Плюсы и минусы традиционного урока.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
Основы традиционного типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?
Отличительные признаки традиционной классно -урочной технологии следующие:
– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
– класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
– основной единицей занятий является урок;
– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
– работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.
Структура традиционного урока:
организационный момент;
проверка домашнего задания;
проверка знаний и умений учащихся;
постановка цели занятия перед учащимися;
организация восприятия новой информации;
первичная проверка понимания;
организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
творческое применение и добывание знаний;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
домашнее задание к следующему уроку;
подведение итогов урока.
Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:
Требования к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Учитель выдвигает перед учащимися проблему |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Совместное планирование по образцу/памятке |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Выработать критерии проверки совместно с учащимися (алгоритмы проверки) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | По выявленным затруднениям учеников заполняются листы самооценки |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Рефлексия (инициатива исходит от ученика) |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе) |
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.
Плюсы традиционного урока: мнения педагогов
Мнение 1 Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний, без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Мнение 2 Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
Мнение 3 На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. бучением и индивидуальным характером усвоения знаний).
Мнение 4 Позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам». Со «средними» учениками работать проще.
Мнение 5 Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Минусы традиционного урока:
1. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
2. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
3. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
4. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
5. Недовольство администрации, заинтересованной в новом. Несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
6. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность обучения, средний ученик в целом.
7. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2».
Выступление на педагогическом совете
«Плюсы и минусы традиционного урока.»
Подготовила: учитель начальных классов Бекшаева Е.В.
2018-2019 уч. г.