СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа + тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "ПНШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование уроков с УУД для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа + тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "ПНШ"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» создана на основе примерной про­граммы, программы «Окружающий мир» (авт. О.В. Федотовой и др.), в соответствии с тре­бованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. Рабочая программа предлагает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).


Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, фор­мируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный ха­рактер предъявления естественно-научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содер­жания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов дея­тельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предме­тами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.


Учебный предмет «Окружающий мир» в в учебном плане

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом данный учебный предмет изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность между начальным и основным

Звеном образования. На изучение курса отводится 2 часа в неделю, в год – 66 часов.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены ФГОС, пример­ной программой и представлены в рабочей программе разделами: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша Родина - Россия».

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой со­держательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с при­роды России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребёнок ещё до школы знаком с сезонной цикличностью жизни при­роды, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идёт по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) - труд человека - образцы поведе­ния в природе.

Приоритетными задачами 1-го курса обучения являются: формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представле­ний детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ позна­ния первого года обучения - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все орга­ны чувств.

Ещё одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безо­пасной жизнедеятельностью ребёнка (правила гигиены, правила поведения на воде, безо­пасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в до­школьном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представ­ления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий челове­ка с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного по­ведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, ис­торическим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных спосо­бов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, клас­сификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.

Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об ок­ружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начи­нают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль чело­века в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно дейст­вовать в нём.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окру­жающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и нагляд­ной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социаль­ных процессов и др.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Ок­ружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на при­школьном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экс­периментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологи­ческого совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уро­ке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.


Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • формирование у младших школьников целостной картины природного и социокуль­турного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

  • воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;

  • личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегаю­щей и творческой деятельности.


При этом решаются следующие задачи:

  • развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получе­нии знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятив­ных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимо­связях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания ок­ружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного от­ношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоро­вью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасно­го, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В соответствии с базисным планом, на изучение учебного предмета «Окружающиймир» в первом классе отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю.


Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и историче­ские знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В резуль­тате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников первого класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учи­теля, родителей;

  • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с приня­тыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в приро­де, в быту, в обществе;

  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

  • бережное отношение к природе, культуре родного края.


У первоклассника могут быть сформированы:

  • желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодоле­вать учебные затруднения, умение сотрудничать;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, жела­ние участвовать в её сохранении;

  • осознание важности сохранения своего здоровья.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

  • принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими за­дачами;

  • действовать согласно плану, составленному учителем;

  • оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных за­дач, находить ошибки и способы их устранения.


Первоклассник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегу­ляция);

  • попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.


Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учеб­ника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произве­дения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта об­щения с людьми;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия ана­лиза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличи­тельные признаки;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

  • пользоваться простыми условными обозначениями.


Первоклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, пони­мать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветст­вие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять со­вместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Первоклассник получит возможность научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.


Предметные результаты

Первоклассник научится:

  • выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опас­ными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

  • определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающе­го мира (цвет, размер, форма и др.);

  • сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые расте­ния; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

  • называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе на­блюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль­турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

  • описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенно­му учителем, и на примере своей местности);

  • сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

  • различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

  • называть части тела человека;

-характеризовать признаки времён года;

  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

  • оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

  • участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

  • вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.


Первоклассник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассни­ками, друзьями, взрослыми;

  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях куль­туры и других общественных местах;

  • следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и дру­гих общественных местах;

  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах го­рода;

  • выполнять режим дня;

  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);

  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

  • классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

  • интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения при­родных объектов;

  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

  • осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

  • создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, не­большие сообщения);

  • понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, жи­вотных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, гри­бов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.

В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:

  • ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов на­чального образования (личностных, метапредметных и предметных);

  • взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;

  • участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности от­крыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным по­ступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником про­дуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и спо­собность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными сло­вами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содер­жанием.

В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:

  • устный опрос;

  • письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирую­щие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; само­стоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по опреде­ленной теме знания на практике;

  • тестовые диагностические задания;

  • графические работы (рисунки, схемы);

  • комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и ито­говое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образо­вательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и при­нять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся под­готовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой темати­ческого контроля является выполнение тестовых заданий.

Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются ком­плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что

предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий но и при ре­шении жизненных задач.

Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированностиважнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.


























Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Окружающий мир. 1 класс: учебник/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  2. Окружающий мир. 1 класс. Электронный учебник (CD) / Г.В. Трафимова. - М.: Ака­демкнига / Учебник, 2012.

  3. Окружающий мир. 1 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  4. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  5. Итоговая комлпексная работа на основе единого текста. 1 класс. Рабочая тетрадь / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.


Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: методическое пособие для учителя / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  2. Чуракова Н.А. Итоговая комплексная работа. 1 класс. Методические указания по ор­ганизации и проведению (+ CD-ROM). - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  3. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические мате­риалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).

  4. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. С.В. Савинова - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).

  5. Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. — М.: Планета, 2013. — (Качество обучения).

Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Каче­ство обучения).

  1. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и ДР-]; сост. Е.С. Галанжина. — М.: Планета, 2013. — (Современная школа).

  2. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая диф­ференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностиче­ские работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; — М.: Планета, 2013. — (Качество обучения).

  3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. — М.: Планета, 2012. — (Качество обучения).

  4. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).










Содержание учебного предмета

Содержание курса

Темы

Характеристика деятельности учащихся

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов)

Населённый пункт, в котором живёт ребёнок. Ок­ружающие ребёнка мир - природа живая и нежи­вая. Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний о естественных и ис­кусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различие звуков, опреде­ление вкуса, температуры, мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств

Где живёт семья Ивановых. Мы познаём мир. Мы познаём мир с помощью органов чувств. Что нас окружает

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объек­тами и явлениями.

Сравнивать отдельные признаки объекта или яв­ления, анализировать результаты сравнения. Оценивать своё и чужое поведение в природе

Живая природа (10 часов)

Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение. Животные как часть живой природы. Насекомые, птицы, рыбы, звери как наиболее дос­тупные для выделения детьми группы животных. Растения - часть живой природы. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Зна­комство с разнообразием плодов и семян. Практические работы: наблюдение за прораста­нием семян, ростом растений

Животные - часть природы. Дикие и домаш­ние животные. Насекомые - часть природы. Растения - часть живой природы. Что общего у трав, кустарников и деревьев. Как растения расселяются на новые места

Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами.

Сравнивать отдельные признаки объекта или яв­ления, анализировать результаты сравнения. Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Знать природные сообщества родного края, спосо­бы распространения семян

Природа и её сезонные изменения (38 часов)

Смена времён года. Осенние изменения в нежи­вой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первона­чальные представления о разном состоянии воды. Жизнь лесных зверей, помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь рас­тений зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые ран­нецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и не­съедобные ягоды. Знакомство с грибами на при­мере шляпочных грибов. Съедобные и несъедоб­ные грибы.

Природа и её сезонные изменения. Жизнь растений осенью. Труд людей осенью. Как животные готовятся к зиме. Пришла зима. Снежные загадки. Жизнь лесных зверей зи­мой. Как помочь птицам зимой. Есть ли жизнь в воде подо льдом? Как зимуют травы, дере­вья, кустарники. Учимся различать деревья и кустарники зимой. Труд людей зимой. При­шла весна. Какие растения весной цвести торопятся. Как животные встречают весну. Про больших и маленьких. Лето пришло. В лес по ягоды пойдём. С лукошком за гриба­ми. Зелёная аптека. Природа и мы

Наблюдать объекты и явления окружающего ми­ра; обнаруживать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями.

Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Знать приметы времён го­да, уметь предсказывать погоду.

Знать, что такое хлорофилл, природные сообще­ства родного края, съедобные и несъедобные яго­ды и грибы, Красную книгу России, заповедники

Наша родина - Россия (10 часов)

Первоначальные представления о родном крае, о родине: Россия - многонациональная страна. Столица нашей Родины - Москва. Достопримеча­тельности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн. Экскурсия по достопримечательно­стям родного края(в город)

Родной край. Наша родина - Россия. Госу­дарственная символика. Москва - столица нашего государства. Экскурсия в город

Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами.

Сравнивать отдельные признаки объекта или яв­ления, анализировать результаты сравнения. Знать важные сведения из истории родного края, Конституцию - основной закон РФ, важнейшие со­бытия, происходящие в современной России, дос­топримечательности Москвы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

вид

контроля

УУД

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов)

1

Где живет семья Ивановых (с. 3-5)

1

Изучение нового материала

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важ­нейшие предприятия, учрежде­ния культуры, быта, их назна­чение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы

Знать адрес: название своего поселка (горо­да), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать до­рогу от дома до школы

Фрон­тальная

беседа

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира

2

Где живет семья Ивановых (с. 3-5)

1

Урок-игра

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важ­нейшие предприятия, учрежде­ния культуры, быта, их назна­чение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы

Знать адрес: название своего поселка (горо­да), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать до­рогу от дома до школы

Текущий

Работать с учебны­ми, художественными и научно-

популярными текста­ми

3

Мы познаем мир (с. 6-7)

1

Изучение нового материала

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Пра­вила поведения в природе. Оз­накомление с признаком пред­мета (цвет, форма, размер)

Знать правила пове­дения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объек­тами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Практиче­ская

работа

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами, явлениями

4

Мы познаем мир (с. 6-7)

1

Комбинирован­ный урок

Наблюдения в природе, срав­нение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами

Знать правила пове­дения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объек­тами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Выполнять инструк­ции, точно следо­вать образцу и про­стейшим алгоритмам

5

Мы познаем окру­жающий мир с помо­щью органов чувств (с. 8-9)

1

Практикум

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее усло­вие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа

Знать название орга­нов чувств и их функ­ции. Уметь изучать окружающий мир с по­мощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные разме­ры); выполнять про­стейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

6

Мы познаем окру­жающий мир с помо­щью органов чувств (с. 8-9)

1

Комбинирован­ный урок

Способы познания окружающе­го мира: наблюдения, опыт

Знать названия орга­нов чувств и их функ­ции. Уметь изучать окружающий мир с по­мощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные разме­ры); выполнять про­стейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

7

Что нас окружает (с. 10-11)

1

Изучение нового материала

Как человек познает природу. Неживая и живая природа (раз­личение, краткая характеристи­ка объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки жи­вой природы

Уметь различать объ­екты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия че­ловека. Иметь пред­ставление о животных

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира

8

Что нас окружает (с. 10-11)

1

Комбинирован­ный урок

Как человек познает природу. Неживая и живая природа (раз­личение, краткая характеристи­ка объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки жи­вой природы

Уметь различать объ­екты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия че­ловека. Иметь пред­ставление о животных

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках, ката­логе библиотеки

Живая природа (10 часов)

9

Животные - часть природы (с. 12-13)

1

Комбинирован­ный урок

Животные: разнообразие (на­секомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличи­тельные признаки животных

Знать признаки живых организмов, отличи­тельные признаки зве­рей. Уметь приводить примеры животных раз­ных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), рас­крывать особенности их внешнего вида

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

10

Дикие и домашние животные (с. 14-15)

1

Урок-

путешествие

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать названия и внешние отличитель­ные признаки 8-10 жи­вотных. Уметь раскры­вать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

11

Дикие и домашние животные (с. 14-15)

1

Комбинирован­ный урок

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать названия и внешние отличитель­ные признаки 8-10 жи­вотных. Уметь раскры­вать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Прове­рочная

работа

Обосновывать вы­сказанное суждение

12

Насекомые - часть природы (с. 16-17)

1

Изучение нового материала

Ознакомление с отличитель­ными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насеко­мых; называть насе­комых родного края

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

13

Насекомые - часть природы (с. 16-17)

1

Комбинирован­ный урок

Ознакомление с отличитель­ными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насеко­мых; называть насе­комых родного края

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

14

Растения - часть жи­вой природы (с. 18-19)

1

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходи­мые для жизни

Знать общие для всех растений признаки; на­звания органов расте­ний (корень, стебель, лист, цветок, плод, се­мена); названия и внешние отличитель­ные признаки 8-10 рас­тений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Выполнять инструк­ции, точно следовать образцу и простей­шим алгоритмам

15

Растения - часть жи­вой природы (с. 18-19)

Практическая работа «Наблюдение за прорастанием семян и ростом растений».

1

Комбинирован­ный урок

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходи­мые для жизни

Знать общие для всех растений признаки; названия органов рас­тений (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, семена); назва­ния и внешние отличи­тельные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

16

Что общего у трав, кустарников и де­ревьев (с. 20-21)

1

Комбинирован­ный урок

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем ок­ружении, нахождение отличи­тельных признаков

Знать общие для всех растений признаки; названия органов рас­тений (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, семена); назва­ния и внешние отличи­тельные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

17

Как растения рассе­ляются на новые места (с. 22-23)

1

Изучение нового материала

Особенности распространения плодов и семян. Отличитель­ные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, жи­вотными, человеком

Знать способы рас­пространения семян. Уметь анализировать строение семени и де­лать выводы о спосо­бах распространения каждого растения

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

18

Как растения рассе­ляются на новые места (с. 22-23)

Практическая работа «Наблюдения за способами распространения растений на новые места»

1

Комбинирован­ный урок

Особенности распространения плодов и семян. Отличитель­ные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, жи­вотными, человеком

Знать способы рас­пространения семян. Уметь анализировать строение семени и де­лать выводы о спосо­бах распространения каждого растения

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Обосновывать вы­сказанное суждение

Природа и ее сезонные изменения (38 часов)

19

Природа и ее сезон­ные изменения (с. 24-25)

1

Изучение нового материала

Явления природы (общее пред­ставление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности

Знать основные при­знаки времен года, название каждого времени года и их по­следовательность; правила безопасности на воде в летнее вре­мя и на льду в зимнее время, правила безо­пасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменени­ях в природе

Тест, за­дание (9 минут)

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

20

Жизнь растений осенью (с. 26-27)

1

Изучение нового материала

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии

Знать изменения в жизни растений осе­нью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анали­зировать изменения природы осенью

Текущий

Обосновывать вы­сказанное суждение

21

Жизнь растений осенью (с. 26-27)

1

Урок-экскурсия

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени

Знать изменения в жизни растений осе­нью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период.

Уметь анали­зировать изменения природы осенью

Текущий. Заполне­ние дневников на­блюдений

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

22

Как животные гото­вятся к зиме (с. 30-31)

1

Изучение нового материала

Признаки зимы (на основе на­блюдений). Подготовка живот­ных к зиме

Знать особенности жизни животных осе­нью в связи с подго­товкой к зимнему пе­риоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Обосновывать вы­сказанное суждение

23

Как животные гото­вятся к зиме (с. 30-31)

1

Комбинирован­ный урок

Перелетные и зимующие птицы

Знать особенности жизни животных осе­нью в связи с подго­товкой к зимнему пе­риоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

24

Пришла зима (с. 32-33)

1

Экскурсия

(заочная)

Времена года. Изменения в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Знать основные при­знаки времен года, название каждого времени года и их по­следовательность.

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления

25

Пришла зима (с. 32-33)

Практическая работа «Опыт, доказывающий, что лёд- это замёрзшая вода, что тонкий лёд опасен».

1

Комбинирован­ный урок

ТБ во время зимних игр

Правила безопасности на льду в зимнее вре­мя, правила безопас­ности при катании с гор в зимнее время

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках, ката­логе библиотеки

26

Снежные загадки (с. 34-35)

Практическая работа «Опыт, доказывающий, чист ли белый снег».

1

Комбинирован­ный урок

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе

Знать правила наблю­дения и проведения опытов. Уметь обоб­щать жизненные на­блюдения об изменени­ях в окружающей при­роде с приходом зимы. Иметь элементарное представление об обра­зовании снежинок

Наблюде­ние

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

27

Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37)

1

Изучение нового материала

Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. При­знаки сходства млекопитающих животных - зверей

Знать о зимовке жи­вотных; о работе лес­ника зимой.

Уметь оказывать по­мощь животным зимой

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

28

Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37)

1

Комбинирован­ный урок


Знать о зимовке жи­вотных

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира

29

Как помочь птицам зимой (с. 38-39)

1

Изучение нового материала

Особенности времен года (на основе наблюдений). Живот­ные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь пти­цам в зимнее время

Знать признаки, по ко­торым из всех живот­ных выделяется осо­бая группа - группа птиц; виды зимующих птиц

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

30

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок-экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кус­тарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кус­тарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

31

Труд людей зимой

1

Комбинирован­ный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жиз­ненные наблюдения за трудом людей зимой

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления

32

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

(с. 40-41)

1

Изучение нового материала

Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безо­пасного поведения

Знать признаки рыб; иметь представление о жизни некоторых жи­вотных и растений по­до льдом

Текущий

Обосновывать вы­сказанное суждение

33

Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43)

1

Комбинирован­ный урок

Особенности жизни травяни­стых растений в зимний период

Знать о жизни деревь­ев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюде­ний. Иметь представ­ление о внутреннем строении почки

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Выполнять инструк­ции, точно следо­вать образцу, про­стейшим алгоритмам

34

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Изучение нового материала

Культура поведения в природе

Знать отличия деревь­ев и кустарников зи­мой. Уметь опреде­лять разные виды де­ревьев и кустарников по силуэтам,коре, почкам, плодам

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

35

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок-экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кус­тарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кус­тарников по силуэтам, коре,почкам, плодам

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

36

Труд людей зимой

1

Комбинирован­ный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жиз­ненные наблюдения за трудом людей зимой

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления

37

Пришла весна

1

Экскурсия

Явления природы. Весенние изменения в природе

Знать правила пове­дения на экскурсии, названия животных и растений родного края, раннецветущие растения.

Уметь анализировать наблюдения за изме­нениями, происходя­щими в природе с при­ходом весны

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

38

Пришла весна.

Практическая работа «Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках»

1

Комбинирован­ный урок

Весенние изменения в живой природе

Знать основные при­знаки времен года, название каждого времени года и их по­следовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках,ката­логе библиотеки

39

Какие растения вес­ной цвести торопятся (с. 48-49)

Практическая работа «Длительное наблюдение за распусканием почек»

1

Изучение нового материала

Жизнь растений весной

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличатьраннецветущие расте­ния от остальных рас­тений

Наблюде­ние

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления

40

Какие растения вес­ной цвести торопятся (с. 48-49)

1

Комбинирован­ный урок

Охрана природных богатств

Уметь устанавливать взаимосвязи в приро­де в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты сравнения

41

Как животные весну встречают (с. 50-51)

1

Изучение нового материала

Жизнь животных весной. Пони­мание связи неживой и живой природы

Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в приро­де; анализировать и отвечать по рисунку

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

42

Как животные весну встречают (с. 50-51)

1

Комбинирован­ный урок

Охрана природных богатств

Выполнять правила охраны животных в весеннее время. Иметь представление о гнездовании птиц

Наблюде­ние за птицами

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления. Анализировать ре­зультаты

43

Про больших и ма­леньких (с. 52-53)

1

Комбинирован­ный урок

Ознакомление с термином «млекопитающие»

Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать по­томство и животных- родителей

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

44

Лето пришло (с. 54-55)

1

Комбинирован­ный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года

Знать об основных из­менениях, происходя­щих с приходом лета в неживой и живой при­роде. Уметь устанав­ливать взаимосвязи

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира, обнаружи­вать изменения, про­исходящие с объекта­ми или явлениями

45

Лето пришло (с. 54-55)

1

Экскурсия

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать правила поведе­ния в природе во время экскурсии. Уметь анали­зировать и обобщать полученную информа­цию при наблюдении. Иметь представление об оздоровительных и за­каливающих процедурах

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объ­ектами и явлениями

46

В лес по ягоды пой­дем (с. 56-57)

1

Изучение нового материала

Ознакомление с разнообразием растений

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить при­меры ядовитых ягод своего края

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Обосновывать вы­сказанное суждение

47

В лес по ягоды пой­дем (с. 56-57)

1

Комбинирован­ный урок

Ознакомление с разнообразием растений

Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить при­меры ядовитых ягод своего края

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

48-49

С лукошком за гри­бами (с. 58-59)

2

Изучение нового

материала.

Урок-игра

Многообразие живой природы: растения, животные, грибы. Оз­накомление с царством Грибы. Части гриба

Знать признаки и на­звания грибов, прави­ла сбора грибов. Уметь различать съе­добные и несъедоб­ные грибы,приводить примеры съедобных грибов своего края

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Обосновывать вы­сказанное суждение. Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в справочни­ках, художественной литературе

50

Зеленая аптека (с. 60-61)

1

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходи­мые для жизни. Правила пове­дения в лесу

Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, прави­ла сбора

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

51

Зеленая аптека (с. 60-61)

1

Урок-

викторина

Охрана природных богатств. Разнообразие растений

Иметь представление о приемах использо­вания лекарственных растений

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

52

Природа и мы (с. 62-63)

1

Изучение нового материала

Влияние деятельности челове­ка на природу. Охрана природ­ных богатств

Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его от­ношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут рас­тения, животные

Тест. 3-е задание (5 минут)

Выполнять инструк­ции, точно следовать образцу и простей­шим алгоритмам

53

Природа и мы (с. 62-63)

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Уметь соблюдать пра­вила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Наблюдать объекты и явления окружаю­щего мира, обнару­живать изменения

54

Природа и мы (с. 62-63)

1

Комбинирован­ный урок

Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой

Знать виды и формы помощи человека при­роде

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать результаты

55

Красная книга

1

Изучение нового материала

Красная книга России, ее зна­чение, отдельные представите­ли растений и животных Крас­ной книги

Знать растения и жи­вотных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанав­ливать взаимосвязи в природе

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

56

Красная книга

1

Комбинирован­ный урок



Текущий.

Индивидуальный

опрос

Обосновывать вы­сказанное суждение

Наша родина - Россия (10 часов)

57

Родной край

1

Комбинирован­ный урок

Родной край - малая родина. Родной город:название, основ­ные достопримечательности

Знать название нашей планеты, родной стра­ны, региона,где живут обучающиеся, родного города. Уметь описы­вать достопримеча­тельности родного края; называть виды растений и животных родного края

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках, ката­логе библиотеки

58

Наша родина - Рос­сия (с. 64-65)

1

Комбинирован­ный урок

Россия - наша Родина

Знать название госу­дарства, его столицы, главной площади сто­лицы (Красная пло­щадь), главной досто­примечательности столицы (Кремль), ис­торической достопри­мечательности Кремля (Спасская башня). Уметь описывать дос­топримечательности столицы России

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Работать с учебны­ми, художественными и научно-популяр­ными текстами

59

Государственная символика (с. 66-67)

1

Изучение нового материала

Государственная символика России: герб России, флаг Рос­сии, гимн России. Правила по­ведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и при­пев гимна России. Уметь описывать тра­диции, обычаи, исто­рию государственных символов России

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках, ката­логе библиотеки

60

Государственная символика (с. 66-67)

1

Комбинирован­ный урок

Государственная символика России: герб России, флаг Рос­сии, гимн России. Правила по­ведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и при­пев гимна России. Уметь описывать тра­диции, обычаи, исто­рию государственных символов России

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках, ката­логе библиотеки

61

Москва - столица нашего государства (с. 68-71)

1

Изучение нового материала

Россия - наша Родина. Москва - столица России

Знать столицу госу­дарства, сердце Моск­вы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать дос­топримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Обосновывать вы­сказанное суждение

62

Москва - столица нашего государства (с. 68-71)

1

Урок-

путешествие

Россия - наша Родина. Москва - столица России

Знать столицу госу­дарства, сердце Моск­вы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать дос­топримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Текущий.

Индиви­дуальный

опрос

Работать с художе­ственной и учебной литературой

63

Москва - столица нашего государства (с. 68-71)

1

Комбинирован­ный урок

Россия - наша Родина. Москва - столица России

Знать столицу госу­дарства, сердце Моск­вы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшиеисторические события в истории Москвы

Текущий. Заполне­ние днев­ников на­блюдений

Сравнивать отдель­ные признаки объекта или явления, анали­зировать

64

Экскурсия в город (с. 72-73)

1

Экскурсия

Родной край - малая родина. Родной город: название, основ­ные достопримечательности

Знать правила пове­дения во время дви­жения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус). Иметь представление об основных досто­примечательностях своего края

Текущий.

Индивидуальный

опрос

Искать (проверять) необходимую инфор­мацию в словарях, справочниках, ката­логе библиотеки, ху­дожественной лите­ратуре

65

Экскурсия в город (с. 72-73)

1

Экскурсия

Правила поведения в природе


Наблюдение


66

Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77)

1

Урок-отчет

Неживая и живая природа. По­нимание связи неживой и жи­вой природы. Явления приро­ды. Правила поведения в при­роде

Знать правила членов клуба «Мы и окру­жающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо

Темати­ческий

Обосновывать вы­сказанное суждение





0