СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы с ОНР 1 уровня

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные направления и задачи работы с детьми с ОНР 1 уровня. планирование работы логопеда с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы с ОНР 1 уровня»

15


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ









Методическая разработка организации коррекционной работы: «Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми 1 уровня ОНР».























СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С 1 УРОВ-НЕМ ОНР В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДА-ГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ………………......................................................4

1.1.Теоретическое обоснование, актуальность …………………………………4 1.2.Цель и задачи методической разработки ……………………………… 1.3. Речевая активность детей 1 уровня ОНР: изучение вопроса в работах отечественных и зарубежных ученых………………………….. ……………. 1.4. Психологические особенности детей 1 уровня ОНР …….........................8

РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………….. РАЗДЕЛ 3.ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ……………………………….. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………






ВВЕДЕНИЕ.

Образование всегда подчинено интересам государства и выполняет его социальный заказ. Интересы развития социума требуют формирования гар-монично развитой личности, умеющей свободно общаться, приобретая и реализуя полученные знания, способной самостоятельно принимать решения, реализовывать природные возможности. Для реализации поставленных об-ществом задач был принят Государственный образовательный стандарт дош-кольного образования ДНР, направленный на поддержку разнообразия дет-ства, сохранения его самоценности и уникальности, формирование компе-тентной личности, способной устанавливать гармоничные отношения с ок-ружающими людьми и миром в целом [14. Решить поставленные обществом перед дошкольным образованием задачи невозможно без всестороннего речевого развития детей дошкольного возраста, ведь именно речевая деятель-ность по мнению ученых с мировым именем Л.С.Выготского, А.Н.Леонть-ева занимает центральное место в процессе психического развития ребенка.

Результаты научных исследований ведущих отечественных педагогов и психологов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Г.С.Костюка, А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, В.С.Мухиной и других ведущих ученых свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте ребенок с помощью речевой деятельности овладевает собственным поведением, а умение моделировать самостоятельные речевые высказывания оптимизирует становление разнообразных форм его активности [10.

Таким образом, речевая деятельность для дошкольника является средством приобретения знаний, источником развития всех психических функций, инструментом самовыражения и познания окружающего мира. Именно от уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит успешность его социализации в обществе [25. Всякая задержка в ходе речевого развития, а тем более тяжелые нарушения речи, затрудняют общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой-то мере исключают его из разных видов деятельности.

К сожалению, в последнее время значительно возросло число детей, имеющих различной степени сложности недостатки речевой сферы, затрудняющие процесс коммуникации, оказывающие негативное влияние на мыслительную деятельность дошкольника [11. Поэтому необходимо обратить особое внимание на осуществление целенаправленного педагогического процесса, направленного на развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста, так как системная работа в данном направлении окажет благотворное влияние и на развитие личности ребенка в целом.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного воз-раста и ее влияния на всестороннее развитие личности дошкольников обус-ловили составление мною методической разработки по организации коррек-ционной работы с детьми первого, наиболее тяжелого уровня общего недо-развития речи.



РАЗДЕЛ 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С 1 УРОВНЕМ ОНР В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ. 1.1.Теоретическое обоснование и актуальность.

Речь традиционно рассматривалась в педагогике, философии и психологии как «узел», в котором соединяются линии психического развития- мышле-ние, память, внимание, воображение, эмоции. Являясь важнейшим способом человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом привлечения к ценностям духовной культуры от поколения к поко-лению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы ус-пешного обучения в школе. Полноценное овладение речью в дошкольном возрасте является необходимым условием умственного, эстетического, мо-рального воспитания детей в максимально сензитивный период развитиях[5 .

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья, к которым относятся дети с общим недоразвитием речи. Одним из условий повышения коррекционного влияния на детей- логопатов является обязательный учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с общим недоразвитием речи. Исследования в области логопедии и специальной психологии констатируют тот факт, что общее недоразвитие речи негативно влияет не только на формирование речевой активности, но и на развитие познавательной деятельности и становлении личностных качеств детей- логопатов [7.

Эффективность целенаправленной коррекционной работы во многом зависит от разработки и внедрения научно- обоснованного планирования, направленного на формирование фонетический, лексико- грамматической и коммуникативной компетентности. Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной разработке вопроса планирования коррекционной работы относительно самого тяжелого, первого уровня общего недоразвития речи, характеризующегося малопонятной для окружающих речью и крайне бедным словарным запасом, имеющим жест- кую ситуативную привязанность [20 Таким образом, актуальность и значимость данного вопроса и его недостаточная практическая разработка обусловили выбор мною темы методической разработки: «Научно- обоснованное планирование коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР, направленное на формирование понимания речи и активизацию речевой компетентности детей- логопатов».

1.2.Цель и задачи методической разработки по организации коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР.

Цель методической разработки: -научить детей- логопатов понимать речь окружающих, формировать и раз-вивать фонетическую, лексико- грамматическую и коммуникативную компе-тентности; - активизировать речевую активность детей первого уровня общего недораз-вития речи (ОНР).

Задачи методической разработки: -учить детей- логопатов дифференцированно определять названия предме-тов, действий, отдельных признаков;

- формировать умения отвечать на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями из жизни ребенка, использовать в речевых ответах предложения, состоящие из 2-3 слов;

- учить детей- логопатов произносить слова из 2-х, одного и трех слогов; - формировать умения понимать некоторые грамматические формы слов, простые рассказы, небольшие сказки. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что комплексное педагогическое влияние методической разработки направлено на активиза-

цию речевого и психофизического развития детей логопатов.

Обьем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Оптимальные условия для коррекционно- развивающей работы создаются за счет модификации занятий в речевой группе с учетом особенностей психофизического развития детей. Общеразвивающие задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психофизического развития детей- логопатов. Составленная мною методическая разработка по организации коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР основывается на онтогенетическом принципе развития. Осуществление коррекционных, развивающих и воспитательных задач происходит благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи в работе специалистов педагогического профиля дошкольного учреждения. Коррекционное направление является основным, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги должны осуществлять контроль за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом. Основой перспективного планирования коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение учебного материала.

Методическая разработка по организации коррекционной работы с детьми первого уровня общего недоразвития речи основывается на следующих нор-мативно - правовых документах: - Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015- 2017 г. (Приказ № 326 Министерства образования и науки ДНР от 17.07. 2015 г.) - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по пре-одолению ОНР у детей.– Москва: Просвещение, 2009.

- Нищева Н.В. Программа коррекционно- развивающей работы в логопеди-ческой группе детского сада для детей с ОНР. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2007.

Принципы построения методической разработки:

1.Принцип системности в преодолении ОНР 1 уровня, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, поэтому про-цесс коррекционного развития данной категории детей- логопатов предус-матривает влияние на все компоненты речевой деятельности (лексику, грам-матику, фонетику).

2.Принцип онтогенетического развития, который предусматривает обязатель-ный учет в коррекционно- развивающем процессе закономерностей развития детской речи в норме. 3.Принцип взаимосвязи речевой сферы с другими сторонами психического развития.

4.Принцип раннего влияния на речевую деятельность с целью преодоления вторичных отклонений. 5.Принцип комплексного похода, предполагающий учет этиологии, пато-генеза и механизмов речевого расстройства.

6.Принцип концентричности обозначает усложнение коррекционно- разви-вающей деятельности от этапа к этапу в изучении одной лексической темы.

7.Принцип коммуникативной направленности воспитания речи, который предусматривает активное использование разнообразных способов общения в практической коммуникации. 8.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода учитывает личностные качества и познавательные возможности детей с общим недо-развитием речи 1 уровня.



1.3. Речевая активность детей 1 уровня ОНР: изучение вопроса в работах отечественных и зарубежных ученых.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований разнообразных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудникоы НИИ дефектологии в 50-60 годы 20 столетия на основе разработанной Л.С.Выготским теории «Об общих и специальных закономерностях аномального развития». Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, которые происходят по законам иерархического строения высших психических функций [1.

В современной логопедии выделяются первичные и вторичные нарушения:

- первичные нарушения: основной дефект в структуре аномального развития возникает при нарушении высших коркових отделов; -вторичные нарушения: наследие органического поражения. По классификации Р.Е.Левиной выделяют две группы речевых нарушений: 1 группа: ФФН(фонетическое недоразвитие), ОНР (1, 2, 3 уровни)

2 группа: заикание, заикание +ОНР, заикание +ФФН.

Общее недоразвитие речи наблюдается у детей с алалией, дизартрией, афазией, ринолалией.

Результаты исследований В.В.Юртайкина и Е.Ф.Соботович свидетельству-ют о следующем:

- дети с ОНР представляют неоднородную группу с разным уровнем позна-вательной активности;

- дети с ОНР характеризуются трудностями в усвоении знаковой функции, которые проявляются в диссоциации между предметным, семантическим и звуковыми планами речевого высказывания; - дети с ОНР характеризуются нарушениями сохранения и актуализации об-разов памяти, опора на которые необходима при решении познавательных и умственных задач, что проявляется в трудностях усвоения абстрактных поня-тий и прочитаного текста; Известный ученый Куссмауль А. считал, что ведущая роль в ОНР принад-лежит глубоким первичным интеллектуальным нарушениям. Дефектолог Кириченко Ю.А. полагал, что причины общего недоразвития речи следую-щие:

-инертность признаков абстрагирования и малый кругозор. Известный педа-гог Мастюкова Е.М. в своих трудах по дефектологи и логопедии пришла к следующим выводам: - 1 группа детей с ОНР- дети с вторичными нарушениями познавательных процессов.

- 2 группа детей с ОНР- дети с первичной умственной и психической недос-таточностью.

Логопедическая наука на сегодняшнем этапе своего развития стоит перед проблемой изучения ОНР с позиции целостного системного похода. Особое внимание ученых направлено на анализ потенциальных возможностей поз-навательных процессов детей с тяжелыми расстройствами речи [20.

Многочисленные исследования ученых позволили выделить следующие признаки ОНР: - позднее начало развития речи, невозможность спонтанного развития рече-вой сферы детей с ОНР; развитие либо угасает, либо останавливается, кри-тичность к собственному дефекту;

- выполнение заданий невербального характера значительно лучше, нежели вербального, задержка словесно- логического мышления, трудности овла-дения анализом, синтезом, абстрагированием, наличие соматической ослаб-ленности, возможно наличие мнестического синдрома (трудности запоми-нания);

- лучшее развитие импрессивной речи, нежели экспрессивной.

Клинические формы ОНР:

- без нервно-психических нарушений, отсутствие локального поражения центральной нервной системы, - дети с выраженными поражениями ЦНС (нервопатологическая симптом-матика).

Таким образом, правильное понимание структуры ОНР необходимо для успешного выбора эффективных приемов и создания научно- обоснованного планирования коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием ре-чи.

Характеристика речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи 1 уровня.

Для первого уровня ОНР характерно ограничение речевых способов обще-ния: а) активный словарь состоит из малого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов (от 5 до 25);

б) характерна многозначность употребляемых слов; в) широко используются указательные жесты, мимика;

г) фраза состоит из лепетных элементов и пояснительных жестов;

д) импрессивная сторона речи находится на низком уровне развития;

- дети не понимают формы единственного и множественного числа сущест-вительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и среднего ро-да, не понимают значения предлогов;

е) характерно нестойкое фонетическое оформление речи, количество де-фектных звуков значительно больше, чем правильно произносимых фонем;

ж) фонематическое развитие находится на начальном этапе; з) ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой струк-туры слова;

и) не сформировано зрительное и слуховое внимание;

к) характерна низкая трудоспособность, неустойчивость внимания.

1.4. Психологические особенности детей 1 уровня ОНР.

Помимо речевого недоразвития у детей 1 уровня ОНР имеются трудности при формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыс-лительными операциями, дети, однако, отстают в развитии словесно-логичес-кого мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [25.

У дошкольников с 1 уровнем ОНР отмечается недостаточная устойчивость и концентрация внимания, речевая патология сказывается также и на разви-тии памяти; у детей-логопатов снижена продуктивность запоминания [10..

Также следует отметить тот факт, что детям с общим недоразвитием речи 1 уровня, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным раз-витием психических процессов присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции; дошкольники отстают от нор-мально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигатель-ного задания по пространственно-временным параметрам, дети нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. У детей - логопатов отмечается также недоразвитие мелкой моторики рук [20. Таким образом, перечисленные выше особенности психологического разви-тия детей с речевой патологией во многом определяются недоразвитием ре-чевой сферы и со временем постепенно компенсируются при обязательной системной коррекционно- развивающей работе всех специалистов дошколь-ного образовательного учреждения. Учитывая вышеизложенные особенности речевой и психической сферы детей с ОНР 1 уровня, основными задачами коррекционного процесса являются:

1.Развитие понимания речи. 2.Уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса детей:

а) двусложные слова со слогами, которые повторяются ( мама, папа…);

б) двусложные слова с удареним на первом слоге (Вова, вата…);

в) двусложные слова с удареним на втором слоге (нога, вода…); г) односложные слова (дом, мяч..);

д) трехсложные слова с прямыми открытыми слогами (собака..);

е) двусложные слова со стечением согласных (кошка..).

3. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.

Этапы формирования самостоятельной речи:

а) однословное предложение;

б) предложение из двух слов:

- обращения + приказ (высказанное глаголом в повелительном наклонении) - Мама, дай.

- приказ + название предмета (существительное в форме Винительного па-дежа) - Дай мяч.

- запоминание отдельных словосочетаний;

в) двусоставные предложения (Именительный падеж существительного + согласованный глагол настоящего времени) - Собака бежит. г) предложение из нескольких слов:

- предложения с обращением - Мама, дай мяч.

- предложения с указательным местоимением - Это большой кот.

-распространенное предложение с прямым дополнением - Мама ведет сына. 4.Формирование понимания грамматических форм:

а) единственного и множественного числа существительных, уменьшитель-ной формы существительных;

б)Родительного падежа множественного числа существительных;

в) различение по форме глаголов повелительного наклонения; г) определение лица по глаголу прошедшего времени.

5. Усвоение слов разной слоговой структуры.

Воспроизведение слов обязательно сопровождается хлопками с соблюдением ритма.





РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Примерное перспективное планирование коррекционной работы с детьми 1 уровня ОНР по формированию понимания речи и развитию фонетической, лексико-грамматической и коммуникативной компетентности.

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Направления коррекционной работы по развитию понимания речи.

Срок реализа-ции поставлен-ных задач.

1.

Научить детей различению количества предметов

(много – мало -один), величины ( большой – маленький), вкуса( сладкий –соленый), а также их пространственного расположения, если предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок не соотносит цвет и величину с их словесным обозначением, то необходимо ограничиться сличением предметов по их цвету и величине, отложив работу по запоминанию названий на более поздние сроки

сентябрь-ноябрь

2.

Научить узнаванию предметов по назначению (например, «Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).

сентябрь-ноябрь

3.

Научить узнаванию демонстрируемых игрушек по описанию, (например, «У него пушистый хвост, длинные усы, мягкая шерсть.»).

сентябрь-ноябрь

4.







Научить детей быстрому переключению по словесной просьбе с одного действия на другое (например, иди - стой, сиди - лети и т.д.).



Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей-логопатов.


сентябрь-ноябрь







Срок реализации поставленных задач.

1.

Начать работу по формированию правильного произношения с гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов.


сентябрь-ноябрь

2.

Отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: но -но, му -му, пы -пы, ту -ту и т.д.


сентябрь-ноябрь





Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности.

Срок реализации поставленных задач.

1.

Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (напри-мер, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.);


сентябрь-ноябрь

2.

Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (например, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.);






сентябрь-ноябрь

3.

Учить детей различению формы Родительного падежа множественного числа существительных (покажи, где нарисован стол, а где нарисованы столы.)


сентябрь-ноябрь

4.

Учить детей различению форм утвердительных и отри-цательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не, (например, вставай- не вставай, пой- не пой.)


сентябрь-ноябрь



Основная задача по формированию лексической компетентности заключается в накоплении пассивного предметного и глагольного словарного запаса.

Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности.

Срок реализа-ции постав-ленных задач.

1.

Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Одежда», «Обувь», «Осень» (итоговое занятие).


сентябрь-ноябрь

2.

Учить детей воспроизведению ритмико-интонационного рисунка двухсложных слов (типа во-да),односложных слов( типа кот).

сентябрь-ноябрь

3.

Обучать приращиванию одинаковых слогов из доступных звуков в конце слова (например, до - ма, Ди - ма).

сентябрь-ноябрь





Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности.

Срок реализа-ции постав-ленных задач.

1.

Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым темам:

- проговаривать изображенные действия,

- учить детей слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, что на деревьях?», «Где висят листочки?» -ответы- показы детей

сентябрь-ноябрь

2.

Использовать в коррекционной работе односторонний диалог-взрослый сам задает вопрос и сам на него отвечает.


сентябрь-ноябрь

3.

Упражнять детей в составлении двухсловных предложений:

- Мама, дай. (обращение +повеление)

- Дай мяч.( повеление +название предмета.)


сентябрь-ноябрь

4.

Упражнять детей в составлении простого двусоставного предложения:

-Кто это? - Это мама.

-Где мама? - Вот мама.

-Что мама делает? - Мама спит.

-Это чья мама? - Моя мама.


сентябрь-ноябрь



2 квартал: декабрь, январь, февраль.

Направления коррекционной работы по развитию понимания речи.

Срок реализации задач.

1.

Закрепить различение количества предметов (много - мало-один), величины (большой - маленький), вкуса.

декабрь-февраль

2.

Учить детей различению существительных, сходных по звучанию (например, полено - колено, земля-змея.)


декабрь-февраль

3.

Учить различению глаголов, сходных по звучанию(например, кто копает, а кто покупает.)


декабрь-февраль

4.


Учить различению действий, противоположных по значению (например, сними шапку- надень шапку)

и пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (например, умывается-умывают).

декабрь-февраль





Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей-логопатов.


Срок реализации поставленных задач.

1.

Закрепить произношение гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов.


декабрь-февраль

2.

Работать над формированием артикуляционных укладов Г,К,Х,отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, га-га-га.

декабрь-февраль

3.

Работать над формированием звука Й, этот звук может быть вызван по подражанию в дифтонгах.

декабрь-февраль

Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности.

Срок реализации задач.

1.

Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (возьми карандаш -возьми карандаши), уменьшительно-ласкательной формы существительных (покажи, где цветок, а где цветочек),формы Родительного падежа множественного числа существительных(покажи, где кошка- где много кошек);


декабрь-февраль

2.

Закрепить понимание действий, противоположных по значению (включи-выключи);


декабрь-февраль

3.

Продолжать обучать детей различению по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы- к одному лицу или нескольким лицам(рисуй - рисуйте);


декабрь-февраль

4.

Учить детей определению по грамматической форме глагола, ко му принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам ( идет - идут);


декабрь-февраль

5.

Учить детей определению по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Женя встал - Женя встала.)


декабрь-февраль

6.

Закрепить различение форм утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не (беги - не беги).

декабрь-февраль



Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности.

Срок реализации поставленных задач.

1.

Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Игрушки», «Семья», «Посуда», «Мебель», «Профессии».

декабрь-февраль

2.

Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных и односложных слов;


декабрь-февраль

3.

Учить воспроизведению рисунка трехсложных слов с прямыми открытыми слогами (типа со - ба- ка).При воспроизведении слова необходимо обязательное сопровождение отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма.


декабрь-февраль





Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности.

Срок реализации поставленных задач.

1.

Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, проговаривать изображенные действия, признаки предметов, учить слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, где сидит кот?»);

декабрь-февраль

2.






Закрепить умения в составлении двухсловных предложений:

- Коля, дай. (обращение +повеление)

- Дай кисю. (повеление +название предмета);

декабрь-февраль

3.

Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения:

-Кто это? - Это кот.

-Где кот? - Вот кот.

- Что кот делает? - Кот спит.

-Это чей кот? - Мой кот

декабрь-февраль

4.

Упражнять детей в составлении предложений из нескольких слов:

- Мама, дай кота. - предложение с обращением.

-Это белый кот. - предложение с указательным местоимением.

декабрь-февраль





3 квартал: март, апрель, май.

Направления коррекционной работы по развитию понимания речи.

Срок реализации поставленных задач.

1.




Закрепить различение глаголов, сходных по звучанию

(например, кто купается, а кто катается)

март-май

2.

Учить детей не смешивать названия действий, обозначающих похожие ситуации (например, лежит-спит, бежит-прыгает…);

март-май

3.

Закрепить различение названий действий, противоположных по значению (например, намочи- отожми, вымой-вытри…)

март-май

4.

Закрепить понимание действий, изображенных на сюжетных картинках (например, обувается - обувают);

март-май

5.

Упражнять в определении по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам (например, идет- идут, летит- летят…)

март-май

6.

Упражнять детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша подмел пол - Саша подмела пол.),закрепить различение количества предметов, величины. вкуса и пространственного расположения

(предлоги: на, в, из, под, от, около, из-под)

март-май

7.

Учить детей различать падежные значения (например,

«Покажи карандашом книгу», закрепить различение существительных, сходных по звучанию (бочка-точка, мыло-Мила).

март-май

Направления коррекционной работы по развитию фо-нетической компетентности.

Сроки реализа-ции задач.

1.

Закрепить произношение гласных звуков А,У,О,И,Э и согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов.

март-май

2.

Продолжать работу по формированию и дальнейшему закрепле-нию артикуляционных укладов Г,К,Х;

март-май

3.

Закрепить произношение звука Й в дифтонгах.

март-май



Дефекты произношения свистящих и шипящих фонем на данном этапе коррекционной работы не исправляются, отсутствие соноров является закономерным.



Развитие грамматической компетентности.

Сроки.

1.

Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (стол - столы), уменьшительно - ласкательной формы существительных(стол - столик), формы Родительного падежа множественного числа существительных (много столов);

март-май

2.

Закрепить понимание действий, близких по значению

(бежит-прыгает)

март-май

3.

Закрепить понимание действий, противоположных по значению (найди-спрячь, войди-выйди);

март-май

4.

Учить детей определять взаимоотношения действующих лиц по сюжетным картинкам (например, Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?);

март-май

5.

Учить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: на, под, в, около, из, из-под; (например, «Возьми карандаш, который лежит в коробке»);

март-май

6.

Учить детей различать падежные значения (например,

«Покажи ручку карандашом»);

март-май

7.

Закрепить различение по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы - к одному лицу или нескольким лицам (например, остановись- остановитесь).

март-май

8.

Закрепить определение по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие –од-ному лицу или нескольким лицам (например, стоит - стоят).

март-май

9.

Учить детей понимать значения прилагательных, про-тивоположных по значению (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий, длинный-короткий, низкий-высокий)

март-май

10.

Упражнять в определении по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша убрал мусор. -Саша убрала мусор.)

март-май



Развитие лексической компетентности.

Сроки

1.

Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам: «Весна. Мамин праздник.», «Профессии наших мам.», «Транспорт», «Профессии на транс-порте», «Украина», «Наш город», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Первые весенние цветы», «Правила дорожного движения», «Комнатные растения».

март-май

2.

Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных (Ди - ма), односложных (дом),трехсложных (ко-ро-ва) с обязательным отхло-пыванием, учить воспроизведению двусложных слов со стечением согласных (например, кош-ка, ножка…)

март-май



Развитие коммуникативной компетентности.

Сроки.

1.

Закрепить умения в составлении двусловных предложений о предмете, по картинке, по демонстрации действия;

- обращение + повеление (Папа, дай.)

- повеление + название предмета (Дай куклу.)

март-май

2.

Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения;

- Это кошка. Вот кошка. Кошка кушает. Моя кошка.

март-май

3.

Закрепить умения в составлении предложений из нескольких слов; с обращением - Мама, дай куклу, с ука-зательным местоимением - Это новая кукла.

март-май

4.

Упражнять детей в составлении предложений с прямым дополнением - Мама несет куклу. Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, то можно включить ее в диалог; также отработан-ный речевой материал необ-ходимо использовать при драматизации народных сказок.

март-май







РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЗВУ-КОПОДРАЖАНИЙ.
Звук у:
Логопед, воспитатель
(показывает дудочку): «Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у». Ты сыграй на дудочке. Я и ты сыграем на ду­дочке».
Логопед, воспитатель: « Это волк. Волк воет: «У-у-у!». «Как воет волк?»
Игра. 1) Ребенок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у».
2) Ребенок играет в дудочку: «У-у-у».
3) Ребенок подражает вою волка: «У-у-у».
Звук а:
Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?»
Звук о:
Логопед, воспитатель (
берет картинку и показывает): «У мальчика болят зубы. Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» У тебя бо­лят зубы: «О-о-о!» У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о!» «Как стонет мальчик?»
Слог ау:
Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау!»
Я потеряла маму и кричу: «Ау!»
Ты в лесу потерял (а) маму и кричишь: «Ау! Ау!»
Давай покричим вместе: «Ay! Ау!» Как кричит мальчик?
Слог уа:
Вова плачет: «Уа!Уа!» Кукла Тата плачет: «Уа!Уа!» Как плачет Вова? Как плачет кукла Тата?
Слоги ам-ам, му-му, мяу-мяу:
Логопед, воспитатель (берет игрушки): «Это собака. Собака лает: «Ам-ам! Ам-ам!» Как лает собака?»
«Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова?»
«Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка?»
Звук и:
«Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и!» Как ржет лошадка?» 
Слоги га-га, ко-ки, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе:
«Это гусь. Гусь кричит: «Га-га-га!» Как кричит гусь? Это курочка. Курочка поет: «Ко-ко-ко». Это птичка. Птичка пищит: «Пи-пи-пи». Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза? Это овца. Овца блеет: «Бе-бе! Бе-бе!» Как блеет овца?»
Слоги ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку!:
«Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» Как кукует кукушка?»
«Это утка. Утка крякает: «Кря-кря! Кря-кря!» Как крякает утка?»
«Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет пету­шок?»
Слоги ду-ду, бум-бум, би-би, динь, тук-тук:
«Это мальчик. Этот мальчик играет на дудочке: «Ду-ду-ду». Как играет маль-чик?»
«А этот мальчик играет на барабане: «Бум-бум-бум!» Как играет тот мальчик?»
«Это машина. Машина гудит: «Би-би-би». Как гудит машина?»
«У девочки колокольчик: «Динь-динь-динь!» Девочка звенит: «Динь-динь-динь!» Как звенит колькольчик?»
«Это папа. Папа стучит молотком: «Тук-тук-тук!» Я стучу мо­лотком: «Тук-тук-тук!» Ты стучишь молотком: «Тук-тук-тук!» Мы стучим молотком: «Тук-тук-тук!» Как стучит папа?»
Дать поиграть ребенку на барабане, дудочке, на трубе, позвонить в колоколь-чик, постучать молотком, поводить машину, произнося соответствующие звуко-подражания.
Слоги ах, ох, ух:
Это девочка. Это мячик. Мячик упал в воду: «Ах! Ах! Ах!» Девочка плачет: «Ах! Ах! Ах!» Как плачет девочка?
Это мальчик. У мальчика болит ухо. Мальчик стонет: «Ох! Ох! Ох!» Как стонет мальчик?
Это девочки. Девочки качаются на качелях. Девочки кричат: «Ух! Ух! Ух!» Как кричат девочки?
Дети изображают, как они роняют мячик, игрушку, сопровождая эти действия словами: «Ах! Ах! Ах!»
Дети изображают, что у них болят рука, глаз, ухо, сопро­вождая словами: «Ох! Ох! Ох!»
Дети прыгают через веревочку или подбрасывают мячик, сопровождая словами: «Ух! Ух!»
Слоги но-но, тпр:
Это мальчик. Это лошадка. Мальчик гонит лошадку: «Но-но-но!» Как мальчик гонит лошадку?
Мальчик остановил лошадку: «Тпр! Тпр!» Как мальчик оста­новил лошадку?
Поиграть в лошадки со словами но-но-но, тпр, тпр. РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ СЛОВНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА.
 Слово ау в предложении
Коля. Ау! 
Тата. Ау!
Мама. Ау! Тетя. Ау!
Инсценировка «В лесу».
Дети. Мама, ау! Оля, Коля, ау!
Папа, ау! Вова, Тома, ау!
Тетя, ау! Тата, Нина, ау!
Слова уа и бай-бай
Тата, уа! Тата, бай-бай!
Тома, уа! Тома, бай-бай!
Вова, уа! Вава, бай-бай!
Слово на
Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).
Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).
 Слово дай
Мама, дай мяу-мяу... (кошку).
Мама, дай му-му... (корову).
Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).
Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).
Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).
Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик) ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ.
Звуки с-з-ц
- Свист в пузырек — ссс...
- Накачивание воздуха насосом — ссс...
- Полет осы — ззз...
- Поманить рукой цыплят — цып-цып-цып.
Звуки ш-ж-ч-щ
- Звук лопающегося пузыря — шшш...
- Мама спит — шшш...
- Кукла спит — шшш...
- Гусь шипит — шшш...
- Жук жужжит — жжж...
Паровоз пыхтит — ччч... (чу-чу-чу).
Звуки р- л
- Болтушка — блблбл...
- Остановить лошадку — тпр (язык между губами — язык вибрирует).
- Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.
- Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить виб­рацию языка пальцем.
Звуки к-г-х
- Покашливание для вызывания звука к.
- Подражание крику кукушки для вызывания звука к.
- Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.
- Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.
- Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.
- Подражание смеху ха-ха-ха.
Звуки в-ф-б-д
- Подражание вою ветра — ввв...
- Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, по­дуть на горячий чай — ффф...
- Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.
- Игра в бирюльки: при произнесении :шука ввв... произво­дить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение 1. Дети становятся в круг или друг за другом.
Логопед, воспитатель: « Большие ноги шли по дороге».
 Дети (низким голосом вместе с логопедом). «Топ, топ, топ, топ, топ, топ».
Логопед, воспитатель: « Маленькие ножки шли по дорожке». Дети (вместе с логопедом). «Топ, топ, топ, Топ, топ, топ». 
Упражнение 2.
Дети
(вместе с логопедом хлопают в ладоши).
«Люли-люли, люли-люли».
Логопед, воспитатель: « Прилетели гули».
Упражнение 3. Слова логопеда дети сопровождают соответст­вующим движением.
Идет коза рогатая, идет коза бодатая за малыми ребятами.
Ножками топ-топ, (Дети повторяют: «Топ-топ» и притопывают ножками.)
Глазками хлоп-хлоп. (Дети, поднимая руки на уровне глаз, сжимают и разжимают кулачки, повторяют конец фразы.)
Логопед. Кто каши не ест, кто молока не пьет -
(Дети делают соответствующие движения.) Забодает, Забодает, забодает!
(Слова логопеда дети сопровождают соответствующими дви­жениями.)
Упражнение 4. Дети стоят в кругу. (Логопед вначале заучи­вает с детьми последовательность текста, а затем распределяет его между ними.)
Логопед, воспитатель: Наши уточки с утра —
Дети. Кря-кря! Кря-кря!
Логопед, воспитатель: Наши гуси у пруда —
Дети. Га-га! Га-га!
Логопед, воситатель: А индюк среди двора -—
Дети. Бал-бал! Балда-балда!
Логопед, воспитатель: Наши курочки в окно —
Дети. Ко-ко-ко!
Логопед, воспитатель:  А как Петя-петушок утром рано поутру нам споет -
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Упражнение 5. Логопед раздает детям маленьких куколок и показывает, как надо укачивать куклу, когда ее укладывают спать.
 Логопед и дети. Баю-бай, баю-бай!
Логопед. Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули, мою Таню не буди.
Дети: Баю-бай, баю-бай!
Упражнение 6. Дети становятся друг за другом, изображают «паровоз», сгибая руки в локтях, делают движения вперед-назад, разгибая и сгибая руки.
Логопед,воспитатель: Мчится поезд во весь дух!
Дети: Чух-чух, Чух-чух.
Логопед, воспитатель:  Загудел паровоз и вагончики повез.
 Дети. Ду-ду, ду-ду.
Упражнение 7. Логопед, воспитатель: «Кошка. Как тебя зовут?» Дети: «Мяу!» Логопед, воспитатель: «Стережешь ты мышку тут?» Дети: «Мяу». Логопед: «Мяу, хочешь молока?» Дети: «Мяу!» Логопед: «А товарища щенка?» Дети: «Фрр!». Подобно описанным играм и упражнениям могут быть обыгра­ны любые маленькие четверостишия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Ожидаемые результаты от внедрения в коррекционную работу с детьми 1 уровня ОНР примерного перспективного планирования:

- дети дифференцированно обозначают названия предметов, действий, отдельных признаков, используют простые предлоги в элементарных значениях;

- отвечают на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми собы-тиями окружающей жизни, пользуются в речевых высказываниях уже простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов;

- владеют ритмико-слоговым рисунком двухсложных и трехсложных слов;

- понимают некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы, короткие сказки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. — М.: Просвещение, 1968. 435 с.

2.Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте : практ. пособие /

Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М. : Пед. о-во России, 2003. - 240 с.

3.Дорононова Т. Речевое развитие дошкольников через игру / Т. Дорононова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 8. — С. 15-27.

4. Закон об образовании ДНР/Постановление № -I-233П-НС Народного Совета ДНР от 19.06.2015 г.

5. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. —214 с.

6.Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей речевой деятельности / А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1965. - 245 с.

7. Лисина М.Л. Общение, личность и психика ребенка / М.Л. Лисина. — М.: Смысл, 2001. —384 с.

8.Макарова В.Н, Ставцева Е.А. Диагностика развития речи дошкольников.М.: Педагогическое сообщество России, 2007.-80 с.

9.Маклаков А.Г.Общая психология. ООО «Питер Пресс»,2008.-583 с.

10.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2002. - 456 с.

11.Нищева Н.В. Программа коррекционно- развивающей работы в логопеди-ческой группе детского сада для детей с ОНР. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2007.

12.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей / А.А. Павлова // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1992. - С. 48- 52

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – СПб.:f1. СОЮЗ, 1997.

– 250 с.

14. Приказ № 326 Министерства образования и науки ДНР от 17.07.2015/ Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 15.Развитие речи дошкольника : сб. науч. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. М. : Изд-во АПН СССР, 1990. - 137 с.

16. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

17.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду / Ф.А. Сохин // Повышение эффективности воспитательно-обра-зовательной работы в дошкольных учреждениях : сб. науч. тр.М.: АПН СССР, 1958. - С. 37-45.

18.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин ; под ред. Н.Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1984. - С. 202-206.

19.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. — М. : Просвещение, 1981.-357 с.

20.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по пре-одолению ОНР у детей.– Москва: Просвещение, 2009. 21.Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский и др.. М. : Просвещение, 1993.- 191 с.

22.Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве : дис. . докт. пед. наук / О.С. Ушакова. — М., 1996. — 400 с.

23.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.

24.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного воз-раста: учебное пособие / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 560 с.

25.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М. :Учпедгиз, 1960- 328с.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!