Плюсы и минусы реализации компетентностного подхода и развития критического мышления на уроках истории Казахстана в рамках обновлённого содержания образования.
О.А. Рихтер, преподаватель истории Казахстана КГКП «Костанайский педагогический колледж».
В условиях модернизации системы образования одной из самых актуальных задач, требующих сегодня своего решения, является подготовка педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в резко возрастающем потоке информации.
Уровень образованности сегодня не определяется объёмом знаний, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности. Подобный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую он обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Это способность специалиста решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения.
Таким образом, компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Что касается истории Казахстана, то цель педагога, преподающего эту ООД, состоит в воспитании молодого поколения в духе социальной активности, ответственности, добросовестного отношения к делу, толерантности, любви к истории и культуре своего народа, то есть формировании основных гражданских компетенций. Убеждена, что необходимо сочетать патриотические чувства учащихся к истории своего народа и страны с уважением к жизни и культуре других народов, прививать понимание того, что история казахского народа - часть всемирной истории и общемировой цивилизации. Современный урок истории - это взгляд на своё прошлое со стороны. В условиях современного многополярного мира историческое пространство на уроке должно использоваться не как данность для запоминания и воспроизведения, а как средство для развития мышления учащихся. Предметы истории и обществознания имеют многофункциональные возможности, которые, несомненно, надо использовать:
познавательные (получение фактических знаний),
аксеологические (формирование умений правильно оценивать мир и самого себя в нем),
воспитательные (формирование цельной развитой личности),
праксеологические (формирование умений правильно действовать в мире),
гуманистические (формирование человечного отношения к окружающим).
Все эти функции в комплексе способствуют формированию личности, обладающей не только интеллектуальным потенциалом, но и социально - культурными качествами и ориентирами. Базовые компетенции, которыми должен овладеть обучащийся в процессе изучения курса истории Казахстана, являются определяющими для каждого активного члена общества:
-знать и соблюдать права и обязанности гражданина Республики Казахстан, понимать и ценить государственную политику страны,
-определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения,
-выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации,
-отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, чётко следовать технологии,
-самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно- коммуникационных технологий.
Таким образом, предмет истории Казахстана, наряду с другими общественными и гуманитарными дисциплинами, способствуют развитию личности гражданина и будущего специалиста.
Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки общественно-исторического цикла тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.
Однако сложности современного общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные с внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания. Считаю это очевидным минусом обновлённого содержания образования, так как в нём слишком много формализации и алгоритмов, но мало возможностей для творчества на уроке (например, уроков-дискуссий, «погружений», исследований). Это реалии нашей жизни и издержки процесса цифровизации и дистанционного обучения, поэтому сами обучающиеся тоже слабо мотивированы на это.
Тем не менее, обеспечение неотъемлемого права учителя самостоятельно выбирать формы и приёмы своей деятельности, равно как и уважение к его личности и личности студента, и сотрудничество педагога и учащегося являются частью компетентностного подхода. Комбинированный творчески-проблемный метод, также метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие на уроках отечественной истории развивают критическое мышление и помогают учителю формировать в молодых людях основные гражданские компетенции.
Считаю, что наиболее эффективно на уроках истории Казахстана применение следующих методов, реализующих различные образовательные цели:
1. Объяснительно-иллюстративные - рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж (по составлению тезисов, фактологических вопросов, тестированию).
2. Репродуктивные - лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание (составление таблиц, аналитических формул, синквейнов).
В контексте таксономии Блума эти виды работы формируют у студентов знание, понимание и компетенцию применения.
3. Проблемные – беседа, проблемная ситуация, обобщение (составление проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, вывод-анализ по теме).
4.Частично- поисковые – самостоятельная работа (работа с понятийным аппаратом, составление тестовых вопросов, сравнительный анализ, эссе).
5.Исследовательские- творческое задание, исследовательское моделирование (составление кластера-схемы, глоссария, самостоятельное определение и пояснение понятий).
В контексте таксономии Блума эти виды работы формируют компетенции анализа, синтеза и оценки (интерпретации).
Кроме того, результаты обучения и критерии оценки по каждой теме дают возможность педагогу проводить оценивание обучающихся в системе (это можно отметить в качестве плюса).
В целом же обновлённое содержание на уроках истории Казахстана позволяет реализовывать компетентностный подход и развивать критическое мышление будущих специалистов. И эффективность этой реализации зависит прежде всего от профессионализма педагога.