1. Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями.
При разработке рабочей программы использовались:
- Образовательная программа среднего общего образования для 10 класса МОУ Зеленорощинской средней школы, утвержденная приказом директора общеобразовательного учреждения №547 от 31.08.2017 года.
- Авторская программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова: Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. М.: Просвещение, 2012.
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов в образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
Предлагаемая программа соответствует положениям федерального компонента государственного образовательного стандарта , в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника ОБЖ: 10 класс. Авторы П.М. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т Смирнов М.:Просвещение, 2012. Данный учебник выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.
Цель - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
Задачи
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
В учебном плане среднего общего образования МОУ Зеленорощинской средней школы в 2017-2018 учебном году на изучение ОБЖ в 10 классе в обязательной части отведён 1 час в неделю. А за счет 1 часа регионального компонента добавлен ещё 1 час. Всего 2 часа в неделю / 70 часов в год.
По завершению изучения курса ОБЖ в 10 классе в соответствии с Федеральным законом РФ №53 ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и Приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ №203/1936 от 3.05.2001 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы» проводятся 5-ти дневные учебные сборы. Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов – Приложение №2.
.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
правила поведения населения при авариях;
классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека, организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные виды воинской деятельности;
общие обязанности солдата в бою;
основные способы передвижения солдата в бою;
государственные и военные символы Российской Федерации.
средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость;
правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия;
выполнять воинское приветствие;
пользоваться средствами индивидуальной защиты;
изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
3. Содержание учебного предмета ОБЖ
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту
Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
4. Тематическое планирование
Разделы | Количество часов |
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. | 12 |
Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. | 14 |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 6 |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни. | 14 |
Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. | 12 |
Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. | 12 |
Итого | 70 |
Учебно-полевые сборы | 40 |
Всего: | 110 |
5. Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс
№ п/п | Кол-во часов | Наименование раздела и темы урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | Коррекция |
| 12 | Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
1-2 | 2 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования | Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, | | |
3-4 | 2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и | Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; | | |
5-6 | 2 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. | Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | | |
7-8 | 2 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, | | |
9-10 | 2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций | Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | | |
11-12 | 2 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», | Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | | |
| 14 | Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. |
13-14 | 2 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной | Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | |
15-16 | 2 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. | Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | |
17-18 | 2 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях | Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях | | |
19-20 | 2 | Организация инженерной защиты | Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях | Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь:– действовать в чрезвычайных ситуациях; – использовать средства коллективной защиты. | | |
21-22 | 2 | Средства индивидуальной защиты | Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики | Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты | | |
23-24 | 2 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения | Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | |
25-26 | 2 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. | Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых | Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» | | |
| 6 | Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. |
27-28 | 2 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества | Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета. | | |
29-30 | 2 | Инфекционные заболевания, их классификация | Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике | Знать об основные принципах классификации инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний | | |
31-32 | 2 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика | Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний | Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний | | |
| 14 | Раздел 4. Основы здорового образа жизни. |
33-34 | 2 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья | Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
35-36 | 2 | Основные составляющие здорового образа жизни | Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирования духовных качеств. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека | Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
37-38 | 2 | Биологические ритмы | Основные понятия о биологических ритмах организма | Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
39-40 | 2 | Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности | Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
41-42 | 2 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. | Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
43-44 | 2 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркомания и токсикомания | Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
45-46 | 2 | Профилактика вредных привычек | Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту | Знать о профилактике вредных привычек. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | |
| 12 | Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. |
47-48 | 2 | История создания Вооруженных Сил России | Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., | Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | | |
49-50 | 2 | История создания Вооруженных Сил России | Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы | Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | | |
51-52 | 2 | Организационная структура Вооруженных Сил России | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска | Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | | |
53-54 | 2 | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение | Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе. | | |
55-56 | 2 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России | Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил России | Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил.. | | |
57-58 | 2 | Другие войска, их состав и предназначение | Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение | Знать состав и предназначение ВС РФ. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе | | |
| 12 | Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. |
59-60 | 2 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг – | Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | | |
61-62 | 2 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | Дни воинской славы – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. | Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь:– отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; | | |
63-64 | 2 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота | Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, | | |
65-66 | 2 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. | Иметь представление о символах воинской чести. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. | | |
67-68 | 2 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации | Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды | | |
69-70 | 2 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку | Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. | | |
| 70 ч | Всего часов | | | | |
| 40 | Учебно-полевые сборы | | | | |
Приложение 1
Организация и методика проведения 5-ти дневных учебных сборов
Авторы: Бельский В.М.. Шумейко Н.В.,Некрасов В.Н., Плехов В.В.
Пояснительная записка
I. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРОВ
1.1. Пятидневные сборы с юношами 10-х классов общеобразовательных школ (гимназий) организуются и проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязательного минимума содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, рекомендаций Министерства образования Российской Федерации от 14.07.1998 г. № 1133/14-12, учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, Главы администрации Ульяновской области, Министра образования администрации области и областного военного комиссара.
К подготовке и проведению сборов привлекаются главы администраций, отделы образований, военные комиссариаты, советы РОСТО и методические объединения ОБЖ районов.
Учебные сборы проводятся в конце учебного года и являются обязательными для всех общеобразовательных школ (гимназий) районов.
1.2. Целями сборов являются:
♦ подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими Конституционного долга по защите Отечества;
♦ закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОВС в школах (гимназиях), приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
♦ воспитание у юношей гордости за Российские Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
1.3. Учебные сборы проводятся на базе одной из школ (гимназий) района (города), спортивных и оздоровительных лагерей, учреждений РОСТО, а занятия по уставам, преодолению полосы препятствий, изучению стрелкового оружия, изготовке для стрельбы и прицеливанию, выполнению учебных стрельб — в расположении войсковых частей (военно-учебных заведений), на войсковых стрельбищах и в учебных центрах.
1.4. В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.1998 г. № 322 учебные часы для проведения сборов выделяются в объеме 40 часов на каждый класс за счет вариативной части базисного учебного плана общеобразовательных школ (гимназий).
Сроки проведения сборов определяются отделами образований по согласованию с военными комиссариатами.
1.5. Для проведения сборов методические объединения ОБЖ районов разрабатывают план подготовки и проведения сборов, организационно-методические указания, расписание занятий, организационно-штатную структуру сборов, инструкции по технике безопасности. При необходимости могут дополнительно разрабатываться другие документы.
План сборов и организационно-методические указания разрабатываются совместно с районными военными комиссариатами, согласовываются с отделами образования, войсковыми частями (военно-учебными заведениями) и другими организациями, принимающими участие в подготовке и проведении сборов, и утверждаются отделом образования.
1.6. В зависимости от возможностей районов и места проведения, юноши на сборах могут находиться круглосуточно, в течение установленного срока, или только днем, с убытием на ночь домой.
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения пятидневных учебных сборов с гражданами, проходящими подготовку по основам военной службы
Первый день
Наименование тем | Содержание занятий | Кол-во часов | Место проведения | Вид занятий | Руководители занятий | Материальное обеспечение |
Основы подготовки граждан к военной службе | Вводное занятие | 1 | Воинская часть | Рассказ, объяснение | Начальник сборов | Плакаты, таблицы |
Размещение и быт военнослужащих | Размещение военнослужащих, распорядок дня воинской части | 2 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Общевоинские уставы ВС РФ |
Основы обеспечения безопасности военной службы | Опасные факторы военной службы, обеспечение безопасных условий для повседневной деятельности военнослужащих | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Плакаты, таблицы |
Суточный наряд ВОИНСКОЙ части, обязанности лиц суточного наряда | Назначение, состав и обязанности суточного наряда воинской части | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Устав внутренней службы ВС РФ, помещение роты (батареи) |
Организация и несение караульной службы, обязанности часового | Организация и несение караульной службы | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, плакаты, таблицы |
Строевая подготовка | Строевые приемы и движение без оружия | 1 | Площадка для занятий строевой подготовкой | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Строевой устав ВС РФ, плакаты, таблицы |
Физическая подготовка | Кросс 1 км | 1 | Дистанция кросса | Практическое занятие | Начальник физической подготовки и спорта воинской части | Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ |
Второй день |
Физическая подготовка | Разучивание упражнений комплекса утренней физической гимнастики | 1 | Спортивный городок | Практическое занятие | Начальник физической подготовки и спорта воинской части | Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ |
Медицинская подготовка | Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя | 2 | Воинская часть | Практическое занятие | Начальник медицинской службы воинской части | Материалы для наложения повязок, индивидуальные перевязочные пакеты, носилки, плащ-палатки |
Суточный наряд воинской части, обязанности лиц суточного наряда | Подготовка суточного наряда к несению службы | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Устав внутренней службы ВС РФ, плакаты, таблицы |
Организация караульной службы, обязанности часового | Подготовка к несению караульной службы | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, плакаты, таблицы |
| Третий день | |
Физическая подготовка | Выполнение упражнений на спортивных снарядах. Сдача нормативов | 1 | Спортивный городок | Практическое занятие | Начальник физической подготовки и спорта воинской части | Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ |
Тактическая подготовка | Действия солдата в бою | 1 | На местности | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Боевой устав Сухопутных войск, плакаты |
Радиационная, химическая и биологическая защита | Приемы и способы индивидуальной защиты. Преодоление участка местности, зараженного радиоактивными веществами | 3 | На местности | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Противогазы, общевойсковые защитные комплекты, приборы радиационной и химической разведки |
Строевая подготовка | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении | 1 | Площадка для занятий строевой подготовкой | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Строевой устав ВС РФ, плакаты, таблицы |
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | Подготовка суточного наряда к несению службы | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Устав внутренней службы ВС РФ, плакаты, таблицы |
Организация караульной службы, обязанности часового | Часовой, его права и обязанности | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, плакаты, таблицы |
Четвертый день |
Физическая подготовка | Тренировка в выполнении упражнений. Сдача нормативов | 1 | Спортивный городок | Практическое занятие | Начальник физической подготовки и спорта воинской части | Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ |
Тактическая подготовка | Передвижение солдата на поле боя | 1 | На местности | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Боевой устав Сухопутных войск |
Огневая подготовка | Ведение огня из автомата. Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке | 3 | Огневой городок | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Курс стрельб из стрелкового оружия, автоматы Калашникова (учебные), плакаты, таблицы, наставления. |
Строевая подготовка | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (без оружия) | 1 | Площадка для занятий строевой подготовкой | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Строевой устав ВС РФ, плакаты, таблицы |
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | Подготовка суточного наряда к несению службы | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Устав внутренней службы ВС РФ |
Организация караульной службы, обязанности часового | Часовой, действия при несении службы | 1 | Воинская часть | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы | Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ |
Пятый день |
Физическая подготовка | Тренировка в выполнении упражнений. Сдача нормативов | 1 | Спортивный городок | Практическое занятие | Начальник физической подготовки и спорта воинской части | Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ |
Огневая подготовка | Выполнение упражнения учебных стрельб из автомата Калашникова | 5 | Огневой городок | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Курс стрельб из стрелкового оружия, автоматы Калашникова |
Тактическая подготовка | Выбор места для стрельбы, оборудование окопа для стрельбы лежа | 1 | На местности | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Боевой устав Сухопутных войск, лопаты малые |
Строевая подготовка | Строи отделения и взвода, действия в составе отделения и взвода | 1 | Площадка для занятий строевой подготовкой | Практическое занятие | Учитель по основам военной службы, представитель воинской части | Строевой устав ВС РФ, плакаты, таблицы |
16