Урок - повторение «Плотность вещества»
Цель урока: повторить основные понятия и вопросы темы
Задачи урока:
продолжить изучение основных понятий: масса, плотность, средняя плотность, взаимодействие тел;
продолжить развивать умение учащихся работать с текстом учебника; анализировать предложенные задачи и давать ответы на поставленные вопросы, развивать внимание и речь;
дифференцировать работу учащихся класса в зависимости от их умений, навыков и степени развития личности с целью дальнейшего осознанного обучения;
развивать способности учащихся выражать свои мысли, приводить аргументы для доказательства предположений (гипотез)
Методы и формы контроля, диагностический материал: фронтальный опрос по предложенным вопросам, индивидуальные лабораторные работы, эвристическая беседа
Наглядные пособия и ТСО: презентация «Плотность вещества», таблицы, лабораторное оборудование (весы с разновесом, мензурка с водой, тело неправильной формы и в форме параллелепипеда), ареометры.
Междисциплинарные связи: различное погружение тел в жидкости (география), вычисление величин, перевод единиц в различные системы (математика)
Ход урока.
Организационный момент. (1 мин).
На этом уроке нам предстоит повторить основные понятия темы «Плотность вещества»
II. Повторение, проверка домашнего задания. (13 мин)
(у доски) 1 ученик: определение массы тела на лабораторных весах, запись полученных результатов сделать на доске
(у доски) 2 ученик: определение объема тела неправильной формы, запись полученных результатов на доске
(у доски) 3 ученик: задача
Дано: m = 3000 кг а = 3 м b = 60 см = 0,6 м c = 4 мм = 0, 004 м ρж = 7800 кг/м3 | Решение. n = V / V1 ; V= m / ρж ; V = 3000кг / 7800кг/ м3 =0,385 м3 V1 = a . b . c; V1 = 3 м . 0,6 м . 0,004 м = 0,0072 м3 n = 0,385 м3 / 0,0072 м3 = 53 |
| |
 | Ответ: 53 листа |
n - ? | |
Устная работа с группой:
Почему спортсмен не может резко остановиться на финише, а пробегает еще некоторое расстояние?
Почему, чтобы стряхнуть с себя капли воды собака трясет всем телом?
Что происходит со скоростями в результате взаимодействия тел?
Как называется свойство тел по-разному изменять свою скорость?
Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
Какую физическую величину мы называем плотностью вещества?
/2 слайд /
Какие из приведенных формул неверные?
а) ρ = m . V; б) V = m / ρ; в) ρ = V / m; г) m = V / ρ; д) m = ρ . V; е) ρ = m / V; ж) m = ρ / V (а, в, г, ж)
/3 слайд /
Назовите единицы измерения: а) объема, б) массы, в) плотности
м2; м3; м; см3; л; г/см3; км/ч; дм3; мг; мл; см/с; кг/см2; см/кг
/4 слайд /
Выразите плотность:
а) 750 кг/м3 в г/ см3
б) 1,15 г/ см3 в кг/м3
Выразите массу:
а) 81 г в кг
б) 1.5 кг в г
в) 1.7 т в кг
Выразите объем:
а) 3л в м3
б) 5000 мл в см3
в) 70000 см3 в м3
Плотность льда 900 кг/м3 . Что означает это число?
Мы видим. Что объемы тел разные, что можно сказать о массах этих тел. Об их плотностях?
Посмотрим, как справились ребята с предложенной работой по определению массы и объема тел (проверка проведенных опытов).
Рассчитаем, чему равна плотность предложенного тела (ученик у доски).
Решение задач по теме: «Плотность вещества» (25 мин)
1) Красивое явление – айсберг, плавающий в океане. Однако нашему взору предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 скрыто под водой. Но, если же в воде будет плавать сосновое полено, то оно будет погружено примерно до половины. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг - почти целиком?
Посмотрим таблицу плотностей. Плотность льда равна 900 кг/м3 , плотность сухой сосны 400 кг/м3, а плотность воды 1000 кг/м3. Какую же часть составляет плотность льда от плотности воды? (9/10), а плотность древесины от плотности воды? (4/10). Какой вывод можно сделать при таком сопоставлении?
- Внутри жидкости находится такая доля плавающего тела, какую составляет его средняя плотность от плотности жидкости.
Выясним теперь, как зависит плавание одного и того же тела от плотности окружающей его жидкости. В какой воде человеку легче плавать: в морской или чистой? Посмотрим на таблицу плотностей жидкостей. Конечно же, в морской. А вот в водах Мертвого моря (оно находится в Израиле) растворено так много минеральных солей, что человек может спокойно лежать на поверхности воды, совершенно не боясь утонуть (настолько велика ее плотность).
Какой вывод можно сделать на основании приведенных примеров?
-Если одинаковые тела плавают в разных жидкостях, то глубже погружено то тело, которое плавает в менее плотной жидкости.
- На использовании этой закономерности основано действие ареометра – прибора для измерения плотности жидкостей. В менее плотной жидкости ареометр погружается глубже и над поверхностью выступает меньшая часть его шкалы, по которой и определяют плотность.
В ходе повторения я неоднократно применяла словосочетание «средняя плотность». Как вы думаете, почему я так говорила? Тело может быть неоднородным, например, обычное яйцо, то есть оно состоит из нескольких веществ: белка, желтка, скорлупы. Или средняя плотность корабля.
2) Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объемом 15 см3? (ученик у доски)
ρ = m / V; ρ = 115 кг /15 . 10-6 м3 = 7,7 . 106 кг/м3.
Такая плотность соизмерима с плотностью центра некоторых звезд. Эта тяжелая мышка не смогла бы выжить.
3) Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.
Яйцо помещается в сливной сосуд наполненный водой. Выливающаяся из сливного сосуда вода собирается в мензурку. Объем вылившейся воды примерно равен объему яйца. Масса золотого яйца находится по формуле:
m = ρ . V, где ρ – плотность золота.
IV. Подведение итогов. Пояснение домашнего задания .(1 мин)