СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данное планирование составленно на основе требований ФГОС
№ | дата | Тема урока | Тип урока | Виды, характеристика деятельности обучающихся
| Планируемые результаты | ||
|
|
|
|
| Предметные | личностные
| метапредметные |
|
| Введение – 4 часа
|
|
|
|
|
|
1 |
| Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | Урок общеметодологической направленности. | -объяснять ,описывать физические явления, отличать физические явления от химических; -проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их | Научиться классифицировать физические явления и отличать их от химических явлений, объяснять и описывать физические явления, проводить их наблюдения; объяснять значение понятий физическое тело, вещество, материя; знать основные методы изучения физики (наблюдения, опыты), понимать их различие. | Формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познавания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук, различия между телом и веществом, выдвигать гипотезу и обосновать её. |
2 |
| Физические величины. Измерение физических величин. | Урок открытия нового знания. | -различать методы изучения физики; -измерять расстояния, промежутки времени, температуру; - обрабатывать результаты измерений; -определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; -определять объём жидкости с помощью измерительного цилиндра; -переводить значения физических величин в СИ | Научиться определять расстояния, промежутки времени, температуру, обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; определять объём жидкости с помощью измерительного цилиндра; переводить значения физических величин в СИ | Формирование социальных компетенций: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательного отношения к окружающим. | Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, корректировать их действия. Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и определять последовательность действий. Познавательные: Уметь самостоятельно создавать алгоритм действий, безопасно и эффективно использовать лабораторное оборудование, проводить точные измерения и адекватно оценивать полученные результаты. |
3 |
| Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | Урок открытия нового знания. | -выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся учёных; -определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и её достижениях; -составлять план презентации | Научиться определять погрешность измерения и записывать результат с учетом погрешности | Формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, приобретение опыта применения научных методов познания. | Коммуникативные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группе. Регулятивные: Уметь осуществлять коррекцию и контроль в процессе обучения. Познавательные: Уметь самостоятельно планировать алгоритм действий, безопасно и эффективно использовать лабораторное оборудование, проводить точные измерения и адекватную оценку полученных результатов.
|
4 |
| Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора.» | Урок развивающего контроля. | -определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; -определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учётом погрешности; -анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; -работать в группе | Научиться находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц, анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. | Коммуникативные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в паре, корректировать и оценивать действия партнёра. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, корректировать изученные способы действий и алгоритмов. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализ полученных результатов, уметь оценивать полученный результат.
|
|
| Первоначальные сведения о строении вещества -6 часов
|
|
|
|
|
|
5 |
| Строения вещества. Молекулы. Броуновское движение. | Урок открытия нового материала. | -Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; - схематически изображать молекулы воды и кислорода; - определять размер малых тел; - сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; - объяснять :основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества.
| Научиться объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение, схематически изображать молекулы воды и кислорода, сравнивать размеры молекул разных веществ, объяснять основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества. | Формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению наук о природе. | Коммуникативные: Уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения. Регулятивные: Выделять и осознавать учащимся то, что уже усвоено в курсе окружающего мира и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные: Уметь анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы. |
6 |
| Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел.» | Урок общеметодологической направленности. | -объяснять явление диффузии и зависимость скорости её протекания от температуры тела; -приводить примеры диффузии в окружающем мире; -анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии | Измерять размеры малых тел методов рядов, различать способы измерения размеров малых тел; -представлять результаты измерений в виде таблиц; -выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы, работать в группе | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, овладение научным подходом к решению различных задач | Коммуникативные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в паре, корректировать и оценивать действия партнёра. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, корректировать изученные способы действий и алгоритмов. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты. |
7 |
| Движение молекул. Диффузия. | Урок открытия нового знания. | -объяснять явление диффузии и зависимость скорости её протекания от температуры тела; -приводить примеры диффузии в окружающем мире; -анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии | Научиться выдвигать гипотезы о причинах движения молекул, описывать поведения молекул в конкретной ситуации; явления диффузии и зависимости скорости от протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире; | Формирование умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. | Коммуникативные: Развивать монологическую и диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: Уметь выделять явление диффузии из других физических явлений, объяснять роль явления диффузии в природе.
|
8 |
| Взаимодействие молекул. | Урок открытия нового знания. | -Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; --наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; - проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы | Уметь приводить примеры существования сил взаимного притяжения и отталкивания молекул, проводить опыты, объяснять явления смачивания и несмачивания тел, проводить опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул. | Формирование умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. | Коммуникативные: Развивать монологическую и диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Регулятивные: Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: Уметь выделять явление диффузии из других физических явлений, объяснять роль явления диффузии в природе. |
9 |
| Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. |
| -доказывать наличие различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов; - приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; -выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы | Научиться доказывать существование различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы; работать с таблицей. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Выявлять проблемы, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Формировать знания о строении вещества как вида материи. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать гипотезы
|
10 |
| Зачёт по теме «Первоначальные сведения о строении вещества.» | Урок рефлексии и развивающего контроля. | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике | Формирование у учащихся целостного представления об основных положениях молекулярно-кинетической теории. | Формирование представлений о возможности познания мира. | Коммуникативные: Формировать представления о материальности мира и строении вещества как материи. Регулятивные: Прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала, осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случаи расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделять и осознавать учащимся то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения материала. Познавательные: Анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания.
|
|
| Взаимодействие тел-23 часа
|
|
|
|
|
|
11 |
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Урок общеметодологической направленности | -определять траекторию движения тела; -переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; -различать равномерное и неравномерное движение; -доказывать относительность движения тела; -определять тело, относительно которого происходит движение; -проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы | Научиться определять траекторию движения тела, переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и неравномерное движение; доказывать относительность движения тела; определять тело относительно которого происходит движение; использовать межпредметные связи физики, географии, математики; проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы. | Формирование ответа на вопрос, какой личный смысл имеют знания по механике для каждого учащегося, формирование представлений о простейшей форме движения материи. | Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем сверстниками в поиске и сборе информации, уметь чётко выражать свои мысли. Регулятивные: Формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: Формировать понятие механическое движение, путь, траектория, относительность механического движения, относительность траектории, искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания. |
12 |
| Скорость. Единицы скорости. | Урок открытия нового знания. | -рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении, -выражать скорость в км/ч, м/с; -анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; -определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; -графически изображать скорость, описывать равномерное движение; -применять знания из курса географии, математики | Научиться понимать смысл физических величин путь и скорость; описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; уметь выражать физические величины в единицах СИ; решать задачи, записывать условие и решение задачи в тетради по образцу; самостоятельно осуществлять поиск информации. | Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни, воспитание гражданской ответственности за превышение скорости на улицах города. | Коммуникативные: Формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: Формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Познавательные: Выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности. |
13 |
| Расчёт пути и времени движения. | Урок общеметодологической направленности | Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблицы и графиков; -определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | Научиться представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. | Формирование гражданской ответственности за переход улицы на зелёный свет. | Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах. Регулятивные: Составлять план решения задачи, самостоятельно сверять действия с целью и исправлять ошибки. Познавательные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
14 |
| Инерция. | Урок открытия нового знания | -Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; -приводить примеры проявления явления инерции в быту ; - объяснять явление инерции; -проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; -анализировать его и делать выводы | Научиться находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения, приводить примеры проявления инерции в быту, объяснять явление инерции, проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции, анализировать его и делать выводы. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в транспорте и на дорогах. | Коммуникативные: Выявлять проблемы, уметь осознанно планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью. Регулятивные: Составлять план и последовательность учебных действий. Познавательные: Выдвигать и обосновывать гипотезы, обозначать проблемы и находить пути их решения, анализировать объекты с целью выделения их признаков.
|
15 |
| Взаимодействие тел. | Урок открытия нового знания | -описывать явление взаимодействия тел; -приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; -объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | описывать явление взаимодействия тел, находить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости, объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в транспорте и на дорогах. | Коммуникативные: Выявлять проблемы, уметь осознанно планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью.
Регулятивные: Составлять план и последовательность учебных действий.
Познавательные: Выдвигать и обосновывать гипотезы, обозначать проблемы и находить пути их решения, анализировать объекты с целью выделения их признаков.
|
16 |
| Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Урок общеметодологической направленности. | -устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; -переводить основную единицу массы в т ,г, мг; -работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; -различать инерцию и инертность тела | Научиться переводить основную единицу массы в СИ в т, г, мг, определять массу тела по результату его взаимодействия с другим телом, понимать , что масса- мера инертности тела, а инертность- свойство тел. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в транспорте и на дорогах, формирование понятия зависимость длины тормозного пути автомобилей на дорогах от их массы. | Коммуникативные: Уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: Формировать целеполагание и прогнозирование. Познавательные: Уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-сдедственные связи.
|
17 |
| Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах.» | Урок развивающего контроля и рефлексии. | -взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; -пользоваться разновесами; -применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; -работать в группе | Научиться сравнивать массы двух тел, взвешивать тело на рычажных весах и с их помощью определять его массу; пользоваться разновесами; применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; работать в группе. | Усвоение правил поведения в школе, формирование бережного отношения к школьному оборудованию. | Коммуникативные: Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
18 |
| Плотность вещества | Урок открытия нового знания | -определять плотность вещества; -анализировать табличные данные; -переводить значения плотности из кг/м3в г/см3; -применять знания из курса природоведения, математики, биологии | Научиться определять плотность вещества, анализировать табличные данные, переводить значения плотности из кг/м3 в г/см3 и наоборот; применять знания из курса математики, биологии, окружающего мира. | Формирование представлений о строении вещества, прилежание и ответственность за результаты обучения. | Коммуникативные: Уметь вести устную дискуссию с целью формирования своей точки зрения, отличать её от других точек зрения, а также координировать разные точки зрения для достижения общей цели. Регулятивные: Уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: Формировать системное мышление (понятие-пример-знание учебного материала и его применения.)
|
19 |
| Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела.» Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела.» | Урок развивающего контроля и рефлексии | -измерять объём тела с помощью измерительного цилиндра; -измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; -анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; -работать в группе. | Научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра, измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра, анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; представлять результаты измерений в виде таблиц. Овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания и теоретические знания с объективными реалиями жизни. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях. | Коммуникативные: Эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Регулятивные: Формирование умения правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения экспериментальной задачи. Познавательные: Формировать умения самостоятельно провести эксперимент и наблюдения, сделать вывод, самостоятельно оценить собственный результат.
|
20 |
| Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Урок общеметодологической направленности | - определять массу тела по его объёму и плотности; -записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности вещества; -работать с табличными данными. | Научиться определять массу тела по его объёму и плотности, определять объём тела по его массе и плотности; определять плотность веществ по таблице; находить в учебнике необходимые для решения задачи данные. Овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. | Формирование навыков рефлексии, оценки работы сверстников и самооценки. | Коммуникативные: Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Регулятивные: Формировать навыки контроля и оценки. Познавательные: Формировать интеллектуальные действия ознакомления, понимания, применения, анализа и синтеза на основе формирования предметных умений при решении физических задач.
|
21 |
| Решение задач | Урок рефлексии и развивающего контроля. | - использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела, его плотности или объёма; - анализировать результаты, полученные при решении задач. | Научиться находить массу тела и его объём по известной плотности вещества, применять знания математики в виде решения уравнений при нахождении массы и объёма тела по двум известным данным. Овладеть научным подходом к решению различных задач. | Формирование умения перевода единиц измерения в СИ и обратно. | Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: Выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. Познавательные: Искать информацию, формировать смысловое чтение.
|
22 |
| Контрольная работа по темам: «Механическое движение. Масса. Плотность вещества.» | Урок развивающего контроля | Применять знания к решению задач. | Научиться понимать физический смысл понятий плотность и масса. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Уметь письменно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Планировать и прогнозировать результат. Познавательные: Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять полученные знания.
|
23 |
| Сила. | Урок открытия нового знания. | - графически, в масштабе изображать силу и точку её приложения; - определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; -анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы. | Научиться графически в масштабе изображать силу и точку её приложения; определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы; определять цену деления и пределы измерения лабораторного динамометра. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, Познавательные: Уметь системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
|
24 |
| Явление тяготения. Сила тяжести. | Урок открытия нового знания. | -приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; -находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; -работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы. -находить связь между силой тяжести и массой тела; -определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести.
| Научиться приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов; работать с текстом учебника, систематизироватьи обобщать сведения о явлении тяготения, делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
|
25 |
| Сила упругости. Закон Гука. | Урок общеметодологической направленности. | - отличать силу упругости от силы тяжести; - графически изображать силу упругости, показать точку приложения и направление её действия; -объяснить причину возникновения силы упругости; -приводить примеры видов деформации, встречающихся в быту. | Научиться отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, указывая точку приложения и направление действия; объяснять причину возникновения силы упругости; приводить примеры видов деформации, встречающихся в быту и технике. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
|
26 |
| Вес тела. | Урок общеметодологической направленности. | - графически изображать вес тела и точку его приложения; -рассчитывать вес тела; -определять массу тела по заданной силе тяжести.
| Научиться отличать вес от силы тяжести, графически изображать вес, показывая точку приложения; объяснять возникновение состояния невесомости. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью чтения текста учебника. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта, уметь строить высказывание, формулировать проблему.
|
27 |
| Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром.» | Урок развивающего контроля и рефлексии. | -градуировать пружину; -получать шкалу с заданной ценой деления; -работать в группе | Научиться градуировать пружину, получать шкалу с заданной ценой деления, различать вес тела и его массу | Усвоение правил поведения в школе, формирование бережного отношения к школьному оборудованию. | Коммуникативные: Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него. Познавательные: Формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
28 |
| Равнодействующая сил. | Урок открытия нового знания. | Экспериментально находить равнодействующую двух сил; -анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; -рассчитывать равнодействующую двух сил. | Научиться экспериментально находить равнодействующую двух сил, анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы, рассчитывать равнодействующую двух сил. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | Коммуникативные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в паре, корректировать и оценивать действия партнёра. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, корректировать изученные способы действий и алгоритмов. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты, уметь оценивать полученный результат, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
|
29 |
| Сила трения. Трение покоя. | Урок общеметодологической направленности | -измерять силу трения скольжения; -называть способы увеличения и уменьшения силы трения; -применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; -объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы. | Научиться измерять силу трения скольжения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, применять знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта.
|
30 |
| Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра.» | Урок развивающего контроля и рефлексии. | -приводить примеры различных видов трения; -анализировать, делать выводы; -измерять силу трения с помощью динамометра. | Научиться измерять силу трения скольжения и силу трения качения с помощью динамометра. | Усвоение правил поведения в школе, формирование бережного отношения к школьному оборудованию. | Коммуникативные: Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него. Познавательные: Формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
31 |
| Решение задач по теме: «Силы.» | Урок рефлексии и развивающего контроля. | -применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач; -переводить единицы измерения. | Научиться находить разные виды сил по формулам, применять знания математики для решения задач. Овладеть научным подходом к решению различных задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: Выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. Познавательные: Искать информацию, формировать смысловое чтение.
|
32 |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Силы.» | Урок развивающего контроля | Применить знания к решению задач | Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Коммуникативные: Формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: Объяснить физические явления, процессы, связи и отношения в ходе работы над ошибками.
|
33 |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Урок рефлексии | -фиксирование собственных затруднений в деятельности; -выявление их причин; -построение и реализация проекта выхода из затруднений; -анализ допущенных ошибок | Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: Формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: Объяснять физические явления, процессы, связи и отношения в ходе работы над ошибками.
|
|
| Давление твёрдых тел, жидкостей и газов- 21час |
|
|
|
|
|
34 |
| Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Урок открытия нового знания | -приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; -вычислять давление по известным массе и объёму; -выражать основные единицы давления в кПа, гПа; -проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы. | Научиться вычислять давление по формуле Р=F/S, переводить основные единицы давления в кПа и гПа, проводить измерение площади опоры и массы тела и вычислять давление, которое тело оказывает на стол; проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы, делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, и устойчивого интереса к самостоятельной экспериментальной деятельности. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения давления и выполнения исследовательского эксперимента.
|
35 |
| Давление газа. | Урок открытия нового знания. | -отличать газы по их свойствам от твёрдых тел и жидкостей; -объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; -анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы; -применять знания к решению физических задач. | Научиться отличать газы по их свойствам от твёрдых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества. | Формирование устойчивого интереса к изучению нового. | Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: планировать и прогнозировать результат. Познавательные: решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять полученные знания.
|
36 |
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Урок открытия нового знания. | -объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; -анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты. | Объяснять причину передачи давления жидкостью и газом во все стороны одинаково; анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты. | Формирование устойчивого интереса к изучению нового. | Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: планировать и прогнозировать результат. Познавательные: решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять полученные знания.
|
37 |
| Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Урок общеметодологической направленности | -выводить формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда; - работать с текстом учебника; -составлять план проведения опытов. | Научиться выводить формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда и использовать её. | Формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений. | Коммуникативные: формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой.
|
38 |
| Решение задач по теме: «Давление.» | Урок рефлексии. | -решать задачи на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Научиться применять знание математики в виде решения уравнений. Овладеть научным подходом к решению различных задач. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма решения задачи. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. Познавательные: искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов.
|
39 |
| Сообщающиеся сосуды. | Урок общеметодологической направленности. | -приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; -проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы. | Научиться приводить примеры сообщающихся сосудов, встречающихся в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты. Делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения. Соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, получать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять существенные характеристики объекта и классифицировать их.
|
40 |
| Вес воздуха. Атмосферное давление. | Урок общеметодологической направленности. | -вычислять массу воздуха; -сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; -объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; -проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. | Научиться приводить примеры, подтверждающие существование атмосферного давления, проводить опыты по обнаружению атмосферного давления; вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли, анализировать результаты, делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли. Рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения экспериментальной задачи, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Выделять и классифицировать существенные характеристики объекта, уметь строить высказывание, формулировать проблему .
|
41 |
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Урок общеметодологической направленности. | -вычислять атмосферное давление; -объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; -наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы. | Научиться вычислять атмосферное давление, объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли, делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: формировать целеполагание и прогнозирование. Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи.
|
42 |
| Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Урок общеметодологической направленности. | -измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; -объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря. | Научиться измерять атмосферное давление с помощью барометра- анероида, объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря. Применять знания из курсов биологии и географии. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые исправления. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.
|
43 |
| Манометры. | Урок общеметодологической направленности. | -измерять давление с помощью манометра. | Научиться измерять давление с помощью манометра, различать манометры по целям использования. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. | Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли рационально планировать свою работу, получать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта, строить высказывание. Формулировать проблему.
|
44 |
| Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Урок общеметодологической направленности. | -приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; -работать с текстом учебника; -анализировать принцип действия указанных устройств. | Научиться приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, работать с текстом учебника. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. | Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу, получать недостающую информацию с помощью чтения текста учебника. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта, строить высказывание, Формулировать проблему. |
45 |
| Контрольная работа № 3 по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.» | Урок развивающего контроля | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. | Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Коммуникативные: формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять физические явления, процессы, связи и отношения в ходе выполнения контрольной работы и последующей самопроверки.
|
46 |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Урок рефлексии | -фиксирование собственных затруднений в деятельности; -выявление их причин; -построение и реализация проекта выхода из затруднений; -анализ допущенных ошибок | Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: Формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: Объяснять физические явления, процессы, связи и отношения в ходе работы над ошибками.
|
47 |
| Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. | Урок открытия нового знания. | Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; - приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; -применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике. | Научиться доказывать существование выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость или газ, основываясь на законе Паскаля; приводить примеры, доказывающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения силы на практике. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил поведения на воде. | Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения. Регулятивные: выделять и осознавать учащимся то, что уже усвоено в курсе физики и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные: уметь анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы.
|
48 |
| Закон Архимеда. | Урок общеметодологической направленности. | -выводить формулу для определения выталкивающей силы; -рассчитывать силу Архимеда; -указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; -работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы; -анализировать опыты с ведёрком Архимеда. | Научиться выводить формулу для определения выталкивающей силу, рассчитывать силу Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом учебника. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем. | Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать сверстников. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые исправления Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.
|
49 |
| Лабораторная работа № 8 по теме:«Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.» | Урок развивающего контроля и рефлексии. | -опытным путём обнаружить выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело; -рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента; -работать в группе. | Научиться опытным путём обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело и вычислять выталкивающую силу. | Формирование практических умений | Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него. Познавательные: формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
50 |
| Плавание тел. | Урок общеметодологической направленности. | -объяснить причины плавания тел; - приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; -конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления
| Научиться объяснять причины плавания тел, приводить примеры плавания различных тел и живых организмов. | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, учёным; самостоятельное приобретение новых знаний, умений, навыков, способов деятельности; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными возможностями и интересами. | Коммуникативные: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: формировать целеполагание и прогнозирование. Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи.
|
51 |
| Решение задач по теме: «Архимедова сила. Плавание тел.» | Урок рефлексии и развивающего контроля. | - рассчитывать силу Архимеда; -анализировать результаты, полученные при решении задач. | Научиться решать задачи по теме «Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития | Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе, находить компромисс и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Регулятивные: ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения результата и способа действий с эталоном с целью обнаружения отличий и отклонений от него. Познавательные: выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
52 |
| Лабораторная работа № 9 по теме: «Выяснение условий плавания тела в жидкости.» | Урок развивающего контроля и рефлексии. | -на опыте выяснить условия, при котором тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; -работать в группе | Научиться использовать приобретённые умения эксперимента на практике. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем. | Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него. Познавательные: формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
53 |
| Плавание судов. Воздухоплавание. | Урок общеметодологической направленности. | -объяснять условия плавания судов; -приводить примеры плавания и воздухоплавания; -объяснять изменение осадки судна; -применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания. | Научиться объяснять условия плавания судов, изменение осадки судна. | Формирование умения видеть явления природы в технических решениях | Коммуникативные: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: формировать целеполагание и прогнозирование. Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи.
|
54 |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Сила Архимеда. Плавание тел.» | Урок развивающего контроля | -применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике. | Систематизировать знания, полученные при изучении темы «Архимедова сила» | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: уметь письменно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планировать и прогнозировать результат. Познавательные: решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять полученные знания.
|
55 |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Урок рефлексии | -фиксирование собственных затруднений в деятельности; -выявление их причин; -построение и реализация проекта выхода из затруднений; -анализ допущенных ошибок | Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: Формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: Объяснять физические явления, процессы, связи и отношения в ходе работы над ошибками.
|
|
| Работа и мощность. Энергия.- 13 часов.
|
|
|
|
|
|
56 |
| Механическая работа. Мощность. | Урок открытия нового знания. | -вычислять механическую работу; -определять условия, необходимые для совершения механической работы; -устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путём; -вычислять мощность по известной работе. | Научиться вычислять механическую работу, определять условия, необходимые для совершения механической работы. Научиться вычислять мощность по известной работе, делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: уметь системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
|
57 |
| Простые механизмы. Рычаг. | Урок открытия нового знания. | -Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъём и перемещение груза; -определять плечо силы; -решать графические задачи. | Научиться применять условия равновесия рычага в практических целях- подъём и перемещение груза; определять плечо груза, решать графические задачи. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Коммуникативные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
|
58 |
| Момент силы. | Урок открытия нового знания. | Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от её плеча; - работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага | Научиться приводить примеры, которые иллюстрируют, как момент силы характеризует действие силы, зависящее от модуля силы и от её плеча; работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага. | Формирование умения видеть явления природы в технических решениях. | Коммуникативные: уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли. Рационально планировать свою работу в группе, получать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта.
|
59 |
| Лабораторная работа №10 по теме: «Выяснение условия равновесия рычага.» | Урок развивающего контроля и рефлексии. | -проверять опытным путём , при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; -проверять на опыте правило моментов; -работать в группе | Научиться проверять опытным путём, при каком соотношении сил и плеч рычаг находится в равновесии, проверять на опыте правило моментов. | Усвоение правил поведения в школе, формирование бережного отношения к школьному оборудованию | Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него. Познавательные: формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
60 |
| Блоки. «Золотое правило» механики. | Урок открытия нового знания. | -приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; -сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; -работать с текстом учебника; -анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы. | Научиться приводить примеры применения подвижного и неподвижного блока на практике, сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков, делать выводы. | Формирование видеть применение физических законов в технических решениях. | Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: уметь анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы.
|
61 |
| Центр тяжести тела. | Урок общеметодологической направленности | -находить центр тяжести плоского тела; -работать с текстом учебника; -анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы | Научиться находить центр тяжести | Формирование познавательного интереса | Коммуникативные: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы Регулятивные: формировать целеполагание и прогнозирование. Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи.
|
62 |
| Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 по теме: «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.» | Урок общеметодологической направленности | -опытным путём устанавливать , что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; -анализировать КПД различных механизмов; -работать в группе | Научиться опытным путём доказывать, что полезная работа меньше полной работы. | Усвоение правил поведения в школе, формирование бережного отношения к школьному оборудованию. | Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него. Познавательные: формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
63 |
| Энергия. Виды энергий. | Урок открытия нового знания. | -приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; -работать с текстом учебника; -устанавливать причинно-следственные связи; -устанавливать зависимость между работой и энергией. | Понимать физический смысл понятий энергия, научиться различать потенциальную и кинетическую энергию. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в паре, корректировать и оценивать действия партнёра. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, корректировать изученные способы действий и алгоритмов. Познавательные: ставить и формулировать проблему, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты, уметь оценивать полученный результат, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы.
|
64 |
| Превращение одного вида механической энергии в другой. | Урок рефлексии и развивающего контроля. | -приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; -работать с текстом учебника. | Научиться приводить примеры перехода энергии из одного вида в другой, применять полученные знания при решении задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Коммуникативные: формировать представления о материальности мира. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, осознавать учащимся то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные: анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания.
|
65 |
| Контрольная работа № 5 по теме: «Работа. Мощность. Энергия.» | Урок развивающего контроля. | -применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике. | Научиться воспроизводить знания и навыки в конкретной деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять физические явления, процессы, связи и отношения. |
66 |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Урок рефлексии | -фиксирование собственных затруднений в деятельности; -выявление их причин; -построение и реализация проекта выхода из затруднений; -анализ допущенных ошибок | Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: Формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: Объяснять физические явления, процессы, связи и отношения в ходе работы над ошибками.
|
67 |
| Повторение пройденного материала. |
|
|
|
|
|
7 класс
Пояснительная записка
Программа по физике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Авторами программы ,используемой учителем для составления планирования, являются Е.М.Гутник, Н.В.Филонович, А.В.Пёрышкин. Данная программа представлена в сборнике «Рабочие программы. Физика 7-9 классы.» . Дрофа 2015г. Данная программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. 2 часа в неделю предусмотрено федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ.
При изучении курса выполняется 5 контрольных работ и 10 лабораторных работ.
Для выполнения этой программы используется учебник А.В .Пёрышкина «Физика. 7 класс». Дополнительно на уроках используются сборники задач по физике: «Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 класс.» В.И .Лукашик, Просвещение 2005 год и «Физика.7 класс .Самостоятельные и контрольные работы.» Л.А .Кирик, Илекса 2004 год., «Физика 7 класс. Контрольные работы в новом формате.» Москва «Интелект- центр» 2013г, «Дидактические материалы» А.Е.Марон, Е.А. Марон Дрофа 2015.
Школьный курс физики- системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Цели изучения физики :
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Планируемые результаты
Ученик научится:
Механические явления:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, Закон Паскаля, Закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку и его математическое выражение;
- решать задачи, используя физические законы:( закон сохранения энергии, принцип суперпозиции сил, закон Гука, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, давление, потенциальная и кинетическая энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма; на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Тепловые явления:
-распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел.
Ученик получит возможность:
Механические явления:
- использовать знания о механических явлений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов ( закон сохранения механической энергии, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов ( закон Гука, закон Архимеда);
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвигаемых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления:
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых процесса
Содержание программы
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения I опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора, точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.
Фронтальная лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях твердых телах. Связь скорости диффузии с температурой тела. Взаимодействие частиц вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей твердых тел на основе молекулярного строения.
Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».
Взаимодействие тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости.
Расчет пути и времени движения. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии.
Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг и т. д. Измерение массы тела на весах. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.
Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Сила. Сила — причина изменения скорости движения. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел. Явление тяготения. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Основные подтверждения существования силы упругости. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Закон Гука. Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса и направление его действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение двух сил. Равнодействующая сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.
Фронтальные лабораторные работы :
«Измерение массы тела на рычажных весах»,
«Измерение объема тела»,
«Определение плотности твердого тела»,
«Измерение сил с помощью динамометра»
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердого тела. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления в быту и технике.
Давление газа. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных. Устройство и действие шлюза.
Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Барометр-анероид. Знакомство с устройством и работой барометра-анероида. Использование барометра-анероида при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.
Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлический пресс. Физические основы работы гидравлического пресса.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Плавание судов. Физические основы плавания судов. Водный транспорт. Воздухоплавание. Физические основы воздухоплавания.
Фронтальные лабораторные работы :
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»,
«Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Ее физический смысл. Единицы работы.
Мощность. Единицы мощности.
Энергия. Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Превращение одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.
Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Правило моментов. Единица момента силы. Блоки. «Золотое правило» механики. Суть «золотого правила» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов.
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.
Фронтальные лабораторные работы :
«Выяснение условия равновесия рычага»,
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | ||
уроки | лабораторные занятия | контрольные работы | |||
1 | Введение | 4 | 3 | 1 |
|
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 |
|
3 | Взаимодействие тел | 23 | 18 | 5 | 2 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 15 | 2 | 2 |
5 | Работа, мощность и энергия | 13 | 10 | 2 | 1 |
6 | Резерв | 1 | 1 |
|
|
7 | Итого | 68 | 52 | 11 | 5 |