Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ветлужская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Естественнонаучная секция
Предмет Биология
Тема: «Плесневые грибы: строение, значение и условия её развития»
Автор работы:
Крупин Степан, 6а класс, 11 лет
МАОУ Ветлужская СОШ
Руководитель:
Губарева Валентина Валентиновна,
учитель географии и биологии
р.п. Ветлужский
2021 год
Оглавление
Введение_____________________________________________________2
I. Основная часть ______________________________________________3
1. Обзор литературы____________________________________________3
1.1. Изученная литература ______________________________________3
1.2. Что такое плесень__________________________________________4
1.3. Условия появления и развития плесени ________________________5
1.4. Вред и польза плесени для человека __________________________6
1.5. Способы борьбы с плесенью ________________________________ 7
1.6. Интересные факты о плесени ________________________________8
2. Экспериментальная часть _____________________________________8
2.1. Практическая работа №1 «Выращивание плесневых грибов и их
поиск в доме» _______________________________________________8
2.2. Практическая работа №2 «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»________________________________________________12
II. Заключение________________________________________________14
III. Литература _______________________________________________15
IV. Приложение ______________________________________________15
Введение
«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает
и спасает от смерти. Её называют хлебом дьявола и плевком Бога.
Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и
неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и
менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет
шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и
скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень».
(Фрагмент из документального фильма «Плесень»)
Я много раз видел на продуктах странные, разноцветные пятна, от которых не вкусно пахло и каждый раз спрашивая маму, что это такое, слышал в ответ слово «Плесень». У папы в гараже на досках тоже были странные пятна, но другого цвета и с другим специфическим запахом. Папа сказал, что это «Плесень». И тут я задумался, а, что же такое «Плесень», откуда она берётся и какую роль имеет в жизни человека. Почему заплесневевшие продукты мы считаем непригодным для питания?
После просмотра фрагмента документального фильма «Плесень» на уроке биологии, мне стало вдвойне интересно «Что такое плесень?». Потом возникло множество вопросов: «Где и как она может появиться? Почему она портит продукты? Можно ли вырастить плесень дома? Опасна ли она? Как с ней бороться?» И поэтому, чтобы найти ответы на эти вопросы, я решил расширить свои знания в этой области.
Целью моей работы является изучение строения и условий развития плесневых грибов.
Объект исследования: плесневые грибы.
В соответствии с целью и объектом исследования предполагалось решить следующие задачи:
-
изучить и проанализировать информацию по теме исследования;
-
вырастить плесень на продуктах питания;
-
выявить благоприятные и неблагоприятные условия для её роста;
-
определить видовой состав плесневых грибов;
-
сформулировать выводы об их значении для человека.
Методы исследования: экспериментально – исследовательский, частично-поисковый, наблюдение, сопоставление данных, визуальная оценка плесневых грибов и обобщение.
Гипотеза: Главными условиями для появления и развития плесневых грибов являются тепло и влажный воздух.
Актуальность темы: Плесень одна из загадок природы, которую пытаются разгадать учёные всего мира. Появилась плесень задолго до появления человека и всю жизнь сопровождает его везде и повсюду.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные можно использовать в качестве дополнительной информации на уроках биологии и при проведении бесед со школьниками.
I. Основная часть
1. Обзор литературы
1.1. Изученная литература
В ходе работы мною была изучена литература по обозначенной теме, список которой представлен в работе.
Технология школьных исследовательских работ и некоторые методы описаны в практикуме «Экология живых организмов», авторы Александрова В.П., Болгова И.В. В энциклопедии детям «Про всё на свете» авторов О. Ортега, С. Касареса, я узнал очень много интересной информации о плесени, например как микробиолог Александер Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени, способной убивать бактерии.
Изучая научно-публицистическую литературу, получил сведения о плесневых грибах классов фикомицетов, аскомицетов, несовершенных грибов. Узнал, что некоторые плесневые грибы вызывают болезни растений, животных и человека. Другие используются в сыроварении и фармацевтической промышленности (из родов аспергилл, пеницилл и др.)…».
1.2. Что такое плесень?
Плесень – древнейший организм планеты, который появился ещё 200 миллионов лет назад. Выживаемость обеспечивается тем, что она может существовать в условиях радиации, экстремальной жары или холода, а также в космосе.
Плесень — это гриб, который имеет микроскопическое строение. Ее можно увидеть невооруженным глазом — всем известно, как выглядят испорченные продукты.
Аристотель был одним из первых, кто обратил внимание на объект живой природы, но очень отличающийся от растений и животных. Он писал: «...есть грибы, и есть плесень, но не очень понятно, чем они различаются».
В 30-е годы 18 века, шведский ученый Карл Линней, создавая единую систему классификации растительного и животного мира. Грибы поместил в категорию «хаос» (в переводе с греческого – «первобытный мрак, из которого возник мир»).
Плесень (плесневые грибки) – представитель особого царства живой природы. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.
Плесень бывает:
- дрожжевым грибком
- плесневым (растет на камне, бетоне, краске),
- грибком синевы (растет в клетчатке дерева),
- грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине и фруктах).
Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.
1.3. Условия появления и развития плесени
Очень часто многие задают вопрос: «Откуда берётся плесень?» Очень просто - из воздуха. Споры, мельчайшие «семена» грибов, невидимы для человеческого глаза и свободно переносятся ветром. Вместе с пылью некоторое их количество всегда находится в воздухе.
Приходя с улицы, мы всегда заходим в дом не одни: на своей одежде мы приносим различные виды микроорганизмов, в том числе споры плесневых грибов. Мы можем принести из магазина продукты, которые могут оказаться заражёнными плесенью. А в наших домах есть питательная среда для размножения этих спор, которые постепенно превращаются в плесень. В качестве такой благоприятной среды могут выступать бумага, дерево, бетон, камни, ткани, побелка и даже комнатные цветы. Оседая на эти поверхности, спорам необходимо еще одно важное условие: наличие повышенной влажности и плохой вентиляции. И в наших домах есть такие места, где есть условия для прорастания плесени, это ванные комнаты, шкафы, но чаще всего плесень появляется на кухне. Там всегда повышенная влажность из-за того, что кипит готовящаяся еда. И если нет хорошей вентиляции, пар начинает конденсироваться на потолке, стенах, и кухонной мебели.
Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени -температура +20 0С и относительная влажность воздуха выше 95 %. Плесень не боится отрицательных температур. Она как бы находится в состояние сна, не спорообразует.
1.4. Вред и польза плесени для человека
Вред. Ученые многих медицинских институтов разных стран давно изучают грибки и выявляют болезни, которые появляются при контакте с ними.
В наш организм спору плесени попадают чаще всего при вдыхание и многие считают, что, если вдохнуть споры грибка заболеешь. Но это не так. У человека и любого живого существа есть иммунная система, которая предназначена для уничтожения патогенной микрофлоры и грибков, а значит и их спор. Но до какого-то времени будет происходить борьба и, если вовремя не принять меры, грибок начнет развиваться в организме, причиняя ему вред. Может развиться астма.
Не менее опасно соприкосновение кожных покровов человека с грибком. Обычно это трудноизлечимые болезни, а при сниженном иммунитете часто заканчивающиеся смертью. При контакте кожи человека с грибком возникают заболевания, которые называются микозы. Происходит поражение кожи, разрушение ногтевой пластины и слизистых оболочек глаз, носа, уха. Далее проблема переходит глубже, провоцируя болезни костей, мышечной массы, переходя на внутренние органы.
Ещё один из способов попадания плесени в наш организм, это поедание испорченных продуктов. Очень многие люди, не зная на сколько опасна плесень, совершают ошибку, счищая или обрезая плесень, например с хлеба или овощей и фруктов. Тонкие нити грибка проникают далеко вглубь продукта, хотя это и незаметно. Съев очищенные от плесени продукты, мы получаем пищевое отравление (ботулизм), которое часто сопровождаются сильной диареей, метеоризмом, болями в животе и сильной интоксикацией.
Так же плесень приносит вред человеку разрушая его жилище и другие постройки. Уничтожает урожай и происходит порча запасов. Порча продуктов, книг, мебели. Гибель домашних животных.
Польза. Прочитав о вреде плесени, сложно поверить в то, что она бывает и полезной. Самая главная её польза заключается в способности убивать бактерии. Пенициллин – первый в мире антибиотик, спасший жизни сотням тысяч военных во время Второй мировой войны, впервые был выведен британским бактериологом Александром Флемингом в 1928 году из штамма плесневого гриба вида Пенициллум нотатум.
Оказывается не вся плесень, что на продуктах, опасна. Существует и съедобная плесень, с помощью которых человечество вот уже несколько веков изготавливает деликатесные голубые сыры, вино и колбасы.
В странах Востока плесени некоторых родов издавна применяют при производстве спиртных напитков, для приготовления продуктов питания из сои и разных соусов.
Плесневые грибы широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности как основной компонент для производства лимонной кислоты.
Многие виды плесени применяют в целлюлозно-бумажной промышленности для переработки сырья и получения определённых сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов.
В сельском хозяйстве плесневые грибы нужны для борьбы со многими насекомыми-вредителями, например, колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком.
В авиастроении также нашлось место плесневым грибам — при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.
Дрожжевой грибок применяется при приготовления хлебобулочных изделий. Дрожжи питаются сахаром, превращая его в спирт. При этом выделяется углекислый газ, который способствует подниманию теста, делает его лёгким и пористым.
1.5. Способы борьбы с плесенью
Во-первых, чтобы уничтожить плесень, нужно сначала создать в помещении условия, в которых грибки не будут размножаться. Для этого проводятся следующие мероприятия:
-
Необходимо, как можно чаще проветривать помещение.
-
Не сушить бельё на батареях, так как испаряющаяся влага создаёт идеальные условия для размножения плесени.
-
Ни в коем случае нельзя складывать в шкафы не высохшие до конца вещи. В закрытом пространстве они повысят влажность, что приведёт к размножению грибков.
Во-вторых, стены помещения нужно обязательно обработать специальными антисептиками. Они оказывают фунгицидное (противогрибковое), а также антибактериальное воздействия, что позволяет разрушить и полностью удалить споры. Сейчас очень многие производители отделочных материалов добавляют противогрибковые антисептики в лаки, краски, шпаклёвки или грунтовки, что весьма, очень удобно, потому что обработка стен будет происходить на стадии строительства или во время ремонта.
1.6. Интересные факты о плесени
В 2000 гoдy японец Тошуки Нaкагаки сооpудил лабиринт, у одного из вxодов которого расположил гриб Physarum polycephalum. На другом конце лабиринта был положен кусочек сахара. Плесень сразу начала пускать ростки в сторону сахара, и через 4 часа методом проб и ошибок, добралась до лакомства. Отщипнув от гриба кусочек, учёный снова поместил его в начало лабиринта, и гриб пошёл по самому короткому пути. А ещё одна часть, поднявшись по стене, начала свой путь к сахару по потолку. Получается, плесень обладает зачатками памяти и способностью нестандартно решать трудные задачи.
Гoвapд Картер в 1922 годy исследовал гробницу Тутанxамона, а в последующие десятилетия при загадочных обстоятельствах умерли практически все участники той знаменитой экспедиции. Ученый мир заговорил о проклятии фараона, но все оказалось прозаичней. В погребении и в легких фараона находился грибок, вызывающий сильнейшую пневмонию. Позже выяснили, что это были споры гриба Аспергиллус нигерус. Интересно, попал он туда случайно, или древние египтяне знали о его способности убивать, и поместили гриб, чтобы защитить царскую гробницу от осквернителей.
2. Экспериментальная часть
2.1. Практическая работа №1
«Выращивание плесневых грибов и их поиск в доме»
Опыт №1 «Выращивание плесени на хлебе» (Приложение 1)
Цель: вырастить плесень на кусочке ржаного хлеба, создавая для этого благоприятные условия: тепло и влажность.
Ингредиенты для опыта: 2 кусочка ржаного хлеба, целлофановый пакет.
Продукты питания богаты углеводами, которые необходимы плесневым грибам.
Я отрезал для опыта два кусочка хлеба. Один кусок был оставлен просто на тарелке, второй я поместил в целлофановый пакет. Первый кусочек хлеба просто засох на четвёртые сутки эксперимента, а на втором не было никаких признаков плесени. Мне пришлось немного намочить второй кусочек, потрогать его руками и опять поместить в целлофановый пакет.
Таблица №1. Результаты опыта № 1
День | Кусочек №1 Наблюдения Кусочек №2 |
1 | Без изменений | Без изменений |
2 | Начинает подсыхать | Без изменений |
3 | Становится суше | Без изменений. Мочим водой и трогаем руками. |
4 | Засох | Без изменений. Пакет запотел изнутри. |
5 | | Появились белые точки и неприятный запах. |
6 | | Белые пятна разрослись. Местами появилась зелень. Запах усилился. |
7 | | Плесень разрастается очень быстро по всей площади куска. Стойкий запах плесени. |
8 | | Весь кусочек поражён плесенью и крошится в руках. Местами плесень имеет бурый цвет. Запах настолько сильный, что чувствуется через пакет. |
Опыт №2 «Выращивание плесени на разных продуктах питания» (Приложение 2)
Цель: попытаться вырастить плесень на других продуктах, без создания благоприятных условий.
Ингредиенты для опыта:
-
Мандарин (был куплен уже испорченным)
-
Остаток компота с ягодами
-
Остаток консервированного борща
-
Варенье под металлической крышкой
При попытке употребить мандарин, я заметил, что он испорчен. Одна сторона была мягкой, с парочкой белых точек, и неприятно пахла гнилью. Я положил мандарин на лист бумаги и убрал в шкафчик, который специально освободил для опыта. В шкафчик я не заглядывал. В шкафчике было темно. Через 6 дней, я решил проверить мандарин и обнаружил, что он на половину покрыт плотным слоем уже зелёной плесени. По кроям зелёного была тонкая белая полоска, это не созревшая плесень, которая продолжала расти. Сам мандарин стал очень мягким и от него шёл специфический запах плесени.
Остаток компота с ягодами был оставлен специально. Банка с содержимым стояла на столе в открытом виде. Я предположил, что если споры плесени находятся в воздухе, то оседая, попадут в банку и начнут прорастать. Моё предположение было верно. Уже на третьи сутки, на поверхности ягод образовался белый налёт, который очень стремительно стал разрастаться и приобретать зелёный цвет. Из банки пахло ягодами и плесенью.
Банка с остатком консервированного борща стояла в холодильнике, закрытая капроновой крышкой. Белый налёт появился только на 9 сутки от начала эксперимента. Банку из холодильника я не доставал и не открывал. В таких условиях она развивалась медленно, но всё же за 3 недели (с момента появления белого налёта) смогла разрастись до внушительных размеров и стать очень тёмного цвета.
Банка с черносмородиновым вареньем под металлической крышкой стояла у нас в холодильнике с лета. Его нам привезла бабушка. Открыв банку, в первую очередь мы почувствовали неприятный запах, а потом обнаружили маленькие и пушистые кружочки плесени на поверхности варенья. Это была не первая такая банка с «сюрпризом». Абсолютно всё варенье, привезённое бабушкой, было поражено плесневыми грибами. Варенье нам пришлось выкинуть, за исключением одной банки, за которой я стал наблюдать. Банка стояла вне холодильника, но было закрыта крышкой. В течение недели я заглядывал под крышку. Плесень оставалась без изменений по размеру, но меняла свой цвет, с белого на зелёный, по мере своего созревания. Специфический запах усиливался с каждым днём.
Таблица № 2. Результаты опыта № 2
Продукт | Мандарин | Компот (остаток) | Борщ консервированный | Варенье |
Условия | Куплен испорченным Находился в тёмном шкафчике | Оставлен специально Стоял на кухонном столе, открытый | Банка с остатком стояла в холодильнике, закрытая капроновой крышкой | Стояла в холодильнике с лета до зимы, под металлической крышкой Во время опыта находилась вне холодильника |
Время появления плесени | Через 6 дней, на половину покрыт плотным слоем уже зрелой плесени | На третьи сутки, на поверхности ягод образовался белый налёт, который очень стремительно разрастался | Белый налёт появился только на 9 сутки. Развивалась плесень медленно, но за 3 недели (с момента появления белого налёта) разрослась до внушительных размеров | Плесень в виде маленьких и пушистых кружочков уже была. В течение недели она оставалась без изменений по размеру, но меняла свой цвет, по мере своего созревания. |
Внешний вид плесени | Цвет изумрудный Специфический запах | Цвет изумрудный Специфический запах | Цвет бело-серо-антрацитовый Специфический запах | Цвет бело-серо-антрацитовый Специфический запах |
Опыт № 3 «Поиск плесени в доме» (Приложение 3)
Цель: найти плесень в доме.
Моя семья живёт в деревянном доме. Оконные рамы у нас тоже деревянные, в них нет форточек, и они не открываются. Щели в рамах промазаны герметиком, для утепления. Окна постоянно запотевают. Причин этому много, постоянно готовится еда, бельё сушится на батареях. И плохая вентиляция по причине отсутствия возможности открыть окна. На рамах в уголках я давно заметил чёрный налёт в виде слизи, с которым пытается бороться моя мама, но у неё ничего не получается. Каждый раз после того, как мама вымоет окна, чёрный налёт появляется вновь. Изучив интернет - ресурсы я пришёл к выводу, что налёт на наших окнах – это чёрная плесень.
Ещё я обратил внимание, что лук, купленный в магазине, имеет налёт, в виде чёрной пыли. Эта чёрная пыль очень схожа по цвету с плесенью, которая образуется в уголках наших оконных рам. На луке налёт образовался, возможно, из-за несоблюдения правил хранения. Я решил исследовать этот налёт.
Тат как дрожжи тоже являются грибами, и мама ими очень часто пользуется, когда печёт пирожки, то я захотел и их исследовать. Для этого я купил дрожжи в магазине и пересыпал их в маленькую баночку.
Таблица № 3. Результаты опыта № 3
| Налёт на оконных рамах | Налёт на луке из магазина | Дрожжи сухие хлебопекарные |
Условия | Окна постоянно запотевают из-за повышенной влажности в доме и плохой вентиляции | Возможно, образовался из-за несоблюдения правил хранения | Куплены в магазине |
Внешний вид | Цвет чёрный, консистенция слизи, без запаха | Цвет чёрный, в виде сухой пыли | Цвет жёлтый или песочный, имеют запах свежих дрожжей |
2.2. Практическая работа №2 «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»
Цель моей работы - изучить строение плесневого грибов, которые мне удалось вырастить и обнаружить дома, под микроскопом. Для этого я воспользуемся специальным оборудованием: микроскопом, предметным и покровным стеклом, пинцетом, пипеткой.
Я аккуратно собрал образцы плесени, отщипнул по небольшому кусочку от разных видов пинцетом, поместил их на предметные стёкла и капнул немного воды. Затем накрыл сверху покрывными стеклами и поочерёдно стал рассматривать их в микроскоп.
Образцы плесени, которые имели одинаковый внешний вид, цвет, запах, я объединил в группы:
1 группа: (Приложение 4)
Образец № 1. Плесень с хлеба
Образец № 4. Остаток консервированного борща
Образец № 5. Варенье под металлической крышкой
Рассмотрев данные образцы в микроскоп, при десятикратном увеличении я увидел множество тонких бесцветных нитей – это гифы мицелия гриба. Грибница состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки. Так же отчётливо видны вертикальные нити грибницы – это спорангиеносцы, а на них спорангий, в котором находятся споры. Для того чтобы рассмотреть споры данного гриба я намочил покровное стекло и прислонил его к плесени. В микроскоп, при сорокакратном увеличении я смог добиться чёткого изображения спор и увидел, что спор очень-очень много. Сравнив свои фотографии плесени под микроскопом с фотографиями плесени в энциклопедии, я пришёл к выводу, что на образцах № 1, 4 и 5 вырос гриб Мукор.
2 группа: (Приложение 6)
Образец № 2. Мандарин (был куплен уже испорченным)
Образец № 3. Остаток компота с ягодами
Рассмотрев данные образцы в микроскоп, при десятикратном увеличении я увидел, ветвящиеся гифы мицелия, прозрачные и они блестят. При сорокакратном увеличении я смог рассмотреть, гифы состоят из множества клеток и от них отходят прямостоящие или приподнимающиеся конидиеносцы. Эти образования ветвятся в верхнем отделе и формируют кисточки, несущие цепочки одноклеточных конидий. Споры данного гриба были очень отчётливо видны, не было необходимости специально их мочить. Сравнив свои фотографии плесени под микроскопом с фотографиями плесени в энциклопедии, я пришёл к выводу, что на образцах № 2 и 3 вырос гриб Пеницилл.
3 группа: (Приложение 7)
Образец № 6. Чёрный налёт с оконной рамы
Образец № 7. Чёрный налёт с лука
Данные образцы, я смог рассмотреть только при десятикратном увеличении. Оба образца имеют глянцевую поверхность, на которой просматриваются чёрные вкрапления в виде отдельных шариков. При сорокакратном увеличении я не смог рассмотреть эти шарики, возможно, это связано с техническими способностями моего микроскопа. Именно поэтому я не могу точно определить вид данных грибов.
Самое интересное, что мне удалось не просто рассмотреть, и снять на видео, так это пылевых клещей, которые находились в образце № 6. Их было четверо, их тела были прозрачными с чёрными точками внутри тела. Лапы у них очень странные, двойные.
4 группа: Дрожжи хлебопекарные сухие (Приложение 8)
Под микроскопом я рассмотрел, что сухие дрожжи состоят из одной неподвижной клетки, имеющей разную форму: круглые, овальные, палочковидные. Цвет дрожжей жёлтый или песочный.
Таблица № 4. Результаты исследования образцов плесени
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Внешний вид плесени | Цвет: бело-серо-антрацитовый | Изумрудный или лазурный | Чёрный | Жёлтый или песочный |
Результат исследования | Множество тонких бесцветных нитей – это гифы мицелия гриба. Грибница состоит всего из од ной сильно разросшейся и разветвленной клетки. Так же отчётливо видны вертикальные нити грибницы – это спорангиеносцы, а на них спорангий, в котором находятся споры. Для того чтобы рассмотреть споры данного гриба, его нужно намочить. | Ветвящиеся гифы мицелия, прозрачные и они блестят. Гифы состоят из множества клеток и от них отходят прямостоящие или приподнимающиеся конидиеносцы. Эти образования ветвятся в верхнем отделе и формируют кисточки, несущие цепочки одноклеточных конидий. Споры данного гриба были очень отчётливо видны, не было необходимости специально их мочить. | Глянцевая поверхность, на которой просматриваются чёрные вкрапления в виде отдельных шариков. На поверхности видны пылевых клещей, которые находились в образце № 6. Четыре клеща, их тела прозрачные с чёрными точками внутри тела. Лапы у них очень странные, двойные. | Состоят из одной неподвижной клетки, имеющей разную форму: круглые, овальные, палочковидные. |
Вид грибка | Мукор | Пеницилл | Не определён | Дрожжи |
II. Заключение
Закончив свою исследовательскую работу, я могу сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены. Я смог самостоятельно вырастить плесень в домашних условиях и изучил ее. Рассмотрев все образцы плесени, я могу сделать несколько выводов:
-
Плесень – это тоже гриб, который размножается спорами и споры находятся абсолютно везде.
-
Плесень образуется быстрее в закрытом пространстве и активно размножается при комнатной температуре, а также важным условием появления и роста плесени является влажность.
-
Даже пониженная температура (в условиях холодильника) и наличие кислородной среды не спасут наши продукты питания от развития на них плесени.
-
Плесень для человека и друг, и враг. Плесень атакует дома, пищу, инструменты из дерева, мебель, книги и многое другое, а человек, в свою очередь, научился использовать её в пищу и в производстве лекарств.
-
Я понял, что регулярная уборка, проветривание комнат и личная гигиена – одно из главных условий для сохранения моего здоровья и здоровья членов моей большой семьи.
III. Литература
-
Александрова В.П., Болгова И.В. Экология живых организмов. Практикум с основами экологического проектирования. 6–7 классы. ФГОС. – М.: ВАКО, 2015.
-
Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
-
Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)
-
Энциклопедия детям «Про всё на свете» Автор О. Ортега, С. Касарес (Ростов –на-Дону: Владис, 2015г.)
-
Журнал "Наука и жизнь", №10, 2009 год, Статья «Многоликая плесень»
-
http://мегафакты.рф/интересные-факты-о-плесени/
-
https://plesneveet.ru/pleseni/rol-pleseni-v-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-interesnye-fakty-o-kotoryh-vy-ne-znali/
IV. Приложение
-
Практическая работа №1 «Выращивание плесневых грибов и их поиск в доме». Опыт №1 «Выращивание плесени на хлебе»
-
Опыт №2 «Выращивание плесени на разных продуктах питания»
-
Опыт № 3 «Поиск плесени в доме»
-
Практическая работа №2 «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 1 группа
-
«Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 2 группа
-
«Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 3 группа
-
«Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 4 группа
Приложение 1
Практическая работа №1 «Выращивание плесневых грибов и их поиск в доме». Опыт №1 «Выращивание плесени на хлебе»
Приложение 2
Опыт №2 «Выращивание плесени на разных продуктах питания»
Приложение 3
Опыт № 3 «Поиск плесени в доме»
Приложение 4
Практическая работа №2 «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 1 группа
Приложение 5
«Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»:
2 группа
Приложение 6
«Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 3 группа
Приложение 7
«
Изучение строения плесневых грибов под микроскопом»: 4 группа
| 4 группа |
Внешний вид плесени | Жёлтый или песочный |
Результат исследования | Состоят из одной неподвижной клетки, имеющей разную форму: круглые, овальные, палочковидные. |
Вид грибка | Дрожжи |