СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плюсы и минусы традиционного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

 Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Просмотр содержимого документа
«Плюсы и минусы традиционного урока.»



Плюсы и минусы традиционного урока.


В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

 Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.


Основы традиционного типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?



Отличительные признаки традиционной классно -урочной технологии следующие:

– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

– класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

– основной единицей занятий является урок;

– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

– работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Структура традиционного урока:

  1. организационный момент;

  2. проверка домашнего задания;

  3. проверка знаний и умений учащихся;

  4. постановка цели занятия перед учащимися;

  5. организация восприятия новой информации;

  6. первичная проверка понимания;

  7. организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

  8. творческое применение и добывание знаний;

  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

  11. домашнее задание к следующему уроку;

  12. подведение итогов урока.



Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:



Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Учитель выдвигает перед учащимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся   выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Выработать критерии проверки  совместно с учащимися (алгоритмы проверки)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются  листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)







Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Плюсы традиционного урока: мнения педагогов

Мнение 1 Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний, без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Мнение 2 Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Мнение 3 На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. бучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Мнение 4 Позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам». Со «средними» учениками работать проще.

Мнение 5 Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Минусы традиционного урока:

1. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

2. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

3. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».

4. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

5. Недовольство администрации, заинтересованной в новом. Несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

6. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность обучения, средний ученик в целом.

7. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.



Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.



МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2».





















Выступление на педагогическом совете



«Плюсы и минусы традиционного урока.»































Подготовила: учитель начальных классов Бекшаева Е.В.

2018-2019 уч. г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!