходимую информацию в справочниках, художественной литературе |
50 | Зеленая аптека (с. 60-61) | 1 | Изучение нового материала | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу | Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
51 | Зеленая аптека (с. 60-61) | 1 | Урок- викторина | Охрана природных богатств. Разнообразие растений | Иметь представление о приемах использования лекарственных растений | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
52 | Природа и мы (с. 62-63) | 1 | Изучение нового материала | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные | Тест. 3-е задание (5 минут) | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
53 | Природа и мы (с. 62-63) | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения |
54 | Природа и мы (с. 62-63) | 1 | Комбинированный урок | Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой | Знать виды и формы помощи человека природе | Текущий. Индивидуальный опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты |
55 | Красная книга | 1 | Изучение нового материала | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
56 | Красная книга | 1 | Комбинированный урок |
|
| Текущий. Индивидуальный опрос | Обосновывать высказанное суждение |
Наша родина - Россия (10 часов) | |||||||
57 | Родной край | 1 | Комбинированный урок | Родной край - малая родина. Родной город:название, основные достопримечательности | Знать название нашей планеты, родной страны, региона,где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
58 | Наша родина - Россия (с. 64-65) | 1 | Комбинированный урок | Россия - наша Родина | Знать название государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня). Уметь описывать достопримечательности столицы России | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами |
59 | Государственная символика (с. 66-67) | 1 | Изучение нового материала | Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
60 | Государственная символика (с. 66-67) | 1 | Комбинированный урок | Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России | Текущий. Индивидуальный опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки |
61 | Москва - столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | Изучение нового материала | Россия - наша Родина. Москва - столица России | Знать столицу государства, сердце Москвы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Обосновывать высказанное суждение |
62 | Москва - столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | Урок- путешествие | Россия - наша Родина. Москва - столица России | Знать столицу государства, сердце Москвы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы | Текущий. Индивидуальный опрос | Работать с художественной и учебной литературой |
63 | Москва - столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | Комбинированный урок | Россия - наша Родина. Москва - столица России | Знать столицу государства, сердце Москвы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшиеисторические события в истории Москвы | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать |
64 | Экскурсия в город (с. 72-73) | 1 | Экскурсия | Родной край - малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать правила поведения во время движения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус). Иметь представление об основных достопримечательностях своего края | Текущий. Индивидуальный опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки, художественной литературе |
65 | Экскурсия в город (с. 72-73) | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе |
| Наблюдение |
|
66 | Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77) | 1 | Урок-отчет | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе | Знать правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо | Тематический | Обосновывать высказанное суждение |
0