СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планируемы предметные результаты по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые предметные результаты по литературному чтению в 1-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Планируемы предметные результаты по литературному чтению»

Предметные результаты


1 класс


Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;

- читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

- читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

- самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

- вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

- представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).


Учащиеся получат возможность научиться:

- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

- самостоятельно определять главную мысль произведения;

- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.


Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

- называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

- находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).



Учащиеся получат возможность научиться:

- участвовать в организации выставки книг в классе;

- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

- различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

- различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

= находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).



Учащиеся получат возможность научиться:

- определять особенности сказочного текста;

- характеризовать героя произведения;

- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

- придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

- создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.;

- иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

- разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.



Учащиеся получат возможность научиться:

- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.



Предметные результаты



2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- читать текст  про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

- самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;

под руководством учителя определять главную мысль произведения;

- задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

- характеризовать  героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой  он?);

- делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

- сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

- сравнивать прозаический и поэтический текст;

- наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.



Учащиеся получат возможность научиться:

- читать текст  про себя  и понимать прочитанное;

- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

- задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;

- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.



Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

- характеризовать представленную на выставке книгу;

- умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке



Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

- самостоятельно составлять аннотацию;

- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

- пользовать алфавитным и систематическим каталогом.



Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;

- характеризовать героя произведения;

- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

- отличать произведения живописи и произведения литературы;

- отличать  прозаический и поэтический текст;

- наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;

- находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;

- находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.



Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

- выявлять особенности  героя художественного рассказа;

- выявить особенности юмористического произведения;

- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

- выявлять развитие настроения в художественном тексте.



Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности



Учащиеся получат возможность научиться:

- умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;

- умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

- умения  писать отзыв на книгу.


Предметные результаты


3 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.


Учащиеся получат возможность научиться:

- умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

- умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

- умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

- умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.



Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

- самостоятельно составлять аннотацию;

- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

- пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.



Учащиеся получат возможность научиться:

- умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

- выявлять особенности героя художественного рассказа;

- выявить особенности юмористического произведения;

- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

- выявлять развитие настроения в художественном тексте.



Учащиеся получат возможность научиться:

- определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать былину и сказочный текст;

- сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

- определять ритм стихотворения.



Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

- умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

- умения писать отзыв на книгу.



Учащиеся получат возможность научиться:

- выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.


Предметные результаты


4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).


Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.


Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!