СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование раздела ОВС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (раздел ОВС) 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Планирование раздела ОВС»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями.

При разработке рабочей программы использовались:

- Образовательная программа среднего общего образования для 10 класса МОУ Зеленорощинской средней школы, утвержденная приказом директора общеобразовательного учреждения №547 от 31.08.2017 года.

- Авторская программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова: Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. М.: Просвещение, 2012.

- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов в образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

Предлагаемая программа соответствует положениям федерального компонента государственного образовательного стандарта , в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника ОБЖ: 10 класс. Авторы П.М. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т Смирнов М.:Просвещение, 2012. Данный учебник выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.

Цель - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;

Задачи

  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.


В учебном плане среднего общего образования МОУ Зеленорощинской средней школы в 2017-2018 учебном году на изучение ОБЖ в 10 классе в обязательной части отведён 1 час в неделю. А за счет 1 часа регионального компонента добавлен ещё 1 час. Всего 2 часа в неделю / 70 часов в год.

По завершению изучения курса ОБЖ в 10 классе в соответствии с Федеральным законом РФ №53 ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и Приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ №203/1936 от 3.05.2001 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы» проводятся 5-ти дневные учебные сборы. Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов – Приложение №2.

.

2. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения предмета основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах

Ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;

  • о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;

  • правила поведения населения при авариях;

  • классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека, организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

  • основные виды воинской деятельности;

  • общие обязанности солдата в бою;

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • государственные и военные символы Российской Федерации.

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

  • обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость;

  • правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия;

  • выполнять воинское приветствие;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты;

  • изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

  • определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении


3. Содержание учебного предмета ОБЖ


Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной кри­миногенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое наруше­ние общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об оборо­не","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий

Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, класси­фикация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства за­щиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общест­венное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укре­пления здоровья - социальная потребность общества.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфиче­ской профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Про­филактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятель­ности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культу­рой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закали­вающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные по­следствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов воен­нослужащих, уволенных в запас или отставку.






4. Тематическое планирование


Разделы

Количество часов


Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

12

Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

14

Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

6

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

14

Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

12

Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

12

Итого

70

Учебно-полевые сборы

40

Всего:

110





















5. Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс


п/п

Кол-во часов

Наименование

раздела и темы урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

Коррекция


12

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1-2

2

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности,



3-4

2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и

Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;



5-6

2

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия.

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни



7-8

2

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств,



9-10

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи



11-12

2

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи




14

Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

13-14

2

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности



15-16

2

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления



17-18

2

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях



19-20

2

Организация инженерной защиты

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь:– действовать в чрезвычайных ситуациях; – использовать средства коллективной защиты.



21-22

2

Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты



23-24

2

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности



25-26

2

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»




6

Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

27-28

2

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета.




29-30

2

Инфекционные заболевания, их классификация

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике

Знать об основные принципах классификации инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний



31-32

2

Основные инфекционные заболевания, их профилактика

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний




14

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

33-34

2

Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



35-36


2

Основные составляющие здорового образа жизни

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирования духовных качеств. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



37-38

2

Биологические ритмы

Основные понятия о биологических ритмах организма

Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



39-40

2

Влияние биологических ритмов на работоспособность человека

Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



41-42

2

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



43-44

2

Вредные привычки, их влияние на здоровье

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркомания и токсикомания

Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни



45-46

2

Профилактика вредных привычек

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о профилактике вредных привычек. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни




12

Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

47-48

2

История создания Вооруженных Сил России

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в.,

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.



49-50

2

История создания Вооруженных Сил России

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



51-52

2

Организационная структура Вооруженных Сил России

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



53-54

2

Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.



55-56

2

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил России

Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил..



57-58

2




Другие войска, их состав и предназначение



Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе




12

Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

59-60


2

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг –

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.



61-62

2

Памяти поколений – дни воинской славы России.

Дни воинской славы – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;




63-64

2

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств,



65-66


2

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части.

Иметь представление о символах воинской чести.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.



67-68

2

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза,

Герой Российской Федерации

Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды



69-70

2

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.




70 ч

Всего часов






40

Учебно-полевые сборы






















Приложение 1

Организация и методика проведения 5-ти дневных учебных сборов

Авторы: Бельский В.М.. Шумейко Н.В.,Некрасов В.Н., Плехов В.В.

Пояснительная записка

I. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРОВ

1.1. Пятидневные сборы с юношами 10-х классов общеобразовательных школ (гимназий) организуются и проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обяза­тельного минимума содержания курса «Основы безопасности жизнедеятель­ности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, рекомендаций Министерства образования Российской Федерации от 14.07.1998 г. № 1133/14-12, учебной программы по основам безопасности жизнедеятель­ности для 10-11 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, Главы администрации Ульяновской области, Министра образования администрации области и областного военного ко­миссара.

К подготовке и проведению сборов привлекаются главы администраций, отделы образований, военные комиссариаты, советы РОСТО и методические объединения ОБЖ районов.

Учебные сборы проводятся в конце учебного года и являются обязатель­ными для всех общеобразовательных школ (гимназий) районов.

1.2. Целями сборов являются:

♦ подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими Конституционного долга по защите Отечества;

♦ закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОВС в школах (гимназиях), приобретение практических навыков, необхо­димых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;

♦ воспитание у юношей гордости за Российские Вооруженные Силы, го­товности к службе в их рядах и защите своей Родины.

1.3. Учебные сборы проводятся на базе од­ной из школ (гимназий) района (города), спортивных и оздоровительных лаге­рей, учреждений РОСТО, а занятия по уставам, преодолению полосы препят­ствий, изучению стрелкового оружия, изготовке для стрельбы и прицеливанию, выполнению учебных стрельб — в расположении войсковых частей (военно-учебных заведений), на войсковых стрельбищах и в учебных центрах.

1.4. В соответствии с приказом Министерства общего и профессиональ­ного образования Российской Федерации от 09.02.1998 г. № 322 учебные часы для проведения сборов выделяются в объеме 40 часов на каждый класс за счет вариативной части базисного учебного плана общеобразовательных школ (гимназий).

Сроки проведения сборов определяются отделами образований по согла­сованию с военными комиссариатами.

1.5. Для проведения сборов методические объединения ОБЖ районов разрабатывают план подготовки и проведения сборов, организационно-методические указания, расписание занятий, орга­низационно-штатную структуру сборов, инструкции по технике безопасности. При необходимости могут дополнительно разрабатываться другие документы.

План сборов и организационно-методические указания разрабатываются совместно с районными военными комиссариатами, согласовываются с отде­лами образования, войсковыми частями (военно-учебными заведениями) и другими организациями, принимающими участие в подготовке и проведении сборов, и утверждаются отделом образования.

1.6. В зависимости от возможностей районов и места проведения, юно­ши на сборах могут находиться круглосуточно, в течение установленного срока, или только днем, с убытием на ночь домой.

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения пятидневных учебных сборов с гражданами, проходящими подготовку по основам военной службы

Первый день


Наименование тем

Содержание занятий

Кол-во часов

Место проведе­ния

Вид занятий

Руководите­ли занятий

Материальное обеспечение

Основы подго­товки граждан к военной службе

Вводное занятие

1

Воин­ская часть

Рассказ, объясне­ние

Начальник сборов

Плакаты, таб­лицы

Размещение и быт военнослу­жащих

Размещение воен­нослужащих, распорядок дня воинской части

2

Воин­ская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Общевоинские уставы ВС РФ

Основы обеспе­чения безопас­ности военной службы

Опасные факторы военной службы, обеспечение без­опасных условий для повседневной деятельности во­еннослужащих

1

Воин­ская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Плакаты, таб­лицы

Суточный на­ряд ВОИНСКОЙ части, обязан­ности лиц су­точного наряда

Назначение, со­став и обязаннос­ти суточного на­ряда воинской части

1

Воин­ская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Устав внутрен­ней службы ВС РФ, поме­щение роты (батареи)

Организация и несение кара­ульной служ­бы, обязанности часового

Организация и несение карауль­ной службы

1

Воин­ская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Устав гарни­зонной и кара­ульной служб ВС РФ, плака­ты, таблицы

Строевая подго­товка

Строевые прие­мы и движение без оружия

1

Площад­ка для за­нятий строевой подготов­кой

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Строевой устав ВС РФ, плака­ты, таблицы

Физическая подготовка

Кросс 1 км

1

Дистан­ция крос­са

Практи­ческое занятие

Начальник физической подготовки и спорта воин­ской части

Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ


Второй день


Физическая подготовка

Разучивание уп­ражнений комп­лекса утренней физической гим­настики

1

Спортив­ный горо­док

Практи­ческое занятие

Начальник физической подготовки и спорта воин­ской части

Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ

Медицинская подготовка

Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя

2

Воинская часть

Практи­ческое занятие

Начальник медицинской службы воин­ской части

Материалы для наложения повязок, инди­видуальные пе­ревязочные па­кеты, носилки, плащ-палатки

Суточный на­ряд воинской части, обязан­ности лиц су­точного наряда

Подготовка су­точного наряда к несению службы

1

Воинская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Устав внутрен­ней службы ВС РФ, плака­ты, таблицы

Организация караульной службы, обя­занности часо­вого

Подготовка к не­сению карауль­ной службы

1

Воинская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Устав гарни­зонной и кара­ульной служб ВС РФ, плака­ты, таблицы




Третий день



Физическая подготовка

Выполнение уп­ражнений на спор­тивных снарядах. Сдача нормативов

1

Спортив­ный горо­док

Практи­ческое занятие

Начальник физической подготовки и спорта воин­ской части

Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ

Тактическая подготовка

Действия солдата в бою

1

На мест­ности

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Боевой устав Сухопутных войск, плакаты

Радиационная, химическая и биологическая защита

Приемы и спосо­бы индивидуаль­ной защиты. Пре­одоление участка местности, зара­женного радиоак­тивными вещест­вами

3

На мест­ности

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Противогазы, общевойско­вые защитные комплекты, приборы ради­ационной и хи­мической раз­ведки

Строевая подго­товка

Выполнение во­инского приветст­вия без оружия на месте и в дви­жении

1

Площад­ка для за­нятий строевой подготов­кой

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Строевой устав ВС РФ, плака­ты, таблицы

Суточный на­ряд, обязаннос­ти лиц суточно­го наряда

Подготовка су­точного наряда к несению службы

1

Воинская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Устав внутрен­ней службы ВС РФ, плака­ты, таблицы

Организация караульной службы, обязан­ности часового

Часовой, его пра­ва и обязанности

1

Воинская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Устав гарни­зонной и кара­ульной служб ВС РФ, плака­ты, таблицы

Четвертый день


Физическая подготовка

Тренировка в вы­полнении упраж­нений. Сдача нор­мативов

1

Спортив­ный горо­док

Практи­ческое занятие

Начальник физической подготовки и спорта воин­ской части

Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ

Тактическая подготовка

Передвижение солдата на поле боя

1

На мест­ности

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Боевой устав Сухопутных войск

Огневая подго­товка

Ведение огня из автомата. Меры безопасности на занятиях по огне­вой подготовке

3

Огневой городок

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Курс стрельб из стрелкового оружия, авто­маты Калаш­никова (учеб­ные), плакаты, таблицы, на­ставления.

Строевая подго­товка

Выполнение во­инского приветст­вия в строю на месте и в движе­нии (без оружия)

1

Площад­ка для за­нятий строевой подготов­кой

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Строевой устав ВС РФ, плака­ты, таблицы

Суточный на­ряд, обязаннос­ти лиц суточно­го наряда

Подготовка су­точного наряда к несению службы

1

Воин­ская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Устав внутрен­ней службы ВС РФ

Организация караульной службы, обязан­ности часового

Часовой, дейст­вия при несении службы

1

Воин­ская часть

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы

Устав гарни­зонной и кара­ульной служб ВС РФ

Пятый день

Физическая подготовка

Тренировка в вы­полнении упраж­нений. Сдача нор­мативов

1

Спортив­ный горо­док

Практи­ческое занятие

Начальник физической подготовки и спорта воин­ской части

Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ

Огневая подго­товка

Выполнение уп­ражнения учеб­ных стрельб из автомата Калаш­никова

5

Огневой городок

Практи­ческое занятие

Учитель по ос­новам военной службы, пред­ставитель во­инской части

Курс стрельб из стрелкового оружия, автоматы Калаш­никова

Тактическая подготовка

Выбор места для стрельбы, обору­дование окопа для стрельбы лежа

1

На местности

Практическое занятие

Учитель по основам военной службы, представитель воинской части

Боевой устав Сухопутных войск, лопаты малые

Строевая подго­товка

Строи отделения и взвода, действия в составе отделения и взвода

1

Площадка для занятий строевой подготовкой

Практическое занятие

Учитель по основам военной службы, представитель воинской части

Строевой устав ВС РФ, плакаты, таблицы












16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!