Предметные результаты
1 класс
Обучающийся научится:
- распознавать живую и неживую природу; растения дикоратущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних, насекомых, рыб, птиц;
- разпознавать признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений ( дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида;
- характеризовать признаки времен года;
- объяснять значения условных знаков ( в учебнике, рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- нахождить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес;
- называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена, отчества родителей, основные формы приветствия, прощания,извинения, благодарности; знать о культуре поведения в общественных местах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты живой и неживой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о грибах, растениях, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности;
- объяснять различия между дикорастущими и культурными растениями; связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания; необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и жизни человека;
- моделировать дерево, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью ( одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Предметные результаты
2 класс
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности;
- по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Предметные результаты
3 класс
Человек и природа
Обучающийся научится:
- определять место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы; моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты природы, в том числе растения и животных, относя их к определѐнным царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; 7
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять, что изучают науки: биология (в том числе ботаника, зоология), химия, экология, психология и др.; осознавать вклад этих наук, труда учѐных в познание окружающего мира;
- наблюдать звѐздное небо, находить изученные созвездия и звѐзды;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира разными способами, в том числе с использованием виртуальной лаборатории и деталей конструктора;
- осознавать роль зелѐных растений в поддержании жизни на Земле; перечислять звенья круговорота веществ и характеризовать их значение;
- различать виды растений, животных, других изученных организмов, приводить примеры научных (двойных) названий видов, пользоваться такими названиями при определении объектов живой природы;
- различать съедобные и несъедобные грибы, перечислять и выполнять правила сбора грибов;
- узнавать виды растений, животных, грибов из Красной книги России по рисункам, фотографиям, описаниям, осознавать ответственность человека за их сохранение;
- готовить сообщения об объектах Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, находящихся в России и других странах; осознавать ценность таких объектов для всего человечества
Человек и общество
Обучающийся научится:
- называть и находить на карте России свой регион и его главный город;
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; 8
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведѐтся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, объектов Всемирного наследия; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- приводить примеры субъектов Российской Федерации, находить и показывать их на политико-административной карте России;
- перечислять признаки государства (территория, государственные границы, столица, государственный язык), символы государства, конкретизировать эти знания на примере родной страны — России, других стран мира;
- рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры городов Золотого кольца), осознавать их ценность для каждого жителя страны;
- на различных примерах раскрывать богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, народа, страны;
- готовить сообщения об объектах Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, находящихся в России и других странах; осознавать ценность таких объектов для всего человечества;
- использовать тексты и иллюстрации книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» для поиска необходимой информации о культуре и традициях народов с целью создания собственных сообщений, подготовки презентаций
Правила безопасной жизни
Обучающийся научится:
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- выполнять правила безопасности на улицах и дорогах;
- различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; 9
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать еѐ;
- выполнять правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, выполнять правила экологической безопасности в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия (измерение температуры тела, пульса и др.) для сохранения здоровья;
- осознанно соблюдать правила рационального питания и личной гигиены;
- перечислять и выполнять правила безопасности в холодное время года (на обледеневшем тротуаре, горке, на льду реки и др.)
Предметные результаты
4 класс
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.