СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плотность вещества

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение основных понятий: масса, плотность, средняя плотность, взаимодействие тел. 

Просмотр содержимого документа
«Плотность вещества»

Урок - повторение «Плотность вещества»

Цель урока: повторить основные понятия и вопросы темы

Задачи урока:

  • продолжить изучение основных понятий: масса, плотность, средняя плотность, взаимодействие тел;

  • продолжить развивать умение учащихся работать с текстом учебника; анализировать предложенные задачи и давать ответы на поставленные вопросы, развивать внимание и речь;

  • дифференцировать работу учащихся класса в зависимости от их умений, навыков и степени развития личности с целью дальнейшего осознанного обучения;

  • развивать способности учащихся выражать свои мысли, приводить аргументы для доказательства предположений (гипотез)

Методы и формы контроля, диагностический материал: фронтальный опрос по предложенным вопросам, индивидуальные лабораторные работы, эвристическая беседа

Наглядные пособия и ТСО: презентация «Плотность вещества», таблицы, лабораторное оборудование (весы с разновесом, мензурка с водой, тело неправильной формы и в форме параллелепипеда), ареометры.

Междисциплинарные связи: различное погружение тел в жидкости (география), вычисление величин, перевод единиц в различные системы (математика)

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин).

На этом уроке нам предстоит повторить основные понятия темы «Плотность вещества»

II. Повторение, проверка домашнего задания. (13 мин)

  1. (у доски) 1 ученик: определение массы тела на лабораторных весах, запись полученных результатов сделать на доске

  2. (у доски) 2 ученик: определение объема тела неправильной формы, запись полученных результатов на доске

  3. (у доски) 3 ученик: задача


Дано:

m = 3000 кг

а = 3 м

b = 60 см = 0,6 м

c = 4 мм = 0, 004 м

ρж = 7800 кг/м3


Решение.


n = V / V1 ;

V= m / ρж ; V = 3000кг / 7800кг/ м3 =0,385 м3

V1 = a . b . c; V1 = 3 м . 0,6 м . 0,004 м = 0,0072 м3

n = 0,385 м3 / 0,0072 м3 = 53




Ответ: 53 листа

n - ?




  1. Устная работа с группой:

  1. Почему спортсмен не может резко остановиться на финише, а пробегает еще некоторое расстояние?

  2. Почему, чтобы стряхнуть с себя капли воды собака трясет всем телом?

  3. Что происходит со скоростями в результате взаимодействия тел?

  4. Как называется свойство тел по-разному изменять свою скорость?

  5. Какой физической величиной характеризуется инертность тел?

  6. Какую физическую величину мы называем плотностью вещества?

/2 слайд /

  1. Какие из приведенных формул неверные?

а) ρ = m . V; б) V = m / ρ; в) ρ = V / m; г) m = V / ρ; д) m = ρ . V; е) ρ = m / V; ж) m = ρ / V (а, в, г, ж)

/3 слайд /

  1. Назовите единицы измерения: а) объема, б) массы, в) плотности

м2; м3; м; см3; л; г/см3; км/ч; дм3; мг; мл; см/с; кг/см2; см/кг

/4 слайд /

  1. Выразите плотность:

а) 750 кг/м3 в г/ см3

б) 1,15 г/ см3 в кг/м3

Выразите массу:

а) 81 г в кг

б) 1.5 кг в г

в) 1.7 т в кг

Выразите объем:

а) 3л в м3

б) 5000 мл в см3

в) 70000 см3 в м3

  1. Плотность льда 900 кг/м3 . Что означает это число?

  2. Мы видим. Что объемы тел разные, что можно сказать о массах этих тел. Об их плотностях?

  3. Посмотрим, как справились ребята с предложенной работой по определению массы и объема тел (проверка проведенных опытов).

Рассчитаем, чему равна плотность предложенного тела (ученик у доски).

  1. Решение задач по теме: «Плотность вещества» (25 мин)

1) Красивое явление – айсберг, плавающий в океане. Однако нашему взору предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 скрыто под водой. Но, если же в воде будет плавать сосновое полено, то оно будет погружено примерно до половины. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг - почти целиком?

Посмотрим таблицу плотностей. Плотность льда равна 900 кг/м3 , плотность сухой сосны 400 кг/м3, а плотность воды 1000 кг/м3. Какую же часть составляет плотность льда от плотности воды? (9/10), а плотность древесины от плотности воды? (4/10). Какой вывод можно сделать при таком сопоставлении?

- Внутри жидкости находится такая доля плавающего тела, какую составляет его средняя плотность от плотности жидкости.

Выясним теперь, как зависит плавание одного и того же тела от плотности окружающей его жидкости. В какой воде человеку легче плавать: в морской или чистой? Посмотрим на таблицу плотностей жидкостей. Конечно же, в морской. А вот в водах Мертвого моря (оно находится в Израиле) растворено так много минеральных солей, что человек может спокойно лежать на поверхности воды, совершенно не боясь утонуть (настолько велика ее плотность).

Какой вывод можно сделать на основании приведенных примеров?

-Если одинаковые тела плавают в разных жидкостях, то глубже погружено то тело, которое плавает в менее плотной жидкости.

- На использовании этой закономерности основано действие ареометра – прибора для измерения плотности жидкостей. В менее плотной жидкости ареометр погружается глубже и над поверхностью выступает меньшая часть его шкалы, по которой и определяют плотность.

В ходе повторения я неоднократно применяла словосочетание «средняя плотность». Как вы думаете, почему я так говорила? Тело может быть неоднородным, например, обычное яйцо, то есть оно состоит из нескольких веществ: белка, желтка, скорлупы. Или средняя плотность корабля.

2) Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объемом 15 см3? (ученик у доски)

ρ = m / V; ρ = 115 кг /15 . 10-6 м3 = 7,7 . 106 кг/м3.

Такая плотность соизмерима с плотностью центра некоторых звезд. Эта тяжелая мышка не смогла бы выжить.

3) Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.

Яйцо помещается в сливной сосуд наполненный водой. Выливающаяся из сливного сосуда вода собирается в мензурку. Объем вылившейся воды примерно равен объему яйца. Масса золотого яйца находится по формуле:

m = ρ . V, где ρ – плотность золота.



IV. Подведение итогов. Пояснение домашнего задания .(1 мин)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!