СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Платонов рассказ "Никита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку 

Просмотр содержимого документа
«А.П.Платонов рассказ "Никита"»

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».



Педагогическая цель : Организовать деятельность детей для работы над рассказом Платонова « Никита»

Задачи:

- Выявит идею рассказа, состоящую в понимании того, что только любовь и защита со стороны взрослых могут обеспечить счастливое детство ребенку

-Анализирует текст художественного произведения

отвечает и задаёт вопросы по тексту,

даёт характеристику герою произведения;

определяет главную мысль произведения

  • Личностные:

  • -учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

  • -учиться определять свою позицию;

  • -мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

  • -формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

  • Коммуникативные:

  • -учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,

  • - сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

  • Регулятивные:

  • -учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • -использовать установленные правила в контроле способа решения;

  • -продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;

  • Познавательные:

  • -учиться находить информацию в тексте;

  • -проводить анализ и синтез объектов;

  • -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.





ХОД УРОКА.







Приём «Побуждение» Учитель приветствует обучающихся.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как вы думаете, что нужно прежде всего, чтобы быть успешным?. Вы правы. Вера в себя - это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

2. Актуализация знаний

Портреты писателей все знакомы. кроме Платонова

Значит с творчеством какого писателя будем знакомиться

Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах. Будучи старшим сыном (к слову, в семье было 10 детей!), Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.

Платонов учился в церковно-приходской школе и в городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать (с 14 лет!). Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.

Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Но особое место в его творчестве занимают рассказы для детей.


Работа со словом «детство».


Сбор ассоциаций - работа в парах

Слово детство, что вы представляете, когда слышите это слово

Детство











(раздам лепестки ромашки ,должны написать ,что это слово значит для них, зачитывают и самые интересные прикрепить на доску рядом со словом детство)

Как определил значение слова детство Ожегов (на слайде определение из словаря)

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке ? ответы детей

правильно ребята мы сегодня будем работать над рассказом Платонова Детство

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

СЛАЙД

Познакомиться с ….. (рассказом Платонова)

Выделять главную… текста ( мысль)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

Характеризовать …….. ( главного героя)

.

Чтение начала рассказа первой части.

Беседа по первой части рассказа. Индивидуальная работа

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте портрет героя рассказа

Возраст:

5 лет

Место проживания:

деревня

Семья:

отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.

Обязанности:

хранить дом, очаг.

Внутренний мир героя:

любит фантазировать, мечтать



Чтение второй части. ( Никита “живёт” один.) (Горьковское чтение) выделяют предметы которые оживают у Никиты


Что происходит с мальчиком после ухода мамы?

Что необычное увидел Никита в доме и во дворе?

. Исследовательская работа с текстом. Работа в парах

Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.


2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.



  • Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным? Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.




















III. Беседа по первичному восприятию рассказа. Работа в паре

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте портрет героя рассказа

Возраст:

5 лет

Место проживания:

деревня

Семья:

отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.

Обязанности:

хранить дом, очаг.

Внутренний мир героя:

любит фантазировать, мечтать

Приём «Расшифруй». 

V. Исследовательская работа с текстом. Работа в группе

Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.


2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным? Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.

Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Добрые предметы: солнце (дедушка), гвоздь (был выкован собственным трудом).

Злые предметы: лопух, бочка, колодец, пень, колья.







 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Как вы думаете почему Никита одушевляет предметы ?

(Никита одушевляет предметы, потому что чувствует себя очень одиноко.)

Какие предметы добрые? Какие злые?

Добрые предметы: солнце (дедушка), гвоздь (был выкован собственным трудом).

Злые предметы: лопух, бочка, колодец, пень, колья.

А как вы думаете, что произойдет дальше? Чем закончится вся эта история?


Чтение третьей части.( Возвращение отца).

1.Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

2.Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).



В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказаА. Платонова?

«Давайте все трудом работать, и все живые будут»

.

Какой основной вывод мы можем сделать по рассказу?

Человек является творцом всего того, что существует в мире. И только от него зависит каким будет этот мир: добрым или злым. Рассказ учит нас тому, что труд рождает добро, а скука и безделье - страх и злобу. Любой ребенок нуждается в любви и защите своих близких

- Сегодня на уроке мы говорили о таких понятиях (должны назвать дети), как добро и зло, ребенок и взрослый, семья, воспитание, фантазия, мир. (Слова на экране) Составьте, пожалуйста, из этих слов предложение, в котором бы выразилось ваше впечатление от нашего разговора, от урока, от знакомства с рассказом А. Платонова.

Примерный ответ: Если ребенок защищен любовью семьи, он вырастет добрым человеком.

Я начинаю предложение, а вы продолжаете

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…