Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
1/1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | УИНЗ | Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ. Уметь работать с учебником. Иметь навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | Информация, информационная технология, техника безопасности и организация рабочего места | Компьютерное тестирование на знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. | Зачет, подпись в журнале по ТБ | Презентация «Введение в курс информатики и ИКТ»; плакат «Техника безопасности» | Введение РТ: № 1, краткое сообщение на тему «Информатика – это наука о ….», «ИКТ в современном мире», «Компьютер и здоровье». | | |
2/1 | Информация и её свойства | УИНЗ | Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества | Информация; сигнал (непрерывный, дискретный); виды информации; свойства информации. | | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Информация и её свойства» | §1.1, вопросы 1–8 РТ: № 2, 4, 6, 7 | | |
3/1 | Представление информации. Практическая работа №1 «Ввод символов» | УИНЗ КУ | Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. | Знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки; формы представления информации. | Практическая работа №1 «Ввод символов» (в текстовом процессоре выполнить задание 4.1) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Представление информации» | §1.2, вопросы 1–9 РТ: № 8–12 | | |
4/1 | Дискретная форма представления информации | УИНЗ КУ | Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ. | Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода | | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Двоичное кодирование» | §1.3, вопросы 1–5, 7-8 РТ: № 18, 21, 24, 30, 33, 36 | | |
5/1 | Единицы измерения информации | УИНЗ КУ | Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения | Бит, информационный вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации | Работа с приложением «Калькулятор» | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Измерение информации»; плакат «Единицы измерения информации» | §1.4, вопросы 1–3, 5 РТ: № 42, 46, 47, 49, 50, 54 | | |
6/1 | Информационные процессы. Обработка информации | УИНЗ КУ | Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | Информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации. | | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Информационные процессы» | §1.5 (п.1, 2, 3), вопросы 1–8 РТ: № 56, 58, 60 | | |
7/1 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | УИНЗ КУ | Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию | Информационные процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приёмник. | Работа с ресурсом сети Интернет «Бумага и прочие писчие материалы», «Информация в живой природе», «Информация в технике» на сайте http://school-collection.edu.ru | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Информационные процессы» | §1.5 (п.4, 5, 6), вопросы 9–14, сообщение «История средств хранения информации» | | |
8/1 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Практическая работа №1 «Ввод символов» | УИНЗ КУ | Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них | WWW – Всемирная паутина, Web – страница, Web – сайт, браузер, поисковые системы, поисковый запрос | Практическая работа №1 «Ввод символов» (на основании № 69 в РТ) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Всемирная паутина» | §1.6, вопросы 1–8 РТ: № 68, 70 | | |
9/1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа №1 | УОИСЗ | Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации | Информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача); поисковый запрос | Компьютерное тестирование | Тест | интерактивный тест «Информация и информационные процессы» или тест к главе 1 | Задания нет | | |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (6 часов) |
10/1 | Основные компоненты компьютера | УИНЗ | Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора | Компьютер, процессор, память, устройства ввода информации, устройства вывода информации | Работа с ресурсом сети Интернет «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» на сайте http://school-collection.edu.ru | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства» | §2.1, вопросы 1-9 РТ: № 71, 72 | | |
11/1 | Персональный компьютер | УИНЗ КУ | Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессор | Персональный компьютер; системный блок: материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жесткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть, сервер, клиент | Работа с ресурсом сети Интернет «манипулятор «мышь» в Википедии | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Персональный компьютер» | §2.2, вопросы 1-4 РТ: № 77-80, 82, 90, сообщение «История мыши», «Принцип работы клавиатуры» | | |
12/1 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | УИНЗ КУ | Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) | Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Программное обеспечение компьютера» | §2.3 (п. 1, 2), вопросы 1-9 РТ: № 99, 101-103 | | |
13/1 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | УИНЗ КУ | Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь называть группы программ прикладного и общего назначения. | Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа, приложение общего назначения, приложение специального назначения | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Программное обеспечение компьютера» | §2.3 (п.3,4,5), вопросы 10, 12-18 РТ: № 100, 103, 104 | | |
14/1 | Файлы и файловые структуры | УИНЗ КУ | Знать определение файла. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов. | Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла | Работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Файлы и файловые структуры» | §2.4, вопросы 1-16 РТ: № 105, 107, 109, 111, 113, 114, 118, 119 | | |
15/1 | Пользовательский интерфейс | УИНЗ КУ | Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой. | Пользовательский интерфейс, командный интерфейс, графический интерфейс, основные элементы графического интерфейса, индивидуальное информационное пространство | Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств. | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Пользовательский интерфейс» | §2.5, вопросы 1-12 РТ: № 120, 121 | | |
16/1 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа №5. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | УОИСЗ | Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о монтаже информационного объекта. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера | Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации | Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2) Компьютерное тестирование | Тест | интерактивный тест «Мультимедиа» или тест к главе 5 | Задания нет | | |
Итоговое повторение (1 часа) |
17/1 | Резерв учебного времени | Итого 17 | |