15
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Методическая разработка организации коррекционной работы: «Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми 1 уровня ОНР».
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С 1 УРОВ-НЕМ ОНР В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДА-ГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ………………......................................................4
1.1.Теоретическое обоснование, актуальность …………………………………4 1.2.Цель и задачи методической разработки ……………………………… 1.3. Речевая активность детей 1 уровня ОНР: изучение вопроса в работах отечественных и зарубежных ученых………………………….. ……………. 1.4. Психологические особенности детей 1 уровня ОНР …….........................8
РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………….. РАЗДЕЛ 3.ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ……………………………….. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Образование всегда подчинено интересам государства и выполняет его социальный заказ. Интересы развития социума требуют формирования гар-монично развитой личности, умеющей свободно общаться, приобретая и реализуя полученные знания, способной самостоятельно принимать решения, реализовывать природные возможности. Для реализации поставленных об-ществом задач был принят Государственный образовательный стандарт дош-кольного образования ДНР, направленный на поддержку разнообразия дет-ства, сохранения его самоценности и уникальности, формирование компе-тентной личности, способной устанавливать гармоничные отношения с ок-ружающими людьми и миром в целом [14. Решить поставленные обществом перед дошкольным образованием задачи невозможно без всестороннего речевого развития детей дошкольного возраста, ведь именно речевая деятель-ность по мнению ученых с мировым именем Л.С.Выготского, А.Н.Леонть-ева занимает центральное место в процессе психического развития ребенка.
Результаты научных исследований ведущих отечественных педагогов и психологов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Г.С.Костюка, А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, В.С.Мухиной и других ведущих ученых свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте ребенок с помощью речевой деятельности овладевает собственным поведением, а умение моделировать самостоятельные речевые высказывания оптимизирует становление разнообразных форм его активности [10.
Таким образом, речевая деятельность для дошкольника является средством приобретения знаний, источником развития всех психических функций, инструментом самовыражения и познания окружающего мира. Именно от уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит успешность его социализации в обществе [25. Всякая задержка в ходе речевого развития, а тем более тяжелые нарушения речи, затрудняют общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой-то мере исключают его из разных видов деятельности.
К сожалению, в последнее время значительно возросло число детей, имеющих различной степени сложности недостатки речевой сферы, затрудняющие процесс коммуникации, оказывающие негативное влияние на мыслительную деятельность дошкольника [11. Поэтому необходимо обратить особое внимание на осуществление целенаправленного педагогического процесса, направленного на развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста, так как системная работа в данном направлении окажет благотворное влияние и на развитие личности ребенка в целом.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного воз-раста и ее влияния на всестороннее развитие личности дошкольников обус-ловили составление мною методической разработки по организации коррек-ционной работы с детьми первого, наиболее тяжелого уровня общего недо-развития речи.
РАЗДЕЛ 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С 1 УРОВНЕМ ОНР В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ. 1.1.Теоретическое обоснование и актуальность.
Речь традиционно рассматривалась в педагогике, философии и психологии как «узел», в котором соединяются линии психического развития- мышле-ние, память, внимание, воображение, эмоции. Являясь важнейшим способом человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом привлечения к ценностям духовной культуры от поколения к поко-лению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы ус-пешного обучения в школе. Полноценное овладение речью в дошкольном возрасте является необходимым условием умственного, эстетического, мо-рального воспитания детей в максимально сензитивный период развитиях[5 .
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья, к которым относятся дети с общим недоразвитием речи. Одним из условий повышения коррекционного влияния на детей- логопатов является обязательный учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с общим недоразвитием речи. Исследования в области логопедии и специальной психологии констатируют тот факт, что общее недоразвитие речи негативно влияет не только на формирование речевой активности, но и на развитие познавательной деятельности и становлении личностных качеств детей- логопатов [7.
Эффективность целенаправленной коррекционной работы во многом зависит от разработки и внедрения научно- обоснованного планирования, направленного на формирование фонетический, лексико- грамматической и коммуникативной компетентности. Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной разработке вопроса планирования коррекционной работы относительно самого тяжелого, первого уровня общего недоразвития речи, характеризующегося малопонятной для окружающих речью и крайне бедным словарным запасом, имеющим жест- кую ситуативную привязанность [20 Таким образом, актуальность и значимость данного вопроса и его недостаточная практическая разработка обусловили выбор мною темы методической разработки: «Научно- обоснованное планирование коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР, направленное на формирование понимания речи и активизацию речевой компетентности детей- логопатов».
1.2.Цель и задачи методической разработки по организации коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР.
Цель методической разработки: -научить детей- логопатов понимать речь окружающих, формировать и раз-вивать фонетическую, лексико- грамматическую и коммуникативную компе-тентности; - активизировать речевую активность детей первого уровня общего недораз-вития речи (ОНР).
Задачи методической разработки: -учить детей- логопатов дифференцированно определять названия предме-тов, действий, отдельных признаков;
- формировать умения отвечать на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями из жизни ребенка, использовать в речевых ответах предложения, состоящие из 2-3 слов;
- учить детей- логопатов произносить слова из 2-х, одного и трех слогов; - формировать умения понимать некоторые грамматические формы слов, простые рассказы, небольшие сказки. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что комплексное педагогическое влияние методической разработки направлено на активиза-
цию речевого и психофизического развития детей логопатов.
Обьем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Оптимальные условия для коррекционно- развивающей работы создаются за счет модификации занятий в речевой группе с учетом особенностей психофизического развития детей. Общеразвивающие задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психофизического развития детей- логопатов. Составленная мною методическая разработка по организации коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР основывается на онтогенетическом принципе развития. Осуществление коррекционных, развивающих и воспитательных задач происходит благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи в работе специалистов педагогического профиля дошкольного учреждения. Коррекционное направление является основным, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги должны осуществлять контроль за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом. Основой перспективного планирования коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение учебного материала.
Методическая разработка по организации коррекционной работы с детьми первого уровня общего недоразвития речи основывается на следующих нор-мативно - правовых документах: - Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015- 2017 г. (Приказ № 326 Министерства образования и науки ДНР от 17.07. 2015 г.) - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по пре-одолению ОНР у детей.– Москва: Просвещение, 2009.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно- развивающей работы в логопеди-ческой группе детского сада для детей с ОНР. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2007.
Принципы построения методической разработки:
1.Принцип системности в преодолении ОНР 1 уровня, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, поэтому про-цесс коррекционного развития данной категории детей- логопатов предус-матривает влияние на все компоненты речевой деятельности (лексику, грам-матику, фонетику).
2.Принцип онтогенетического развития, который предусматривает обязатель-ный учет в коррекционно- развивающем процессе закономерностей развития детской речи в норме. 3.Принцип взаимосвязи речевой сферы с другими сторонами психического развития.
4.Принцип раннего влияния на речевую деятельность с целью преодоления вторичных отклонений. 5.Принцип комплексного похода, предполагающий учет этиологии, пато-генеза и механизмов речевого расстройства.
6.Принцип концентричности обозначает усложнение коррекционно- разви-вающей деятельности от этапа к этапу в изучении одной лексической темы.
7.Принцип коммуникативной направленности воспитания речи, который предусматривает активное использование разнообразных способов общения в практической коммуникации. 8.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода учитывает личностные качества и познавательные возможности детей с общим недо-развитием речи 1 уровня.
1.3. Речевая активность детей 1 уровня ОНР: изучение вопроса в работах отечественных и зарубежных ученых.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований разнообразных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудникоы НИИ дефектологии в 50-60 годы 20 столетия на основе разработанной Л.С.Выготским теории «Об общих и специальных закономерностях аномального развития». Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, которые происходят по законам иерархического строения высших психических функций [1.
В современной логопедии выделяются первичные и вторичные нарушения:
- первичные нарушения: основной дефект в структуре аномального развития возникает при нарушении высших коркових отделов; -вторичные нарушения: наследие органического поражения. По классификации Р.Е.Левиной выделяют две группы речевых нарушений: 1 группа: ФФН(фонетическое недоразвитие), ОНР (1, 2, 3 уровни)
2 группа: заикание, заикание +ОНР, заикание +ФФН.
Общее недоразвитие речи наблюдается у детей с алалией, дизартрией, афазией, ринолалией.
Результаты исследований В.В.Юртайкина и Е.Ф.Соботович свидетельству-ют о следующем:
- дети с ОНР представляют неоднородную группу с разным уровнем позна-вательной активности;
- дети с ОНР характеризуются трудностями в усвоении знаковой функции, которые проявляются в диссоциации между предметным, семантическим и звуковыми планами речевого высказывания; - дети с ОНР характеризуются нарушениями сохранения и актуализации об-разов памяти, опора на которые необходима при решении познавательных и умственных задач, что проявляется в трудностях усвоения абстрактных поня-тий и прочитаного текста; Известный ученый Куссмауль А. считал, что ведущая роль в ОНР принад-лежит глубоким первичным интеллектуальным нарушениям. Дефектолог Кириченко Ю.А. полагал, что причины общего недоразвития речи следую-щие:
-инертность признаков абстрагирования и малый кругозор. Известный педа-гог Мастюкова Е.М. в своих трудах по дефектологи и логопедии пришла к следующим выводам: - 1 группа детей с ОНР- дети с вторичными нарушениями познавательных процессов.
- 2 группа детей с ОНР- дети с первичной умственной и психической недос-таточностью.
Логопедическая наука на сегодняшнем этапе своего развития стоит перед проблемой изучения ОНР с позиции целостного системного похода. Особое внимание ученых направлено на анализ потенциальных возможностей поз-навательных процессов детей с тяжелыми расстройствами речи [20.
Многочисленные исследования ученых позволили выделить следующие признаки ОНР: - позднее начало развития речи, невозможность спонтанного развития рече-вой сферы детей с ОНР; развитие либо угасает, либо останавливается, кри-тичность к собственному дефекту;
- выполнение заданий невербального характера значительно лучше, нежели вербального, задержка словесно- логического мышления, трудности овла-дения анализом, синтезом, абстрагированием, наличие соматической ослаб-ленности, возможно наличие мнестического синдрома (трудности запоми-нания);
- лучшее развитие импрессивной речи, нежели экспрессивной.
Клинические формы ОНР:
- без нервно-психических нарушений, отсутствие локального поражения центральной нервной системы, - дети с выраженными поражениями ЦНС (нервопатологическая симптом-матика).
Таким образом, правильное понимание структуры ОНР необходимо для успешного выбора эффективных приемов и создания научно- обоснованного планирования коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием ре-чи.
Характеристика речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи 1 уровня.
Для первого уровня ОНР характерно ограничение речевых способов обще-ния: а) активный словарь состоит из малого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов (от 5 до 25);
б) характерна многозначность употребляемых слов; в) широко используются указательные жесты, мимика;
г) фраза состоит из лепетных элементов и пояснительных жестов;
д) импрессивная сторона речи находится на низком уровне развития;
- дети не понимают формы единственного и множественного числа сущест-вительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и среднего ро-да, не понимают значения предлогов;
е) характерно нестойкое фонетическое оформление речи, количество де-фектных звуков значительно больше, чем правильно произносимых фонем;
ж) фонематическое развитие находится на начальном этапе; з) ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой струк-туры слова;
и) не сформировано зрительное и слуховое внимание;
к) характерна низкая трудоспособность, неустойчивость внимания.
1.4. Психологические особенности детей 1 уровня ОНР.
Помимо речевого недоразвития у детей 1 уровня ОНР имеются трудности при формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыс-лительными операциями, дети, однако, отстают в развитии словесно-логичес-кого мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [25.
У дошкольников с 1 уровнем ОНР отмечается недостаточная устойчивость и концентрация внимания, речевая патология сказывается также и на разви-тии памяти; у детей-логопатов снижена продуктивность запоминания [10..
Также следует отметить тот факт, что детям с общим недоразвитием речи 1 уровня, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным раз-витием психических процессов присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции; дошкольники отстают от нор-мально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигатель-ного задания по пространственно-временным параметрам, дети нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. У детей - логопатов отмечается также недоразвитие мелкой моторики рук [20. Таким образом, перечисленные выше особенности психологического разви-тия детей с речевой патологией во многом определяются недоразвитием ре-чевой сферы и со временем постепенно компенсируются при обязательной системной коррекционно- развивающей работе всех специалистов дошколь-ного образовательного учреждения. Учитывая вышеизложенные особенности речевой и психической сферы детей с ОНР 1 уровня, основными задачами коррекционного процесса являются:
1.Развитие понимания речи. 2.Уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса детей:
а) двусложные слова со слогами, которые повторяются ( мама, папа…);
б) двусложные слова с удареним на первом слоге (Вова, вата…);
в) двусложные слова с удареним на втором слоге (нога, вода…); г) односложные слова (дом, мяч..);
д) трехсложные слова с прямыми открытыми слогами (собака..);
е) двусложные слова со стечением согласных (кошка..).
3. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.
Этапы формирования самостоятельной речи:
а) однословное предложение;
б) предложение из двух слов:
- обращения + приказ (высказанное глаголом в повелительном наклонении) - Мама, дай.
- приказ + название предмета (существительное в форме Винительного па-дежа) - Дай мяч.
- запоминание отдельных словосочетаний;
в) двусоставные предложения (Именительный падеж существительного + согласованный глагол настоящего времени) - Собака бежит. г) предложение из нескольких слов:
- предложения с обращением - Мама, дай мяч.
- предложения с указательным местоимением - Это большой кот.
-распространенное предложение с прямым дополнением - Мама ведет сына. 4.Формирование понимания грамматических форм:
а) единственного и множественного числа существительных, уменьшитель-ной формы существительных;
б)Родительного падежа множественного числа существительных;
в) различение по форме глаголов повелительного наклонения; г) определение лица по глаголу прошедшего времени.
5. Усвоение слов разной слоговой структуры.
Воспроизведение слов обязательно сопровождается хлопками с соблюдением ритма.
РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Примерное перспективное планирование коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР по формированию понимания речи и развитию фонетической, лексико-грамматической и коммуникативной компетентности.
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№ | Направления коррекционной работы по развитию понимания речи. | Срок реализа-ции поставлен-ных задач. |
1. | Научить детей различению количества предметов (много – мало -один), величины ( большой – маленький), вкуса( сладкий –соленый), а также их пространственного расположения, если предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок не соотносит цвет и величину с их словесным обозначением, то необходимо ограничиться сличением предметов по их цвету и величине, отложив работу по запоминанию названий на более поздние сроки | сентябрь-ноябрь |
2. | Научить узнаванию предметов по назначению (например, «Покажи, чем ты нарисуешь домик?»). | сентябрь-ноябрь |
3. | Научить узнаванию демонстрируемых игрушек по описанию, (например, «У него пушистый хвост, длинные усы, мягкая шерсть.»). | сентябрь-ноябрь |
4.

№ | Научить детей быстрому переключению по словесной просьбе с одного действия на другое (например, иди - стой, сиди - лети и т.д.).
Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей-логопатов. | сентябрь-ноябрь
Срок реализации поставленных задач. |
1. | Начать работу по формированию правильного произношения с гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов. | сентябрь-ноябрь |
2. | Отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: но -но, му -му, пы -пы, ту -ту и т.д. | сентябрь-ноябрь |
№ | Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности. | Срок реализации поставленных задач. |
1. | Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (напри-мер, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.); | сентябрь-ноябрь |
2. | Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (например, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.);
| сентябрь-ноябрь |
3. | Учить детей различению формы Родительного падежа множественного числа существительных (покажи, где нарисован стол, а где нарисованы столы.) | сентябрь-ноябрь |
4. | Учить детей различению форм утвердительных и отри-цательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не, (например, вставай- не вставай, пой- не пой.) | сентябрь-ноябрь |
Основная задача по формированию лексической компетентности заключается в накоплении пассивного предметного и глагольного словарного запаса.
№ | Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности. | Срок реализа-ции постав-ленных задач. |
1. | Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Одежда», «Обувь», «Осень» (итоговое занятие). | сентябрь-ноябрь |
2. | Учить детей воспроизведению ритмико-интонационного рисунка двухсложных слов (типа во-да),односложных слов( типа кот). | сентябрь-ноябрь |
3. | Обучать приращиванию одинаковых слогов из доступных звуков в конце слова (например, до - ма, Ди - ма). | сентябрь-ноябрь |
№ | Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности. | Срок реализа-ции постав-ленных задач. |
1. | Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым темам: - проговаривать изображенные действия, - учить детей слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, что на деревьях?», «Где висят листочки?» -ответы- показы детей | сентябрь-ноябрь |
2. | Использовать в коррекционной работе односторонний диалог-взрослый сам задает вопрос и сам на него отвечает. | сентябрь-ноябрь |
3. | Упражнять детей в составлении двухсловных предложений: - Мама, дай. (обращение +повеление) - Дай мяч.( повеление +название предмета.) | сентябрь-ноябрь |
4. | Упражнять детей в составлении простого двусоставного предложения: -Кто это? - Это мама. -Где мама? - Вот мама. -Что мама делает? - Мама спит. -Это чья мама? - Моя мама. | сентябрь-ноябрь |
2 квартал: декабрь, январь, февраль.
№ | Направления коррекционной работы по развитию понимания речи. | Срок реализации задач. |
1. | Закрепить различение количества предметов (много - мало-один), величины (большой - маленький), вкуса. | декабрь-февраль |
2. | Учить детей различению существительных, сходных по звучанию (например, полено - колено, земля-змея.) | декабрь-февраль |
3. | Учить различению глаголов, сходных по звучанию(например, кто копает, а кто покупает.) | декабрь-февраль |
4. | Учить различению действий, противоположных по значению (например, сними шапку- надень шапку) и пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (например, умывается-умывают). | декабрь-февраль |
№ | Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей-логопатов. | Срок реализации поставленных задач. |
1. | Закрепить произношение гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов. | декабрь-февраль |
2. | Работать над формированием артикуляционных укладов Г,К,Х,отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, га-га-га. | декабрь-февраль |
3. | Работать над формированием звука Й, этот звук может быть вызван по подражанию в дифтонгах. | декабрь-февраль |
№ | Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности. | Срок реализации задач. |
1. | Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (возьми карандаш -возьми карандаши), уменьшительно-ласкательной формы существительных (покажи, где цветок, а где цветочек),формы Родительного падежа множественного числа существительных(покажи, где кошка- где много кошек); | декабрь-февраль |
2. | Закрепить понимание действий, противоположных по значению (включи-выключи); | декабрь-февраль |
3. | Продолжать обучать детей различению по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы- к одному лицу или нескольким лицам(рисуй - рисуйте); | декабрь-февраль |
4. | Учить детей определению по грамматической форме глагола, ко му принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам ( идет - идут); | декабрь-февраль |
5. | Учить детей определению по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Женя встал - Женя встала.) | декабрь-февраль |
6. | Закрепить различение форм утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не (беги - не беги). | декабрь-февраль |
№ | Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности. | Срок реализации поставленных задач. |
1. | Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Игрушки», «Семья», «Посуда», «Мебель», «Профессии». | декабрь-февраль |
2. | Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных и односложных слов; | декабрь-февраль |
3. | Учить воспроизведению рисунка трехсложных слов с прямыми открытыми слогами (типа со - ба- ка).При воспроизведении слова необходимо обязательное сопровождение отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. | декабрь-февраль |
№ | Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности. | Срок реализации поставленных задач. |
1. | Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, проговаривать изображенные действия, признаки предметов, учить слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, где сидит кот?»); | декабрь-февраль |
2.
| Закрепить умения в составлении двухсловных предложений: - Коля, дай. (обращение +повеление) - Дай кисю. (повеление +название предмета); | декабрь-февраль |
3. | Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения: -Кто это? - Это кот. -Где кот? - Вот кот. - Что кот делает? - Кот спит. -Это чей кот? - Мой кот | декабрь-февраль |
4. | Упражнять детей в составлении предложений из нескольких слов: - Мама, дай кота. - предложение с обращением. -Это белый кот. - предложение с указательным местоимением. | декабрь-февраль |
3 квартал: март, апрель, май.
№ | Направления коррекционной работы по развитию понимания речи. | Срок реализации поставленных задач. |
1.
| Закрепить различение глаголов, сходных по звучанию (например, кто купается, а кто катается) | март-май |
2. | Учить детей не смешивать названия действий, обозначающих похожие ситуации (например, лежит-спит, бежит-прыгает…); | март-май |
3. | Закрепить различение названий действий, противоположных по значению (например, намочи- отожми, вымой-вытри…) | март-май |
4. | Закрепить понимание действий, изображенных на сюжетных картинках (например, обувается - обувают); | март-май |
5. | Упражнять в определении по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам (например, идет- идут, летит- летят…) | март-май |
6. | Упражнять детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша подмел пол - Саша подмела пол.),закрепить различение количества предметов, величины. вкуса и пространственного расположения (предлоги: на, в, из, под, от, около, из-под) | март-май |
7. | Учить детей различать падежные значения (например, «Покажи карандашом книгу», закрепить различение существительных, сходных по звучанию (бочка-точка, мыло-Мила). | март-май |
№ | Направления коррекционной работы по развитию фо-нетической компетентности. | Сроки реализа-ции задач. |
1. | Закрепить произношение гласных звуков А,У,О,И,Э и согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов. | март-май |
2. | Продолжать работу по формированию и дальнейшему закрепле-нию артикуляционных укладов Г,К,Х; | март-май |
3. | Закрепить произношение звука Й в дифтонгах. | март-май |
Дефекты произношения свистящих и шипящих фонем на данном этапе коррекционной работы не исправляются, отсутствие соноров является закономерным.
№ | Развитие грамматической компетентности. | Сроки. |
1. | Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (стол - столы), уменьшительно - ласкательной формы существительных(стол - столик), формы Родительного падежа множественного числа существительных (много столов); | март-май |
2. | Закрепить понимание действий, близких по значению (бежит-прыгает) | март-май |
3. | Закрепить понимание действий, противоположных по значению (найди-спрячь, войди-выйди); | март-май |
4. | Учить детей определять взаимоотношения действующих лиц по сюжетным картинкам (например, Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?); | март-май |
5. | Учить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: на, под, в, около, из, из-под; (например, «Возьми карандаш, который лежит в коробке»); | март-май |
6. | Учить детей различать падежные значения (например, «Покажи ручку карандашом»); | март-май |
7. | Закрепить различение по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы - к одному лицу или нескольким лицам (например, остановись- остановитесь). | март-май |
8. | Закрепить определение по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие –од-ному лицу или нескольким лицам (например, стоит - стоят). | март-май |
9. | Учить детей понимать значения прилагательных, про-тивоположных по значению (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий, длинный-короткий, низкий-высокий) | март-май |
10. | Упражнять в определении по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша убрал мусор. -Саша убрала мусор.) | март-май |
№ | Развитие лексической компетентности. | Сроки |
1. | Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам: «Весна. Мамин праздник.», «Профессии наших мам.», «Транспорт», «Профессии на транс-порте», «Украина», «Наш город», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Первые весенние цветы», «Правила дорожного движения», «Комнатные растения». | март-май |
2. | Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных (Ди - ма), односложных (дом),трехсложных (ко-ро-ва) с обязательным отхло-пыванием, учить воспроизведению двусложных слов со стечением согласных (например, кош-ка, ножка…) | март-май |
№ | Развитие коммуникативной компетентности. | Сроки. |
1. | Закрепить умения в составлении двусловных предложений о предмете, по картинке, по демонстрации действия; - обращение + повеление (Папа, дай.) - повеление + название предмета (Дай куклу.) | март-май |
2. | Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения; - Это кошка. Вот кошка. Кошка кушает. Моя кошка. | март-май |
3. | Закрепить умения в составлении предложений из нескольких слов; с обращением - Мама, дай куклу, с ука-зательным местоимением - Это новая кукла. | март-май |
4. | Упражнять детей в составлении предложений с прямым дополнением - Мама несет куклу. Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, то можно включить ее в диалог; также отработан-ный речевой материал необ-ходимо использовать при драматизации народных сказок. | март-май |
РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЗВУ-КОПОДРАЖАНИЙ.
Звук у:
Логопед, воспитатель (показывает дудочку): «Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у». Ты сыграй на дудочке. Я и ты сыграем на дудочке».
Логопед, воспитатель: « Это волк. Волк воет: «У-у-у!». «Как воет волк?»
Игра. 1) Ребенок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у».
2) Ребенок играет в дудочку: «У-у-у».
3) Ребенок подражает вою волка: «У-у-у».
Звук а:
Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?»
Звук о:
Логопед, воспитатель (берет картинку и показывает): «У мальчика болят зубы. Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» У тебя болят зубы: «О-о-о!» У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о!» «Как стонет мальчик?»
Слог ау:
Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау!»
Я потеряла маму и кричу: «Ау!»
Ты в лесу потерял (а) маму и кричишь: «Ау! Ау!»
Давай покричим вместе: «Ay! Ау!» Как кричит мальчик?
Слог уа:
Вова плачет: «Уа!Уа!» Кукла Тата плачет: «Уа!Уа!» Как плачет Вова? Как плачет кукла Тата?
Слоги ам-ам, му-му, мяу-мяу:
Логопед, воспитатель (берет игрушки): «Это собака. Собака лает: «Ам-ам! Ам-ам!» Как лает собака?»
«Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова?»
«Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка?»
Звук и:
«Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и!» Как ржет лошадка?»
Слоги га-га, ко-ки, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе:
«Это гусь. Гусь кричит: «Га-га-га!» Как кричит гусь? Это курочка. Курочка поет: «Ко-ко-ко». Это птичка. Птичка пищит: «Пи-пи-пи». Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза? Это овца. Овца блеет: «Бе-бе! Бе-бе!» Как блеет овца?»
Слоги ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку!:
«Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» Как кукует кукушка?»
«Это утка. Утка крякает: «Кря-кря! Кря-кря!» Как крякает утка?»
«Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?»
Слоги ду-ду, бум-бум, би-би, динь, тук-тук:
«Это мальчик. Этот мальчик играет на дудочке: «Ду-ду-ду». Как играет маль-чик?»
«А этот мальчик играет на барабане: «Бум-бум-бум!» Как играет тот мальчик?»
«Это машина. Машина гудит: «Би-би-би». Как гудит машина?»
«У девочки колокольчик: «Динь-динь-динь!» Девочка звенит: «Динь-динь-динь!» Как звенит колькольчик?»
«Это папа. Папа стучит молотком: «Тук-тук-тук!» Я стучу молотком: «Тук-тук-тук!» Ты стучишь молотком: «Тук-тук-тук!» Мы стучим молотком: «Тук-тук-тук!» Как стучит папа?»
Дать поиграть ребенку на барабане, дудочке, на трубе, позвонить в колоколь-чик, постучать молотком, поводить машину, произнося соответствующие звуко-подражания.
Слоги ах, ох, ух:
Это девочка. Это мячик. Мячик упал в воду: «Ах! Ах! Ах!» Девочка плачет: «Ах! Ах! Ах!» Как плачет девочка?
Это мальчик. У мальчика болит ухо. Мальчик стонет: «Ох! Ох! Ох!» Как стонет мальчик?
Это девочки. Девочки качаются на качелях. Девочки кричат: «Ух! Ух! Ух!» Как кричат девочки?
Дети изображают, как они роняют мячик, игрушку, сопровождая эти действия словами: «Ах! Ах! Ах!»
Дети изображают, что у них болят рука, глаз, ухо, сопровождая словами: «Ох! Ох! Ох!»
Дети прыгают через веревочку или подбрасывают мячик, сопровождая словами: «Ух! Ух!»
Слоги но-но, тпр:
Это мальчик. Это лошадка. Мальчик гонит лошадку: «Но-но-но!» Как мальчик гонит лошадку?
Мальчик остановил лошадку: «Тпр! Тпр!» Как мальчик остановил лошадку?
Поиграть в лошадки со словами но-но-но, тпр, тпр. РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ СЛОВНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА.
Слово ау в предложении
Коля. Ау!
Тата. Ау!
Мама. Ау! Тетя. Ау!
Инсценировка «В лесу».
Дети. Мама, ау! Оля, Коля, ау!
Папа, ау! Вова, Тома, ау!
Тетя, ау! Тата, Нина, ау!
Слова уа и бай-бай
Тата, уа! Тата, бай-бай!
Тома, уа! Тома, бай-бай!
Вова, уа! Вава, бай-бай!
Слово на
Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).
Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).
Слово дай
Мама, дай мяу-мяу... (кошку).
Мама, дай му-му... (корову).
Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).
Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).
Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).
Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик) ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ.
Звуки с-з-ц
- Свист в пузырек — ссс...
- Накачивание воздуха насосом — ссс...
- Полет осы — ззз...
- Поманить рукой цыплят — цып-цып-цып.
Звуки ш-ж-ч-щ
- Звук лопающегося пузыря — шшш...
- Мама спит — шшш...
- Кукла спит — шшш...
- Гусь шипит — шшш...
- Жук жужжит — жжж...
Паровоз пыхтит — ччч... (чу-чу-чу).
Звуки р- л
- Болтушка — блблбл...
- Остановить лошадку — тпр (язык между губами — язык вибрирует).
- Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.
- Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить вибрацию языка пальцем.
Звуки к-г-х
- Покашливание для вызывания звука к.
- Подражание крику кукушки для вызывания звука к.
- Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.
- Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.
- Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.
- Подражание смеху ха-ха-ха.
Звуки в-ф-б-д
- Подражание вою ветра — ввв...
- Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, подуть на горячий чай — ффф...
- Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.
- Игра в бирюльки: при произнесении :шука ввв... производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение 1. Дети становятся в круг или друг за другом.
Логопед, воспитатель: « Большие ноги шли по дороге».
Дети (низким голосом вместе с логопедом). «Топ, топ, топ, топ, топ, топ».
Логопед, воспитатель: « Маленькие ножки шли по дорожке». Дети (вместе с логопедом). «Топ, топ, топ, Топ, топ, топ».
Упражнение 2.
Дети (вместе с логопедом хлопают в ладоши).
«Люли-люли, люли-люли».
Логопед, воспитатель: « Прилетели гули».
Упражнение 3. Слова логопеда дети сопровождают соответствующим движением.
Идет коза рогатая, идет коза бодатая за малыми ребятами.
Ножками топ-топ, (Дети повторяют: «Топ-топ» и притопывают ножками.)
Глазками хлоп-хлоп. (Дети, поднимая руки на уровне глаз, сжимают и разжимают кулачки, повторяют конец фразы.)
Логопед. Кто каши не ест, кто молока не пьет -
(Дети делают соответствующие движения.) Забодает, Забодает, забодает!
(Слова логопеда дети сопровождают соответствующими движениями.)
Упражнение 4. Дети стоят в кругу. (Логопед вначале заучивает с детьми последовательность текста, а затем распределяет его между ними.)
Логопед, воспитатель: Наши уточки с утра —
Дети. Кря-кря! Кря-кря!
Логопед, воспитатель: Наши гуси у пруда —
Дети. Га-га! Га-га!
Логопед, воситатель: А индюк среди двора -—
Дети. Бал-бал! Балда-балда!
Логопед, воспитатель: Наши курочки в окно —
Дети. Ко-ко-ко!
Логопед, воспитатель: А как Петя-петушок утром рано поутру нам споет -
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Упражнение 5. Логопед раздает детям маленьких куколок и показывает, как надо укачивать куклу, когда ее укладывают спать.
Логопед и дети. Баю-бай, баю-бай!
Логопед. Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули, мою Таню не буди.
Дети: Баю-бай, баю-бай!
Упражнение 6. Дети становятся друг за другом, изображают «паровоз», сгибая руки в локтях, делают движения вперед-назад, разгибая и сгибая руки.
Логопед,воспитатель: Мчится поезд во весь дух!
Дети: Чух-чух, Чух-чух.
Логопед, воспитатель: Загудел паровоз и вагончики повез.
Дети. Ду-ду, ду-ду.
Упражнение 7. Логопед, воспитатель: «Кошка. Как тебя зовут?» Дети: «Мяу!» Логопед, воспитатель: «Стережешь ты мышку тут?» Дети: «Мяу». Логопед: «Мяу, хочешь молока?» Дети: «Мяу!» Логопед: «А товарища щенка?» Дети: «Фрр!». Подобно описанным играм и упражнениям могут быть обыграны любые маленькие четверостишия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Ожидаемые результаты от внедрения в коррекционную работу с детьми 1 уровня ОНР примерного перспективного планирования:
- дети дифференцированно обозначают названия предметов, действий, отдельных признаков, используют простые предлоги в элементарных значениях;
- отвечают на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми собы-тиями окружающей жизни, пользуются в речевых высказываниях уже простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов;
- владеют ритмико-слоговым рисунком двухсложных и трехсложных слов;
- понимают некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы, короткие сказки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. — М.: Просвещение, 1968. 435 с.
2.Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте : практ. пособие /
Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М. : Пед. о-во России, 2003. - 240 с.
3.Дорононова Т. Речевое развитие дошкольников через игру / Т. Дорононова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 8. — С. 15-27.
4. Закон об образовании ДНР/Постановление № -I-233П-НС Народного Совета ДНР от 19.06.2015 г.
5. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. —214 с.
6.Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей речевой деятельности / А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1965. - 245 с.
7. Лисина М.Л. Общение, личность и психика ребенка / М.Л. Лисина. — М.: Смысл, 2001. —384 с.
8.Макарова В.Н, Ставцева Е.А. Диагностика развития речи дошкольников.М.: Педагогическое сообщество России, 2007.-80 с.
9.Маклаков А.Г.Общая психология. ООО «Питер Пресс»,2008.-583 с.
10.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2002. - 456 с.
11.Нищева Н.В. Программа коррекционно- развивающей работы в логопеди-ческой группе детского сада для детей с ОНР. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2007.
12.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей / А.А. Павлова // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1992. - С. 48- 52
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.:f1. СОЮЗ, 1997.
– 250 с.
14. Приказ № 326 Министерства образования и науки ДНР от 17.07.2015/ Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 15.Развитие речи дошкольника : сб. науч. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. М. : Изд-во АПН СССР, 1990. - 137 с.
16. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
17.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду / Ф.А. Сохин // Повышение эффективности воспитательно-обра-зовательной работы в дошкольных учреждениях : сб. науч. тр.М.: АПН СССР, 1958. - С. 37-45.
18.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин ; под ред. Н.Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1984. - С. 202-206.
19.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. — М. : Просвещение, 1981.-357 с.
20.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по пре-одолению ОНР у детей.– Москва: Просвещение, 2009. 21.Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский и др.. М. : Просвещение, 1993.- 191 с.
22.Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве : дис. . докт. пед. наук / О.С. Ушакова. — М., 1996. — 400 с.
23.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
24.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного воз-раста: учебное пособие / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 560 с.
25.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М. :Учпедгиз, 1960- 328с.