Т.В. Никитина,
воспитатель
МАДОУ № 20 «Дружный хоровод», г. Северодвинск
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания.
Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики рук очень хорошо подходит техника пластилинография. И к тому же это отличная возможность развития творческих способностей. Данная техника выбрана не случайно, так как это увлекательное занятие, а также
рисованием пластилином с детьми можно начать заниматься уже с младшего возраста, к тому же это осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Детям нравиться рисовать. Но на деле нередко сталкиваешься с ситуацией, когда дети быстро теряют интерес к рисованию. Чаще всего это происходит из-за того, что они не чувствуют себя успешными в этом деле, попросту говоря не получается то, что ребёнок хотел изобразить. Даже взрослому человеку приятно заниматься тем, что у него хорошо получается и дети в этом не исключение.
Для того чтобы рисование, оставалось любимым и желанным занятием, воспитанники должны чувствовать себя в этом деле счастливыми и успешными и поможет им в этом пластилинография.
Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и «графия» - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография направлена на развитие у детей восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Дошкольники учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Но главное значение занятий по пластилинографии все-таки, состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Художественный материал «пластилин» имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, мелкой моторики рук подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
По способу создания изображения пластилинография бывает:
- прямая, которая выполняется пластилином разного цвета.
- витражная или обратная, когда нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином;
- мозаичная, когда на основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом;
- контурная, когда подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости.
- многослойная, когда пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.
В своей работе по рисованию с детьми пластилином мы использовали следующие методы обучения:наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);словесные (беседа, объяснение, рассказ);практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование) и др.
Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей.
Такая деятельность интересна, разнообразна, т.к.этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов, открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы.
Список информационных источников
Гаврилина С. Е. Развитием руки, чтобы писать и красиво рисовать С. Е. Гаврилиина, Н. Л. Долбищева, А. Ю. Куров, М., 2003 – 180с.
Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография 2008г.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография». Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015г.
Давыдова Г. Н. «Детский дезайн -2» Поделки из бросового материала. 2007г.
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» СПб «Каро» 2010г.
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» СПб «Каро» 2009г.