Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Педагогическая цель : Организовать деятельность детей для работы над рассказом Платонова « Никита»
Задачи:
- Выявит идею рассказа, состоящую в понимании того, что только любовь и защита со стороны взрослых могут обеспечить счастливое детство ребенку
-Анализирует текст художественного произведения
отвечает и задаёт вопросы по тексту,
даёт характеристику герою произведения;
определяет главную мысль произведения
Личностные:
-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
-учиться определять свою позицию;
-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения
Коммуникативные:
-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,
- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Регулятивные:
-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-использовать установленные правила в контроле способа решения;
-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
Познавательные:
-учиться находить информацию в тексте;
-проводить анализ и синтез объектов;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.
ХОД УРОКА.
Приём «Побуждение» Учитель приветствует обучающихся.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как вы думаете, что нужно прежде всего, чтобы быть успешным?. Вы правы. Вера в себя - это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.
2. Актуализация знаний
Портреты писателей все знакомы. кроме Платонова
Значит с творчеством какого писателя будем знакомиться
Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах. Будучи старшим сыном (к слову, в семье было 10 детей!), Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.
Платонов учился в церковно-приходской школе и в городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать (с 14 лет!). Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.
Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Но особое место в его творчестве занимают рассказы для детей.
Работа со словом «детство».
Сбор ассоциаций - работа в парах
Слово детство, что вы представляете, когда слышите это слово
Детство
(раздам лепестки ромашки ,должны написать ,что это слово значит для них, зачитывают и самые интересные прикрепить на доску рядом со словом детство)
Как определил значение слова детство Ожегов (на слайде определение из словаря)
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке ? ответы детей
правильно ребята мы сегодня будем работать над рассказом Платонова Детство
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
СЛАЙД
Познакомиться с ….. (рассказом Платонова)
Выделять главную… текста ( мысль)
Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)
Характеризовать …….. ( главного героя)
.
Чтение начала рассказа первой части.
Беседа по первой части рассказа. Индивидуальная работа
Каким вы представляете себе Никиту? Составьте портрет героя рассказа
Возраст: | 5 лет |
Место проживания: | деревня |
Семья: | отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером. |
Обязанности: | хранить дом, очаг. |
Внутренний мир героя: | любит фантазировать, мечтать |
Чтение второй части. ( Никита “живёт” один.) (Горьковское чтение) выделяют предметы которые оживают у Никиты
Что происходит с мальчиком после ухода мамы?
Что необычное увидел Никита в доме и во дворе?
. Исследовательская работа с текстом. Работа в парах
Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
2 вариант
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным? Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.
III. Беседа по первичному восприятию рассказа. Работа в паре
Каким вы представляете себе Никиту? Составьте портрет героя рассказа
Возраст: | 5 лет |
Место проживания: | деревня |
Семья: | отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером. |
Обязанности: | хранить дом, очаг. |
Внутренний мир героя: | любит фантазировать, мечтать |
Приём «Расшифруй».
V. Исследовательская работа с текстом. Работа в группе
Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
2 вариант
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным? Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.
Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
Добрые предметы: солнце (дедушка), гвоздь (был выкован собственным трудом).
Злые предметы: лопух, бочка, колодец, пень, колья.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Как вы думаете почему Никита одушевляет предметы ?
(Никита одушевляет предметы, потому что чувствует себя очень одиноко.)
Какие предметы добрые? Какие злые?
Добрые предметы: солнце (дедушка), гвоздь (был выкован собственным трудом).
Злые предметы: лопух, бочка, колодец, пень, колья.
А как вы думаете, что произойдет дальше? Чем закончится вся эта история?
Чтение третьей части.( Возвращение отца).
1.Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
2.Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?
(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).
В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказаА. Платонова?
«Давайте все трудом работать, и все живые будут»
.
Какой основной вывод мы можем сделать по рассказу?
Человек является творцом всего того, что существует в мире. И только от него зависит каким будет этот мир: добрым или злым. Рассказ учит нас тому, что труд рождает добро, а скука и безделье - страх и злобу. Любой ребенок нуждается в любви и защите своих близких
- Сегодня на уроке мы говорили о таких понятиях (должны назвать дети), как добро и зло, ребенок и взрослый, семья, воспитание, фантазия, мир. (Слова на экране) Составьте, пожалуйста, из этих слов предложение, в котором бы выразилось ваше впечатление от нашего разговора, от урока, от знакомства с рассказом А. Платонова.
Примерный ответ: Если ребенок защищен любовью семьи, он вырастет добрым человеком.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…