Урок технологии «Пластилинография в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила:
учитель начальных классов Медведицкова Людмила Дмитриевна
Лепка из пластилина для детей с ОВЗ не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем.
Пластилинография – что же это такое?
Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.
Каждый человек знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
Цель таких уроков:
- Развитие ручной умелости у детей посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание , отщипывание , вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Развивать сюжетно-игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Главное значение занятий по пластилинографии:
У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движение обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами и умение самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением предметов;
- Пластилин;
- Стеки;
- Картон;
- Салфетки;
- Дощечки.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…
Раскатываем кусочек пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра. Такое упражнение служит для совершенствования координации движения рук.
Скатываем жгуты разных цветов и переплетаем их между собой.
Оттягиваем от пластилиновых жгутов кусочки с помощью движений кончиками пальцев. Начинаем скатывание кругообразными движениями ладошек, в ходе чего происходит формирование шарика. Затем начинаем сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующий этап - это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо. Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Здесь происходит :
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Получившимися листьями коллективно украшаем дерево.
Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
В заключении хочу отметить, что лепка – важное занятие для детей, которое развивает творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!