ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по информатике «Студия компьютерного творчества. Юный информатик» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Немчиновский лицей и авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 - 4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе». Программа составлена для обучающихся 3-4-х классов из расчета 34 часа в год (1 час в неделю).
Данная программа разработана для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Цель:
Формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умение работать в графическом редакторе Paint, творчески решать поставленные задачи, а также применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Образовательные задачи:
Научить правилам работы на компьютере и правилам поведения в компьютерном классе;
Формировать навыки работы с клавиатурой и мышью при работе в графическом редакторе Paint.
Познакомить с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами, электронными пособиями, с целью повторения, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, математики и др.
Научить выполнять практически значимые работы: изготовление визиток, поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных материалов для социально-значимых проектов (школьных, городских);
Коррекционные задачи:
Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и умозаключения, выявление главной мысли.
Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи:
Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.
Воспитывать умения работать в мини группе, культуру общения, ведение диалога.
Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
Формировать навыки здорового образа жизни.
Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Методы и методические приемы:
Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.
Занятие – беседа. Ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповой - когда ученикам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Ожидаемые результаты.
Обучающие должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.
На теоретических занятиях:
Возможности графического редактора Paint;
особенности растровой и векторной графики;
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов.
На практических занятиях:
Методическое обеспечение программы.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
графический редактор Paint
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Вводный урок. Правила ТБ при работе в компьютерном классе. | 1 | 04.09 07.09 (4А) | 04.09 07.09 (4А) |
2 | Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни. | 1 | 11.09 15.09 (4А) | 11.09 15.09 (4А) |
3 | Знакомство с клавиатурой. | 1 | 18.09 21.09 (4А) | 18.09 21.09 (4А) |
4-5 | Клавиатурный тренажёр (режим ввода букв). | 2 | 25.09 28.09 (4А) 02.10 13.10(4А) | 25.09 28.09 (4А) 02.10 13.10(4А) |
6-7 | Клавиатурный тренажёр (режим ввода слов). | 2 | 16.10 19.10 (4А) 23.10 26.10 (4А) | 16.10 19.10 (4А) 23.10 26.10 (4А) |
8 | Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. | 1 | 30.10 03.11 (4А) | |
9-10 | Меню «Палитра». Холодные и теплые тона. Сочетание цветов. | 1 | 06.11 09.11 (4А) | |
11-14 | Работа с инструментами. Рисование инструментом Кисть, Карандаш. Использование в рисунках инструментов: Линия, Кривая, Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс. Масштабирование рисунка. Использование инструментов: Заливка, Распылитель. | 5 | 13.11 23.11 (4А) 27.11 01.12 (4А) 04.12 07.12 (4А) 11.12 14.12 (4А) 18.12 22.12 (4А) | |
15-17 | Инструмент Надпись. Работа со шрифтами. Вставка надписи в рисунок. | 3 | 25.12 04.01.(4А) 08.01 11.01 (4А) 15.01 19.01 (4А) | |
18-19 | Инструменты: Выделение произвольной области, Выделение прямоугольной области. Буфер обмена. Использование команд Копировать, Вставить в создании изображений с повторяющимися элементами. | 2 | 22.01 25.01(4А) 29.01 01.02 (4А) | |
20-22 | Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню. Команды: Отразить, Повернуть. | 3 | 05.02 09.02 (4А) 12.02 22.02 (4А) 26.02 29.02 (4А) | |
23 | Создание поздравительной открытки к 8 марта. | 1 | 04.03 08.03 (4А) | |
24-25 | Использование редактора Paint для моделирования. | 2 | 11.03 14.03 (4А) 18.03 21.03 (4А) | |
26-27 | Рисование шуточных поздравительных открыток к 1 апреля. | 2 | 25.03 29.03 (4А) 01.04 11.04 (4А) | |
28-29 | Создание рисунка на тему: Чернобыльская катастрофа. К 30-летию со дня катастрофы. | 2 | 15.04 18.04(4А) 22.04 26.04 (4А) | |
30-31 | Подготовка открытки с поздравлениями к 9 мая. | 2 | 29.04 02.05 (4А) 06.05 09.05 (4А) | |
32-34 | Рисование на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок. Защита работ. | 3 | 13.05 17.05 (4А) 20.05 23.05 (4А) 27.05 30.05 (4А) | |
| Итого: | 34 часа | | |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 352с.: ил.
Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.
Цифровые ресурсы: Графический редактор Paint
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- принтер,
- сканер,
- аккустические колонки,
- персональный компьютер.