Календарно – тематическое планирование факультатива
«Сочинения в газетных жанрах»
Классы: 5 – 9 классы
Учитель: Лесничая Г.В.
Количество часов: всего 34 час., в неделю: 1 час.
Планирование составлено на основе рекомендаций А.М.Грининой – Земсковой «Сочинения в газетных жанрах» (Издательство «Учитель», Волгоград, 2002 г.), С.А.Котельниковой «Творческие работы нетрадиционных жанров» («Русский язык в школе», 1, 1997г.), Л.Г.Антоновой «Обучение старшеклассников жанровым формам речи» («Русский язык в школе», 6, 1994г.), О.В.Марысевой «Информационные газетные жанры на уроках развития речи» («Русский язык в школе», 2,1996г.), Т.А.Ладыженской, Т.С.Зепаловой «Развивайте дар слова» (Москва «Просвещение», 1990г.), В.Н.Мещеряковой «Жанры школоных сочинений» (Москва, Издательство «Флинта», 1999г.).
Основной целью занятий факультатива является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Достижение данной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
углубление представления учащихся о публицистических жанрах;
получение практических навыков использования различных жанров;
привитие интереса к публицистической деятельности, раскрытие значимости, глубины, полезности работы журналиста.
Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны.
Содержание курса включает в себя изучение основных газетных жанров, стилей речи, правила построения текстов, принципы оформления школьной газеты, искусство коммуникации, знакомство с особенностями журналистской профессии.
При отборе главных тем для изучения учитывается возраст корреспондентов, их интересы, зона ближайшего развития.
Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют своё мастерство, видят перспективную цель –подготовку заметок, которые могут быть напечатаны на страницах школьной газеты и на сайте школы.
Ученикам предлагается изучить теорию и отработать её на практике с учётом внутришкольных задач (о чём писать в данный момент школьной жизни). Предусматривается как индивидуальная, так и групповая деятельность учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для ведения курса в 5-9 классах.
| Тема | Кол. часов | Дополнительная литература | Примечания |
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | У каждого сочинения – свой жанр, свой стиль. Заметка в газету информационного характера. Заметка в газету на тему дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями. Статья в газету. Репортаж. Интервью. Совершенствование написанного. Путевые заметки. Путешествие. Очерк. Портретный очерк. Рассуждение проблемного характера. Рассказ с необычайным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Школьный бюллетень. Эссе. Дневник. | 1 2 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | А..М. Гринина-Земского «Сочинения в газетных жанрах», издательство «Учитель», Волгоград. «Теория и практика сочинений разных жанров». Москва, просвещение, 1990. Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская,Т.Е. Зепалова, Москва, Просвещение, 1977г., 1990г. Русская словесность №5,01 .Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Т.А. Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах», Москва, «Просвещение», 1997г. | Русский язык в школе №1,97. №6,94. Русский язык в школе №2, 96. Русский язык в школе № 2, 96. Русский язык для национальных школ. Для практики Русский язык в школе №3, 00. Русская словесность, №3,01. №5,00. Русский язык в школе №1,98. №3,99. Русский язык в школе №4,95. |
Содержание курса
«Сочинения в газетных жанрах»
У каждого сочинения – свой жанр, свой стиль.
«Как сердцу высказать себя». «Практиковаться» - девиз Дейла Карнеги. Самостоятельность. Творческий подход. Пиши о нечто глубоко затронувшем тебя. Формирование взглядов и вкусов.
2 – 4 Заметка.
Что, кто, где, когда – глинные вопросы заметки. Тема и проблема в заметке. Понятия: факт, событие, новость, сенсация. Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с выводами и предложениями.
Самостоятельно написать информационную заметку.
Информация. Тема-факт. Наблюдение-основной метод сбора информации. Школьная информашка . Обзор заметок ребят. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Ответственность журналиста. Отчет как информационный жанр. Информационные новости в газете, ТВ.
Написать информацию, связанную со своей школьной жизнью.
5.Статья
Передовая, пропагандистская, проблемная, обличительная, тематическая статьи. Тема, проблемы, вопрос и вывод в статье. Факты как доказательство главной мысли. Подготовить собственный материал данного жанра.
6.Репортаж
Рассказ с места событий. Особенности репортажа. Правила проведения репортажа. Игра по кругу: «Репортаж с …». Анализ игры.
Придумать и записать на диктофон или магнитофон свой репортаж.
7. Интервью
Виды интервью: интервью – рассказ, интервью – портрет, предметное интервью. Требования к интервью. Правила проведения интервью. Работа с диктофоном и магнитофоном.
Сформулировать вопросы и самостоятельно взять интервью у кого – либо из родственников
или ребят пресс-центра.
Совершенствование написанного.
Знакомство с работой писателей над совершенствованием произведений.Зачем нужно редактировать текст? Первое чтение «Я слежу за смыслом».Вторичное чтение: замедленное чтение и правка текста. Заключительное чтение: отсроченное чтение.
Знакомство с видами речевых ошибок.
Редактирование готовых текстов.
Редактирование собственного текста.
Путевые заметки.
Понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра. Особенности и структура путевых заметок. Чтение и анализ путевых заметок.
Прогулка или экскурсия с целью наблюдения и сбора материала для написания данного жанра. Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов. Доработка учащимися данного материала.
Написать путевые заметки для газеты.
Путешествия
Понятие о жанре. Разновидности литературного жанра путешествий: документальный и художественный. Жанровые признаки. Определение жанровых признаков в данном тексте.
Написание сочинения-путешествия.
11-12. Очерк.
Газетный очерк и очерк в художественной литературе. Виды очерков. Портретный, событийный, путевой, экономический, судебный, проблемный, научно-популярный очерки. Особенности работы над очерком. Способы выражения авторской позиции. Лирический герой.
13. Рассуждение проблемного характера.
Особенности сочинения – рассуждения на проблемную тему. Знакомство с образцами рассуждения на проблемную тему. Работа над устным рассуждением: составление плана, подбор рабочих материалов, формулирование тезисов рассуждения. Подготовка к письменному сочинению – рассуждению: сбор и систематизация фактического материала, подбор цитат из различных источников, составление плана сочинения-рассуждения, тезисов и пр.
Написание материала в газету проблемного характера.
14. Рассказ с необычайным построением.
Свободное построения рассказа. Особенности композиции как средства выражения авторского замысла. Знакомство с рассказами, не отвечающими хронологической последовательности описываемых событий и их анализ.
Написание рассказа с необычным построением.
15. Юмористический рассказ.
Особенности юмористического рассказа. Анализ образцов с целью развития умения видеть смешное и создания юмористических рассказов.
Написание юмореску о школьной жизни.
16. Фельетон.
Особенности фельетона как сатирического жанра. Приемы создания фельетона. Проблемный, тематический фельетон. Фельетон положительного характера.
Написание фельетона на основе фактического материала.
17. Школьный бюллетень.
Понятие о бюллетене. Тематическое разнообразие бюллетеней. Особенности оформления бюллетеня.
Составление бюллетеня на заданную тему.
18. Эссе
Понятие об эссе как оригинальной творческой работе. Особенности эссеистического стиля: субъективность, образность, афористичность, разговорная лексика. Воплощение эссе в различные литературные формы: моральная проповедь, статья, дневник, рассказ, исповедь, очерк, письмо, слово и другое. Определение жанровой принадлежности, средств воплощения основной мысли данных текстов. Анализ сочинений выпускников. Сравнение эссе со стихотворением одного и того же названия.
Написание эссе на свободную тему.
19. Дневник
Особенности дневника: повествование от первого лица, непринужденность выбора темы, стиля изложения, большие композиционные возможности, позволяющие создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, а также полно и глубоко раскрыть характер героя, тончайшие движения его души, исповедальность, искренность. Анализ и определение жанровых признаков фрагментов отдельных дневников.
Написание сочинения в форме дневника на одну из предложенных тем.