СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование внеурочной деятельности "Кружок юных журналистов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование рассчитано на учащихся 7-9 классов. На уроках кружка юных журналистов ребята познакомятся с азами профессии журналист, а также научатся писать сочинения в газетных жанрах.

Просмотр содержимого документа
«Планирование внеурочной деятельности "Кружок юных журналистов"»

Календарно – тематическое планирование факультатива

«Сочинения в газетных жанрах»


Классы: 5 – 9 классы


Учитель: Лесничая Г.В.


Количество часов: всего 34 час., в неделю: 1 час.



Планирование составлено на основе рекомендаций А.М.Грининой – Земсковой «Сочинения в газетных жанрах» (Издательство «Учитель», Волгоград, 2002 г.), С.А.Котельниковой «Творческие работы нетрадиционных жанров» («Русский язык в школе», 1, 1997г.), Л.Г.Антоновой «Обучение старшеклассников жанровым формам речи» («Русский язык в школе», 6, 1994г.), О.В.Марысевой «Информационные газетные жанры на уроках развития речи» («Русский язык в школе», 2,1996г.), Т.А.Ладыженской, Т.С.Зепаловой «Развивайте дар слова» (Москва «Просвещение», 1990г.), В.Н.Мещеряковой «Жанры школоных сочинений» (Москва, Издательство «Флинта», 1999г.).



Основной целью занятий факультатива является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Достижение данной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:


  1. углубление представления учащихся о публицистических жанрах;

  2. получение практических навыков использования различных жанров;

  3. привитие интереса к публицистической деятельности, раскрытие значимости, глубины, полезности работы журналиста.


Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны.

Содержание курса включает в себя изучение основных газетных жанров, стилей речи, правила построения текстов, принципы оформления школьной газеты, искусство коммуникации, знакомство с особенностями журналистской профессии.


При отборе главных тем для изучения учитывается возраст корреспондентов, их интересы, зона ближайшего развития.

Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют своё мастерство, видят перспективную цель –подготовку заметок, которые могут быть напечатаны на страницах школьной газеты и на сайте школы.

Ученикам предлагается изучить теорию и отработать её на практике с учётом внутришкольных задач (о чём писать в данный момент школьной жизни). Предусматривается как индивидуальная, так и групповая деятельность учащихся.


Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для ведения курса в 5-9 классах.




















































Тема

Кол. часов

Дополнительная литература

Примечания






2



3


4



5



6




7


8


9

10

11

12

13


14


15

16

17



18

19

У каждого сочинения – свой жанр, свой стиль.




Заметка в газету информационного характера.

Заметка в газету на тему дискуссионного характера.

Заметка с выводами и предложениями.


Статья в газету.



Репортаж.




Интервью.


Совершенствование написанного.

Путевые заметки.

Путешествие.

Очерк.

Портретный очерк.

Рассуждение проблемного характера.

Рассказ с необычайным построением.

Юмористический рассказ.

Фельетон.

Школьный бюллетень.



Эссе.

Дневник.


1





2



2



1


1



2




2


2


2

1

2

2

2


2


2

2

2



2

2

А..М. Гринина-Земского «Сочинения в газетных жанрах», издательство «Учитель», Волгоград.










«Теория и практика сочинений разных жанров». Москва, просвещение, 1990.

Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская,Т.Е. Зепалова, Москва, Просвещение, 1977г., 1990г.













Русская словесность №5,01

.Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров».

Т.А. Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах», Москва, «Просвещение», 1997г.





Русский язык в школе №1,97. №6,94.




Русский язык в школе №2, 96.










Русский язык в школе № 2, 96.



Русский язык для национальных школ.

Для практики Русский язык в школе №3, 00.











Русская словесность, №3,01. №5,00. Русский язык в школе №1,98. №3,99.


Русский язык в школе №4,95.






Содержание курса

«Сочинения в газетных жанрах»


  1. У каждого сочинения – свой жанр, свой стиль.

«Как сердцу высказать себя». «Практиковаться» - девиз Дейла Карнеги. Самостоятельность. Творческий подход. Пиши о нечто глубоко затронувшем тебя. Формирование взглядов и вкусов.

2 – 4 Заметка.

Что, кто, где, когда – глинные вопросы заметки. Тема и проблема в заметке. Понятия: факт, событие, новость, сенсация. Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с выводами и предложениями.

Самостоятельно написать информационную заметку.

Информация. Тема-факт. Наблюдение-основной метод сбора информации. Школьная информашка . Обзор заметок ребят. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Ответственность журналиста. Отчет как информационный жанр. Информационные новости в газете, ТВ.

Написать информацию, связанную со своей школьной жизнью.

5.Статья

Передовая, пропагандистская, проблемная, обличительная, тематическая статьи. Тема, проблемы, вопрос и вывод в статье. Факты как доказательство главной мысли. Подготовить собственный материал данного жанра.

6.Репортаж

Рассказ с места событий. Особенности репортажа. Правила проведения репортажа. Игра по кругу: «Репортаж с …». Анализ игры.

Придумать и записать на диктофон или магнитофон свой репортаж.

7. Интервью

Виды интервью: интервью – рассказ, интервью – портрет, предметное интервью. Требования к интервью. Правила проведения интервью. Работа с диктофоном и магнитофоном.

Сформулировать вопросы и самостоятельно взять интервью у кого – либо из родственников

или ребят пресс-центра.

  1. Совершенствование написанного.

Знакомство с работой писателей над совершенствованием произведений.Зачем нужно редактировать текст? Первое чтение «Я слежу за смыслом».Вторичное чтение: замедленное чтение и правка текста. Заключительное чтение: отсроченное чтение.

Знакомство с видами речевых ошибок.

Редактирование готовых текстов.

Редактирование собственного текста.

  1. Путевые заметки.

Понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра. Особенности и структура путевых заметок. Чтение и анализ путевых заметок.

Прогулка или экскурсия с целью наблюдения и сбора материала для написания данного жанра. Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов. Доработка учащимися данного материала.

Написать путевые заметки для газеты.

  1. Путешествия

Понятие о жанре. Разновидности литературного жанра путешествий: документальный и художественный. Жанровые признаки. Определение жанровых признаков в данном тексте.

Написание сочинения-путешествия.

11-12. Очерк.

Газетный очерк и очерк в художественной литературе. Виды очерков. Портретный, событийный, путевой, экономический, судебный, проблемный, научно-популярный очерки. Особенности работы над очерком. Способы выражения авторской позиции. Лирический герой.


13. Рассуждение проблемного характера.

Особенности сочинения – рассуждения на проблемную тему. Знакомство с образцами рассуждения на проблемную тему. Работа над устным рассуждением: составление плана, подбор рабочих материалов, формулирование тезисов рассуждения. Подготовка к письменному сочинению – рассуждению: сбор и систематизация фактического материала, подбор цитат из различных источников, составление плана сочинения-рассуждения, тезисов и пр.

Написание материала в газету проблемного характера.

14. Рассказ с необычайным построением.

Свободное построения рассказа. Особенности композиции как средства выражения авторского замысла. Знакомство с рассказами, не отвечающими хронологической последовательности описываемых событий и их анализ.

Написание рассказа с необычным построением.

15. Юмористический рассказ.

Особенности юмористического рассказа. Анализ образцов с целью развития умения видеть смешное и создания юмористических рассказов.

Написание юмореску о школьной жизни.

16. Фельетон.

Особенности фельетона как сатирического жанра. Приемы создания фельетона. Проблемный, тематический фельетон. Фельетон положительного характера.

Написание фельетона на основе фактического материала.

17. Школьный бюллетень.

Понятие о бюллетене. Тематическое разнообразие бюллетеней. Особенности оформления бюллетеня.

Составление бюллетеня на заданную тему.

18. Эссе

Понятие об эссе как оригинальной творческой работе. Особенности эссеистического стиля: субъективность, образность, афористичность, разговорная лексика. Воплощение эссе в различные литературные формы: моральная проповедь, статья, дневник, рассказ, исповедь, очерк, письмо, слово и другое. Определение жанровой принадлежности, средств воплощения основной мысли данных текстов. Анализ сочинений выпускников. Сравнение эссе со стихотворением одного и того же названия.

Написание эссе на свободную тему.

19. Дневник

Особенности дневника: повествование от первого лица, непринужденность выбора темы, стиля изложения, большие композиционные возможности, позволяющие создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, а также полно и глубоко раскрыть характер героя, тончайшие движения его души, исповедальность, искренность. Анализ и определение жанровых признаков фрагментов отдельных дневников.

Написание сочинения в форме дневника на одну из предложенных тем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!