Цели урока:
Цели обучения:
добиться усвоения понятия «плотность тела»;
отработать навыки установления связей между массой, объёмом тела и плотностью тела.
Цели развития:
развитие умений и навыков оперировать понятием «плотность тела» при решении различного вида задач;
развитие общеучебных умений оформлять решение, делать выводы;
развитие умений пользоваться измерительными приборами;
развитие умений действовать самостоятельно при выполнении экспериментальных заданий.
Цели воспитания: воспитание аккуратности, последовательности в действиях, наблюдательности, культуры речи, умения четко выражать свою мысль.
Тип урока: урок решения задач.
Оборудование и оснащение урока: доска, учебник, ученическая линейка, раздаточный материал.
План урока
Этап | Время (мин) | Приемы и методы |
I. Повторение | 7 | Фронтальный опрос, записи на доске. |
II. Решение задач | 33 | Записи на доске и в тетрадях, решение задач и их обсуждение. Работа в парах, индивидуальная и самостоятельная работа. Частично-поисковый, проблемный, экспериментальный, наглядный методы. |
III. Подведение итогов. Домашнее задание. | 5 | Ответы на вопросы. Запись задания на доске и в дневниках. |
Ход урока
I этап:
Повторение домашнего материала в форме теста. Перед вами на парте находятся листочки в клеточку. Возьмите их и подпишите. Ребята, я знаю, что многие из Вас любят отгадывать загадки. Давайте сделаем это вместе с Вами:
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
Какая физическая величина определяется с помощью весов? Под цифрой 1 напишите эту величину и какой буквой она обозначается (масса, m)
В каких единицах измеряется данная величина в международной системе единиц.. Сначала укажите основную, а затем производные единицы (кг, г, т, ц,…)
Все мы с Вами твёрдо знаем,
Что линейкой измеряем
Мы у куба высоту, ширину
Ну, и длину.
Подскажите, что за связь
Существует между ними?
3. Что можно вычислить, зная эти параметры тела? Под цифрой 3 напишите эту величину и какой буквой она обозначается (объем,V)
4. В каких единицах измеряется данная величина в международной системе единиц.. Сначала укажите основную, а затем производные единицы (м3, см3, л)
5. Зная массу и объем, какую физическую величину можно вычислить? Какой буквой обозначается данная величина (плотность, ρ)
6. В каких единицах измеряется данная величина в международной системе единиц.. Сначала укажите основную (кг/м3, г/см3)
7. По какой формуле можно ее рассчитать? (ρ= 
А теперь поменяйтесь работами, и оцените друг друга. Критерии оценивания на доске. Правильный ответ – это 1 балл.
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
Спросить у учащихся результаты теста и собрать работы. Это первая оценка за урок.
II этап:
Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.
Как из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.
Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока (учащиеся предлагают формулировку с фиксированием её на доске и в тетрадях).
Итак, тема нашего урока «Расчет массы и объема тела по его плотности»
На предыдущем уроке мы познакомились, а сейчас повторили плотность вещества. Найти ее можно по формуле …(ответ учащегося с записью формулы на доске)
ρ=m/V
А теперь воспользуемся магическим треугольником и выведем с вами расчетные формулы для массы и объема тела. Вспоминаем, что горизонтальная линия – это действие деление, а точка – это умножение.
m


ρ
V

Работая друг с другом, получите расчетные формулы.
Вы на уроке всё поймёте,
Когда задачки разберёте.
Начнём мы с простенькой пока,
Нетрудной для ученика.
Задача1:
В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3. Вычислите плотность цирковой гири.

Вторую мы немножко усложним.
Анализ сделаем и быстро разрешим.
Задача 2: (на основе использования литературных персонажей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 2 литра?
Задача 3: (экспериментальная)
Перед вами карточки с заданием. Для решения данной задачи предлагается инструкция, расположенная справа от рисунка. Пояснить ее. Эта задача будет ваша вторая оценка за урок.
Задача 5: (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).
Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
III этап:
Запись домашнего задания: § 22, творческое задание: определить плотность мыла.
Рефлексия.
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке.
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Плотность важна и для сельского хозяйства. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.
Подведение итогов.
И в заключение урока, покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы покинете кабинет физики. Красный – все понятно, трудностей не возникло. Зеленый – есть сложности.
И если я смогу увлечь, хотя бы часть учащихся физикой настолько, чтобы они включили её в сферу своих интересов, то моя работа не напрасна.
6. Рефлексия (подведение итогов урока, оценки)
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.
1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
• делало её более эффективной,
• тормозило выполнение задания,
• не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.
2. Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
• недостаток информации,
• недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.),
• трудности в общении.
3.Какой стиль общения преобладал в работе?
• ориентированный на человека,
• ориентированный на выполнение задания.
5. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
• руководитель группы
• нежелание наладить контакт большинства участников группы,
• непонимание задачи, поставленной для совместной работы,
• сама задача оказалась неинтересной, трудной.