метод, практический метод, демонстрационный метод.
Название этапа урока/ продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. Мотивация ( 2 минуты) | Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) , эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём. | Слушают высказывание. Любое знание желательно добыть опытным путём. |
2. Повторение (4 минуты) | Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях. А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2). | Самостоятельно работают. Самопроверка. |
3. Определение цели урока (7 минут) | - А теперь обратите внимание на доску. (Слайды № 3,4, 5) Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры? Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры? Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. Слайд № 6 Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала. | Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов. Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму. Объём, масса, род материала. Записывают в тетрадях название темы урока. Называют цели - узнать что такое плотность; - узнать, как она обозначается; - узнать от чего она зависит; - узнать какие единицы измерения; - узнать способы измерения. |
4. Изучение нового материала (12 минут) | Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах. (4 группы) Учитель раздаёт карточки (табл. №№ 2 -5) с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы каждой группе. При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензурками, весами и телами. Какие выводы вы сделали? Слайд №7. Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества. Итак, плотность зависит от массы и объёма тела. Внимание на доску. Слайды № 8, 9, 10, 11.(Слайды № 8, 9, 10 - с записью в тетрадь) Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
| Читают задание по карточке. Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта. Выполняют экспериментальное задание, заполняют карточку, формулируют вывод. Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения. |
Закрепление изученного материала (16 минут) | Посмотрите на доску (слайд № 12, 13) и ответьте на вопрос: 1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела? А теперь откроем учебники ,перед нами таблицы плотностей различных тел. 1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая. 2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела? 3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей? Слайд № 14. Отвечаем на вопросы. | Отвечают на вопросы. 1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости. Работа по учебнику. - Самая большая плотность, из таблиц, у золота, самая низкая у водорода. - Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном. - Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном. 1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м 2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца. 3. Плотность будет одинаковой. 4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти. |
6.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. (4 минуты) | Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд № 15) А теперь, ребята, заполните анкету (табл.№6), что лежит у вас на парте. Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 16) | Записывают в дневник домашнее задание. Заполняют анкету. |
6.Практическое значение или применение.